НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового
мир
NEOCORE GAMES ЛЮБИТ РЫЦАРЕЙ
Недавно, придя с супругой в торговый центр, я увидел на стойке игру в красочной обложке под названием
"Lionheart: Kings' Crusade". Обложка была очень красочной, а повертев коробку,
восхитился очень красивыми скриншотами и интересным описанием того, что ждёт счастливого обладателя
покупки. И потому, не обращая внимания на протесты своей супруги,
купил диск. И, как оказалось, жена не зря меня пыталась
остановить...
Вот такая семейная прелюдия.
Итак, "Lionheart: Kings' Crusade",
а по-русски говоря, "Ричард - Львиное сердце: Королевский
Крестовый поход". Что нам известно о создателях этой игры?
Разработчиком очередного творения на тему Ричарда - Львиное Сердце является молодая и до поры малоизвестная венгерская студия
Neocore Games, которая,
однако, несмотря на молодость, уже выпустила несколько проектов. В числе её работ - довольно успешная игра под названием
"King Arthur", вышедшая в 2009 году. Ролевой варгейм - интересное сочетание для игрушки, а также неплохо и привычно сочетается с фэнтезийной
тематикой. А еще раньше студия выпустила стратегию
"Crusaders: Thy Kingdom Come" (Крестоносцы:
во имя короны).
В интернете нашёл интервью с молодым PR-менеджером студии-разработчика Орсольей Тот. На вопрос о том, почему все игры от Neocore Games так или иначе обращены к эпохе рыцарей, героев, и крестовым походам, она бодро кивала головой, убеждая всех и вся, как им эта тема нравится, как они в этом прекрасно разбираются и как их концепт-арт
опыт геймплея прекрасно вписывается в средневековый антураж.
Что же, посмотрим, что получилось на этот раз.
ПОД СЕНЬЮ КРЕСТА ИЛИ ПОД ЗНАМЕНЕМ ДЖИХАДА?
Установка прошла гладко. После запуска игра довольно долго грузилась и, наконец, взору открылось главное меню. Ничего, казалось бы, примечательного на первый взгляд:
выбор кампании, настройки, сражения, режим сценарии, cетевая игра …
В общем-то, стандартный набор большинства стратегий. Кампаний две: за крестоносцев (она же включает в себя обучение) и за сарацин – более трудная, и следовательно интересная. Несмотря на
то, что войска однотипны – Саладин получил в своё распоряжение
всё же несколько более колоритное воинство, чем Ричард. Чего
только стоят жестокие нубийцы с огромными тесаками или
бесстрашные мамелюки. Целью компании, что очевидно, является
освобождение всех территорий от христиан. Карта та же, так что
на деле получается, что мы возвращаем мусульманам то, что
отобрали у них в первой компании, сражаясь под знаменами
Ричарда.
Первая кампания, за Ричарда Львиное Сердце, ведёт нас к
завоеванию всего Ближнего Востока, от сражения к сражению, к
принятию политических и тактических решений - дабы привести
короля Англии к окончательной победе. Но вот, кампания выбрана. Полюбовавшись довольно симпатичным окном загрузки, попадаем на Глобальную Карту, и тут.…
Тут постигает первое, но, увы, не последнее разочарование. Фактически глобальная карта есть не что иное, как красиво оформленный список миссий; будем считать, что авторы просто решили нам его подать в такой симпатичной обёртке. Тут нет даже близко тех возможностей, которые присутствуют в играх серии Total War, да и стратегические красоты там выглядят гораздо интересней. Нет тут даже изображения армии на глобальной карте – всё примитивно и просто, ни стеков с войсками, ни обозначений отрядов, ни даже вездесущего
"тумана войны". С высоты птичьего полёта видим отдельные лоскуты земель-провинций, подсвечивающихся при наведении курсором мыши, тем самым сигнализируя, куда нам можно направить свои действия.
Сначала вся карта принадлежит врагу – водим курсором по карте,
пока, наконец, не подсветится один из секторов на побережье – и
жмём на него левой кнопкой мыши. И так нас со старта буквально
за руку ведут по игровому сценарию...
Правда, после высадки, в дальнейшем у нас будет минимальный выбор, куда направить свои стопы, в какие близлежащие земли.
Перед вторжением в выбранную
части карты, появляется экран подготовки к сражению: тут можно определить, какие войска примут участие в
битве, а какие отдохнут, провести последние улучшения. И можно в бой?! Ан нетушки, до сечи нам придётся подождать - какой стратег бросится в битву, не изучив диспозиции и не разнюхав всех возможностей и новшеств?
КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА БИТВА НЕ НАЧАЛАСЬ
Но сначала углубимся в азы менеджмента. Как было сказано, в игре две фракции. Каждая фракция имеет разные задачи и варианты развития, но всё это привязано к одному похожему интерфейсу. Итак, в левой части экрана, вне зависимости от выбранной фракции, над открытой картой кампании находится вертикальный список иконок. Всё это довольно симпатично смотрится, в этаком РПГ-антураже и вензельках с рунами, но вызывает смутное дежавю, что всё это мы где-то уже видели. Ненавязчиво вспоминается
"King Arthur",
на движке которого явно и сделана "Lionheart: Kings' Crusade". Каждая кнопка-ярлык имеет своё значение, и, открывая его щелчком мыши, мы попадаем на древо развития. Всего базовых кнопок в игре пять:
1. Наём - открывая её, мы сможем распустить, максимально пополнить или купить отряды;
2. Управление войсками - здесь мы сможем нанять, например, имама или монаха (для поддержки боевого духа солдат) или улучшить способности Героя;
3. Уникальные предметы - условно говоря, обоз, где можно улучшить или купить оружие, доспехи, зелья (оружейную смазку и средства анестезии), эликсиры и прочее;
4. Улучшения - раскрывают нам экран развития улучшений: - умения (доступ к деяниям героев): духовный подьём, вялость, стойкость, неукротимость; - отряды (к новым типам войск), например, копейщики абассидов у мусульман; - основы (улучшения общего характера): слабое утешение, чудесное спасение, добыча, новый герой, богатый опыт, дешёвый наём и т.д.
Как оказалось, весьма увлекательным процессом является прокачка армий и полководца. Это в игре то, что немного развлекает игрока. Если изначально войска
облачены в стандартные доспехи, то по ходу игры на заработанные или занятые у венецианцев деньги можно приобрести улучшение брони и оружия, а также прикупить новые возможности, которые мне напомнили заклинания и фишки из
все той же "King Arthur". Всё это служит для прокачки войск,
причем выбор невелик: тяжёлой и лёгкой пехоты, а также конницы и лучников. Если
вы играли в игру "Warhammer Mark Of Chaos" или ещё более старенькие
"Warhammer: Dark Omen или
Legion Arena", то найдёте много общего с обсуждаемой игрой. Это я ненавязчиво так
подвожу к вопросу об "инновациях" , о "свежести идей", так сказать...
ВАТИКАН, ТАМПЛИЕРЫ, И ПРОЧИЕ
"ДОБРОЖЕЛАТЕЛИ" У крестоносцев, в отличие от мусульман, присутствует интересная фишка -
политика. В игре четыре пассивных фракций: Франция, Тамплиеры, Ватикан и Священная Римская Империя. Здесь, по-видимому, разработчики решили встряхнуться от фантазий, навеянных им игрой о Короле Артуре и привнести в игру элементы исторической реальности.
