На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.

ВОЙНЫ ДРЕВНОСТИ:
СПАРТА

На internetwars.ru



Официальный сайт


Другие игры серии:
Спарта:
Судьба Эллады


Спарта-2: Александр Македонский


СКРИНШОТЫ:

Войны древности: Спарта - игра для PC на internetwars.ru

Войны древности: Спарта - игра для PC на internetwars.ru

Войны древности: Спарта - игра для PC на internetwars.ru

НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

ПУТЬ К СЕРДЦУ ВОИНА ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ЖЕЛУДОК
В древней Спарте насчитывалось совсем мало воинов. Крошечное государство было могучим карликом, ее все ее войско не превышало и 2000 гоплитов. Но каждый вел за собой по десятку союзных воинов-периэков. Сам же спартанец стоил тоже десятка воинов. На том могущество Спарты и зиждилось: немногие диктовали волю многим: всей Греции, которую они и покорили в Пелопонесской войне. И соседям-персам, боявшимся могучего полиса после разгрома Ксеркса как огня.
Впрочем, Пелопонесской войны в игре "Войны древности: Спарта", нет. Есть несколько сценариев за три игровые нации: греческий, египетский и персидский. Сценарии воспринимаются как обучающая кампания. И едва обучившись, вы конечно же, захотите сразится всерьез и без подсказок: куда двигать войска и с кем скрестить копья.
Тогда вы выбираете опцию - война на тактической карте, где надо строится и воевать.
А еще чуть-чуть развивать "науку": ковку мечей, изготовление щитов - примитивные, но эффективные "технологи" той грубой эпохи .
Очень быстро вы обнаружите, что играете в общем-то уже знакомую игру, но с другими героями. Перед вами - типичная стратегия в реальном времени, основанная на двух китах. Или черепахах, если угодно. Первая черепаха-кит, это развитие своей "базы". Она в игре даже так и называется - не город, а "база". И вы нередко слышите крик: "Ваша база атакована"!
Вторая кит-черепаха - формирование на основе примитивной экономики Древнего Мира своей армии, которую ведете на соседа. То есть - сама война. Примитивизм экономики
(да и какая в древности экономика) играет вам на руку. Строится нужно немного: центральное здание (дворец фараона у египтян, акрополь у греков и "тачара"у персов , откуда выходят крестьяне, ценой по сто монет за душу; золотой рудник (максимум один, второй, только если разбили одного из соперников и захватили его угодья). И конечно же - пашня с зернохранилищем - чем то надо кормить воинов, ведь известно, что путь к сердцу солдата лежит через желудок.
Затем можно приступать к строительству казарм. Их две: для рубящей пехоты и для стрелков. Отдельно возводятся конюшни (о них еще поговорим особо), мастерская для осадной техники, да и... все пожалуй, необходимое для того, чтобы открыть военные действия. Но даже еще до того, как ваш первый пехотинец выйдет из казармы, можно устроить врагам небольшой рейд - послать несколько крестьян к чужому городу и пощипать ему перья - сжечь какое-нибудь строение, прикончить парочку его лесорубов. Крестьянин в "Спарте" хоть и совсем хилый, но боец, может сражается коротким копьем, метает дротики.
Ну, узнаете? Это же "Казаки", "Empire Earth" или "Age of Empires". Однако, сходство лишь в самом принципе игры (стройся-воюй). В остальном "Спарта" - вполне самобытная, и уж однозначно - не скучная. В конце концов - старый конь борозды не портит. В том смысле, что пока еще в тактическом жанре ничего лучше кроме военно-строительного приема не придумано, и, возможно, и вряд ли будет придумано.

НАС МАЛО, НО МЫ СПАРТАНЦЫ!
Все стратегии и военные игры на internetwars.ruПочему я вспомнил историю, так потому, что воинов в игре тоже совсем не много, что роднить ее с исторической древней Спартой. Десяток - другой бойцов на поле, это максимум, что вы себе сможете позволить. Здесь вы не увидите знаменитых фаланг, идущих мерным шагом в плотном боевом строю. Битва, едва начавшись, рассыпается на отдельные поединки: меч - против секиры, копье - против палицы.Но расстраиваться по этому поводу не стоит. Фаланги и массовые армии в игре с таким уровнем графики, на который ориентируется "Спарта", просто невозможны. Хотя разрешение монитора можно регулировать ( в ущерб картинке), даже мощный компьютер все равно подтормаживает.
Придется довольствоваться тем, что есть. А что у нас есть? У нас есть юниты трех древних наций, очень яркие и правдоподобные (отсюда - высокие требования к "железу"),
с прорисовкой всех деталей доспехов, оружия и боевой анимации. Смотришь и веришь: да, это настоящие спартанцы, а это настоящие персы, так же как и египтяне. И хочется поскорее кинуть их в бой. Не беда, что в битвах сходятся десяток-два бойцов максимум с каждой стороны, зато как сходятся! Правда с кровью переборщили. Говорят, у нас в организме ее литров шесть, не больше. Здесь же ведрами хлещет.
Формации в "Спарте" есть, но они не решающий фактор, поскольку враги кучками рыщут повсюду и вы шлете им навстречу тоже пяток, ну - десяток воинов, зачастую безо всякого построения. Два три десятка вместе их соберется лишь перед финальной битвой - штурмом вражеского города.
Наверное поэтому формаций и немного: колонна - для маршей и линия - для обороны.
Но "Спарта" не была бы "Спартой" без интересных задумок, которые и выделяют игру из сонма ее предшественников военно-строительного жанра. Самое интересное нововведение - можно самому продумать тип и вооружение воина. Поначалу, когда вы еще только машете топором и выжимаете соки из своих рудокопов, чтобы накопить на первого бойца, из казармы выйдет только легко вооруженный пехотинец. Выбор оружия у него не велик, а щита или доспехов нет вовсе, их вы получите, только когда освоите кузнечное дело.
До тех пор: праща и дубина - вот все чем вы можете вооружить свою пехоту. Или только праща и только дубина. Но тогда юнит будет совсем слабый. О силе его и боевых возможностях свидетельствуют золотые звездочки (или их отсутствие) над его шлемом. Если у бойца есть второе оружие (праща в дополнении к дубине, или дротики в дополнении к мечу), то такой сразу получает свою первую "звездочку", а дополнительные новые звезды добываются уже в бою.

СО ЩИТОМ ИЛИ БЕЗ ЩИТА?
Панель найма казармы, где вы вербуете своих гоплитов, и стрелков, имеет восемь окошек. Таким образом вы сможете создать восемь типов уникальных боевых юнитов. У юнитов в свою очередь четыре слота: два для базового оружия и защиты, а еще два - для вспомогательных. Если легкому пехотинцу вместо дубины дать меч, круглый щит, а вместо пращи - дротики, это уже будет не легкая пехота, а средняя. А если мечей в арсеналах нет, то можно дубину заменить на копье.
Процесс вооружения своей армии весьма увлекателен. Конечно, если у вас есть время для экспериментов. Но его мало, потому что ИИ атакует весьма агрессивно, так что вооружатся приходится обычно наспех. Чем под руку подвернется. А подвернутся может много чего необычного, ибо на поле брани после схвати остается немало всякого оружия, как своего, так и чужого. Можно послать крестьян и собрать все это барахлишко, перенести в свой Акрополь, дворец фараона, или персидскую "тачару" (ох, ну почему не дворец царя?!) - и пользоваться трофеями. Не успели еще кузнецы наковать своих мечей, не беда - возьмем персидские топоры и египетские щиты. Будет у вас спартанский гоплит в персидско-египетском вооружении. Или наоборот - египтянин в греко-персидских доспехах. Или персидский "бессмертный" с круглым греческим щитом. Конечно, и боевые характеристики воинов при этом будут соответствовать трофейному оружию и доспехам.
Еще более продвинута панель прокачки героев. Помимо звездочек, обозначающих боевой опыт, вождь получает еще и особые способности: например, "мастер копья" или "боевое влияние". Юниты под началом прокачанного лидера становятся сильнее, а их силуэты подсвечиваются красным ореолом.
Все стратегии и военные игры на internetwars.ruТеперь пора сказать о кавалерии. Она в игре - совершенно уникальна. Тем, что из конюшни выходит не всадник, верхом на лошади, а лошадь без всадника, которую может оседлать любой ваши пеший боец, превращаясь в конного. Реалистично и интересно, хотя и не всегда, особенно на поздних стадиях развития, когда противник (ИИ) пытается всех своих ратников усадить на коня и пехота почти исчезает с карты как таковая.
В бою гибнет либо всадник, либо лошадь. Если пала лошадь, то наездник может продолжить бой в пешем строю. Если всадника вырвало из седла копье, то его скакун на несколько секунд становится доступен для любого пешего. Хватай и скачи. Но стоит зазеваться и оставшаяся без хозяина кобылка поспешит домой, в свою конюшню. Такую уже не поймаешь. Несколько раз посылал своих воинов вдогонку за такими беглыми лошадками, но они всегда отрывались и приводили преследователей прямо во вражеский лагерь. Ничего не скажешь - оригинальный прием, как и сбор оружия.
Вообще, практически все бесхозное, что валяется, стоит или бегает на поле боя, можно захватить: колесницу без возниц, боевого верблюда, катапульту без прислуги, даже боевого персидского слона. Успевай только поворачиваться. И этим "Спарта" действительно оригинальна. Играм, опирающиеся на классические схемы, уже имеющие аналоги в прошлом, трудно рассчитывать на успех, если они не предложат геймеру какую-то изюминку, ради чего ее и будут покупать. Пример - провал не состоявшейся сенсации 2006 г., внешне яркой и броской "Civilizations at Wars". Единственным ее козырем оказались морские сражения, которые есть и в "Спарте", по зрелищности - не хуже. И так же можно не только топить, но и брать на абордаж, захватывать вражескую трирему как трофей.
Создателям "Спарты", совсем еще молодой воронежской команде World Forge, изюминку привнести в свой проект удалось. С чем их и можно поздравить.
Хотя баги и просчеты конечно есть. После загрузки с сохранения уже нельзя подобрать с земли брошенное оружие и щиты. Карт очень мало и водного пространства на них тоже крайне мало, чтобы было где развернутся таким красивым и крупным юнитам, как триремы. Случается "застревание" юнитов. Заметил оптические глюки и кое-какую другую мелочь, которая, надеюсь, будет устранена в последующих патчах.

БАЙКА О ФЕРМОПИЛАХ
Все стратегии и военные игры на internetwars.ru
Прежде, чем вложить меч в ножны, не могу не сказать о такой составляющей "Спарты", как "кампании". Часто кампании или миссии - лишь довесок к игре, и еще чаще по той же причине продуманы очень скучно. Но в данном случае, пройти хотя бы одну посоветую. Она послужит хорошей обучающим сценарием, поскольку отдельно такового в игре нет. Поначалу вам не придется ничего строить, просто научитесь водить юниты в бой, побываете в морском сражении, узнаете, как лечить раны, а на последних этапах освоите и азы игровой экономики.
Сюжет - для каждой игровой нации свой. Я прошел лишь один, греческий, и не скажу, что было скучно, за исключением финала. В кампании вам сразу дадут такого экзотического юнита, как "герой". В данном случае вы - спартанский полководец Павсаний, прибывший в Фермопилы, где расположился лагерем царь Леонид в ожидании армии Ксеркса, которая на подходе. Павсаний принес плохую весть - греки не придут на помощь и Леонид должен отступить. Но тот сажает гостя у походного костра и погружается в воспоминания, как, став однажды царем Спарты, подавлял восстание мятежного города Гелос. Эти "воспоминания" и есть суть кампании. Теперь вы входите в роль Леонида и последовательно, миссию за миссией, расправляетесь с мятежными гелосцами. Сначала противник представлен слабыми силами, одной "деревней", но следующих миссиях вам придется брать и целый город: отыграть полноценную кампанию со строительством всей своей базовой инфраструктуры. Из миссии в миссию ваш герой будет обрастать звездочками и специальными знаниями, а вы - набираться опыта в "Войнах древности". Вам встретится беглый царь Демарат, который сначала предложит помощь своих наемных гоплитов, а потом украдет у вас Священную Колесницу бога Арея и, чтобы вернуть ее, вам придется отправиться морем к Оракулу - просить совета. Там вы познакомитесь с симпатичными жрицами - мистериями, умеющими исцелять раны, а по пути выдержите ваш первый в игре морской бой.
В финале вы вновь окажетесь в Фермопилах. Вам будет стыдно за пролитую в прошлом кровь греков, поэтому вы решите остаться там и умереть. Но не пугайтесь - умрет царь Леонид, а вы вновь окажетесь в роли Павсания и по приказу Леонида покинете Фермопилы. Живой! Но не раньше, чем продержитесь несколько часов, защищая легендарное ущелье от скопища персов.
Эта финальная миссия едва не изменила мое благожелательное отношение к игре. Настолько незатейливы и не сложны были предшествующие, настолько читерски подло выстроена последняя. Перезагружался раз 20, разбитый в пух и прах, прежде чем понял, что против меня ИИ выставил сразу 3-х противников (три персидских "полководца"). Попытка сражаться с ними - дело безнадежное, их слоны и боевые верблюды идут стадами, а у вас из подкреплений только легкая пехота.
Выкрутился не мечом, а многократным возведением стен и ловушек на пути персов. Наградой была... дополнительная миссия - прорваться на берег к кораблям. С моими несколькими уцелевшими гоплитами через стадо в 20 или более бешеных боевых слонов Ксеркса? И толпу его воинов? В то время как Леонид в одиночку (где же его 300 спартанцев?!) остается "прикрывать".
Проскользнул чудом, пришел к кораблям, а они на борт берут. Глюк или что-то я упустил - не знаю, но так и увяз в береговом песке.
После этих перазагрузок проходить другие кампании охота пропала. "Спарта" - в принципе не способна воспроизвести Фермопилы. Ну так и не стоило пытаться. Можно было сюжет проще и интереснее завернуть.
Вот я и бросил маленький камень в большой спартанский огород. И душу отвел, и никто теперь не скажет, что захвалил игру. Кесареву - кесарево...

©Обзор подготовил Александр Морозов (King Augustus). Специально для Internetwars.ru
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru