ГЛАС С ВЫШЕ ИЛИ КАК Я ОБЩАЛСЯ С СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТЬЮ
Когда Гитлер напал сначала на Польшу, потом на Францию, потом на Англию, потом на нас - его совесть не мучила. А когда я вынужден нападать с этим обзором на молодую команду, создавшую под широким крылом 1С игру "Вторая Мировая" - меня совесть
просто изгрызла. Главным образом потому, что писать хорошо об этой игре - грех.
А писать плохо - подрывать основы национальной гейм - индустрии, которая едва только оперилась. Убивать в молодых энтузиастах творческое начало. Душить творческую инициативу.
Впрочем, может оно и хорошо. Убить это начало! Эту инициативу! Тогда они и не станут лепить такого же неудачного продолжения и мне не придется снова строчить разгромный обзор, и значит душа моя будет спокойна.
Едва это написал, потянулся за чашкой чая, чтобы хлебнуть и продолжить, как вдруг прозвучал гулкий глас с выше: "А ты кто такой?!".
Брызнул даже с перепугу чаем на халат - подарок жены к недавнему дню рождения. Оглянулся, но не увидев никого, решил, что это опять она - моя Совесть.
В самом деле,
кто я такой, чтобы поднимать руку на всероссийскую премьеру, которую ваяли в творческой мастерской 1С аж пять лет?
Кто? Прежде всего - игрок, игравший подряд три свежайших игры на тему этой самой Второй Мировой: "В тылу врага-2", "Company of heroes", и "Бросок на Берлин". Все три игрались интересно, в чем-то уступая друг-другу, в чем то превосходя. Каждая забрала у меня много вечеров драгоценного времени, о чем ничуть не жалею. Так что сравнивать есть с чем.
У "Второй Мировой" сейчас на рынке сразу три конкурента, и всем, подчеркиваю, всем трем она проигрывает.
"Это в чем же?!" - громыхнул Глас.
"Ну хотя бы в графике!"
"Это ты брось, - загорячился Глас. - Посмотри какие ландшафты! Если миссия разворачивается в Польше, то это - золотая осень 1939 года. И природа, и деревья в багряном муаре. И так - во всех миссиях."
"Ландшафт, конечно, хорошо, - не соглашаюсь я - Но игрок в первую очередь смотрит не на багряный муар осенних листьев, а на юниты: насколько мундир, например, французского солдата соответствует историческому прототипу. То же самое он ищет в технике. Ему, игроку, плевать на листву, природу, траву - для него все это вторично.
"А что, мундиры не те? Или на танках заклепки не там, где надо?
"Мундиры - те. Но прорисованы куда хуже, чем в конкурентных играх этого года.
Что касается техники и танков, то они - на уровне. Это готов признать и признаю. Однако их достоинства разглядеть нелегко из за тяжелого
управления камерой. Манипулировать ей трудно. Чтобы приблизить юнит нужно сначала покрутить колесо мышки на себя. И несколько раз, пока добьешься нужного масштаба. Потом воспользоваться стрелкой "вверх". И тоже - повозиться, пока "подъедешь" к объекту. Муторно. Поэтому приходится смотреть на поле боя главным образом - издали.
А при дальнем обзоре, вся прелесть прорисовки военной техники теряется, танки выглядят как черные, вырезанные из бумаги силуэты. В "В тылу врага 2 такого нет, кстати, там танк и на расстоянии пистолетного выстрела - во всей своей грозной красе!
Но Глас не унимался:
"Разработчики называют свою игру интерактивной энциклопедией вооружений . Вот, в журнале - послышался шелест бумаги - Навигатор Игрового Мира, N 5 за этот год, написано: "Вторая Мировая" задумывалась не как еще одна "игра про ту войну", а как своего рода интерактивная энциклопедия Второй Мировой. Это значит, что в ней должно быть ВСЕ оружие и ВСЯ техника прошедшей войны..."
"Если игроку нужна энциклопедия вооружений, он лезет в интернет или покупает книгу со схемами и картинками. Но игру покупают ради самой игры, - возражаю я. - И насчет ВСЕГО оружия у меня большие сомнения. Начать хотя бы с того, что игра всего на одном диске. Уже когда покупал, подумал, а не маловат ли объем при современных запросах игроков к анимации и военному антуражу. Тем более, чтобы втиснуть туда "интерактивную энциклопедию Второй Мировой".
Да, на панели управления юнитом достоверно нарисовано оружие.
Но в его руках на поле боя оно почти не узнаваемо или вовсе не различимо. Иногда даже при крупном плане кажется, что солдаты бегут с пустыми руками".
"Вот придрался к слову, - явно слабея, но все еще не сдаваясь, обиделся Глас - Зато сколько в игре миссий: и за поляков, и за французов, и за немцев и за союзников...
"Миссии? Ну, давай поглядим, какие они. Я включил компьютер и запустил одну из миссий из "Второй Мировой". За янки. Она называлась "Смерч".
СМЕРТЬ РЯДОВОГО ГАРРИ РОССА
Сюжет миссии незамысловат. Второй фронт открылся, союзники перешли Ла-Манш и теперь должны углубиться в оборону немцев. Она состоит из зигзагообразного ряда окопов, за которыми, как потом выяснится, когда мы их возьмем, расположен еще один.
Наши силы изначально составляют четыре бронеединицы и 14 солдат. Это базовое число бойцов, которым ты оперируешь на поле боя. В некоторых миссиях я видел на поле по 2 пехотных отряда. И это первый минус, с которым мы сталкиваемся: масштабности у игры при таком многообещающем названии нет. Не ждите крупных сражений: у вас будет 14 (может быть , 28) стволов и несколько танков. Это все. У противника столько же.
Начинаем атаку. Обводим свой отряд мышкой вместе с танками и выбираем ему цель - линия немецких окопов. У отряда есть несколько опций боевого поведения: охват, свободное движение, концентрированный удар. Даем команду - "свободное движение" и направляем весь наш отряд на противника. Один из легких танков сразу сам по себе отрывается вперед и там, вдали, загорается, подбитый.
Начинают рваться снаряды. Разбит еще один танк. Я не понимаю - как. Не вижу - кем.
А, главное, не замечаю - когда? И не сразу соображаю, что он уже не функционален. Поле боя непропорционально большое малому числу действующих на нем юнитов, поэтому сообразить, кто из них жив, а кто уже покойник - не всегда возможно. По той же причине - большой величины игрового пространства и небольшого числа юнитов на нем - бой развивается крайне медленно, не динамично. Если вы хотите, к примеру, перебросить пару бойцов на фланг и атаковать гранатами вражеский пулемет, который системно выбивает по одному ваши пешие юниты, то пока они туда доберутся, столько пройдет времени, что и в живых там никого не останется.
Вот лежит мой стрелок. Навожу на него курсор, приближаю камеру - он, оказывается стреляет в положении "лежа" (после того как моих немногочисленных янки начало косить как траву серпом, я им приказал атаковать ползком). Солдата зовут Гарри Росс, рядовой первого класса. Он вооружен винтовкой 7.62. мм. "гаранд". Приказываю ему "мышью" - ползи вперед, а то застыл тут, понимаешь. Он нехотя и медленно как улитка начинает передвигаться. Вижу рядом другого лежащего солдата - "толкаю" его, но он уже "готов". Кто и когда его шлепнул?
Где то про эту игру я читал, что на стороне игрока сражается ИИ. Это - правда. Как и то, что он не просто помогает вам, а играет за вас, и получает за вас весь кайф, потому что он знает и понимает, что происходит, а вы - нет.
Вы - практически не участник. Вы можете одновременно контролировать только кусочек поля: двух - трех своих бойцов и танк. Что в это время делается по соседству - вам уже не ведомо. Вид с большой высоты тоже не помогает. Вы просто перестаете различать ваши войска, вместо них едва видны крошечные зеленые или красные круглые иконки, символизирующие вооружение, мораль и здоровье юнитов. Они куда-то движутся, в кого-то стреляют, но практически вне поля зрения.
Несколько раз пытался пустить в дело с виду (издалека) вполне боеспособный танк, такой, знаете, с открытой башней, без крыши. Запамятовал, что за модель. С трудом "подъехал", усиленно манипулируя клавиатурой и колесом мыши, к нему камерой и увидел, что экипаж перебит. А издали поглядеть - так целехонек, готов к бою.
Но вот кто уцелел подобрались к окопам. Мало, но доползли. Дополз и рядовой первого класса Гарри Росс. Немцы в окопах статичны. Не заметил, чтобы они меняли позиции.
Их так мало, что вижу только 2-х 3-х, расставленных по всей длине уходящей в перспективу окопной линии.
Рядовой Росс вступает в перестрелку с одним из них - это первый пример непосредственного столкновения враждебных юнитов, который я вижу за всю миссию.
До этого момента бой шел исключительно "на дистанции". Немец тоже стреляет в Росса и убивает его.