Они попытались продемонстрировать сложные взаимоотношения между собственно самими крестоносцами и их лидерами, которые, по правде говоря, никогда не были идеальными. Например, французский король - исконный враг английской короны - всегда готов всё же помочь Ричарду своими войсками. Папа будет снабжать войско папскими легатами для подъёма боевого духа отрядов и удешевит пополнение поредевших рядов Воинов Христа. Тамплиеры (почему-то другие рыцарские ордены в игре отсутствуют), как богатейший рыцарский орден, помогут деньгами и мощными войсками (кстати, одними из лучших в игре за крестоносцев). Священная Римская Империя будет пополнять добротной пехотой армию крестоносцев и экономическими бонусами в придачу. Словом, целая гора
"пряников", но все эти плюшки не задаром. Как говорится,
"бесплатный сыр есть только сыр в мышеловке". За всё придётся платить
- за эти преимущества вам придется расплачиваться
самостоятельностью. Перед каждым боем мы вольны выбирать какую-то одну из фракций, которая будет требовать от нас поступать по их сценарию, и решать их задачи и цели в миссии. Крестоносцы иногда часто не могли договориться друг с другом, и здесь похожая ситуация. Ватикан может потребовать в одной миссии захватить, например, этот монастырь с реликвиями, а не тот городок в развалинах, и тогда он будет доволен, а зловредные тамплиеры будут совсем недовольны, ибо вы не освободите их товарищей из того замка, и тогда это может выйти вам боком. Вся эта ситуация с политическими предпочтениями и расстановкой распределения сил в провинциях опять же, пусть и в сокращённом виде, напоминает нам предшественника,
"King Arthur". Игра,
повторимся, сделана на его движке. Однако, все хитросплетения и козни политеса во всё своём многообразии присутствуют
и это - плюс. От фэнтезийности, авторам в игре пришлось
отказаться, но у нее есть аналоги. Где была магия, теперь вера и мораль, на место фаерболов и молний пришли читерные требушеты, которые сметут с лица земли любого противника. А уж эликсир - он и в Африке эликсир, не важно, какой от него эффект.
НОВАЯ БИТВА ЗА ИЕРУСАЛИМ
Первое сражение - захват плацдарма на побережье - особого впечатления на меня не произвёло. Весьма предсказуемо и как-то уж совсем простенько. Компьютер партиями шлёт на игрока смертников, которые появляются на холмах в контрольных точках в виде подкреплений врага. Когда всех перебьёте, господа крестоносцы, тогда и пройдёте миссию, высадка состоялась!
Штурм Иерусалима выглядел более интересно. Сам город изображён красиво и в лучах заходящего (как мне показалось) солнца выглядит феерично. Графика в игре
на высоком уровне.
Но на том приятные моменты и закончились. Оказалось, что
разместить катапульты и баллисты можно в строго отведённых
местах: не ближе и не дальше, что не радует, ибо тактической
свободой и не пахнет. Впрочем, с такой "мелочью" можно и смириться, однако и сам штурм исполнен весьма бедно.
Пока требюше громит стены Священного Города, наши войска с любопытством школьника наблюдают за сим
"увлекательнейшим" процессом – поскольку больше им делать нечего, а отряды сарацин без толку бродят по городским улицам туда-сюда в непосредственной близости от разрушаемого нами участка стены. По-видимому, мозгов компьютерным
противникам явно недостаёт. Ни одному из них Аллах не ниспослал идею попытаться уничтожить мои орудия прежде, чем
они пробьют брешь. А после того как стена обрушилась, сарацины дружно, позвякивая саблями, устремились в пролом, атаковать мои позиции. Всё перепутали, несчастные! Выползая за городские стены, они попадали под довольно плотный огонь моих катапульт и баллист – а надо сказать, ущерб осадные орудия наносят весьма впечатляющий, независимо от того, что перед ними. Таким образом, победа в миссии досталась мне довольно легко.
Впрочем, и всю игру в целом "трудной" можно назвать с большой натяжкой. Тактические бои не впечатлили. Всё происходит довольно скучно и уныло. Отряды все на одно лицо, надо бы покраснеть Neocore Games перед законодателями современной стратегической моды Сreative Аssembly и их детищем Medieval 2 Total War Kingdoms.
Хотя, правды ради, баланс в игре присутствует, и кажется, довольно неплохой. Рыцарская конница танками давит противника, лучники выкашивают пехоту и копейщиков, обстреливая врага, понижают его мораль, а конница ударяет по флангам и не очень эффективна в лесу (там ко всему могут быть засады копейщиков). Словом, иногда ИИ ведёт себя очень агрессивно и казалось бы, осмысленно, но чаще
все же беспробудно тупит. Так что после первой и второй стычки ты начинаешь понимать, что дальше тебя ничего особенного уже не ждёт, главное - перемалывать отряды противника в капусту один за другим, как в какой-нибудь обыкновенной старой реал-тайм стратегии.
