На главную страницу*
сайта
Крупнейший сайт о стратегиях. Обзоры новинок.Активный ФОРУМ и встречи с разработчиками. Большая качалка МОДов для RTW и не только. Родной дом «Империи» и «Бонапарта».
ИСКУССТВО ВОЙНЫ. АФРИКА 1943
На internetwars.ru

Игра вышла в 2009 г.

Официальный сайт


СКРИНШОТЫ:

Искусство войны. Африка 1943 - игра для PC на internetwars.ru
"8.8" ведёт огонь

Искусство войны. Африка 1943 - игра для PC на internetwars.ru
Участь танкиста

Искусство войны. Африка 1943 - игра для PC на internetwars.ru
В городке

Искусство войны. Африка 1943 - игра для PC на internetwars.ru
"Шерман" разворачивается перед боем




НАШ ФОРУМ


ОТ «ВТОРОЙ МИРОВОЙ» К «ИСКУССТВУ ВОЙНЫ»
После прочтения различных дорелизных статей и превью к игре «Искусство войны. Африка 1943» у меня сложились весьма противоречивые впечатления. С одной стороны, «1С» - фирма солидная, какую попало игру не разработает, не выпустит, раз расхваливают – значит не зря. С другой стороны, смущала родственная связь новой игры со «Второй мировой», всячески раскритикованной в свое время на нашем сайте. (Впрочем, сам я в нее не играл).
Еще одним поводом для сомнений явилось то, что игра позиционируется как «варгейм». Знаем мы эти варгеймы! Забабахают разработчики игру специально для хардкорщиков-мазохистов, а простому геймеру мучайся потом.
Варгейм - вещь специфическая, на любителя. И разброс мнений игроков о варгеймах куда более широк, нежели о классических RTS. Игра «Вторая мировая» была раскритикована нашим «главным» в пух и прах. Но далеко не все игроки придерживались такого же негативного мнения. Игра обзавелась кучей поклонников, выдержала «Второе издание» и пополнилась парочкой аддонов – «Освобождение Белоруссии» и «Нормандия» (её наш «главный» снова раскритиковал вдребезги). Какое отношение имеет к этому новая игра «Искусство войны. Африка 1943»? Да самое непосредственное – её вполне можно было бы назвать «Вторая мировая 2», если бы не дикое звучание такого названия, и если бы не неприятные ассоциации с «первой «Второй мировой», которые неизбежно оттолкнут часть игроков. Издатель решил, что лучше сменить марку и начать новую серию – «Искусство войны». Я долго сомневался – стоит ли приобретать эту игру? Но любопытство человеческое всё же пересилило сомнения.

БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ
1943 год для среднестатистического отечественного геймера (и не только геймера) ассоциируется, как правило, с Восточным фронтом, операцией «Цитадель» и последующем взаимным истреблением немецкого «зверинца» и «танков наших быстрых». Про то, что на других фронтах тоже происходило что-то «интересное», как правило, забывают. Что нам до Туниса, Сицилии и Италии? То ли дело Курск! Тем не менее, игру «Искусство войны» сделали именно про «Африку 1943». Сложно сказать, из каких соображений – попытка ли пробиться на Западный рынок (им этот ТВД, как ни крути, роднее), а может погоня за реалистичностью – близость игровых и реальных масштабов военных действий (никогда в Африке не было задействовано много сил, ни с одной, ни с другой стороны). А может нам следует ждать в скором времени игры «Искусство войны. Белоруссия 1944»? Ну да что там гадать, имеем то, что имеем. Роммель уже получил по зубам у Эль-Аламейна, американцы уже высадились в Алжире, все события развернуться вокруг Туниса.
В игре имеется 3 кампании – британская, американская и немецкая, на которые приходится, в общей сложности, 15 миссий. «Приключения итальянцев в Африке», увы, отсутствуют. Итальянцев нет ни в виде самостоятельной «фракции», ни в качестве «бесплатного приложения» к немцам. Жаль. Уж пехоты-то итальянской в Африке было всяко больше, чем немецкой.
Начинать можно с любой кампании. Но я, честно сознаюсь, начал с обучения – всё таки к реалиям «Искусства войны» надо попривыкнуть.
Воевать придется довольно ограниченными силами: десяток танков, десяток пушек и тяжелых пулеметов, полсотни пехотинцев – и всё. Но больше и не надо, ибо не уследишь. И так глаза на поле боя разбегаются – это вот кто стрелял?, это вот куда бегут? а здесь, помнится, пушечка стояла, куда делась, кто взял?!
Первое, что бросается в глаза на карте – дистанции боя. В отличие от многих и многих (причём хороших) игр, с их танковыми дуэлями на расстоянии вытянутой руки, в «Искусстве войны» дальность выстрела сравнима с реальной. С одной стороны – хорошо, реализм. С другой стороны бывает так, что понять – откуда по твоим войскам ведут огонь совершенно невозможно. Одно утешение – не всякая пуля в лоб, разброс на больших расстояниях велик. К тому же, открывший огонь враг, равно как и враг двигающийся, выдает себя, проявляясь из «тумана войны».
Скорости передвижения тоже вполне реалистичны. Танки не носятся со скоростью света, пехота мирно трюхает себе по песочку, никуда особо не торопясь.
Естественно, реализованы «достоверные» повреждения техники – танку и гусеницу можно сбить и башню оторвать. То же самое, кстати, относится и к пехоте – раненый ранен не абстрактно, но вполне конкретно – в руку, например, или в ногу.
Вообще, пехота в игре реализована довольно интересно – солдаты обладают «моралью» и могут побежать с поля боя, могут подбирать оружие на поле боя (впрочем, пользоваться этим не так удобно, как в играх «В тылу врага»). Пехотинцы могут захватывать вражескую технику и прятаться в строениях. И, естественно, пехота служит глазами и ушами для танков – без неё грозные панцеры словно слепые котята. Офицеры, вооруженные биноклем и крепким словцом, не только видят дальше всех, но и могут укрепить морально пошатнувшихся и не допустить панику.
Традиционно присутствует вызов авиационной поддержки «с кнопочки». Подкрепления тоже присутствуют. А вот чего я не видел, так это «лечения» и «ремонта» - оно и понятно, это вам варгейм, а не RTS.

