THIS IS SPARTA?
Стратегия "Спарта:
Войны древности" от воронежской студии World Forge
заслужила от критиков нелестное прозвище "клона Age of Empires".
Дескать, красиво, но... вторично. Аддон - "Судьба
Эллады" - положение не исправил, и разработчики с поистине
спартанским упрямством взялись за античную тематику в третий раз. Их
новый проект посвящён завоеваниям Александра Великого.
Загрузочный экран игры приветствует нас горделивым "Спарта 2". На самом же деле внешне игра мало отличается от первой "Спарты" и "Судьбы Эллады".
Движок тот же, причём кое-какие его болячки не вылечены до сих пор.
Например, игра необъяснимо долго сохраняется, а иногда столь же необъяснимо
подтормаживает. Вместе с тем графические настройки у "Александра"
довольно гибкие, и при желании можно добиться приемлемого сочетания
производительности и качества.
Однако изнутри игра заметно изменилась. Начать с того, что здесь появился экран кампании - красочная карта походов Александра Македонского, на которой игрок выбирает направление очередного удара. Только полноценного стратегического режима а-ля Total War или, скажем, Rise of Nations здесь нет. По сути дела, карта в "Александре" - просто оригинально оформленный список миссий. Зато их иногда доступно сразу несколько, а порядок выполнения - произвольный. В кампании, естественно, можно воевать только за македонян, а на одиночных картах доступны четыре народа: к македонянам добавляются греки, персы и египтяне.
Перед началом каждой миссии предлагается выбрать два бонуса. Один из
них (так называемая "стратегия") носит глобальный характер
и влияет на боеспособность тех или иных родов войск, скорость постройки
зданий, и т.п. Другой бонус - это личная гвардия царя Александра, отряд
его телохранителей. По ходу кампании на службу будут приходить новые,
лучшие гвардейцы.
ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ
Экономическая модель "Александра" чрезвычайно
проста. Ресурсов всего три - человеческий (т.е. число потенциальных
рекрутов, конечный размер армии), золото и руда. Строить фермы и рубить
дрова, как в оригинальной "Спарте", не надо - надо полагать, считается, что о провианте македонский
царь позаботился заблаговременно. Пусть так.
Достаточно
построить кузницу - и все усовершенствования для войска, возможные в
данной миссии, появятся на отдельном экране. Удобно. Не требуется, как
в других RTS, шарить по разным постройкам в поисках нужной реформы.
Дерева технологий тоже нет - собственно, здесь у нас не научные штудии,
а производство оружия. Если средства позволяют, можно закупить всё сразу.
К слову, в "Александре" и построек немного - та же казарма
всего одна для всех родов войск.
Золото и металл добываются автоматически - достаточно построить прииск,
и оттуда к главному зданию пойдут караваны с рудой. Нападение на неприятельские
караваны и защита собственных могут стать важным элементом стратегии.
Таким образом, рабочие в "Александре" занимаются прежде всего
строительством и ремонтом. При желании, как и в "Спарте",
их можно отрядить на поле боя за металлоломом. Но с новой кузницей проще
не унижаться, а перевооружать своих солдат самому. В общем, разработчики
постарались сделать всё, чтобы управление экономикой не отвлекало игрока
от его главной задачи - войны.
ПО СТОПАМ АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО
"Александр" - игра не для тех, кто предпочитает
неспешно отстраиваться в своём углу. Вас уже с самого начала подталкивают
к активным действиям. Чтобы увеличить численность своей армии (человеческий
ресурс), нужно искать на карте нейтральные деревни и захватывать их.
Похожая идея уже была реализована в Praetorians,
но там захваченное можно было хоть как-то укреплять, а здесь нельзя.
Промедлите - и противник быстро присвоит себе все деревни и рудники,
тогда от его громадных орд вы просто не отобьётесь. Так что придётся
действовать жёстко и стремительно - по примеру самого Александра. Правда,
игру всегда можно поставить на спасительную паузу (клавиша Space) и
как следует поразмыслить.
Все
войска и герои в бою получают опыт, причём царь не только усиливает
свои показатели, но и получает доступ к особым навыкам. Дерево спецприёмов
напоминает King`s Bounty или Warhammer: Mark of Chaos
- они разбиты на три группы и дают бонусы или Александру лично, или
солдатам под его началом. Их довольно много, причём каждый навык можно
усиливать отдельно. Игра приобретает черты ролевой: возможность по-разному
развивать главного героя заметно меняет геймплей.
ЦЕНА ЗАВОЕВАНИЙ
Что называется, если долго мучиться, что-нибудь
получится. Ряд интересных задумок "Спарты" в полной мере был
реализован только сейчас - например, с переделанной экономикой заиграл
новыми красками фирменный "конструктор" воинов. Теперь действительно
есть время и смысл возиться с разным вооружением. Что лучше в конкретной
ситуации - толпа лёгкой пехоты с сариссами или, может, отборный отряд
тяжёлой кавалерии с луками? Решать вам. Дизайн миссий продуман так,
что сколотить универсальное "оружие победы" не удастся.
В
минус игре можно поставить прежде всего недостаток размаха и эпичности
происходящего - хотя это бич многих исторических RTS. На реконструкцию
войн Александра Великого здешние бои никак не тянут. Масштабы не те.
Можно придраться и к вольностям в работе с историческими терминами -
так, главное здание македонян почему-то называется "мегароном",
а типы войск (лёгкая, средняя и тяжёлая пехота) - "сариссофорами",
"гетайрами" и "гоплитами" соответственно. Но в конце
концов это просто игра.
Попробовать "Александра" стоит. Кого-то привлечёт красивая
графика, кого-то - нестандартная RTS-механика, кого-то - античный антураж.
Можно констатировать, что с третьего раза стратегия на античную тематику
у World Forge вполне удалась.
|
|