На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ОЧЕРКИ
ИСТОРИИ И ВОЙН

На internetwars.ru

История войн. Неизвестные сражения. Исторические личности. Популярная история.
История войн. Неизвестные сражения. Великие полководцы. Исторические личности. Загадки истории



На главную страницу раздела
 


 

ВОЙНА С БЕРБЕРИЙСКИМИ ПИРАТАМИ  (Часть-2-я из 3-х.  Часть -1, Часть -3.)
Война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г. Первая берберийская война.

Исторический очерк Александра Морозова
Посвящается моему другу, Владимиру Полковникову - в честь дня его рождения!

ТРЕТЬЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПРОТИВ БЕРБЕРИЙСКИХ ПИРАТОВ.
КОММОДОР ЭДУАРД ПРЕБЛ. МАРОККАНСКАЯ КОМЕДИЯ.
Коммодор Эдуард Пребл. Война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г. Фрегат USS "Конститьюшн". Первая война с берберийскими пиратами.
Коммодор Эдуард Пребл и его флагманский корабль -  фрегат "Конститьюшн"
Нетрудно представить себе настроение президента Джефферсона и конгрессменов, после двух, совершенно безрезультатных, но недешево обошедшихся казне, попыток поставить пиратов на колени и подписать мирный договор на условиях США. Единственным достижением всей кампании была победа "Этнерпрайса" над "Триполи". Правда, США добились того, что присутствие их военных кораблей у Варварского Берега стало постоянным. Одни уходили на ремонт и пополнение экипажей домой, другие приходили им на смену. За все время, пока шла эта почти опереточная война, ни один американский торговый корабль не попал в руки пиратов. Но и только.
Тем не менее, войну, хотя ее трудно было назвать таковой, следовало продолжать. Новую эскадру сформировали в следующем составе. Тяжелые корабли: "Конститьюшн", "Нью-Йорк", "Филадельфия", "Джон Адамс". Легкие: "Энтерпрайс", "Наутилус", "Виксен" (все по 12 пушек), а также "Аргус" и "Сайрен" по 18 пушек. По классу это были бриги и шхуны.
Оставалось назначить нового коммодора.
При катастрофическом дефиците опытных морских офицеров, все же нашли подходящего капитана - Эдварда Пребла,  успевшего поучаствовать в войне за независимость. В 1870 году в качестве офицера, командира абордажной партии, он находился на борту 26 пушечного американского фрегата "Протектор", когда тот вступил в бой с британским кораблем "Адмирал Даф". Бой завершился победой "Протектора". Однако позже везение изменило этому кораблю, он в свою очередь потерпел поражение, команда попала в плен. Пребл долго находился в заточении, в трюме на корабля-тюрмы "Джерси", переболел тифом, что сильно подорвало его здоровье.
В дальнейшем, он успешно служил на различных кораблях, в 1800 году получил чин капитана. В Марте 1800 года, фрегат "Эссекс", которым он командовал, стал первым американским кораблем, обошедшим мыс Доброй Надежды  и совершившим плавание в Индийский океан. Словом, Пребл выглядел подходящей кандидатурой.
Однако выйти сразу в море он не смог, вынужденный заняться основательной починкой своего флагманского корабля "Конститьюшн", а также пополнением корабельных команд - для столь внушительной флотилии катастрофически не хватало моряков, не лучше дело обстояло и с офицерскими кадрами, все офицеры эскадры, кроме капитана "Филадельфии" Бэйнсбриджа, не достигли и 30 лет.  Самому Преблу было 42. Матросов собирали по всем  американским портам, в основном, иностранных, причем Пребл советовал нанять побольше англичан. Перед выходом в море он бросил шутку, что на борту у него "вряд ли можно найти два десятка американцев". В плавание "Конститьюшн" вышел последним, 14 августа 1803, из за затянувшегося ремонта - остальные корабли подняли паруса раньше.
Пребл имел жесткое указание президента - "принудить к миру" пашу Юсуфа к весне 1804 года. Но, прибыв в Средиземное море, он вынужден был сначала занятья другими делами. Владыка еще одного пиратского государства, Марокко, бей Сулейман решил тоже присоединится к "войне" против США. Причиной стала конфискация коммодором Моррисом одного из его кораблей, который шел в Триполи с торговым грузом и подарками для Юсуфа Караманли. Марокканские пираты даже успели захватить одно американское торговое судно - "Силия". 
Но на пути в Танжер (столицу Маррокко), ее освободила крейсировавшая в море "Филадельфия" Бэйнбриджа, а заодно он конфисковал и конвоировавший "Силию" небольшой марокканский фрегат "Мирбока", практически без сопротивления - его капитан не дерзнул бросить вызов 38-пушечному гиганту.
Собрав основную часть своих сил, тяжелые фрегаты: "Конститьюшн", "Джон Адамс", "Нью-Йорк" и шхуну "Нутилус", Пребл направился прямо в Танжер, большой глубоководный порт на Атлантическом побережье Африки.  Последний свой крупный корабль, "Филадельфию" и бриг  "Виксен" он направил для блокады "Триполи".
В Танжере американские корабли встали на рейде, наведя пушки на город и дворец Сулеймана.  Сам коммодор решительно сошел на берег безо всякой охраны и потребовал встречи с правителем. Бей принял его, поначалу надменно, но вид американских пушек и силуэты мощных военных кораблей, стоявших в его порту, быстро переменили его настроение. Встреча завершилась заключением "вечного мира" между Марокко и США. Сулейман освободил арестованного ранее американского консула,  а для эскадры прислал несколько шлюпок с фруктами.
Решив, таким образом, марокканскую проблему, коммодор приступил к выполнению главной задачи, флотилия двинулась к берегам Триполи, где их должны были встретить "Филадельфия" и "Виксен". Но ни того, ни другого на месте не оказалось. Более того, осмотрев порт в подзорную трубу, Пребл обнаружил "Филадельфию", но сильно поврежденную и под красным флагом с мусульманским полумесяцем. Один из сильнейших кораблей его эскадры каким-то невообразимым образом попал в руки пиратов.

БОЛЬШОЙ АМЕРИКАНСКИЙ БАРДАК. ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ "ФИЛАДЕЛЬФИИ".
Что же произошло с тех пор, как Пребл отпустил Бэйнбриджа с двумя кораблями -  блокировать Триполи. А произошло то, что именуется в просторечии "военным бардаком". Мы почему-то считаем, что это чисто русская черта характера, свойственная только нашей  армии и флоту, чему история действительно знает немало примеров. На самом деле военный бардак - это вирус, обычно обитающей в питательно среде беспечности, самонадеянности, отсутствия должного опыта, поспешных, необдуманных действий или легкомыслия высшего командования. И он периодически поражает любую армию и любой страны, как бы хороша она не была. Война США с берберийскими пиратами, это типичный пример такого бардака (вспомним "крейсерство" Морриса), наряду с яркими примерами доблести и храбрости, проявленными
отдельными капитанами, офицерами и матросами.
Прибыв к Триполи, Бэйнбридж поначалу просто караулил вход из порта, отправив "Виксен" на вольную охоту по Средиземному морю.
Это оказалось его первой ошибкой: оставь он бриг при себе, последствия не были бы столь катастрофически.
Капитан Уилльям Бэйнбридж . Война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г.
Капитан Уилльям Бэйнбридж (в зрелом возрасте)
Мощной "Филадельфии" совершенно нечего было делать у триполитанских берегов, во всем "флоте" Юсуфа Караманли не было корабля, способного противостоять ей. Бэйнбридж откровенно тяготился бездельем, а когда под его носом триполитанская шебека, прижимаясь к берегу, попыталась проскочить мимо, он погнался за ней, хотя добыча того явно не стоила. Лоцмана на борту "Филадельфии" не было, а воды в тех местах изобилуют рифами и отмелями.
В азарте Бэйнбридж развил большую скорость и даже сумел почти догнать несчастную шебеку, дав по ней пару выстрелов из носовых пушек. Но тут глубоко сидящий корпус огромного фрегата, незаметно оказавшегося на мелководье, на всем ходу напоролся на длинную каменную банку. "Филадельфия" завалилась на бок, ее корма осела в воду, нос задрался, и корабль застыл намертво.
Теперь американцам было уже не до шебеки. Сначала Бэйнбридж попытался снять корабль с банки, используя паруса, но хотя ветер был довольно сильным, огромное судно не сдвинулась с места. Американцы пытались облегчить его, сбросив в воду большую часть пушек, бочек с припасами, затем срубили и обрушили за борт фок-мачту - ничего не помогло.
В дальнейшем свою позорную капитуляцию Бэйнбридж объяснял желанием спасти "жизни храбрых моряков". Храбрость эта, как и самого Бэйнбриджа, вызывает большие сомнения. До сих пор экипаж "Фиаладельфии" и сам ее капитан не совершили никаких подвигов. Скорее всего на борту царила паника, охватившая и офицеров. Напомним, что были они, выражаясь морским жаргоном, салагами, самым старшим из них являлся сам Бэйнбридж, которому на тот момент только только исполнилось 30. Команда не была сплочена многолетними плаваниями, состояла из моряков, зачастую иностранцев, нанимаемых, обычно, только на год.
Хотя кораблю явная опасность не грозила. Он не мог затонуть. Его многочисленная команда  могла отбить любой абордаж, будь у нее на это решимость и волевой командир.  Несмотря на то, что подошел вражеский "флот" под предводительством Мурад-Рейса, эта стая мелких суденышек кружила рядом, не решаясь приблизится к неподвижному левиафану. Даже когда "Фиаладельфия" спустила флаг, пираты не сразу посмели подойти к ней, посчитав это уловкой, с целью заманить их под огонь пушек.
Но так или иначе, "Филадельфия" 31 октября 1803 года  сдалась, 307 матросов, офицеров и сам капитан стали пленниками триполитанского паши.
Захват пиратами "Филадельфии". Война с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г.
Захват пиратами "Филадельфии" - американская гравюра XIX века.
Через несколько дней ветер усилился, поднялась большая волна, и Мурад Рейс с его пиратами, благодаря шторму, смог снять корабль с рифа. По фарвартеру, который они хорошо знали, триполитанцы торжественно ввели свою драгоценную добычу во внутреннюю гавань, где сразу же стали чинить и перевооружать.
После потери "Филадельфии" у Пребла остался только один большой корабль, его собственный "Конститьюшн", два других тяжелых фрегата: "Нью-Йорк" и "Джон Адамс" ушли в США на ремонт и для пополнения припасов.
Поэтому Пребл на время оставил идею блокады Триполи и перешел с оставшимися у него мелкими судами в Сиракузы. Этот порт был предоставлен американцам королем Неаполя (с 1816 г. "Королевство обеих Сицилий") Фердинандом - IV, тоже состоявшего в войне с Триполитанией по той же причине - пиратские нападения на неаполитанские торговые суда. В Сиракузах Пребл устроил базу для своей эскадры. 
Что касается Бэйнбриджа, то его дальнейшая судьба сложилась неоднозначно.
В Штаты из плена он вернулся только в 1806 году, где сразу предстал перед следственной комиссией за сдачу "Филадельфии". Однако комиссия не усмотрела в его действиях вины, и капитан снова вернулся во флот, сначала торговый, потом - военный. Во время англо-американской войны 1812 г., командуя фрегатом "Конститьюшн", Бэйнбридж вступил в схватку с равным по мощи британским 44-пушечным фрегатом "Ява". Во время ожесточенного морского боя, завершившегося победой американцев и капитуляцией "Явы", Бэйнбридж был дважды ранен, но не оставил командования кораблем, полностью восстановив свою репутацию моряка и офицера.