Обычно захват города происходит по накатанной схеме. Напоминает захват контрольных точек, виденный нами во множестве игр. Над такой площадью-точкой после уничтожения отрядов противника, вражеский стяг постепенно меняется на стяг игрока, пополняя его отряды свежими отрядами союзников, и потом уже
- вперёд до победы, пока весь город с такими точками не перейдёт под ваше начало. Носимся по лабиринту улочек, и атакуем противника то в лоб, то с тыла. На нескольких следующих миссиях я постепенно стал уставать от однотонного процесса, но любопытство таки брало верх - хотелось пройти
больше миссий и узнать побольше об игре. Спасибо разработчикам, они сжалились над бедным геймером: в игре есть функция быстрой прокрутки битв в ускоренном режиме. Простите, друзья, но я впоследствии так битвы в основном и проигрывал.
КЛОНОМ БЫТЬ НЕ СТРАШНО, НО КЛОНОМ БЫТЬ НЕ ПОЧЁТНО
Что в итоге мы имеем в результате? Давайте подведём итог. В плюсы игры однозначно можно отнести графическое оформление, дизайнеры не даром ели здесь свой хлеб.
Красоты локаций и местности обладают атмосферой и восхищают. На амуниции и вооружении отрядов можно рассмотреть любой узор до мелочей. Только вот нужно ли в стратегии с историческим уклоном эта гиперболизированно-фэнтезийная работа художников, изобразивших нам не грозную и угрюмую рыцарскую экипировку средневековых армий, а скорее фэнтези-гламурные войска, которым с их огромными мечами и секирами в пору рубиться в рядах гномов
Средиземья с какими-нибудь орками и нежитью, или в
мире Вархаммера. Всё это конечно красиво, но больше было бы к
месту в многократной упомянутой здесь
"King Arthur", чем в Крестовых походах и противоборстве
Ричарда Львиное Сердце с великим Саладином.
К весомым плюсам игры стоит отнести разнообразие миссий. В игре
нашлось место не только лобовым атакам "стенка на стенку", но и
весьма любопытные задания типа ночных вылазок, засад и
многоступенчатых "захватить-закрепиться-отбить контратаку -
возобновить наступление".
К сожалению, в игре так и осталась очень неудобная камера, и даже то, что есть несколько режимов в её переключении,
не помогает. Камера неустойчива и вы можете уходить на высоту птичьего полёта и видеть мелкие группки отрядов, а можете падать буквально под ноги к своим воинам - только для чего? Не для того же, чтобы смахивать пыль с их сандалий!? Обещали создатели поработать над ней ещё в первых
"Крестоносцах", да обещанного, как ведомо, три года ждут.
Да, в игре есть карта, но ей отведена, к сожалению, условно-вспомогательная роль, которая, по сути, ведёт нас по проторенной дорожке миссий сюжета, пусть и с видимостью свободного выбора. Полноценного стратегического режима нет.
Зато в игре мы находим хвалёный разработчиками режим РПГ-менеджмента, в котором можно развивать возможности своих армий и героев. Многое здесь взято из других игр, но в полной мере не даст удовлетворения ни любителям РПГ - из-за своей простоты, ни закоренелым фанатам стратегий - уж подавно. Ибо подменить для настоящего стратега умный менеджмент развития в глобальной стратегии простеньким развитием тактических способностей отрядов при помощи идей, позаимствованных в РПГ-играх - не очень хорошая идея. Возможно, это бы сработало вместе с развитым и по-настоящему умным стратегическим режимом в стиле Total War, но не в данном случае, я думаю.
По сравнению с предшественницей,
"Crusaders: Thy Kingdom Come",
"Lionheart: Kings' Crusader",
игра, конечно, немного стала получше - благодаря нескольким косметическим новациям, но погоды это не меняет, и уж тем более не претендует на революционность в жанре. И как бы PR-менеджеры венгерских разработчиков не лезли из кожи вон, доказывая, что их проекты принципиально отличаются друг от друга, реальность показывает прямо противоположное.
И, если "King Arthur" нашёл своего
фана, игрока, любящего фэнтези, РПГ-менеджмент, артефакты интриги и всё это - в хардкорном
стратегическом ключе, то "Lionheart: Kings' Crusade", к
сожалению, скорее всего в этом плане ждет провал.