На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.

СПАРТА: СУДЬБА ЭЛЛАДЫ
На internetwars.ru


Игра вышла в 2008 г.
<
Официальный сайт


СКРИНШОТЫ:

Все стратегии и военные игры на internetwars.ru
Поединок
Все стратегии и военные игры на internetwars.ru
Воины на палубе триремы
Все стратегии и военные игры на internetwars.ru
Абордаж
Все стратегии и военные игры на internetwars.ru
Египетская стрелометная машина
Все стратегии и военные игры на internetwars.ru
Бой за обелиск

НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

ХАРДКОР. ЕЩЕ ХАРДКОР!
Знаете, что такое "хардкор" в компьютерных играх?
Это когда вам в руки дают джойстик, и говорят: "Убей тысячу марсиан!"
Или дают виртуальный автомат, и говорят: "Перестреляй тысячу террористов!"
Или дают одного спартанца и говорят:"Заруби сто персов!". Именно так нужно сделать в аддоне "Судьба Эллады" к игре "Спарта: войны древности", которая вышла год назад и недавно обзавелась дополнением.
Вот это и есть хардкор, что, кстати, в переводе с английского означает "ужасный". Конечно, "Судьбу Эллады" ужасной не назовешь, но, когда начинаешь в нее играть, сразу возникает де жя вю в виде джойстика и тысячи марсиан, которых надо покрошить в капусту. Ты руководишь отрядом гоплитов в два-три десятка воинов, а на тебя компютер бросает сотню за сотней греков, персов и индусов. И так без конца. Одним словом - сплошной хардкор, на котором и держится весь аддон.
О "Спарте: войны древности", я написал год назад большой обзор на этом сайте, так что про основные принципы игры повторяться не буду. Написал в целом с симпатий. И уже сейчас, после того, как перед нами за год прошел целый ряд новых игр, могу только добавить, что "Спарта" - самая оригинальная и красочная из всего того, что выходило из российских игровых студий за последнее время. С чем можно поздравить разработчиков, студию "Word Forge".
К сожалению, аддон к ней, которого я с интересом ждал, "Судьба Эллады", показал, что разработчики оказались в творческом тупике. Или выпустили на рынок некий промежуточный продукт, а настоящий аддон будет позже.
Что же мы получили? Аддон состоит из двух кампаний. Каждая по семь миссий. В одной можно играть за новую нацию - Македонию, которой не было в оригинале, в другой - за Спарту. Но вот первый неприятный сюрприз - играть один на один с компьютером в свободном режиме нельзя. Например, Спартой против Македонии, или Египтом против Персов и т.п. Такого режима в синглплее вообще нет. Только в мультиплее. Эта возможность осталась в оригинальной "Спарте" с ее тремя нациями. Я, как, наверное, и большинство игроков, которым эта тактическая стратегия пришлась по нраву, ожидал, что заявленная в анонсах новая нация, та самая Македония, станет доступна именно в синглплее.
А еще, глотая слюнки, я ждал, что, вероятно, появятся и римляне, а возможно и другие воинственные народности и тогда "Спарта" обретет подлинный блеск и размах. Сколько и каких разнообразных трофеев тогда можно набрать на поле боя, ведь это конек игры, ее гениальное зерно! И мозги компу в синглплее подкрутят. Вот тогда повоюем!
Не тут-то было. "Судьба Эллады" - это набор голых миссий, где от вас мало что зависит. Вам придется слепо следовать их сюжету, а я как-то писал и не поленюсь повторить, что умение мастерски рисовать 3-х мерные модели юнитов, еще не значит умения писать захватывающие миссии и сценарии. Для этого нужны не 3-d модельщики, а писатель, профессиональный сценарист, может быть даже поэт, да еще без ума влюбленный в игры. Плохая миссия или убогий сценарий кампании в игре, это все равно, что плохая книга. Читать ее не заставишь, или заставишь, но через силу (купил ведь, денег жалко!), а потом поставишь на полку или вообще - выкинешь.
Можете со мной поспорить, но это утверждение в полной мере применимо к "Судьбе Эллады". Из всех 7 миссий (а я их подробно опишу) мне понравилась и захватила только одна, с напыщенным названием - "Подобный богу". Остальные все были построены не на оригинальности сюжета, а на тотальном хардкоре: с горсткой воинов уничтожь сотни врагов! От такой войны быстро устаешь и возникает неприятие самой игры, оригинальной по замыслу, но попавшей в плен типичной для разработчиков ситуации, когда, выпустив хороший продукт, они не знают что с ним делать.
Есть, конечно, в "Судьбе Эллады" приятные моменты. В ней много новых юнитов, а у каждого своя боевая анимация, от боя до гибели, даже есть агония. Когда разрушается крепостная башня, видно, как в ней гибнут, падая вниз, солдаты. И все это интересно. Интересно сажать пехоту на корабли, интересно собирать трофеи на поле боя, но это все уже известные достоинства самой игры, а не миссий в отдельности и самого аддона в целом.
Другое дело, если перед нами - половинчатый продукт. То есть, если "Судьба Эллады" лишь маскирует работу "Word Forge" над полноценным релизом "Спарты-2", где, несомненно, будут римляне (не зря же они появляются в финальном ролике, построенные "черепахой"), и другие воинственные народности. Где ИИ поумнеет, юниты обретут новые возможности, а на поле можно будет возводить больше зданий и появятся новые игровые сюрпризы. И, конечно, синглплей станет главной составляющей, ведь в мультиплее в игру такого уровня графики пока могут сражаться только единицы. Железо не потянет..
Тогда, когда все это будет, "Спарта-2" станет поистине хитом на игровом рынке. А пока мы имеем, то что имеем. Две кампании. Посмотрим, что нас ждет в каждой из них!

