КОРОЛЬ АРТУР И МГЛА НАД БРИТАНИЕЙ
Берите меч, начищайте доспехи до блеска, одевайте волшебный амулет - и
мы с вами отправимся в царство славного Короля Артура. Который правил,
как говорят легенды, древней Британией в далекое британское "смутное
время". Оно началось, когда ушли римляне, оставив остров "бесхозным".
Его сразу растащили на части местные вожди, провозгласившие себя
лордами. Такой мы и находим Британию, разделенную на множество мелких
королевств, когда начинаем игру "Король Артур", созданную
в студии Neocore Games.
Никто точно не знает, с какого по какой год правил легендарный
король, очевидно, поэтому исторического календаря в игре нет. Есть
четыре времени года: весна, лето, зима и осень. И начинаете вы не в
какой-то конкретный год от рождества Христова, а просто, "однажды
давным-давно".
Перед вами простирается красивая трехмерная карта Британии (без
Ирландии), покрытая лесами, болотами, усеянная замками,
стонухенджами, загадочными могильниками, развалинами, с которыми
соседствуют поселки, города и редкие монастыри, ведь христианство тут
еще только зарождается. Полюбовавшись картой, обнаруживаем, что нам
принадлежит только одна провинция - Корнуолл.
Из вступительного ролика (отметим качественную, профессиональную,
актерскую, озвучку), нам известно, что умер король, великий правитель
Пендрагон, и его сыну, молодому Артуру, выпал жребий объединить
Британию. А это нелегко, учитывая, что страна разделена не только на
мелкие королевства, но в ней идет еще и борьба религий - христианства и
язычества, которое олицетворяют друиды. Мало того, из дремучих болот и
лесов вылезла всякая нечисть и с ней тоже придется иметь дело.
Начало
для всех игроков будет одинаковым. Сам король Артур на карте и вообще,
как
юнит, не появляется. Он - это вы, то есть игрок. А из рыцарей у нас
пока только сэр Кей с небольшой дружиной. Ваш сэр Кей должен разгромить
кучку повстанцев, занявших соседнюю провинцию Думнонию. Первый бой,
победа и бывший король Думнонии, рыцарь Марк присоединяется к вам.
Только после нескольких ходов, сюжет становиться более нелинейным. Такое
вынужденное начало является не чем иным, как обучающей компанией,
открывающей главную кампанию.
Вы учитесь водить войска в бой, привыкаете
к карте, получаете первый квест, изучаете действие артефактов, и вообще -
знакомитесь с многочисленными элементами игры, которая неожиданно
оказывается очень богата своими возможностями. Тут и стратегия, и тактика, и
экономика, и наука, и законодательство, и интриги, и политика и еще -
магия. В одном "флаконе" и так много! Поняв это после первого часа
приключений и сражений, понимаешь, что перед нами не рядовая игра, а
поиграв несколько вечеров, приходишь к выводу, что "King
Arthur" - настоящая жемчужина среди стратегий последнего времени.
МАГИЧЕСКИЙ TOTAL
WAR
Первое, что напрашивается, когда основательно углубишься в
яркий мир "Короля Артура" - это большое сходство игры со знаменитой
серией "Total War", которая стала чуть ли не
эталоном идеальной стратегии. Налицо две главные составляющие
TW - сочетание глобальной (в рамках карты
Британии) стратегии, с полноценным режимом тактических сражений. Ваши
рыцари - это полководцы, которые водят в бой войска, вербующиеся и
пополняющиеся почти также, как в Total War.
Вместо "семейного дерева" или королевского двора - Круглый стол.
Даже
многие команды на тактической карте - "тоталварские". Например, задать
отряду во время битвы команду "бежать" - надо дважды щелкнуть мышкой. И таких сходств,
заметим, множество. Игре это только на плюс, массе поклонников
Total War, даже не любителей фэнтези, она
понравиться.
А с другой стороны "Король Артур" - игра самобытная, со своими
собственными игровыми находками и приятными новшествами. Сюжет
развивается по двум направлениям. Первое, это классическая борьба за
гегемонию на всей карте до полного завоевания Британии. Второе -
приключения, которые представлены многочисленными квестами. Их
множество. И хотя одни из них обязательны, а другие - нет они
составлены весьма интересно, а результатом всегда будет либо обладание
новыми артефактами (их в игре 150!), которые вы распределяете среди
своих рыцарей, или присоединение к вам нового персонажа: рыцаря или юной
леди или иное вознаграждение. Всего же вам нужно собрать 12 рыцарей, но их может быть и больше,
но тогда "лишнего", с худшими способностями, вам придется изгнать от
двора, поскольку мест за Круглым столом только 12.
Все эти квесты собраны в четыре "главы", или "книги", на каждую из
которых есть своя панель, где они представлены в виде страничек. Это
"Книга начал", "Книга :Завоеваний","Книга
Круглого стола" и еще одна, название которой открывать не стану -
не все же секреты в одном обзоре. Заполнив все четыре главы (пройдя
четыре уровня), вы
завершаете игру. И в этом отличие от "бесконечной"
Total War. "Король Артур" проходится только один раз - такова
особенность любой ролевой игры. А перед нами хотя и классическая стратегия, но и РПГ
тоже.
ВОЙНА И ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Что
дальше? Как что - война и приключения.
Нам надо завоевать карту, но она очень неоднородна. На ней много
королевств, все они разделяются на два типа.
Условно говоря, "хорошие" и "плохие", или "темные. "Хорошими" правят
обычные лорды с обычным пониманием добра и зла. Они могут быть как
вашими союзниками, так и противниками.
А вот "плохими" королевствами управляют деспоты, опирающиеся на
жестокость и черную магию.
У них и доспехи рыцарей не от мира сего, и
войска диковинные: "воины весны", "воины осени" и т.п.
Что касается вас, то есть, короля Артура, вы стоите в начале игры
посредине. Вы пока никто, не деспот и не праведник. Не христианин и не
язычник. Ваше мировоззрение, которое представлено красивой
астрологической панелью, еще не определилось. По мере того, как оно
будет формироваться, яркая звезда на панели будет смещаться в
определенном направлении: в сторону христианства и добродетели, или в
сторону язычества и деспотизма. Или в сторону язычества, но -
добродетели. Или вы можете быть христианином, но - деспотом. И все это
зависит от ваших поступков, главным образом - от результатов квестов,
которые, как правило, всегда имеют два варианта выполнения. Выбрав одно
из двух, вы либо получаете очки "доброго" правителя, либо "злого".
Это как в "Звездных войнах", где можно можно встать на темную сторону
силы и прокачиваться именно как "черный рыцарь". В этом случае у вас
будет доступ к тем видам магии, которые "светлым" рыцарям неподвластны.
По этой же причине вам рано или поздно придется выбирать из двух
религий, борющихся за умы британцев: христианства и язычества,
основанного на древних верованиях и поддерживаемого друидами.
Помимо воюющих королевств, есть на карте и третья сила. Это
потусторонние существа. Они тоже двух типов. Великаны, гиганты, оборотни
- они пришли из мифов, навеянных сказаниями. Их мы часто встретим в квестах.
Но есть и более грозный враг: это некая мистическая раса сидов. Они
живут в другом измерении, но проходят в мир короля Артура через тайные
порталы. Главный такой портал расположен в дремучих лесах Бедегрейна, в
центре карты, и вам не раз туда придется отправиться, чтобы совершить
рыцарский подвиг. Впрочем, и сиды неоднородны, они делятся на "благих" и
"не благих".
Наконец, помимо войн и подвигов, вам много и разнообразно придется
заниматься менеджментом вашего растущего королевства: подавлять бунты,
улучшать земледелие, ликвидировать последствия эпидемий и стихийных
бедствий, двигать науку, а также военное дело - на новые уровни.
Вам надо мудро раздавать феоды рыцарям, и какой доход ваши провинции
будут приносить, напрямую зависит от характеристик назначенного
лэндлорда. Если он "прирожденный бритт", а вы его поставили править
провинцией, где живут саксы, то жди восстания. Если он недостаточно
верен вам, жди, что предаст и создаст собственное королевство. Если он
христианин, а его подданные придерживаются старой веры - жди религиозных
волнений. А еще
многое в феоде зависит от того, какая рыцарю досталась жена. И вы в
постоянном поиске невест для своих лордов, да и о собственной женитьбе
надо подумать.
ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ И ПОДЛЫЙ ПОЛ
Девицы,
однако,
в "Короле Артуре" - большой дефицит. По карте они не бегают, в замках не
сидят. По крайней мере - в ваших. Заполучить их можно только в
результате квестов, приключений и... обмена. Красотки здесь не только
потенциальные жены ваших рыцарей, но и ходовой товар. Их можно
предлагать на торгах в обмен на артефакты, или в дипломатических целях
(вот бы в жизни так!).
Прекрасный пол, однако, каким он здесь представлен, вас немало удивит.
Идеальных, "рыцарского типа", девушек практически нет. Все с каким
нибудь изъяном. Если красивая, верная и экономная, то непременно еще и
коварная, жадная или привередливая. А то еще хуже - жестокая,
склонная к садизму (обожает пытки) - словом, на лицо - ангел, а в душе -
демон.
А качества жены, как положительные, так и отрицательные, оказывают
сильное влияние и на ее рыцаря.
Негативными чертами обычно богаты девицы из "темных" королевств,
которыми управляют деспоты. Однако напомню, что вы можете выбрать для
себя не путь добродетели, а путь тирании. И в этом случае, негативные
черты характера, которыми так щедро наделены "темные" девы,
оборачиваются добродетелями (что благоверному плохо, то грешнику и
деспоту - хорошо). Поскольку мой Артур шел по пути праведника и
христианина, я только пару раз брал себе ко двору "темных" невест. В то
время мы вели жестокую, трудную и затяжную войну с деспотом Кадейрном,
владыкой Глочестера.
У меня было немало в плену его рыцарей, но я их не менял, чтобы ослабить
его мощь и они быстро умирали в темнице. Тогда Кадрейн стал
предлагать в качестве выкупа своих красавиц. А поскольку во владениях
Артура ощущалась острая нехватка женского пола, то я себе позволил
дважды поменять его пленников на его девиц. Одну держал в качестве
товара, а вторую, все таки выдал замуж за своего рыцаря. Дела в
его
графстве сразу пошли хуже (меньше налогов, ниже лояльность), но
во-первых, она была красива, а во вторых, ее чары не давали мужу
погибнуть в сражении или даже получить рану. А это дорогого стоило.
И очень долго у меня в невестах ходила леди Пенрир, самая первая дама,
которую я заполучил, вырвав ее из рук злодеев. Всем хороша, но
засиделась без мужа, поскольку в числе ее добродетелей были такие,
которые позволяли увеличить во владениях жениха доход от шахт. Должно
быть, бедную девочку воспитывали не играть на свирели и вышивать, а с детства
приучали махать киркой . Но шахт
долгое время в нашем королевстве не было.
ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ - ЩИТОРУБЫ
Но
самое главное занятие, которым вам придется заниматься, это, безусловно,
война. Воевать придется много и упорно.
Армии времен Короля Артура это не те, которые сражались в Британии после
ухода римлян. Наивно было бы искать здесь исторические параллели.
Конечно, тут есть и традиционные английские лучники, и
арбалетчики, и йомены, и крестоносцы, но в большинстве своем, во всем, что касается
войск лордов, царствует дух фэнтези. Тяжелая пехота, и вообще - пехота -
это плод воображения художников, делавших игру. Чудовищные на вид
топоры, зазубренные, волнистые или вообще невероятной формы мечи. Доспехи немыслимого вида:
с шипами и без, с чеканкой и украшениями, самой невероятной расцветки:
серебряные или золотистые - которые ни в сказке сказать, ни пером
описать. Но такова игра и в ее общем антураже и контексте все это смотрится
вполне гармонично.
Рода войск тоже частью историчные, но во многом фантастичны:
щиторубы, стрелки Глубоколесья и прочие, не говоря уж о войсках сидов и
разной нечисти, почти сплошь состоящих из неведомых существ.
Начинающий игрок столкнется с одним неприятным сюрпризом. Попав впервые на
поле боя, вы увидите свои войска с высоты птичьего полета. В таком виде
они похожи на черточки и точки. Первое ощущение - что нас кинули!
Тактическая графика времен DОS
в игре, сделанной на последнем уровне электронных технологий?!
Значка "увеличить" нигде нет. И только покрутив (наугад) колесико мыши
на себя, вдруг находим, что увеличить масштаб битвы можно как угодно,
вплоть до того, что один юнит заполнит весь экран.
И тогда находишь
истинную красоту в этих сражениях. Единственный их недостаток -
анимация. Она не такая богатая, как в Total War:
воины не делают ни одного лишнего движения. Не то, чтобы раненого добить
или отпрыгнуть в сторону, попятиться, отбить удар. Нет такого. Бой отрядов обычно выглядит
красиво, но стенка на стенку, когда бойцы стоят вплотную друг к
другу и тупо, одинаково машут оружием. Зато есть кавалерийский чардж, не
говоря уже о магии, которая расцвечивает картину сражения всевозможными
красками и эффектами.
Проведя уже первые битвы, быстро обнаруживаешь, что ударная сила - это
лучники (магия - отдельная тема). Не случайно они чуть ли не вдвое дороже пехоты. Запас стрел у
них неиссякаемый, а зона обстрела - очень обширная. Очень часто исход
сражений решает то, у кого больше стрелков, а не других видов войск и
даже рыцарей. Поэтому и враг тоже старается в первую очередь выбить
ваших лучников,своими собственными и магией. Бороться с
лучниками тяжело особенно на первом этапе, когда вы не можете вербовать
их злейшего врага - кавалерию и она вам достается в виде редких "подарков" по мере
выполнения различных квестов.
Но чем дальше в "лес", в глубь игры, тем больше "дров", тем меньшее
значение имеют стрелки, тем больше магия и новые юниты, которые вы
можете нанимать, проводя исследования в своем королевстве.
МЕЧ ПЕНДРАГОНА И ШЛЕМ ВОРТИНГЕРА
Вот
мы и добрались до магии, которая превращает "Короля Артура" из обычной
средневековой стратегии в увлекательный мир фэнтези. Все рыцари так или
иначе имеют возможность колдовать. Всего у рыцаря 5 способностей,
которые нужно развивать (20 уровней прокачки): лидерство, хитрость, управление, боевое
мастерство и - магия, одно из очень важных. Хотя побеждать в битвах
можно вообще не прибегая к волшебству, с ним все же сподручнее. Особенно
опасна магия "дальнего действия". Обрушил молнию на врага, или огненный
дождь, или навел порчу - глядишь, несколько его отрядов не дойдут вовсе
до твоих позиций. Другая магия - ближнего боя, оберегает рыцаря в
рукопашной и делает его более сильным.
Но и противник тоже не лаптем щи хлебает, у него тоже есть мана и
заклинания. АИ в "Короле Артуре" - далеко не лох. Так что берегись, ищи артефакты, оберегающие амулеты,
освященные щиты и прочие магические предметы. Их множество, влияющих на
рыцарские способности, и у каждого лорда есть 4 "кармана" для артефактов:
два - для амулетов, один - для оружия, один - доспехи.
В начале обзора я назвал "Короля Артура" жемчужиной в мире стратегий
последнего поколения. И еще раз подпишусь под этим утверждением. Здесь
все интересно и глубоко продумано: и война, и квесты, и очень
разнообразная экономическая составляющая. Конечно, ничто не идеально и в
"Короле Артуре" есть недостатки. К одному из них можно отнести,
например, дипломатию. Ее тут как таковой нет, если не считать, что
некоторые войны и союзы возникают в результате прохождения очередного
квеста. Нельзя вести переговоры с
владыкой соседней провинции, только если это не предусмотрено квестом.
Можно на него напасть и объявить войну. Но заключить мир не получиться -
война будет до победного, пока все его провинции не перейдут к тебе, а все его
отряды не будут уничтожены.
Откуда у противника столько рыцарей и армий? Мои три провинции с трудом
обеспечивают содержание одной армии, а у врага, у которого всего одна
провинция, аж две армии. Слишком часто квесты завершаются необходимостью
дать сражение, в то время как войск хронически не хватает. Почему
противник вступает в бой всегда с идеальный воинским духом, а мои армии,
как бы я их не лелеял, этим духом обладают едва ли не на половину...
Возможны небольшие трудности в освоении игры и интерфейса. Новичок не
сразу сообразит, как ему нанять войска, если они в начале не
нанимаются. Или как произвести улучшение в провинции. Иконки улучшений
есть, но они долгое время не активны. Тыкаешь в них мышкой и злишься,
ничего не понимая. И только потом, когда ты захватишь Лондон или Вирокониум, основав там свою резиденцию - Камелот, вы получите доступ к
науке, экономическим и военным преобразованиям. Но зато дорвавшись до всего
этого, вы будете с тем же увлечением развивать экономику королевства, с
каким до этого сражались. "Король Артур" не даст вам скучать.
Проявив немного терпения в начале, вы полюбите эту игру и она отплатит вам
сторицей!* |
|