Людей у меня почти не осталось: и пехота и танки побиты. Моей вины в этом нет, потому что я ими почти не управлял. Бой шел сам по себе и мои слабые попытки вмешаться мало что могли изменить.
Бодрый голос сообщает, что "прибыли подкрепления" - еще пара единиц бронетехники.
Есть и другая "радость" - двое или трое моих живы, они забрались в немецкий окоп и я теперь могу различить детали обороны немцев. "Туман войны" изрядно рассеялся. Довольно забавно - еду камерой прямо в немецкие позиции и "заезжаю" объективом со спины их орудийного расчета. Пушка при выстреле периодически исчезает с экрана - чистой воды оптический глюк. Нагло стоя у фрицев за спиной, вызываю "поддержку с воздуха". Вскоре на пушку сыплются наши бомбы, и ей, вместе с расчетом, конец. Поездив так камерой между немцами, нашел еще тяжелый пулемет и вызвал на него огонь нашей дальнобойной артиллерии.
Миссию, к своему удивлению я выиграл. Жаль только Гарри Росса. И себя немного.
БОЛИВАР НЕ ВЫНЕСЕТ ДВОИХ
"Вторая Мировая" меня очень быстро утомила и навела скуку. С трудом заставил себя продраться через несколько миссий. В хорошей игре миссии себя сами тебя затягивают как в омут. От хорошей игры нельзя оторваться, пока в глазах не появиться "песок".
Здесь - увы.
Порывшись в старых игровых журналах, нашел, что "Вторая Мировая" сделана на... подработанном движке авиационного симулятора "Ил-2", откуда взята та часть, которая управляла земными юнитами - мишенями. По крайней мере он был принят за основу. Может в этом все дело? Вместо того, чтобы навалится на разработку принципиально нового движка, разработчики пытались наварить двойной капитал на старом. Отсюда и почти пятилетний долгосторой, и бедная графика, и малое число юнитов, которые можно направить в бой. Но игровые технологии скачут вперед так быстро, что попытка угнаться за прогрессом верхом на старом движке ведет к неизбежному поражению в этих непрерывных и все ужесточающихся скачках. Боливар, движок в нашем случае, не выдержал двоих.
Конечно, и плюсы у игры есть. Вернее, команды и опции, которых нет в других военных играх, что с ходу плюсами не назовешь. Это скорее игровые особенности, как, в частности, несколько типов атаки, о которых я упоминал. Как и в большинстве военных игр у юнитов во "Второй Мировой" есть мораль, боевой дух, а у карты - особенности рельефа и оборонительных сооружений, заставляющих прибегать к маневрам и обходам.
Я говорил о слабости графики. И все же не без исключений. Помню, запустив зимнюю миссию за СССР, где надо было держать оборону окопов перед фронтом надвигающихся немецких танков, подумал, что, наверное, вот так видел бой реальный солдат Второй Мировой. Почти нет красок: белый снег, темный лес, грязный окоп.
И черный, словно вырезанный из жести, издали надвигается на тебя силуэт немецкого танка. Сначала он крошечный, потом чуть больше, все такой же черный, но уже более заметный на фоне снега и неба. Остановился. Выстрелил из пушки, повернул в сторону и пополз вдоль окопов, оставляя за собой следы траков. Возле него взрыл снег выстрел из "сорокопятки". Танк попятился, потом встал, задымил. Открылся люк, с башни соскочил танкист и побежал к лесу, резко выделяясь на снегу своим темным комбинезоном.
Реалистично. Похоже. Натурально. Иногда игра при обзоре поля боя издали дает такое ощущение военной реальности.
Ног в целом, повторюсь, графика слаба.
Не будь сейчас "В тылу врага-2", "Company of heroes", и "Броска на Берлин", наверное, "Вторая Мировая" воспринималась бы иначе. И если бы вышла на пару лет раньше. Или, если уж она появилась сейчас, дала то, чего нет во всех этих играх: большой масштабной стратегии. Может быть - стратегической карты, с захватом секторов. Или пусть тактической, но с многолюдной батальной массовкой, а не боевыми действиями на уровне даже не взвода, а отделения.
К сожалению "Вторая мировая" безнадежно опоздала. Сомневаетесь? Кто вам мешает купить диск и проверить. Не согласны - прошу к дискуссии. Только сдается мне, что оппонентов у меня найдется немного.
На том я поставил точку. Допил остывший чай. И пошел спать. Глас свыше меня больше не тревожил. И совесть уже не терзала.
|
|