На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ОЧЕРКИ
ИСТОРИИ И ВОЙН

На internetwars.ru

История войн. Неизвестные сражения. Исторические личности. Популярная история.
История войн. Неизвестные сражения. Великие полководцы. Исторические личности. Загадки истории



На главную страницу раздела
 


 

ВОЙНА С БЕРБЕРИЙСКИМИ ПИРАТАМИ (Часть -1 из 3-х, Часть-2-я , Часть -3.)
Война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г.

Исторический очерк Александра Морозова
Посвящается моему другу, Владимиру Полковникову - в честь дня его рождения!

В начале XIX века США воевали в с берберийскими пиратами. Забавно, да? Достаточно посмотреть на карту: где США, и где эти самые берберийские пираты. И какое дело было до них США, которые в то время еще только вылупились из яйца Американской революции и успели избрать только третьего президента Томаса Джефферсона. Но вот поди ж ты, они воевали. Это была первая в истории США война после войны за независимость. Хотя назвать ее войной довольно трудно: один морской бой, один потерянный корабль, один сухопутный поход, в котором участвовало всего 7 (!) американских морских пехотинцев...
Но право же именно поэтому о такой войне, буквально затерявшейся на подмостках кровавой военной истории, стоит рассказать. Вот и расскажем.

КОГДА КОРАБЛИ БЫЛИ ДЕРЕВЯННЫМИ, А США - ПАЦИФИСТАМИ
Морской офицер и моряк военного флота США конца XVIII  века
Война с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г. Морской офицер и моряк военного флота США конца XVIII  векаИсторию не переписать и не переделать. И эта история говорить нам о том, что США, такие, какими мы их знаем сегодня, агрессивная держава,  практически непрерывно находящаяся в состоянии войны со слабейшими странами, и США первых десятилетий после Революции - это две совершенно разные страны.
И американцы того времени так же мало схожи современными янки, как папуас с римским легионером позднего имперского периода. В 1784-м году, когда начались описываемые события, США были гигантом в географическом отношении, и карликом в военном. Континентальная армия, сформированная во время войны за независимость, после ее окончания была немедленно распущена. А то что от нее осталось, те крошечные подразделения, которые предназначались служить на индейских границах и охранять только что созданное правительство, сами американцы иронически называли "церемониальным батальоном".
Военного флота не было, если не считать мелких кораблей предназначенных для береговой охраны, охотившихся за браконьерами.
Военную доктрину США того времени можно охарактеризовать "прагматичным пацифизмом". Такое парадоксальное миролюбие имело вполне логическое объяснение. Корни этого пацифизма следует искать в истории зарождения США, которые формировались не как европейские государства, прошедшие многовековое горнило войн, а из колоний, в разное время и при разных обстоятельствах появлявшихся в ходе покорения Европой североамериканского континента. Колонисты стремились в Америку не рады войны, а исключительно за лучшей жизнью. Фермер мечтал о своем участке плодородной земли, ремесленник - найти спрос на свое профессиональное умение, торговцы, лавочники и купцы - торговать, "делать бизнес". 