МАКЕДОНСКАЯ КАМПАНИЯ: ПОЛНОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ
Миссия-1: "Стремительный бросок!"
Итак, нам предлагается войти в роль Александра Македонского. Молодой царь покорил Грецию и решил покорить мир. Но на его пути встал непокорный вольный город Милет. Вам надо его захватить. К слову, позволю себе позлословить над названием миссии. Что означает "Стремительный бросок"? Куда? Это заглавие может подойти к чему угодно. К любой миссии на тему "Второй Мировой" или даже к спортивному симулятору. Почему не "Штурм Милета, к примеру?
Ну это - на совести сценариста. "Стремительно бросаемся" на карту и видим, что у нас с десяток македонских гоплитов, сам Александр на колеснице, и его соратник Парменион.
А перед нами, заслоняя путь вглубь карты, стоит вдвое, если не втрое превосходящее нас вражеское войско. Первый пример хардкора. Сразу начинается хаотичная битва, где мы выигрываем с небольшими потерями, благодаря главным образом умелому применению колесницы. Идем дальше вверх и находим поселок, жителей которого приводим к повиновению и получаем недостроенную базу: золотой рудник и минимум хозяйственных построек. Спешно начинаем добывать золото, строить казарму и палестру - тренировать воинов и стрелков.
Поскольку золота на первых порах мало, посылаем крестьян на поле боя, где мы разбили войско горожан, и собираем там оружие и доспехи. Первые воины нам таким образом обойдутся дешевле. Но затем станет уже не до сбора оружия. Фиолетовые милетинцы начнут в большом количестве атаковать нас из правой части карты, так что только успевай клепать своих солдат, вместо павших. Уже пройдя миссию, насчитал, что у Милета было 3 казармы перед городом и еще 3 за стенами. А у нас только одна! Даже если вторую построим, золота на две не хватит. Хардкор, одним словом. К тому же путь к городу вел через два ущелья, сплошь утыканных ловушками, которые бросают вам на голову груды камней.
Милет я завоевал, захватив сначала верхнюю правую сторону карты, где сжег первую вражескую казарму и нашел второй золотой рудник. Но у врага видимо был золотой резерв, потому что его войско все равно долго не убывало.
В миссии есть два вспомогательных задания. Сжечь деревню на болотах, откуда город получает продовольствие. Для этого надо поджечь само болото. Но у солдат нет спичек, а факелы они в болото кидать не хотят. Так это задание и осталось невыполненным.
В другом углу карты я нашел крестьянина, который пообещал открыть нам ворота города. Но его услуга не понадобилась - мы захватили в бою катапульту и с ее помощью пробили городскую стену. Разрушили там все, что можно, и завершили миссию, оставившую достаточно тяжелое впечатление.

Миссия 2: Пророчество.
Все стратегии и военные игры на internetwars.ru
Покончив с Милетом, Александр ( т. е. - игрок) вторгся в Персию и обнаружил войско Дария, стоявшее на реке у городка Исс. Ваш противник - персы. Но не ждите эпохальной реконструкции битвы при Иссе. Миссия, как и все другие, псевдоисторическая. Карта разделена рекой. На одной стороне вы- на другой - цель миссии, персидская крепость. Но и ваш берег поделен надвое. Одну сторону его занимают персы, которые вскоре являются к вам в гости и начинают громить вашу базу. Причем сразу два войска: синее и филетовое. Это значит что против вас сразу два компьютерных противника. Успевай только отбиваться.
Попытка прорваться на базу "фиолетовых" персов на нашем берегу закончилась неудачей. В этой миссии вы не можете (или я не научился как) производить катапульты и осадные башни. Остается встать в глухую оборону. Оружие собирать некогда, враг непрерывно атакует. С ужасом вижу, что мой золотой рудник иссяк и войска больше не на что нанимать. К счастью, фиолетовые персы тоже исчерпали свое золото. Наконец- то можно их уничтожить. Попасть на правую сторону карты можно только морем, в обход персидского частокола. Строим триремы и высылаем десант.
Трирем нужно как минимум три и на них надо посадить гоплитов. Потому что на море стоит несколько вражеских кораблей с воинами на палубах. Морское сражение получилось нединамичным: 2 наших и 2 вражеских корабля слиплись и медленно кружились. Один мы потопили из катапульты, второй взяли на абордаж. Абордаж выглядит эффектно. Вообще морские поединки в "Спарте" хороши, когда один корабль сражается против одного вражеского. Когда их больше, на маленькой карте возникает "пробка" и бестолковая толкотня.
Но вот флот уничтожен, база "фиолетовых" сожжена и мы плывем на другой берег - громить синих персов. Их число к счастью ограничено и мы, потеряв едва ли не всех воинов, завершаем "битву при Иссе".
А как же пророчество, вынесенное в название? Чуть не забыл - во время игры к вам прибежит маг и расскажет, как его храм сожгли проклятые персы. С ним вы получаете целителя, возможность строить хижину мага и вспомогательное задание - уничтожить небольшой отряд персов на острове.
Миссия интересна главным образом тем, что она единственная в македонской кампании, где можно строить корабли. Еще меня порадовала анимация. Когда мы с остатками войска штурмовали базу синих персов, то обнаружили баллисту. Она метала в нас заостренные бревна. Одним из них убило сподвижника Александра, Пармениона. Бревно сбросило его с крутого обрыва в море и он, кувыркаясь, упал в воду, где и утонул, медленно уйдя на дно. Как бы я критически не отзывался о миссиях, а анимация в "Спарте" на высоте.

Миссия 3: Предательство.
Но Парменион не погиб. Он выплыл, переметнулся к персам и похитил Александра.
В начале этой новой миссии македонский царь находится во дворике посреди вражеского города. Задача - бежать и покарать персов вместе с предателем Парменионом. Дело оказалось нетрудное. Дал направление Александру - бежать на свою сторону карты, и он быстро туда перебрался. Его не раз замечали персы, но догнать не успевали. Затем без особых хлопот наклепал солдат и разрушил персидский город, к которому вели два моста.
В этой миссии встретил новые интересные типы оружия: солдат с осадными щитами и стрелков из стационарного лука (на треноге). Этих лучников поставил у выхода с мостиков и они как пулеметчики косили вражескую пехоту. Щитоносцы не понадобились. Ничем другим интересным миссия не отмечена. Убив Пармениона, выполняем первую часть задачи. Разрушив вражеский Дворец - вторую.

Миссия 4: Непокорный народ
Покончив с персами, Александр вошел в Египет, но народный вождь Кхабабаш поднял против греков восстание. Вам надо его подавить. Миссия без сюрпризов. Александр с парой воинов стоит в верхнем углу карты. Мимо него по двум оврагам идут кучки зеленых повстанцев и скапливаются на другом конце карты. Если повезет, они вообще не тронут Александра, особенно, если его не двигать. Через несколько минут прибывает целое войско македонцев. Бросаем его стенка на стенку против повстанцев и более сильные македонцы побеждают. Миссия короткая, примитивная и скучная.

Миссия 5: Подобный богу
Э
то единственная из миссий во всей кампании, которая меня увлекла, но название рассмешило. Разработчики сделали ее такой сложной, что у меня родился каламбур: только подобный богу игрок может ее пройти.
Судите сами. Александр, то есть вы, покорил Египет, но сатрап Камбиз собрал войско у горда Авариса и бросил вам вызов. Начинаете вы на карте, как всегда с десятком гоплитов и стрелков. И сразу появляется надпись: "Канбуджия захватил все поселки. Он победит через 3 минуты".
Кто такой, этот Канбуджия? Может Камбиз? Сценарист должно быть что то напутал. То ли переутомился бедолага, то ли хватил лишку. Но отсчет времени пошел. На карте прямо поперек ее обозначена цепочка из 5 желтых точек. Это те самые поселки, в центре каждого из которых стоит украшенный иероглифами обелиск.
Посмотрел окно задач, с описанием миссии. Там кратко сказано - "Захватить весь Египет!"
За три минуты! Бросаюсь со свой горсткой воинов к одной точке. Ее охраняет примерно такое же число воинов противника, с той разницей, что у правых поселков защита послабее, а у левых стража из отборных воинов фараона. Как ни крутился, больше двух точек за три минуты отбить не удавалось. Разделение нашего слабого отряда на две части задачи не решило. Порознь взять поселки оказалось еще труднее. Отряд, в котором был сам Александр, успевал отбить один, а та половина, которой командовал Гефестион, погибала.
Все стратегии и военные игры на internetwars.ruЯ уже совсем было решил, что на этом моя игра в "Судьбу Эллады" завершилась. Только случайно обратил внимание, что, когда захватываешь поселок с обелиском, при наведении на него курсора н принимает форму руки. Я "потрогал" обелиск и он понемногу перекрасился в "македонский" цвет. И отсчет минут до моего поражения прекратился. Оказалось, достаточно один раз захватить один поселок, и можно потом уже воевать без учета времени. До полной победы. Но в описании миссии об этом - ни намека. Ох, и много же игроков попортит себе нервы на этом ее этапе.
Но теперь, когда мы с этой коварной частью задания покончили, начинается главная игра. Единственная во всей кампании, когда вы в полной мере можете реализовать достоинства "Спарты" и, в первую очередь, возможность собирать оружие на поле боя. Хардкор и здесь присутствует ( у противника полностью "прокачанный" город, а вам еще только предстоит построить свой) и все же миссия мне понравилась. В ней приходилось много думать и испробовать разные способы, чтобы добиться победы, испытать в бою все виды войск и оружия.
После захвата первого поселка наступает передышка, во время которой можно (и нужно) заняться строительством собственного города. Только начинаем строится, как к нас начинают тревожить своими набегами египетские отряды. Особенно страшны колесницы. Египтяне действуют ими столь искусно, что разносят нашу совсем еще неокрепшую армию в клочья. От колесниц нет иного спасения, как обнести нашу базу каменной стеной. Это критический момент, враг вам не дает передышки и строительство стены ознаменуется несколькими сражениями. От колесниц спасаемся, отводя свои юниты на уже построенные участки стены. Оттуда расстреливаем их из луков, гастрафетов, трофейных египтеских "плевательных" трубок - всего, чем можно стрелять. Активно собираем оружие убитых. Золота мало, врагов много и трофейное оружие с доспехами очень нам облегчает жизнь.
