ГЕРМАНИЯ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! Чуть
больше года назад, в январе 2013-го, мы уже писали про мод о первой
мировой войне (WW1)
для игры "Hearts of Iron 3". Тогда бета-версия мода, хотя и была сырой,
уже вполне годилась для самых нетерпеливых игроков. Основные силы
представлены, дерево технологий есть, ивенты есть - война более-менее
получается. Но сырость есть сырость. Многочисленные недоработки
буквально лезут в глаза и мешают играть. Взять хотя бы полное отсутствие
прописанных генералов у такой важной нации как Германия. Разве можно
играть без лидеров? Разве это вообще интересно? Вот и забрасывается бета
в ожидании следующих версий.
На какое-то время я просто забыл об этом моде. Но тут на днях вспомнил.
Да и столетие с начала войны близится. Дай-ка гляну, продвинулась ли
разработка. И что вы думаете? Таки продвинулась! Актуальная на данный
момент версия 0.80 выглядит уже вполне законченной. Ну разве что за
исключением ванильных спрайтов. Да, фигурки солдатиков, к сожалению, не
имеют отношения к первой мировой. Ну да ничего, лишь бы остальное было в
норме. И остальное оказалось в такой норме, версия 0.80 настолько
отличается от той, описанной год назад, что мы решили не мудрить, не
сшивать обзоры, а просто написать новый.
Если предыдущий обзор писался по опыту игры за Россию, то в этом автор
руководил армиями кайзера Вильгельма II. Прежде всего надо определиться
с датой старта. У нас есть два варианта. Прежний - 1 мая 1910 года - для
любителей основательно подготовиться к мировому пожару. Появился еще
один для нетерпеливых - 1 января 1914 года - через полгода война! Я,
признаться, отношусь к первой категории, поэтому выбрал сценарий 1 мая
1910 года.
Привыкших к морским нормам обычной "Hearts of Iron 3" поразит
возможность вождения без штрафов адмиралами огромных флотов.
4-хзвездочный адмирал водит 60 кораблей. При этом штраф на размер
корпусов тоже отодвинут так далеко, что вполне можно набить в стек три
десятка капитал-шипов и еще три десятка скринеров. Или нормальным
языков: линкоров и легких крейсеров с эсминцами. Это понятно - без
такого допущения никак не реализовать сражение уровня Ютландского.
Линкоры, кстати, делятся на массу классов. Чуть не десяток додредноутов
и столько же дредноутов. Последние, разумеется, круче. Додредноутные
технологии у Германии на 1910 год разработаны до конца и даже уже есть
возможность строить дредноуты. Есть небольшие добавки и в легкие суда, в
крейсеры, в подводные лодки - все сообразно эпохе. Позже появляется
возможность строительства авианосцев, но они очень слабы, дредноуты куда
выгоднее.
Чтобы разделаться с несухопутными войсками, закроем вопрос об
авиации. С самого начала нам доступно лишь строительство аэродромов.
Конструкции самолетов еще предстоит открывать. первыми будут
самолеты-разведчики, почти ничего не умеющие. даже летать. Ну разве на
какую-то сотню километров, то есть только в соседнюю провинцию. Потом
как обычно открываются и улучшаются истребители и бомбардировщики.
Конструировать их можно где-то года с 13-14-го. Чуть позже в секретных
техах открываются дирижабли - аналог стратегических бомбардировщиков.
Теперь к самому актуальному и массовому, к войскам сухопутным.
Применительно к первой мировой это в основном пехота и артиллерия.
Пехота у нас может быть линейная, гарнизонная, ополченческая - как
обычно. Потом спецвойска типа горнострелков, морпехов. Года с 14-15-го
становятся доступны инженеры, бронеавтомобили. В 16-ом году танки.
Конечно же присутствует и кавалерия. Все логично и красиво. Бригад
совсем немного, освоиться очень легко.
Теперь к подробностям. Первоначально нам доступно не более трех бригад в
дивизии. Но в моде WW1 это именно бригады. Численность пехотной бригады
7000 человек - как бы два полка. Занимает она 2 единицы ширины фронта.
Поэтому пихать в дивизию три таких бригады неинтересно и неэффективно. Я
формировал типовые дивизии по принципу: две бригады пехоты плюс бригада
артиллерии (2 тысячи человек) = 16 тысяч бойцов, 4 единицы ширины
фронта. Кроме полевой артиллерии есть бригады тяжелой артиллерии с
бонусом на сокрушение фортов. Но уж больно медленно она ползает - 1 км/ч
против 4 у пехоты. Ею только войска связывать. Пехотная дивизия строится
130-150 суток и жрет при этом немеренно ПП.
Приблизительно с 1915 года открывается возможность присоединения к
дивизии четвертой бригады. Я думал добавить инженеров, может быть еще
артиллерии или броневиков с танками каких-нибудь, но... Впрочем, причину
того, почему я так не поступил, изложу ниже.
ПЛАН ШЛИФФЕНА - ПОБЕДА РЕЙХА!
Итак, армия Германии и первая мировая война. Разумеется, представляло
интерес попробовать провернуть план Шлиффена. То есть сдерживание
минимумом сил французской и русской границ и мощное захождение через
Бельгию в северную Францию. Стремительный разгром французов и переброска
войск на восток.
К августу 1914 года мне удалось сформировать 9 армий по девять дивизий в
каждой. Тремя армиями прикрыл русскую границу (это уже больше, чем надо
по плану Шлиффена), двумя - французскую, и четыре армии изготовились к
броску через Бельгию. Это, собственно, и есть распределение по трем
группам армий.
После логичного и историчного предвоенного периода с аннексией Кореи, с
итало-турецкой войной, с двумя балканскими войнами летом 1914 года
наконец-то "убили, значит, Фердинанда-то нашего". Австро-Венгрия начала
свою частную войну с сербами и поддержавшими их греками, а Германия
сцепилась с Антантой (Россия, Англия, Франция). Австрияков я пока не
пригласил к этой борьбе, полагая, что они будут биты. Пусть славян
попытаются раздавить.
Стремительно (как только могут пешком, без мотопехоты туговато) мои
четыре армии группы армий C (36 дивизий) рванули в Бельгию. Худо-бедно,
за два месяца с боями мы ее проползли и вышли в северную Францию. Не
сказал бы, что французы сопротивлялись активно и тяжко. наверное, надо
было выставить максимум сложности, а не норм. Тем не менее Париж удалось
взять только в декабре 1914 года, Франция же капитулировала в январе
1915-го. Рейху отошел запад Франции и часть Бельгии с портами в
английском канале.
Тем временем на востоке дела шли неплохо. Русские попытались вторгнуться
в Пруссию, и даже подступились к Кенигсбергу, но тут их удалось
остановить. В то же время мы наступали в Польше, сокращая протяженность
фронта и уплотняя войска. Так доползли до Вислы и замерли, ожидая
подкреплений с запада.
Немного развлекались войной на Балтике. Флот Открытого Моря -
Hochseeflotte (двадцать линкоров и двадцать скринеров) несколько раз
подловил русских и перетопил весь их флот. В северное море я не ходил,
чтобы не столкнуться с объединенными франко-британскими силами. Зачем? В
скором времени я надеялся вывести французов из игры и вот тогда уж
сцепиться с одними англичанами.
Австрийцы все никак не могли проломить оборону сербов, пришлось
подключить к союзу болгар, чтобы зайти сербам в тыл. В войну на нашей
стороне вступила Турция. Лучше бы она этого не делала - русские уверенно
начали наступать в Закавказье, а англичане в Ираке. Зато турки заняли
Египет. Война постепенно становилась мировой. Нас, кстати, англичане
высадили в африканских колониях. Да, еще интересный момент - авторы мода
учли даже такое событие как восстание буров. Пара бурских повстанческих
дивизий поступает в наше распоряжение прямо посреди того, что сейчас
называется ЮАР.
В феврале 1915-го года я перебрасываю четыре армии с запада на восток. И
тут уж русским мало не показалось. Две операции на окружение вычеркнули
из их армии до 15 дивизий. Правда, в отсутствие мобильных войск такие
операции проводить нелегко. Окружения не массовые и некрупные. Тем не
менее российские просторы поглотили всю силу удара. К осени я лишь
добрался до Западной Двины, занял Ригу, Минск, а Россия как стояла так и
стоит. Смотрю - ни национальное единство не рухнуло, ни недовольство не
выросло. Думаю, что же такое надо сделать, чтобы довести русских до
революции? Должна же она быть прописана в ивентах. Посмотрел - да,
прописана. Надо захватить Ригу, Киев, кажется, Минск и (!) Баку. Если
первые три еще нормально, то Баку-то откуда вышло? А с такими
союзничками как турки до Баку не добраться.
Тем временем в войну вступает Италия и австрийцы посыпались. Пришлось
срочно перебрасывать две армии в Альпы и бить итальянцев во фланг и тыл.
Весной 1916 года Италия капитулирует. Тогда я решаюсь на финт -
перебрасываю эти две армии в Таранто, туда же веду (через Суэцкий канал,
который под турками) Hochseeflotte, гружу армии на транспорты и
высаживаю их в Крыму и в приазовье. Одновременно начинаю наступление на
Украину, да еще подключаю австрийцев. Как итог, к осени 1916 года линия
фронта проходит по Западной Дине и Днепру, Киев взят, Крым занят,
начинаем давить на Кавказ. Николай II отрекается от престола, США
готовятся к войне. Германия начал испытывать острый дефицит редких
материалов и людских ресурсов - это и есть та самая причина, по которой
я пока не удосужился насовать дополнительных бригад в состав дивизий. да
и нужды особой нет - германская армия оченб уж сильна, и без того врага
бьет на раз-два.
Ей-богу, очень хотелось дойти до Баку и вызвать в России революцию,
чтобы посмотреть на нее, но время поджимает, пора сдавать обзор. И это
удовольствие я предоставляю тем, кто заинтересуется модом WWI. А
заинтересоваться им я очень рекомендую. на мой взгляд, это один из
лучших модов для "Hearts of Iron 3".
Кстати, в качестве бонуса авторы разработали несколько малых сценариев.
Галлиполи, Советско-польская война и, что для меня неожиданно,
Ютландское сражение - морской сценарий.
УСТАНОВКА
Как обычно: файлы мода пересыпать по адресу tfh/mod. Файл фикса
поместить в папку script. Мод
запускать через лаунчер, выбирая нужный в списке доступных модификаций. |
|