В большинстве своем все они это получали. Хотя за время существования колоний их не раз сотрясали войны (с индейцами, а также с другими европейскими колониями: Шведскими, Голландскими, Испанскими и Французскими), все эти войны, кроме последней (т.н. Войны с французами и индейцами), колонии вели исключительно ополчением. Оно собиралось только на период военных действий и тут же распускалось после их окончания. Все эти войны ощутимо били по карману колонистов, по их собственности, требовали людских жертв и вызывали их естественную неприязнь к войне как таковой.
За двести лет колонизации в Новой Англии ни разу не делалось попытки создать регулярные колониальные войска по одной причине: слишком обременительно. Да и Лондон не одобрил бы.
Не было у колоний и военного флота. Впрочем, тут следует сделать оговорку. Флот в колониях был, и притом - весьма многочисленный - но, торговый.
Американские колонисты умели строить корабли всех типов, за исключением линейных, но если бы понадобилось, построили бы и линкор. Крупнейшим центром кораблестроения был большой город-порт Бостон (колония Массачусетс), где находились и верфи и доки, и сведущие специалисты, и всегда - множество матросов и капитанов, которых можно нанять. Строились корабли  в Портсмуте, Норфолке и других портовых городах. Благо, строительный лес был в избытке.
Во время колониальных войн не единожды, подобно сухопутному ополчению, формировались и эскадры из вооруженных купеческих кораблей, осуществлявших, в основном, крупные десантные операции. Так в 1690 году эскадра Фипса из 34 кораблей пыталась взять столицу Новой Франции - Квебек,
а в 1745-м флот, уже из 100 торговых кораблей, перевез целую армию ополчения, сумевшую взять сильнейшую морскую крепость в Новом Свете, построенную по европейским стандартам  - Луисбург. Правда купеческие корабли не могли противостоять военным эскадрам французов, испанцев и голландцев, если таковые изредка, но все же появлялись в американских водах. Но тут в дело вступал королевский британский флот и быстро наводил здесь порядок .
Фрегат USS "Конститьюшн" проводит учения по гребле на шлюпках. Первая война с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г..
Фрегат USS "Конститьюшн" проводит учения по гребле на шлюпках
Была у американского (до революции - колониального английского) торгового флота еще одна особенность. Он курсировал в основном у американских же берегов. Дело в том, что
в Англии в 1651 году был принят рад законодательных актов, известных как "Навигационный Закон", запрещающей ее колониям вступать в торговые отношения с другими странами. Он же давал  английским купцам монополию на торговлю с колониями. Те резко опустили закупочные цены на колониальные товары, а на товары, ввозимые в колонии из Англии и Европы, цены, наоборот, подняли. К слову, это была одна из причин, приведших позднее к "Бостонскому чаепитию" и самой Революции, закончившейся отпадением колоний от Англии и появлении США.
Если же американские торговцы на своих кораблях все же и заходили в Средиземное море, то, до революции, они несли британский флаг, могли рассчитывать на защиту британского королевского флота, а кроме того, Британия платила здесь пиратам за безопасность своего судоходства, о чем подробнее будет сказано ниже.
Нам же эти немного утомительные для чтения детали нужны, чтобы понять как и почему США ввязались в войну с берберийскими пиратами на другом конце света.

БЕРБЕРИЙСКИЕ ПИРАТЫ ПРОТИВ США
После победы в войне за независимость, в ново провозглашенном государстве под звездно-полосатым флагом царило то же отношение к армии и флоту, как и в колониях до войны. Одним словом, и то и другое разорительно для бюджета и во общем-то никому не нужно, ибо не востребуемо.
Американские же купцы, ощутив безграничный дух свободы и предпринимательства, устремили бушприты своих кораблей во все концы света, океаны и моря. Заплыли они и в Средиземное море.
Тут они были новички и скоро поплатились за свое незнание местных нравов, и, так скажем, неписанных правил торговли.  В 1784 году американский бриг из Бостона шел попутным ветром у у мыса Тенериф, когда его внезапно взяло на абордаж низко-сидящее судно без флага, полное смуглых вооруженных полуголых людей - это были марокканские пираты.
Карта. Война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г.  Исторический очерк Александра МорозоваПравда, в этот, первый раз американцы отделались легким испугом и помятыми боками. Правивший в Марокко бей
Хади Мухаммед оказался довольно разумным политиком. Расспросив капитана брига, что это за флаг, под которым он плыл, и что это за страна такая, США, он решил, что торговать с новым государством перспективно - и бриг поплыл дальше.
Но три месяца спустя после инцидента, два американских судна:  Maria и Dophin были атакованы в водах Средиземного моря легкими, быстроходными трехмачтовыми алжирскими шебеками. Оба корабля были захвачены без боя, груз разграблен, экипажи и пассажиры избиты, раздеты до исподнего и брошены в застенок. Алжирский бей в отличие от марокканского, не церемонился и посчитал их своей законной добычей. За всех пленников назначили выкуп, кроме одной молодой американки, которую  в качестве подарка отправили в гарем турецкого султана - номинального покровителя Алжира. Имя этой первой и единственной в истории США женщины, должно быть - незаурядных внешних достоинств, удостоившейся такой "чести", до нас не дошло.
В том же году берберийскими пиратами были захвачены еще два американских корабля - "Полли" и "Бетси".
Так простые американцы впервые услышали о берберийских пиратах. И вообще - о берберах. Означало это слово не некую народность, а целую группу феодальных государств Северной Африки.  Происхождения самого слова "берберы" для нас в данном случае не имеет принципиального значения. Скажем лишь, что их так называли европейцы, для которых оно было созвучно слову "варвары". Береберы в описываемый период исповедовали ислам и активно промышляли своим древнейшим ремеслом - пиратством. Существовало четыре пиратских государства: Алжир, Тунис, Марокко и Триполи. В Европе их  называли "странами Магриба" или чаще "Варварским берегом". Там по-прежнему процветала работорговля и существовали невольничьи рынки.
Это может показаться странным, даже парадоксальным - как  морской разбой мог существовать в эпоху, когда флоты европейских держав, особенно британский, безраздельно господствовали на морях. Но основу военно-морской мощи Европы того времени составляли линейные корабли, стопушечные мастодонты, не
пригодные для ловли мелких и юрких пиратских суденышек.
Война с берберийскими пиратами:1801 - 1805 г. - иллюстрированный исторический очерк Александра Морозова
Берберийские пираты атакуют торговый корабль - худ. Аарт ван Антум.
Конечно,  военные меры против пиратства в Средиземноморье периодически предпринимались разными странами, но эффект они давали незначительный. Если удавалось погасить один очаг морского разбоя и "принудить к миру", одного из берберийских царьков, извлекавших  из пиратства немалую прибыль, как оно тотчас вспыхивало в другом месте. Сами царьки часто менялись в результате дворцовых переворотов, и новый властитель не желал признавать договоров, достигнутых его предшественником. В конце концов ведущие морские державы в разное время, но с одинаковым бессилием решили, что дешевле платить пиратам отступное, чем вести дорогостоящие военные кампании против них без видимой надежды на эффект. Царица морей - Британия ежегодно выплачивала только одному бею Алжира - 250 000 $ (в фунтах, конечно) за свободу торговли своих купцов, Франция - 100 000, Дания, Швеция и Венеция - по 30 000. Новоявленные США не платили ничего и попались.

БИЛЛЬ ВАШИНГТОНА И ТРЕБОВАНИЯ ТРИПОЛИТАНСКОГО ПАШИ
Вести с одного конца света на другой шли медленно. Не месяц, а целых несколько лет прошло, прежде чем американские пленники вернулись на родину. При президенте Вашингтоне проблему решить не удалось. Бей Алжира Али Хасан изначально требовал 2.5 млн. $ в обмен на свободу мореплавания для американских купцов и освобождение пленников. В то время американцы еще не овладели сомнительным искусством распространять по всему свету бумажки, именуемые долларами, печатая их сколько нужно и в любых объемах в зависимости от обстоятельств. В то время корабли строились из настоящего дерева, а доллар был долларом, уважаемой, полновесной монетой. Потянулись длительные, унизительные переговоры. Полагая, что переговоры пойдут успешнее, если их подкрепить военной силой, Вашингтон убедил Конгресс выделить средства на постройку эскадры военных кораблей, для отправки ее в Средиземное море. И 27 марта 1794 г. он подписал билль, согласно которому 
700 000 $ выделялись на строительство 6 военных кораблей (Эта дата считается днем рождения американского ВМФ). Конгресс пошел на это при условии, что "если в переговорах будет достигнут успех, строительство эскадры будет прекращено". 5 сентября 1795 года соглашение с Алжиром было подписано и сразу же строительство эскадры, и без того неспешное, также заморозили. 
Американская делегация подписывает договор с беем Алжира о свободе мореходства
Подписание мирного договора. Война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г. Пленники в общей сложности провели в застенках 10 лет, некоторые из них умерли. А один, бывший матрос Питер Лайсл, принял ислам, сумел втереться в доверие правителю Триполи, который назначил его своим "адмиралом" и теперь он носил имя Мурад Рейс.
При президенте Адамсе между США и берберийскими пирататами установилось зыбкое "взаимопонимание". В странах "Варварского берега" открылись консульства. Однако, когда в марте 1801 года новый президент Томас Джефферсон занял свой пост, проблема отнюдь не сошла с повестки дня. Даже обострилась. Суммы, которые предстояло изымать из казначейства в качестве отступного правителям пиратских государств за свободу мореходства, составляли едва ли не пятую часть годового дохода всей страны - а США того времени были очень небогаты. Поэтому выплачивали их далеко не в полном объеме. И хотя соглашение с Варварским Берегом в целом соблюдалось, оно было очень непрочным. Аппетиты берберийских правителей росли, сами правители часто менялись. Паша (или бей) Триполи Юсуф Караманли, который пришел к власти в результате дворцового переворота, убив своего старшего брата Хасана - законного престолонаследника, и изгнав среднего - Хамета,  затребовал свою долю за свободу судоходства для американских кораблей. Когда ему было в этом отказано, он послал своих телохранителей к американскому консульству, которые срубили древко со звездно-полосатым флагом, что по местной традиции означало официальное объявление войны. Триполитанские шебеки стали курсировать Средиземному морю в поисках американских торговых судов.

НАЧАЛО ВОЙНЫ С БЕРБЕРИЙСКИМИ ПИРАТАМИ
ЭКСПЕДИЦИИЯ КОММОДОРА ДЭЙЛА. "ЭНТЕРПРАЙС" ПРОТИВ "ТРИПОЛИ"
Коммодор Дэйл. Война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г. Фрегат USS "Президент". Война с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г.
Коммодор Дэйл и его флагманский корабль -  фрегат "Президент"
Действия паши дали повод президенту Джефферсону, заступившему на пост в 1801 г., и прежде выступавшему за силовое решение проблемы берберийских пиратов, начать военные действиям. Инструмент для такого решения у него был - эскадра, построенная по биллю Вашингтона, которую предполагалось послать в Средиземное море. Война фактически была уже объявлена и суда стали спешно готовить к походу. Это были фрегаты, но не совсем обычные. Их построили по проекту кораблестроителя Джошуа Хэмфри. Классический фрегат нес в среднем 20 пушек, располагавшихся на одной пушечной палубе.
Фрегаты, которые спроектировал Д. Хэмфри, представляли собой нечто среднее между обычным фрегатом и линейным кораблем и несли вдвое больше пушек, более крупного калибра, чем обычный фрегат, и размещавшихся на двух орудийных палубах. Три корабля из "шестерки": "Юнайтед Стейтс", "Конститьюшн" и "Президент" имели 44 пушки 24-х фунтового калибра, три других: "Констеллейшн", "Чесапик" и "Конгресс" - по 36. Таким образом эти корабли сочетали в себе большую огневую мощь с высокой скоростью плавания. Численность команды составляла 300-350 человек. Все матросы служили по найму и нанимались на определенный срок за 9 $ в месяц.
Но когда война началась, далеко не все из этих великолепных кораблей были готовы к походу. Эскадру для отправки в Средиземное море собирали "с миру по нитке". Командовать ее назначили одного из немногочисленных в Америке капитанов, имевших боевой опыт войны на море - уроженца Виргинии Ричарда Дейла. Ему присвоили ранг Коммодора (звания адмирала в США еще не существовало, поскольку не было и флота - только эскадра). Он поднял свой флаг на 44-пушечном "Президенте", вторым по мощи кораблем в его флотилии стала 38-пушечная "Филадельфия", построенная на пожертвования морских торговцев этого города, и 32-х пушечный фрегат "Эссекс". Четвертым и самым маленьким была военная шхуна "Энтерпрайс" - 12 пушек. В таком составе экспедиция 2 июня 1801 года подняла паруса. На ее борту кроме моряков находилось 120 морских пехотинцев.
Плавание через Атлантический океан обошлось без приключений, не считая учебных стрельб, которые Дэйл проводил, чтобы обучить неопытные команды. На подходе к европейским берегам он выслал вперед  самый быстроходный в эскадре "Энтерпрайс" под командованием Эндрю Стерретта  - на свободный поиск. Тот вырвался вперед и вскоре вошел в Гибралтар - в то время важнейшую английскую гавань на Средиземном море. Здесь Стерретт обнаружил лакомую добычу - "флагман" триполитанского пиратского флота - "Мешуда", бывшее американское купеческое судно, переоборудованное под военное. Командовал им сам Мурад Рейс. Но Стерретт оказался как лиса перед виноградом - видит око да зуб неймет. Он не посмел атаковать "Мешуду" в порту под английской юрисдикцией и стал караулить ее у входа. Но Мурад Рейс решил не выходить в море, а стал тянуть время, затем подкупил капитана стоявшего на рейде нейтрального корабля, чтобы он вывез его и всех его людей тайком из ловушки.
Бой "Энтерпрайса" и "Триполи" 1 августа 1801 г.
Бой "Энтерпрайса" и "Триполи" 1 августа 1801 г.. Война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г.Правда позже Стерретту все же повезло.
В то время, как коммодор Дэйл взял в блокаду город - порт Триполи, который одновременно был и столицей бея Юсуфа Караманли, быстроходный "Энтерпрайс" был отправлен на Мальту -
за пресной водой для эскадры. Во время этого плавания 1 августа 1801 года Стерретт увидел идущее ему на встречу судно, в котором был опознан захваченный ранее пиратами
американский
бриг "Бетси", теперь переименованный в "Триполи". Чтобы дичь не упорхнула, Стеррет сначала поднял британский флаг, а когда корабли сблизились, спросил, что это за судно и куда следует. Капитан "Триполи" простодушно ответил, что "охотится за американцами". На мачте "Энтерпрайса" тотчас поднялся звездно-полосатый фаг. Завязался неизбежный морской бой, в котором американские канониры стреляли и быстрее, и лучше пиратов. Бой шел на такой короткой дистанции, что противники обстреливали друг друга не только из пушек, но и мушкетов и даже пистолетов. Но и в этом американцы имели превосходство- на борту "Энтерпрайса" находились морские пехотинцы, бравшие на мушку все, что двигалось по палубе берберийского корабля. Вскоре "Триполи", потерявший мачты и половину команды, беспомощно закачался на волнах. 
"Энтерпрайс" берет "Триполи" на абордаж. Война США с берберийскими пиратами 1801 - 1805 г.Тогда Стеррет предпринял абордаж и захватил корабль, почти не встретив сопротивления.
На этом успехи первой американской экспедиции к Варварскому Берегу и закончились.
Мощные  фрегаты эскадры поочередно стерегли вход в порт Триполи, но паша не шел ни на какие переговоры. Не подействовал на него и жест "доброй воли", полуразрушенный "Триполи", оставшийся без матч, только с обломком одной из них,  разоружили и отпустили восвояси с остатками команды. За позорное поражение, бей приказал подвергнуть ее капитана "бастинадо" - ему всыпали несколько десятков ударов палкой по пяткам. 
В итоге Дэйл решил возвращаться, ничего не добившись. На кораблях кончалась провизия, срок найма матросов тоже завершался, а вдобавок в корпусе "Президента" обнаружилась течь. Нести блокаду остались "Эссекс" и "Филадельфия", остальные корабли взяли курс на Америку и 14 апреля 1802 г., пробыв в плавании около года, бросили якоря в Норфолке.  

ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПРОТИВ БЕРБЕРИЙСКИХ ПИРАТОВ.
ПОЗОР КОММОДОРА МОРРИСА
Президент Джефферсон был крайне разочарован Дэйлом и сместил его с поста командующего Средиземноморской эскадрой. Однако, отступать он уже не мог. Война де факто продолжалась. Было решено не только не прекратить операцию, но послать в Европу еще больше кораблей. Эскадру увеличили сразу на 5 фрегатов: "Констеллейшн",  "Нью-Йорк", "Адамс", "Джон Адамс" и флагман - "Чесапик". Оставался вопрос - кому стать новым коммодором. Выбор пал на капитана Ричарда Морриса.
Но если его предшественник уже побывал в морских боях (во время войны за независимость), то Моррис ровным счетом не имел никаких военных заслуг.
Его назначение было исключительно результатом протекции, следы которой теряются в хитросплетениях политических интриг в американской правительственной элите того времени. Джефферсон утвердил его назначение.

Нет повести печальнее на свете, чем эта экспедиция. С самого начала Моррис нарушил неписанное морское табу, гласящее, что женщина на борту - плохая примета. Вместе с ним на палубу "Чесапика" вступила и его жена, имевшая на мужа большое влияние. Вскоре она успешно успешно забеременела.
Офицер флота США и моряк в синей флотской робе: 1800 - 1812 г.
Офицер и моряк флота США 1800 - 1812 г.. Война США с берберийскими пиратами.Прибыв во главе своей мощной эскадры в Средиземноморье, Моррис решил "сменить тактику" - вместо блокады Триполи он распустил корабли в крейсерство - для охраны морских путей. Ни одного пирата, однако, они не встретили. Сам же Моррис вместе с миссис Моррис на своем флагмане подолгу застаивался в различных европейских портах, любуясь архитектурой старинных городов, посещая местное высшее общество и вообще, наслаждаясь утонченной светской жизнью. За время этих путешествий на "Чесапике" понемногу обнаружились различные дефекты, поэтому коммодор отправил его в Америку, перенеся свой флаг на "Нью-Йорк".
Когда же положение миссис Моррис стало "критическим", он высадил ее на Мальте, чтобы она родила в комфортных условиях. Сам же, собрав три корабля: "Нью-Йорк", "Джон Адамс" и "Энтерпрайс", направился к берегам Триполи, чтобы хоть как-то оправдать свое безрезультатное крейсерство. Был май 1803 года, когда американцы вновь увидели  морскую столицу Юсуфа Караманли.
В неглубокую гавань, которую стерегли разные мелкие корабли триполитанцев, тяжелые фрегаты войти не могли. Не могли они помешать и низко сидящим фелукам беспрепятственно доставлять зерно в порт. Тогда Моррис решил спустить на воду шлюпки и взять фелуки на абордаж или сжечь.
10 июня 9 лодок с вооруженными матросами и 50 морскими пехотинцами, под командованием лейтенанта Портера на веслах пошли к берегу. Атака частично удалась. Несколько фелук матросы подожги, а часть отряда даже высадилась на берег. Но тотчас убралась оттуда, когда отовсюду стали стекаться войска паши и местное мусульманское ополчение. Сам Портер был тяжело ранен пулей в бедро.
Этот рейд никак не мог повлиять на решимость Юсфа Караманли продолжать "войну". Попытку Морриса завязать переговоры он отверг. А вскоре прибыло посыльное судно, которое привезло приказ - незадачливому коммодору на фрегате "Адамс" вернуться в Штаты.
Дома "крейсерство" Морриса разбиралось специальной комиссией. И хотя она не вынесла обвинительного заключения, коммодора позже лишили капитанского звания и вообще с позором исключили из состава флота. Вторая экспедиция США против берберийских пиратов закончилась полным провалом.
Имя Ричарда Морриса в США вспоминать не любят, историческая литература даже не сохранила его портрета - не заслужил.
А в Средиземное море стали готовить очередную, третью по счету экспедицию.

Конец 1-й части. 
(Часть -1 из 3-х, Часть-2-я , Часть -3.
)

Александр Морозов. Москва. 22 апреля - 5 мая 2012 г.,
по зарубежным источникам.
Текст авторский, оригинальный.

Военно-исторический архив internetwars.ru

Об авторе:
Александр Морозов, журналист, писательМорозов Александр Валентинович, родился в 1957 г.
Окончил факультет журналистики МГУ. Работал в различных московских СМИ, долгое время возглавлял международный отдел газеты "Московский комсомолец" (MK). Писатель.
Учредитель и редактор сайта internetwars.ru

История очерка:
В 2001 г. с группой российских журналистов я побывал в США - после атаки 11 сентября. Мой американский коллега, Майкл Нельсон, с которым мы ранее переписывались по интернету, зная мою страсть к военной истории, решил сделать мне подарок и свозил на своей машине в Балтимор. Там я увидел чудо - фрегат XVIII века "Constellation", сохранившийся до наших дней. Бродя по его палубе, я впервые услышал о "Войне с берберийскими пиратами", для которой он был построен. Еще тогда я хотел написать очерк об этом карликовом военном конфликте, но очень долго да этого не доходили руки и литература, которую я привез из США с собой, пылилась в моих "запасниках".
И только теперь появилось время все же воплотить давнюю идею.
Очерк этот я посвящаю своему другу и соратнику по перу Владимиру Полковникову, без которого не было бы нашего сайта internetwars.ru, где я и публикую это историческое эссе.

Авторские права:
© Александр Морозов. Использование материала - только с разрешения автора.

 

Рекомендую заправка автокондиционера на сайте