БЕЛЫЙ ПЕСОК ПУСТЫНИ
Графически игра вполне «на уровне». Конечно, в максимальном приближении юниты выглядят не так красиво, как в «Company Of Heroes» или «В тылу врага 2», но вполне приемлемо, техника получше, пехота – похуже.
Больше всего раздражают пейзажи – желто-коричневые, пустыня да горы, песок да камни, изредка облагороженные чахлой пальмой. Глазу очень не хватает родных березок и не менее родных дубов, но ничего не поделаешь – театр военных действий такой, безрадостный.
А тут ещё этот туман войны и дальность стрельбы! Какой-нибудь засевший в укрытии в полукилометре от дороги пулеметчик вмиг выкосит взвод пехоты, беспечно продвигающийся в походном порядке. Вставший в засаду танк или пушка играючись расколошматит ваши войска. Без разведки никуда! Приходится осторожно выдвигать пехоту и до боли в глазах вглядываться в унылый североафриканский пейзаж. Вслушиваться у меня не получилось – звук в игре у меня отказался работать напрочь.
С технической точки зрения, у игры вообще не всё благополучно – иногда тормозит на ровном месте (впрочем, «по делу» тормозит тоже), частенько беспричинно вылетает на «рабочий стол». Последнее особенно обидно – миссии развиваются неспешно, осторожно, не «сохранившись» можно лишиться многого и очень долго проходить заново.
Приближенная к «реалистичной» дальность стрельбы иногда приводит к забавным казусам. В одной из первых миссий американской кампании приходится отбиваться от атакующих немцев. Враги, как положено, появляются из-за горизонта и двигаются на наши позиции. Вот только одно «но» – пушки с наших позиций прекрасно «добивают» до самого горизонта! Враги, выдающие себя шумом, обстреливались издали, и значительная часть, только появившись из-за горизонта, либо тут же уничтожалась, либо сбегала обратно за горизонт. Однако не буду скрывать – части немцев всё же удалось прорваться на фланг американских позиций, уничтожить танки и пушки и вычистить окопы. Пришлось их выбивать подоспевшим подкреплением.
Кстати о позициях. Перед началом миссии можно расставить свои войска на позиции по своему выбору (привет от «Total War»!). Можно передвигать некоторые легкие полевые укрепления и расставлять в них артиллерию. Жаль, нельзя рыть окопы и траншеи.
Более того, перед началом миссии можно выбрать себе необходимые войска. Выбор не особенно разнообразен, но он есть. Можно даже внутри одного танкового экипажа провести замены – поменять, например, новобранца на более опытного солдата.
После боя следует раздача звезд – заработавшим «опыт» солдатам надо распределить его по навыкам. Поначалу я пытался это делать в ручную, но отрядов слишком много, проще разрешить «выдавать слонов» автоматически.
Как «электронная энциклопедия по второй мировой войне» игра не позиционируется (в отличие от «Второй мировой»), но «энциклопедия» в ней всё же есть – на имеющиеся в игре юниты. Можно повертеть модельки, похлопать их дверками и пооткрывать люки, ознакомившись попутно с описательной информацией и ТТХ.
Имеется возможность игры по сети, но, на мой взгляд, для сетевых баталий это не самая подходящая игра.
Что можно сказать, если подбивать итоги? Игра неплохая и даже хорошая. Но – на любителя. Игра достаточно «умная», кое в чем - непростая. Но своих поклонников она, без сомнения, найдет, и серия «Искусство войны» одной «Африкой» не ограничится.
© Андрей Гузенко (Erofey), июнь 2009 г. , специально для Internetwars.ru.
© Любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается.