ВНЕШНЯЯ СТОРОНА Тема первой
мировой войны в игровом мире в последнее время всплывает все чаще и
чаще. Только то, что попало в наши галереи из недавнего: Агрессия, пара
игрушек в жанре Tower defence, мод 1914 для HOI2, полноценная игра
Darkest Hour и моды для нее. Кроме того, витают слухи о разрабатываемых
сейчас шуттерах и стратегиях, связанных с этой же войной. Несмотря на
то, что близится столетие начала ПМВ, причина такого ажиотажа связана,
скорее всего, не с ним. Просто тема еще не изъезжена. Каждый разработчик
пытается привлечь внимание к своему продукту, выдать что-нибудь
оригинальное. Но такими темпами очень скоро первую мировую затопчут так
же как заездили вторую.
Но как бы то ни было, а наш девиз: "Даешь больше модов и игр, хороших и
разных!" И пусть они будут про первую мировую.
Мод, о котором мы поговорим сегодня, я уже почти не ждал. Так долго и
туго шла его разработка. Временами казалось, что все умерло. Было обидно
- и без того модов для HOI3 мало, а тут такая многообещающая тема и...
Ан нет - пусть и со скрипом, но авторы смогли дотянуть до бета-версии.
Слова "бета" бояться не стоит. Мод в общем уже вполне пригоден к
использованию. Да, страшно многое еще не доделано (и не факт, что
будет), но тем, кому не терпится воплотить план Шлиффена или повторить
Брусиловский прорыв, его можно смело рекомендовать.
Дата начала мода 1 мая 1910 года. Почему именно это число, не очень
понятно. Но не все ли равно? До начала войны целых 4 года, то есть даже
немного больше, чем в оригинале до начала второй мировой. И это гораздо
лучше, чем в Darkest Hour, когда игрока бросают прямо с ходу в бой.
Карта мира в общих чертах сформирована должным образом. Силы, дивизии,
корабли... не знаю, не уверен, но в принципе сойдет.
Отдельно подвисал вопрос: насколько насыщен мод историческими событиями?
Отвтим сразу: вполне насыщен. Последовательно происходят такие события
как аннексия Японией Кореи, Агадирский кризис, Итало-турецкая война,
первая и вторая балканские войны. Все войны без вмешательства игрока (он
в моем лице восседал на российском престоле) прошли довольно исторично,
границы государств после выполнения условий победы выправлялись ивентами.
Тут все в порядке.
События самой первой мировой? Тоже прошли гладко. Убийство эрцгерцога в
Сараево, через четыре недели нападение Автро-Венгрии на Сербию (та
находилась в союзе с Грецией), еще через неделю вступление в войну
Германии, России, Франции и Великобритании. Германия по событию "План
Шлиффена" атаковала Бельгию и Люксембург. Япония оккупировала Циндао. В
ноябре 1914 года Османская империя выступает на стороне германцев
(событие "Гебен и Бреслау"). В 1915 году Италия присоединяется к
Антанте. В 1916 году Болгария выступает на стороне Центральных держав, а
Румыния на стороне Антанты.
Далее прописаны события на капитуляцию. В частности, распад
Автро-Венгрии, по результатам которого образуются Чехословакия, Венгрия,
Польша и... Украина. Для России уже набросан сценарий скатывания в
революцию и гражданскую войну. События в линейке еще не проработаны как
следует, но в общем при потере некоторых городов (Киев, Варшава, Баку,
Рига) срабатывают ивенты "Отречение", "Падение России" с образованием
СССР и "Гражданская война". Ну, если между нами, знающими русскую
историю, то требования на Киев и Баку, пожалуй, лишние.
В целом же ивентные костыли уверенно держат игру на исторических
рельсах, и внешне все выглядит неплохо.
ВНУТРЕННЕЕ НАПОЛНЕНИЕ
Что нас должно волновать в первую очередь? Юниты, технологии,
министры-капиталисты, генералы-адмиралы и прочая игровая начинка.
Итак, юниты. Здесь ничего особенного ждать не приходится. Должно быть
все то же самое, что в оригинале за исключением анахронизмов.
Разумеется, основная масса приходится на пехоту с бригадами артиллерии,
присутствует кавалерия, бригады бронеавтомобилей, горнострелки, гвардия.
Вспомогательные бригады типа полиции и инженеров. Позже можно открыть
морскую пехоту, танки (легкие и средние), бомбардировщики и
перехватчики, соответственно, противотанковую артиллерию и ПВО.
Разнообразия мало, но откуда ему взяться? Хотя бронепоезда какие-нибудь
могли бы подкинуть.
Впрочем, есть и совершенно новый тип юнитов - дирижабли. Хотя фактически
это те же стратегические бомбардировщики.
Соответственно этому набору урезаны и технологии. Пехотная часть
практически не изменилась. Броне-артиллерийская урезана жестко. Исчезли
тяжелые танки, ракетная артиллерия, самоходки. Дата броневиков - 1913
год, легких танков - 1915, средних - 1916. В принципе здесь можно было
бы подискутировать, пообсуждать, что появилось раньше - тяжелый Марк,
средний Уиппет или легкий Рено? Но такова игровая условность. Авиация
также открывается поздно, году в 1915-ом.
Корабельные техи и доктрины не претерпели изменений, а вот в секретах
кое-что поменялось. Разумеется полностью исчезло все реактивное и
атомное, зато появились уже упомянутые дирижабли и отравляющие вещества.
Последние фактически заменили собой ракетные техи. Принцип тот же.
Вместо ракетного полигона строятся химические заводы. Технологии
отравляющих веществ делятся на два потока - для пехоты и артиллерии.
продвижение по ним увеличивает софт-атаку, соответственно, пехоты и
артиллерии.
Еще немаловажный вопрос - как реализуется позиционный фронт? В других
модах и играх прибегали к различным методам. Либо катастрофически
занижали скорость перемещения частей, либо радикально увеличивали
параметр защиты. Здесь поначалу ничего особенного я не заметил. Война
развивалась вполне маневренно. Разве что отсутствие бронетанковых частей
тормозит наступление. Но позже, когда фронт оказался насыщенным
войсками, выстроившимися с большой плотностью, прорвать его оказалось
практически невозможно за полным отсутствием частей прорыва.
Большое расстройство вызывает недоработка генералов. Во-первых, далеко
не у всех даже ключевых стран генералы есть. нет их например у Германии.
Во-вторых, даже там, где они есть, отсутствуют портреты (например,
портреты русского генералитета). Ну, если без портретов прожить еще
можно, то без генералов совсем уж нехорошо. именно поэтому я даже не
пытался играть за Германию.
Не расстройство, а улыбку вызывают не переделанные еще наименования
строящихся частей. Согласитесь, странно смотрятся в составе русского
императорского флота корабли с названиями "Чапаев", "Фрунзе",
"Орджоникидзе". Но это - мелочь, в конце концов, кто хочет, сам
переименует как ему надо. К непеределанным спрайтам, на мой взгляд,
привыкнуть тяжелее. Все-таки здорово портят восприятие гестаповцы с
пистолетами-пулеметами или русские бойцы с ППШ.
В заключение еще раз подчеркну, что мод вполне игровой, погрузиться в
атмосферу первой мировой и получить новые впечатления позволяет. Так что
качайте, играйте.
УСТАНОВКА
Мод сделан как под For the Motherland 3.05, так и под Their
Finest Hour 4.02.
Установка для FTM.
Оригинальная игра не сохраняется.
Удалить папки common, decisions, events, history, GFX/FLAGS, GFX/Pictures/PORTRAITS.
Разархивировать в папку игры.
Удалить \map\cache
Запустить игру, подождать создания кэша карты. Выйти и снова запустить.
Установка для TFH.
Просто разархивировать в папку mod в папке tfh. Запускаем лаунчер,
выбираем мод. Оригинальная игра сохраняется. |
|