СМЕРТЬ НА ШОССЕ
В окулярах бинокля отражался пестрый африканский пейзаж. Была отчетливо видна пыльная дорога со стоявшим на ней джипом. Возле машины прохаживался чернокожий офицер в красном берете. Водитель, облаченный в белый комбинезон, открыв капот, копался в моторе. Рядом стоял солдат с короткоствольным автоматом. И еще один по-видимому прятался в кустах.
"Всего четверо", - констатировал Энтони Уилкинсон по кличке "Рино". - Пограничный патруль".
"Четверо, это все равно что ничего!" - ухмыльнулся Жан Йохансен, он же - "Рыбак". Два других наемника ничего не сказали, только Джабби, который когда-то участвовал в резне в Дарфуре и с тех пор слегка сбрендивший, хмыкнул: "Повеселимся!"
"Пошли, - скомандовал Йоханесен. "Они нас не ждут. Сыграем на этом."
Офицер возле джипа встрепенулся и положил руку на кобуру, когда со склона холма к нему стали спускаться четверо вооруженных людей.
"Стой, кто такие. Пропуск, - рявкнул он, но оружия пока не вынул, а его черные глазки масляно заблестели. Пограничная стража Алмазного Берега славилась своей алчностью.
За взятку патруль мог пропустить целую армию. А может он решил, что это правительственный спецназ проводит секретную операцию, про которую ему не сообщили.
"Есть у нас пропуск", - успокоил Рино. Пока офицер стоял в растерянности, четверо наемников подошли к джипу уже в плотную. Тут Рыбак, которого остальные в отряде считали главным за его опыт, произнес условную фразу: "Джаз!".
Все произошло в считанные секунды. Рино молниеносно извлек пистолет и выстрелил офицеру в голову. Тот без звука рухнул под колеса джипа. В тот же миг "Рыбак" расстрелял механика. Джаби с трех выстрелов завалил солдата, а четвертый наемник уничтожил второго, прятавшегося в кустах.
Из наемников никто не получил и царапины. Расстрел патруля не вызвал ни у кого из них никаких эмоций - все они были привычны к крови и убийствам.
Оставаться на шоссе было опасно. Рыбак развернул карту, поводил по ней пальцем и сказал: "Тут отмечены два строения. Вот в этом мы найдем нашего связника, его зовут Рубани. А вот тут в бинокль я видел каких-то вооруженных парней. Должно быть местные мародеры. С ними как-нибудь договоримся. Двигаем!".
Но не успела четверка покинуть шоссе, как глазастый Джабби заметил какое-то движение на кромке джунглей. "Солдаты!" - кивнул он. Рыбак вскинул к глазам бинокль и тотчас опустил: "Четверо, - подтвердил он и еще одна группа подходит юга. Должно быть нас ждали и как только связь с джипом пропала, начали облаву.
"Что будем делать?" - хладнокровно поинтересовался Рино?
Рыбак быстро принял решение:"Отходим к домику связника. Попробуем стравить солдат с местными бандитами. А сами добьем тех, кто уцелеет".
И четвертка наемников нырнула в заросли. Вскоре в секторе началась ожесточенная стрельба, и кто в кого стреляет долгое время было неясно...НОВЫЙ "ДЖАГГЕД АЛЬЯНС"
С эпизода, который вы только прочитали и которой я намеренно облек в художественную форму, начинается игра "Джаз: работа по найму". Этот проект вольно или невольно вошел в историю. Скандально вошел. Критики обрушили на него град возмущенных эмоций (коих автор этих строк не разделяет), а игроки, невзирая на это, толпами, сотнями, ходят читать их разгромные обзоры. И мрачно молчат в недоумении: верить или не верить? А все потому, что "Джаз" в свое время был заявлен и таковым фактически стал - продолжением знаменитого Джаггед Альянса (Djagged Alliance). Ни больше ни меньше, как его трехмерным римейком. Удался он или нет в полной мере - это другой вопрос. Сам факт, что странное название "Джаз" - это прямой намек на созвучный ему Джаггед Альянс - никаких сомнений не вызывает.
На этом месте сделаем небольшую паузу, скушаем твикс, и дадим краткое пояснение.
Для тех кто не знает что такое Jagged Allaiance я специально написал ретро обзор (см. левую колонку или пройдитесь по ссылке). Поэтому впредь будем исходить из того, что вы знаете о чем эта культовая игра, почему она так знаменита и в чем ее притягательность.
"Джаз" стремиться подражать своему прототипу во всем: сюжетом, интерфейсом, внешними признаками, тактическими картами например. На каждой карте и домики, и заборчики, и сарайчики и ящички - все выглядит так, как они впервые появились в первом и окончательно прорисовались во втором "Альянсах". Визуального ощущения, что вы оказались именно в третьем Djagged Alliance, только полностью трехмерном, никак не отнять и критикам стоило бы с этим считаться.
"Джаз", как и прототип, на который он усиленно пытается равняться, относится к редкому жанру военных игр. Это squad-based-strategy. По-русски говоря: тактическая, "отрядная", стратегия, где вы командуете небольшой группой бойцов. В первом Альянсе было только шесть солдат, вернее не солдат, а наемников. Затем их число возросло. В "Джазе" вы можете создать 6 отрядов с экзотическими именами: "Зебры", "Гиены" и т.п. и разместить их в разных ключевых областях стратегической карты. В тактическом отношении такой отряд подконтролен вам полностью. Его бойцы различны по своим навыкам, способностям, характерам. Вы их сами вооружаете и каждым поочередно руководите в бою. Именно поэтому, хотя ходите вы как по тактической, так и по стратегической карте в режиме реального времени, как только дело доходит до боя, включается пошаговый режим. Иначе просто вам было бы не управиться со столькими персонажами сразу. В ДЖАЗЕ НЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ
Теперь о сюжете. В этот раз действие разворачивается не в привычной нам банановой республике, а в Африке, в карликовом государстве "Алмазный берег". Вас нанимает бывший "законный" президент Янус Макконнен, которого сверг коварный и подлый диктатор. Вы берете у него деньги на первое время, вербуете отряд, причем метод вербовки просто скопирован из JA. Наемников вызывают по интернету, через агентство по найму солдат удачи - I. M.A. (International Mercenaries Agency). Янус Макконнен тоже общается с вами посредством электронной переписки. Все как и в JA.
Изменились лишь сами наемники. И это естественно. Ведь игра трехмерная. Вся анимация соответственно - тоже. Тут я сразу ставлю "Джазу" большой плюс. Его разработчики четко уловили, что в такого рода игре тонкости визуального поведения бойцов на карте - одно из ключевых элементов. Ведь здесь нет массированных атак, или всевозможных формаций. Нет авиации или бронетехники. Достоверность происходящего определяется, насколько достоверен очеловеченный персонаж и его движения в бою. С этой точки зрения "Джаз" почти безупречен. Наемники передвигаются, стреляют, прицеливаются, прячутся, ходят как в реальной жизни. А умирают по разному и очень картинно. Выстрел из дробовика отбрасывает жертву как ударом молота, автоматная очередь из "калашникова" валит наповал, сбивая с ног, пистолетные пули жалят, как осиное жало, но не убивают сразу, и на карте нередко валяются скрюченные тела, агонизирующие и истекающие кровью.
Наемников всего 30, меньше, чем было во 2-м Альянсе, и среди них нет харизматичного Ивана Долвича, которого мы помним по прежним играм. Почему? Потому что официального статуса правопреемника "Джаз" так и не получил, не сумели договориться с правообладателем.
По этой причине нет и старых наемников, все - новые, с новыми биографии. Из русских - Михаил Абрамов, бывший офицер разведки, ГРУ, специалист по Африке и ее проблемам. Есть и представительницы слабого пола, одна из которых, Отрава, с некрофильными наклонностями (детям до 16 лет нанимать ее не рекомендуется!).
Вооружение и снаряжение ваших бойцов - по схеме JA. Неиспользованное и сломанное оружие, лишние боеприпасы и снаряжение или ненужное или малоценное остается в захваченных вами секторах. НАЕМНИК СЛУЖИТ ТОМУ, КТО ПЛАТИТ.
Несмотря на сходство, принципиальных отличий от Jagged Aliance в игре тоже не мало, что делает "Джаз" вполне самостоятельным проектом. Карта не похожа на прежние, в "Джазе" вам изначально доступен только один сектор. Там, где вы высаживаетесь. Вся остальная карта скрыта. То есть ее вообще не видно. И состоит она не из сплошной сетки, разбитой аккуратно вдоль и поперек на сектора, как мы привыкли в JA, а немного похожа на "дерево технологий". Захват одного сектора, дает доступ в другие, и только тогда они появляются на общей карте, увенчанные флажком, который обозначает, кто им владеет: диктатор, вы, ваш клиент Янус Маконнен, африканские партизаны - "бутси" или местные бандиты (мародеры).
Захватив, к примеру, сектор "блокпост", можно попасть в два новых - ГЭС (построенную, кстати, еще советскими специалистами) или Железнодорожную Станцию, где можно войти в контакт со связником африканских партизан. Если вы захватили вокзал и нашли этого связника, то он откроет вам еще один сектор - там, где находится партизанская штаб-квартира. Таким образом доступность стратегической карты связана с общим сюжетом и в то же время ее отдельные звенья тесно связаны друг с другом. "Перескочить" через сектор, если вы не выполнили квест или не захватили ключевую развилку шоссе, не получится.
Экономическая модель тоже несколько изменилась. Сектора не только приносят доход. Вы можете строить различные улучшения, расширить железнодорожный терминал или пристроить новые блоки к ГЭС и тогда сектор станет приносить больше денег. Апгрейды очень дорогие, улучшение стоимостью в 15 000 даст прирост дохода 800 -1000 у.е. Наемники, к слову, тоже очень недешевы.
И самое главное отличие "Джаза", в нем несколько враждующих сторон, а не две (вы и Диктатор). Уже упомянутые черные партизаны и мародеры владеют собственными базами, боевыми отрядами и могут нанять вас для своих целей. Причем, заключив союз с одними, вы сделаете себе врагом других. Наконец, даже ваш главный враг, Диктатор, если вы добрались до его дворца (для чего не обязательно захватить всю территорию Алмазного Берега), может нанять вас. И миссия начнется по обратной схеме - вы будет зачищать ту территорию, которую ранее покорили и передали Маконнену. Если конечно, вас хватит на такую долгую игру. Вы даже можете провозгласить себя врагом всех и попытаться самому стать диктатором. А почему нет?
Откровенно говоря - такая нелинейность сюжета приятно радует и обещает самые необычные повороты.
НЕ ХОДИТЕ ДЕТИ, В АФРИКУ ГУЛЯТЬ
Если беспристрастно разобраться, критики обрушились на "Джаз" главным образом за его недоделки и недоработки. Глюков, вплоть до вылетов, в "Джазе" и впрямь немало. Едва ли не как главный недостаток игре вменяли отсутствие боев в ночном режиме. Их тут нет. Но, напомню, в самом первом JA их и не было. Ночью наемники мирно спали. Мне лично ночные сражения никогда не нравились - все таки, что ни говори, а это совсем другая война, на любителя.
Возможно, такой режим в "Джазе" и планировался, но у игры оказалась драматичная судьба. По каким-то причинам команда, создавшая игру, распалась. А может была распущена. Кто знает (и кому это интересно?) по каким причинам. Но факт, что на рынок игрушка попала в очень сыром виде и единственный патч (новых не предвидится) не ликвидировал всех недочетов.
Попытка во всем подражать JA тоже иногда играет против "Джаза". Новички, геймеры нового поколения, никогда не игравшие в Djagged Alliance, не могут понять, почему убив снайпера, на трупе которого должна быть, по логике, найдена снайперская винтовка, мы не находим никакой винтовки. А потому что так принято было в JA, где оружие на поле боя приходилось собирать поштучно, накапливая его и перевооружая своих парней по мере захвата новых секторов. И в этом есть своя логика: если каждый убитый даст вам полный комплект снаряжения, то пропадет одно из наиболее интересных игровых условий, заключающееся в том, что оснащение ваших солдат удачи трофейями - процесс долгий и непростой. Поначалу это всего лишь пистолеты и обоймы к ним. Но повоюйте больше - появятся и "калашниковы" и оптические прицелы, и взрывчатка и новейшие бронежилеты и много чего еще.
Перемудрили разрабы и с настройками сложности. Наемники чересчур дороги, из за этого некоторых из них, особенно крутых, можно нанимать только на день два. Или копить деньги для найма элитных головорезов, а это не просто - враг контратакует и пытается отбить потерянные территории.
В игре три уровня сложности: Новичок, Наемник, Ветеран. Если вы, думая, что опыт боев в JA дает вам право выбрать по меньшей мере "Наемника", то берегитесь. Враги в "Джазе", это просто злые бесы, у них полно и снайперских прицелов и в оружии новейшего образца недостатка нет. Приготовьтесь, что сохранятся в режиме тактических боев вам придется едва ли не на каждом шагу вашего наемника. Это уж слишком!
Совет - хотите боле реалистичной игры - выбирайте режим "новичка". Хотите хардкора - "наемника". Хотите, чтобы выиграть было невозможно - "ветерана". В последнем случае, думаю, вы бросите "Джаз" после первой же миссии.
Ящики по большей части на всех картах пустые, и чтобы найти что-то полезное, надо обшарить все в захваченном секторе по сантиметру. Иногда редкие, на вес золота патроны к снайперскому оружию оказываются где-нибудь в заброшенном сортире.
Сектора обычно пустынные, в них мало гражданских, и это создает ощущение безжизненности, некой нереальности созданного в игре виртуального мира.
Однако враг, который вам противостоит, на редкость разнообразен и в этом "Джаз" выгодно превосходит JA. Это и колоритные бандиты (мародеры), и партизаны, и армия диктатора, которая состоит из ополчения, регулярных войск, гвардии и спецназа. Мундиры и униформа, а также пестрый камуфляж мародеров - все отрисовано на высшем уровне. Чувствуется и чисто африканский флер, этого тоже удалость добится. Есть даже сектор, контролируемый ООН - нейтралы, но и "голубые каски" при желании можно тоже мочить, как и всех прочих.
"Джаз" можно бранить за недоделки и недостатки, но бранить, как мы убедились, уже некого. Разработчики рассеялись по другим проектам еще, очевидно, до релиза, а кто то вовсе ушел из игровой индустрии. Так что продолжения, новых миссий и аддонов уже не будет.
Но игра осталась. И тот факт, что у нее появились фан-сайты и даже моды говорит о том, что своего игрока она все-таки нашла. Мы действительно получили симпатичный трехмерный Djagged Alliance, хотя, может быть и не совсем такой, какой ожидали.
|
|