JAGGED ALLIANCE: CROSSFIRE
Странное чувство охватывает, когда читаешь рецензии на
Jagged Allaince - 3. Такое ощущение, что фаны
никогда и ничем не будут довольны. Столько было стонов: хотим
JA-3, когда же выйдет, и все такое. Вот вышел,
хотя и с десятилетним разрывом. И снова стоны: это не то, мы ждали
другого. Вот только чего "другого", так и осталось не ясным. Ибо
JA - 3 это как раз продвинутый, трехмерный,
красивый JA-2. А не нечто "другое". Даже
страна та же - Арулько, и карта схожая.
Поразмышлял на досуге над этим феноменом и пришел к
выводу, что существует некий синдром "геймера-иделиста", основанный на
воспоминаниях о прошлой игре. Прикладывая эти воспоминания к сиквелу,
такой идеалист ностальгически воскрешает в себе восторги от игры в
предыдущую версию и думает: а ведь было лучше. На самом деле не было,
хотя бы по той причине, что как можно сравнивать двухмерную игру с
трехмерной. Просто привычка - вторая натура. И поэтому сиквел, при всех
его достоинствах так часто вызывает ворчание, к тому же теряется
ощущение новизны.
Вот и по поводу Jagged Allaince - 3 в
рецензиях мне все больше встречалось именно такое ворчание, без
конкретных обоснований - чем же рецензент или просто игрок не доволен.
А между тем разработчики, несмотря на этот критицизм на
JA - 3 не остановились и выпустили аддон - Jagged Allaince:
Crossfire. Что откровенно говоря обнадеживает и дает основание
полагать, что на серии не поставили крест.
Конечно, наивно было бы думать, что аддон даст нам некие
кардинальные изменения в игре. Основа та же. Те же наемники, которых
стало на десяток больше, та же игровая схема, разве что оружия да
немного одежки тоже
добавили.
Самое важное, принципиально в Jagged Allaince:
Crossfire, это то, что наконец-то мы из
Арулько переместились в другую часть света. Нашим наемникам, то есть
вашим наемникам, предстоит действовать в вымышленной азиатской стране
Канапа, где-то между Филиппинами и Таиландом, или близко по соседству.
Это, понятное дело, совершенно новая карта. Начинаем мы не в аэропорту,
а в морской гавани (куда затем и будут вам доставлять снаряжение и
пополнение). Порт, и вообще все локации, очень сильно перерисованы.
Большей частью это восточные трущобы, хотя и более-менее приличные
города тоже попадаются. А еще есть восточные храмы и промышленные
сооружения.
Эта графическая составляющая аддона - самая его сильная сторона. Локации
сделаны не из "кубиков", то есть, взятых из основной кампании строений,
а созданы заново. Многие из них очень красивые, с ресторанчиками у воды,
экзотическими улицами, домами. Действительно есть ощущение новизны, что
мы - в другой стране, где принято носить чалму, длинные халаты, а злодеи
нередко бегают с широкими восточными мечами.
Сюжет. Хм. Довольно стремный, я бы сказал, при нынешних религиозных
напрягах по всему миру. Теперь ваши наемники борются не против диктатора
или диктаторши.
Их нанимает некий "хороший" религиозный лидер этой
абстрактной азиатской страны - Канапа, чтобы защитить своих прихожан от
"плохого" лидера, духовного вожака тамошних экстремистов -
дженитов, секта такая. Этот бэд бой тоже нанял наемников, которые все
грабят и разоряют.
Мягко говоря, сомнительный вариант для игры такого рода. Почему бы,
переместив действие в ту же страну, не бросить наших солдат удачи против
местных террористов или просто бандитов, терроризирующих население. Вспомним незабвенных "Семерых
самураев" или подражающую им "Великолепную семерку". Вот идеальный сюжет
для игры такого рода. Но играться с религией, пусть даже она тут
совершенно абстрактная (не мусульманство, не христианство, не буддизм
или другая мировая церковь), по нынешним временам не очень то корректно,
да и опасно.
И сюжетный фон от этого получается какой-то раздражающе странный. Всякие
незначительные персонажи, которые не принимают участи непосредственно в
сюжете, а изображают массовку (пешеходы и обитатели домиков), несут
всякий религиозный бред, вроде: "боги от нас отвернулись", мы разгневали
богов", в враги кричат: "я убью тебя во имя господа", "как ты
смеешь топтать нашу священную землю" и проч.
Но нашим наемникам все равно, ведь кто платит, тот и заказывает музыку.
К сожалению, платит нам наш наниматель не густо. Стартовый капитал очень
невелик
(30 00 на обычном уровне и 20 000 на hard)
и позволяет нанять не более двух наемников покрепче, или трех послабее.
При захвате ближних к порту мелких локаций, а их довольно много, они
почти не приносят дохода, буквально по сотке - две $.
Первые по настоящему денежные пункты (ГЭС и шахта) находятся так далеко,
что пока к ним доберешься, вконец обнищаешь. Ведь обычно после боя надо
менять продырявленные бронежилеты на новые, пополнять запас патронов,
медикаментов, которые расходуются со страшной силой, заказывать через
интернет-магазин Бобби Рея разное снаряжение. Деньги тают, как снег на
солнце. В такой ситуации не очень-то развернешься, особенно учитывая,
что враг имеет вредную привычку контратаковать и отбивать локации. Вот
почему не рекомендовал бы играть на уровне "hard",
даже если вы и опытный игрок в JA. С
пустыми карманами при всем своем опыте не навоюешь и ополчение не
прокачаешь, а охранять тройкой наемников довольно таки большой периметр
- дело безнадежное. Кроме того на hard
уровне боты просто озверели.
Деньги в Jagged Allaince: Crossfire на первом этапе зарабатываются не
доходом с локаций, а квестами. Вот чего тут много, так много. И в их
прохождении тоже есть некоторые изменения. Главное заключается в том,
что квестовые персонажи теперь далеко не всегда помечены знаком "!" над
макушкой. Только начальные, те, кто выдает первый квест. Других часто
надо "искать", поочередно заговаривая в нужной локации со всеми
вспомогательными юнитами, изображающими здешнее население. Причем квесты
стали многоступенчатыми. Частенько найденным таким методом тыка
квестовый персонаж оказывается промежуточным, он дает вам новый квест,
уже второй и, только выполнив его, вы получаете свое вознаграждение, к
счастью, довольно крупное.
Что касается ИИ, то утверждению разработчиков, что он стал сильнее,
можно поверить. Хотя ведет себя этот ИИ совершенно не однозначно. Сам
видел, как группа мерзавцев, атаковавшая ранее захваченный мною
сектор, где кроме моего одного стрелка, находилось и ополчение, слажено
действовала компактной командой, дружно прочесывая здание за
зданием и по одному уничтожая спрятавшихся там моих бойцов.
А в другом
случае, такая же, даже более сильная группа врагов, уничтожив моего
стрелка-ополченца, стоявшего на открытой позиции, тотчас застыла, как в
музее восковых фигур, не желая идти в лабиринт большого здания (это была
ГЭС), где прятались остальные мои бойцы. Но и мое ополчение не желало
вылезать.
Возникла патовая ситуация. Вообще-то, идея была ясна - ИИ хотел, что я
вышел из укрытия на открытое место в лапы его бандитам. Но у меня в
секторе находился только один подконтрольный мне наемник, да еще почти
без боезапаса, и выводить его на "честный" бой было бы чистым
самоубийством. Ополчение же игроку не подконтрольно, им тоже управляет
ИИ. Ну, и что в такой ситуации делать? Ведь по логике, враг должен был
атаковать, пока не очистить сектор, раз уж пришел его захватывать, а не
толпиться кучкой, ожидая, что игрок, который всегда в меньшинстве,
вылезет из обороны.
Вообще в JA оборона всегда сложнее, чем
наступление, но тут ее усложнили донельзя.
Карта в Jagged Allaince - 3.
Crossfire не столь велика, как в базовой игре.
Много меньше. Меньше и локаций, которые так тесно лепятся друг к
другу, что иногда 2-3 таких тактических карты составляют единое целое.
Пейзаж здесь преимущественно пустынный, так что и камуфляж понадобиться
соответствующий. Как всегда морока с доставкой и покупкой снаряжения.
Закупленное в интернете, оно попадает сначала в порт, откуда надо его
забирать и возить в другие локации и какой-то из ваших наемников все
время вынужден выполнять обязанности челнока, тогда как бойцов и без
того хронически не хватает. Местные же торговцы
открывают свои лавки, как правило, только после того, как вы выполните
какой либо из их квестов. Причем квесты частенько заморочные. Например,
торговец в первом же отбитом городе согласен продавать вам свой
товар, если вы найдете и принесете ему ящик с вещами, который он бросил
на рынке другого города, когда туда нагрянули наемники. Но этот город,
где спрятан загадочный ящик, аж в центре карты, там вооруженный гарнизон
в 20 и более стволов, так что когда вы его освободите, может быть этот квест вам будет уже и не нужен.
Что важно и что заставляет несколько критически писать об аддоне, так это то, что,
как заявляют сами разработчики, на прохождение карты в среднем нужно 15
часов. То есть, игра достаточно быстро завершится. Тогда зачем нам еще 10
новых наемников? Их и так хватает. И новое оружие? Разве что для "перчика". Треть карты на
уровне hard я вообще "зачистил", имея только
2-х солдат удачи: самую слабую из наемников - Фло и силача Стероида. Правда удержать захваченное на этом уровне было не реально,
поскольку злобные как волки боты отвоевывали у меня сектора почти так же
быстро, как я их завоевывал. При хроническом дефиците наличности,
нанимать профессионалов более высокого уровня тоже не реально, хватает и
средненьких. Так что и получается, что 10 новых головорезов толком и не
нужны, так же как и новые образцы оружия - и старых было очень много.
В самих локациях можно отметить большие, многоуровневые здания, а также
мосты - чего не было в Jagged Allaince - 3.
Это делает бои интереснее: мосты, которые
простреливаются вдоль насквозь, где нет укрытий, легче защищать, но, с другой стороны,
труднее и брать, когда их в свою очередь, нужно захватывать.
В сюжете есть и некая тайна. Ведь Канапа - страна абсолютно нищая. Здесь
нечего взять. Но экстремисты и их главарь не просто так пришли сюда. Их
интересовало что-то, спрятанное далеко в горах, и вам по ходу сюжета,
надо выяснить - что?
Что же еще? Ах, да - появилась разрушаемость объектов. Не слишком, но
все таки. Можно стрелять через стены и потолки, если они из тонких досок
(чем ИИ бессовестно пользуется), а кроме того пули красиво крошат края
бетонных заборчиков.
|
|