После постройки стены, которую, не пожалев денег, укрепляем башнями, можем уже спокойно закончить строительство своей военной экономики. Трофейного оружия много, и большинство наших солдат вооружается на египетский манер. Особенно полезны квадратные золотистые щиты, с большим бонусом защиты, и огромные копья-пыряла, в виде косы, которые одним ударом наносят страшны урон.
Я даже пустился на подлый прием - пользуясь тупостью ИИ, держал ворота своего города открытыми, поставив в глубине десяток стрелков со стационарными луками и несколькими трофейными египетскими стрелометными машинами. Ворвавшись внутрь, враг попадал под "пулеметный" огонь, нам же оставалось только подбирать трофейное оружие. Перед колесницами ворота закрывались и стрелки убивали ездоков со стен. После чего можно было захватить сами колесницы.
Теперь, окрепнув, с большой армией, оснащенной главным образом за счет врага, пора выступить из крепости и пойти на штурм вражеского города, расположенного за цепью поселков. Но тут подстерегает сюрприз. Два самых крайних слева селения, это не просто горсть домишек, а пункты сбора вражеского войска. Обелиски периодически подбрасывают им подкрепления - отряды отборной стражи фараона. У них очень сильная броня и вооружены они не только холодным оружием, но и страшными метательными трезубцами.
Захватить эти обелиски в начале практически невозможно, и пока вы возитесь со строительством своего города, в этом месте образуется очень сильное египетское войско.
Я пытался обойти его с правого фланга, где обелиски слабые и легко капитулируют. А затем пытался двинуться на Аварис (вражеский город). Но эта орда не стоит на месте, она реагирует на движение вашей армии и атакует вас либо в тыл либо во фланг.
Оставалось одно - разгромить эту элитную группировку. Этот ребус я пробовал решать разными способами. Бросил в гущу орды колесницы - они там и погибли. Пробовал создать преимущественно стрелковую армию и уничтожить орду стрелами и дротиками. Но вражеские метательные трезубцы оказались сильнее наших стрел.
Ставка на чисто македонскую армию провалилась. Македонские воины, вооруженные по македонски (сарисса, длинный меч, щит-гоплон и т.п), в доспехах, "прокачанных" в кузнице, намного сильнее стражи фараона. Но они очень дорогие и армия получилась маленькая. Мои могучие, но малочисленные гоплиты все полегли на поле боя. Не помогла и специальная особенность Александра, вокруг которого воины менее уязвимы для вражеских мечей.
Я перепробовал разный состав армии и разные комбинации вооружения. И все время проигрывал. Пока не включил в состав войска катапульту, стреляющую греческим огнем. Эффект был поразительный. Ее выстрел был подобен залпу "катюши" - элитные воины фараона разлетались в разные стороны и вверх тормашками, в их плотных рядах появились зияющие бреши.
В следующий раз я построил уже 5 катапульт, управлять которыми поставил не крестьян, как прежде, а трудно убиваемых гоплитов со щитами-гоплонами. Такие же гоплиты управляли несколькими трофейными стрелометными машинами. За этими орудиями смерти я поставил "пулеметчиков" со стационарными луками. И уже позади всего этого - простых стрелков и рубящую пехоту. Залпы катапульт решили все дело. Они так ослабили египетскую орду, что мы ее хотя и не без потерь, уничтожили и захватили оба левых обелиска. Как только они стали нашими, они стали поставлять стражников фараона уже нам. И мы пошли на вражеский город. Взять его было совсем не трудно, хотя оттуда выходили разные экзотические юниты вроде боевых пантер и жрецов с маской Анубиса на голове.
Миссия увлекла тем, что в ней пришлось использовать все виды оружия, как своего, так и трофейного, активно развивать "базу" и решать неординарную задачу по уничтожению "непобедимой" вражеской армии. Наконец, она была красивой, потому что египетское войско в "Спарте" очень пышное и разнообразное. Жаль, что не пришлось применить осадные башни и посмотреть их в бою. Катапульты сделали всю работу. Но, повторюсь, эта миссия была приятным исключением из правил. Все, что последовало далее, повергло в уныние.