УНИЧТОЖЕНИЕ "ФИЛАДЕЛЬФИИ". 
Капитан Стивен Дикейтор. Война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г.
Капитан Стивен Дикейтор
Прошло полгода, прежде чем Пребл смог снова отправиться к берегам Триполи.
За это время кампания ознаменовалась только одним, но ярким военным эпизодом. Патрулируя в море, шхуна "Энтерпрайс", но уже по командой другого капитана, 24-летного Стивена Дикейтора, захватила берберийский кеч "Мастико". Судно конфисковали, переименовав в "Интрепид". Его малые размеры, позволявшие пройти в мелкую гавань Триполи, натолкнули Дикейтора и Пребла на мысль - использовать судно для уничтожения "Филадельфии" - слишком опасно было оставить такой большой и мощный корабль в руках пиратов.
План был дерзким, до авантюризма, но он сработал. Выполнить его взялся сам Дикейтор. Отобрав 62 наиболее крепких моряков (только добровольцев), он составил таким образом команду "Интрепида" и
сопровождаемый бригом  "Сайрен", пустился в опасное плавание. В ночь на 16-17 февраля 1804 г. "Интрепид" незаметно вошел в порт Триполи, тогда как "Сайрен" остался в море - ему предназначалась роль спасательного судна.
Зная коварство здешних вод, еще в Сицилии Дикейтор сумел нанять лоцмана, испанца Сальваторе Каталано, не раз плававшего в Триполи и знакомого с тамошним фарватером, а кроме того он неплохо знал арабский и местный жаргон, принятый среди моряков Варварского Берега.
Сожжение USS "Филадельфия" - художник Эдуард Моран
Сожжение USS "Филадельфия" - художник Эдуард Моран . Война США с берберийскими пиратами.Вскоре перед  "Интрепидом"  вырос темный массивный корпус "Филадельфии". Часовой с палубы окликнул незнакомое приближающееся судно, но Каталано сумел заговорить ему зубы, а кода корабли пришвартовались и часовой поднял тревогу - было уже поздно, американцы пошли на абордаж. Чтобы не поднимать лишнего шума Дикейтор приказал использовать только холодное оружие. На борту "Филадельфии" началась резня. Берберов на ней было совсем не много, их быстро перебили, другие в панике попрыгали  воду. Американцы тотчас разбежались по кораблю с факелами, свечками и запальными шнурами. Вскоре огромный корабль загорелся сразу в нескольких местах. Убедившись, что пожар уже набрал силу, Дикейтор перевел свою абордажную партию обратно на "Интрепид". Американцам стоило больших усилий расцепить корабли - бушприт "Интрепида" сильно запутался в снастях "Филадельфии", но все обошлось благополучно и уже через пару часов "Интрепид" с его дерзкой командой уже был за пределами пушек, нестройно паливших темноту с береговых укреплений.
Уходя в открытое море, с борта "Интрепида" и "Сайрен" увидели ослепительно яркую вспышку и над  волнами прокатился далеко слышный гул взрыва - огонь добрался до порохового погреба, "Филадельфия" перестала существовать.
Так Стивен Дикейтор вписал свое имя в историю. Нельсон, в то время вице-адмирал, командовавший эскадрой, которая блокировала Тулон, узнав об этом ночном рейде воскликнул: "Вот это подвиг, достойный настоящего моряка!"

СРАЖЕНИЕ В ТРИПОЛИТАНСКОЙ БУХТЕ
К весне Пребл сумел договориться с неаполитанским королем о совместных действиях против пиратов. Фердинанд IV передал ему флотилию канонерок, способных войти на внутренний рейд Триполи. Всего Пребл получил 9 канонерских лодок с командами. Несмотря на малые размеры (24 тонны) каждая такая канонерка имела на носу тяжелое 24-фунтовое орудие. Кроме них было 2 бомбических кеча (30 тонн), оснащенные 13-дюмовыми бронзовыми мортирами, предназначенными для навесной стрельбы.
Пришлось ждать хорошей погоды, чтобы на буксирах перевести эти, не предназначенные для плавания в море, суденышки к месту назначения. Только 25 июля 1804 года эскадра подошла к триполитанскому берегу. 
В ее состав входили: флагман - "Конститьюшн", три брига, три шхуны и упомянутые канонерки, на которых, кроме команд, разместились абордажные партии американцев - матросов и морских пехотинцев.
Пребл намеревался сделать то, с чего наверное, следовало начинать эту войну - нанести уда паше Юсуфу в его самое уязвимое место, войти в порт и бомбардировать город и дворец правителя.
Внутренний рейд Триполи защищала флотилия мелких кораблей под предводительством Мурад-Рейса. Уничтожив ее, американский коммодор мог в буквальном смысле шантажировать пашу дулами своих пушек.
Война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г.Атаку американцы начали
3 августа, когда выпал на редкость спокойный, солнечный день и установился подходящий ветер. Крупные корабли сопровождали канонерки, насколько это позволяло мелководье, чтобы подавить и отвлечь на себя огонь береговых батарей. "Конститьюшн", не смотря на опасность сесть на мель, дал с предельной дистанции два бортовых залпа по береговым укреплениям. Турки активно ответили, причем одно из ядер повредило мачту фрегата, а осколок вырвал клок материи из кителя коммодра.
Под прикрытием этого огня канонерские лодки вошли в гавань двумя группами. Одной командовал Дикейтор, второй - лейтенант Ричард Сомерс. Сражение началось в 2-30 дня, когда один из бомбардирских кечей дал первый выстрел по городу из мортиры. Первая же бомба, разорвавшаяся на улицах, вызвала панику: зевак, усеявших плоские крыши, как рукой смело, население стало покидать город.
Но кечи лишь вели обстрел города и цитадели паши, в битве же, которая закипела в бухте, участвовали только канонерки. Пылкий Дикейтор немедленно направил свою лодку на ближайшее малое триполитанское судно, и, не вступая в перестрелку, сразу взял его на абордаж. Рукопашная схватка длилась не долго, береберийская команда вскоре стала прыгать за борт.
Захватив первый приз, Дикейтор тотчас также решительно атаковал вторую цель, но она оказалась крепким орешком. Капитаном пиратской лодки был "огромный турок" (так его описывают). Он и его мусульманская команда дрались насмерть. Дикейтор решил убить капитана пиратов, тем самым лишив его людей мужества. Он бросился прямо на турка, намереваясь пронзить его пикой. Но тот схватил древко своей могучей ручищей и отвел удар, в свою очередь замахнувшись ятаганом. Американец выхватил саблю и парировал удар, но лезвие его клинка сломалось. Второй удар турка Дикейтору пришлось отражать голой рукой, получив тяжелую рану. Чтобы не дать турку сделать еще один удар, Дикейтор обхватил его поперек туловища и оба капитана покатились по палубе, сцепившись в клубок. Все это происходило на глазах их команд - и американцы и триполитанцы пытались помочь своим предводителям. К Дикейтору подскочил другой пират, намереваясь ударить его саблей. Но своего капитана заслонил матрос Дэниел Фрейзер (по другим источникам - Джеймс Рубин), который от удара саблей лишился скальпа. Но в ту же минуту другой матрос застрелил этого пирата и два капитана, американец и турок,  смогли закончить свою схватку один на один. Завершилась она тем, что Дикейтору удалось вытащить из за пояса Поединок Дикейтора и Турка - Война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г.пистолет и застрелить своего могучего соперника, который едва не отправил на тот свет его самого.
Гибель "турка" сломила дух его, до этого отважно бившейся команды, береберы стали прыгать за борт и плыть к берегу.
Эта схватка была одним из ярких эпизодов войны, американские художники не раз изображали этот поединок.
Его самой красочной иллюстрацией стало полотно Денниса М. Картера.
На картине изображен момент, когда Дикейтор, приставив дуло пистолета к телу "турка",
делает выстрел. На втором плане виден  матрос, защищающий своего капитана от удара сабли.

Исторический очерк Александра Морозова - Война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г.
В тот день разыгралась еще одна похожая схватка. Лейтенант Джон Триппл  схватился в рукопашную с другим пиратским капитаном. Тот успел дважды ранить его саблей в грудь и в голову, но Триппл, изловчившись, пронзил его пикой, чем положил конец сопротивлению вражеской команды, и тоже захватил судно.
Но не всем так везло. Вторая группа канонерок - лейтенанта Ричарда Соммерса попала под сильный огонь береговых батарей и стала отходить, ведя перестрелку с вражескими канонерками. Успеха она не добилась.
Мрачно закончился день и для Дикейтора. Одержав свою, дорогой ценой доставшуюся победу, он внезапно получил известие с одной из ближайших канонерок о гибели его младшего брата, Джеймса. Тот попался на типичную пиратскую уловку. Дикейтор - младший погнался за триполитанской военной лодкой, но та спустила флаг в знак капитуляции. Когда молодой офицер со своими моряками  уже собрался перейти на ее борт, их внезапно встретил залп в упор. Смертельно раненного Джеймса отвезли на борт "Конститьюшн", в то время как разъяренный Дикейтор - старший погнался за уходящей лодкой-оборотнем. Он настиг ее у самого берега, взял на абордаж и в схватке лично зарубил капитана, отомстив за брата, который скончался у него на руках на следующее утро.
Сражение закончилось в пользу американцев - уцелевшие лодки Мурад-Рейса стали прятаться в скалах или уходить к самому берегу, под защиту береговой артиллерии.
Хотя победа и была одержана, но достаточно скромная. Всего американцы потопили 3 пиратских военных лодки, 3 захватили, несколько повредили и взяли в плен 55 триполитанцев. Их собственные потери составили не более 20 человек убитыми и ранеными.

ТРИПОЛИ В ОГНЕ. ГИБЕЛЬ "ИНТРЕПИДА". ФИАСКО КОММОДОРА ПРЕБЛА.
Рисунок укреплений Триполи - война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г.
Схематический рисунок укреплений Триполи: Город. Замок паши.
Горящий корабль обозначает место взрыва брандера "Интрепид"

Пребл счел, что у него есть повод начать переговоры. Отпустив пленных, он передал паше предложение о заключении мира и 50 000$ выкупа за всех заложников-американцев, включая экипаж "Филадельфии".
Ответ от Юсуфа Караманли пришел по-восточному высокопарный:
"Скорее я позволю похоронить себя под руинами своего дворца, нежели унижусь перед своими врагами!".
Тогда 7 августа Пребл отдал приказ о новой атаке. В этот раз целью были город и дворец паши. Канонерки и кечи, уже без абордажных команд, в сопровождении шхун "Аргус", "Наутилус", "Энтерпрайс" и брига "Виксен" подошли к берегу.
В этот раз Мурад Рейс не рискнул дать им бой.
Канонерки вступили в контрбатарейную борьбу с береговой артиллерией, а кечи бомбардировали город и дворец паши. Их огонь был очень эффективен - в городе вспыхнули пожары, дворец получил повреждения. Триполитанская артиллерия тоже не осталась в долгу, потопив одну из канонерок со всем экипажем и капитаном.
Канонада продолжалась до тех пор, пока внезапно изменившийся ветер стал сносить канонерки к берегу и Пребл отозвал их, прекратив обстрел.
Американцы предприняли еще несколько бомбардировок: 24 августа они вели непрерывный обстрел, продолжавшийся более двух часов.
27 августа Пребл вновь двинул к городу свои корабли. К тому времени американцы уже неплохо изучили фарватер, настолько, что даже тяжелый "Конститьюшн" сумел подойти на расстояние орудийного выстрела, выпустив по городу 225 ядер. Еще раз, 2-го сентября, фрегат произвел 11 бортовых залпов.
Пребл приготовил еще один сюрприз своему неуступчивому противнику.
Пока производились эти обстрелы, американцы в тайне приготовил брандер. Для него использовали уже отличившийся при сожжении "Филадельфии" кеч "Интрепид. В соответствии с задачей его переименовали во второй раз, в "Инфернал" ("Адское пламя"). Корабль по самую палубу нагрузили бочками с порохом, смолой, серой и другими горючими материалами. Предполагалось под покровом ночи ввести эту плавучую бомбу в гавань и взорвать посреди укрывавшихся вблизи берега остатков флотилии Мурад Рейса.
От охотников возглавить опасное предприятие не было отбоя. У всех перед глазами стоял отважный пример Дикейтора, спалившего "Филадельфию". Его имя и сейчас первым стояло в списке добровольцев. Но видимо сама судьба хранила этого удачливого моряка - Пребл остановил свой выбор на другом молодом офицере - Ричарде Сомерсе. Тот отобрал в команду 10 добровольцев. Ночь 3 сентября выдалась, очень темной, вполне подходящей для такой затеи, и брандер поднял паруса, таща за собой на канате две спасательные шлюпки. Тьма очень быстро скрыла его, и с других кораблей эскадры тщетно всматривались во мрак, пытаясь определить, что там происходит. Неожиданно, раньше, чем ожидалось, темень распорола ослепительная вспышка, затем раздался оглушительный грохот.

Взрыв "Интрепида" во триполитанской гавани - американская гравюра
Взрыв "Интрепида" во триполитанской гавани. Первая война с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г..
Но напрасно Пребл и все в его флотилии ждали возвращения смельчаков.
Ни Соммерс, ни один из его моряков не вернулись. Что произошло с "Интрепидом" так и осталось загадкой. В американской прессе того времени появилась версия, что брандер был замечен пиратами, собравшимися взять его на абордаж, и, чтобы не попасть им в руки, Соммерс взорвал свой корабль-бомбу. Но эта версия ничем не подтверждается, поскольку никто не спасся, чтобы ее рассказать. Вероятнее всего судно взорвалось от случайной искры, неосторожного обращения с запальниками. Ни пиратские суденышки, находившиеся в порту, ни город от взрыва не пострадали, что подтвердили позже освобожденные после войны пленные американцы.
Известно, однако, что триполитанцы нашли на берегу и похоронили семь американских моряков из команды Сомерса и его самого. Их могилы можно до сих пор увидеть на так называемом Старом кладбище у развалин замка, некогда прикрывавшего город и оберегаемого нынешним правительством Ливии (бывшего Триполи) как национальная реликвия.
Несмотря на эту катастрофу Пребл достиг того, что не могли сделать оба его предшественника. Видя свою столицу под непрерывным огнем пушек, Юсуф Караманли заколебался, между пашой и коммодором начались переговоры. Впервые речь зашла о более менее приемлемых суммах, для начала - за выкуп пленных.
Не неожиданно из США на фрегате "Джон Адамс" прибыл новый командующий эскадрой - Самюэл Бэррон. Преблу же предписывалось сдать ему командование и вернуться в Штаты. Хотя коммодор только только добился реальных успехов.
Но в Вашингтоне не простили ему потерю "Филадельфии", а кроме того Пребл не выполнил к сроку главной задачи - "принуждения к миру" упрямого паши. Разочарованный и униженный, Пребл отбыл на родину, где прожил недолго - тяжелая жизнь морского офицера, пребывание в английском плену, малярия, подхваченная им в Триполи, и туберкулез в 1807 г. свели его в могилу.

Конец 2-й части.
(Часть-2-я из 3-х.  Часть -1, Часть -3.
)

Александр Морозов. Москва. 22 апреля - 5 мая 2012 г.,
по зарубежным источникам.
Текст авторский, оригинальный.

Военно-исторический архив internetwars.ru

Об авторе:
Александр Морозов, журналист, писательМорозов Александр Валентинович, родился в 1957 г.
Окончил факультет журналистики МГУ. Работал в различных московских СМИ, долгое время возглавлял международный отдел газеты "Московский комсомолец" (MK). Писатель.
Учредитель и редактор сайта internetwars.ru

История очерка:
В 2001 г. с группой российских журналистов я побывал в США - после атаки 11 сентября. Мой американский коллега, Майкл Нельсон, с которым мы ранее переписывались по интернету, зная мою страсть к военной истории, решил сделать мне подарок и свозил на своей машине в Балтимор. Там я увидел чудо - фрегат XVIII века "Constellation", сохранившийся до наших дней. Бродя по его палубе, я впервые услышал о "Войне с берберийскими пиратами", для которой он был построен. Еще тогда я хотел написать очерк об этом карликовом военном конфликте, но очень долго да этого не доходили руки и литература, которую я привез из США с собой, пылилась в моих "запасниках".
И только теперь появилось время все же воплотить давнюю идею.
Очерк этот я посвящаю своему другу и соратнику по перу Владимиру Полковникову, без которого не было бы нашего сайта internetwars.ru, где я и публикую это историческое эссе.

Авторские права:
© Александр Морозов. Использование материала - только с разрешения автора.

 

пластиковые трубы для отопления.