Миссия 6: Горстка отважных
Одолев египтян Александр отправляется на завоевание Индии. Но не спешите радоваться, как опрометчиво обрадовался я, предвкушая долгое интересное сражение с экзотической индийской армией. Вам предстоит очередной хардкор. Цель миссии - убить индийского раджу. Он заперся за частоколом на другом краю карты, куда ведет тропа проходящая через трое ворот башенками по краям, где засели индийские стрелки. По этой тропе непрерывно течет ручеек коричневых македонцев. Это ваша армия, но она вам неподвластна, ею управляет ИИ. Вы сами командуете не более десятком красных бойцов во главе с Александром. Если они, включая самого царя, гибнут, вам тотчас дают новую группу. Коричневые македонцы рвутся наверх, к краю карты, не обращая внимания на ливень стрел из башен. Им навстречу льется такой же ручей из зеленых индусов, вооруженных круглыми железными щитами и почему-то, маленького роста. Эти два ручья сражаются сами по себе, и одолевают то "коричневые", "то зеленые". Я лишь раз попытался прорваться со своей горсткой "красных" к логову раджи, но никто до частокола живым не дошел - нас буквально расстреливали из боковых башен.
Тогда я решил сжечь башенки с вражескими стрелками. Их шесть. Приказал своим "красным" забросать первую башенку факелами. Башня понесла небольшой урон, а моя могучая кучка во главе с царем погибла. Но мне тотчас дали новую. Все повторилось. И повторялось до тех пор, пока башенка не рухнула. Я таким же методом принялся за другую. Занятие скучное, долгое и раздражающе неинтересное. Рухнула и она. Александр погибал и снова воскресал и все повторялось, пока все шесть башенок не пали и армия коричневых уже без потерь могла добираться до частокола. Я даже не получил удовольствия прирезать раджу или его увидеть. Его прикончил какой-то "коричневый" македонянин.
Миссия скучнейшая, а ее название звучит как насмешка.

Миссия 7: Последний триумф
Раджу убили и мы снова в Индии. Последний шанс сразится с индийской армией. И снова облом. Мы на карте, где целых три индийских вражеских поселка (их цвет желтый). А в центре союзный нам индийский поселок - он синего цвета. Наша задача - завоевать карту и не дать уничтожить союзника.
На старте у нас как и всегда десяток гоплитов и Александр с Гефестионом. Всех их я отправил на защиту "синих", а сам занялся своей "базой". Словно устыдившись "хардкора", которым были напичканы прошлые миссии, сценаристы в этот раз сделали вражеские поселки не развитыми. Если бы на месте хотя бы одного был "прокачанный" город со стеной и казармами, то битва бы состоялась. Но...
Хилые отряды индусов, которые пытались напасть на моих союзников (они состояли из метателей звездообразных кинжалов и копьеносцев с круглыми щитами), моя "могучая кучка" во главе с Александром без труда отбила. А потом "синие", т.е., лояльные нам индусы, так быстро отстроились и развились, что сами пошли атаковать "желтых". Я еще только отстроил половину своей базы и собрал крошечное войско из десятка копьеносцев, а слоны синих уже ворвались в города "желтых" и разрушили их прежде, чем я по-настоящему мог вступить в войну.
Этим "последним" триумфом и завершилась македонская кампания. Последовал финальный ролик, намекающий на появление римлян в следующем аддоне, я вздохнул и принялся за эти грустные заметки.

©Обзор - Александр Морозов (King Augustus). Специально для Internetwars.ru
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru