«Мой мозг бунтует против отсутствия работы. Застой губителен».
Примерно этой фразой, произнесенной персонажем Дауни-младшего, можно
охарактеризовать начало истории о Шерлоке Холмсе «Sherlock Holmes: The
Awakened». В локализованном переводе игра еще известна как «Зов Ктулху».
Так уж получилось, что я изучал эволюцию игр от студии «Frogwares» о
Холмсе и Ватсоне в обратную сторону. Сначала у нас шла игра 2012 года «Завещание
Шерлока Холмса», потом был образец из 2009 года – «Шерлок
Холмс против Джека Потрошителя». И вот их предшественник 2008
года «Зов Ктулху».
Честно говоря, картина разворачивающаяся в прошлое, выглядит всё угрюмее
и угрюмее. К сожалению, многие игры да, устаревают. К счастью же,
бывает, они заслоняются более качественными продуктами. Поэтому обещаю в
следующий раз пойти в другую сторону.
Кстати, характерная черта. Если общий настрой отзывов в Стиме на «Зов
Ктулху» «В основном положительные», то последние отзывы «В основном
отрицательные». Игрушка определенно сегодня заслуживает внимания только
упоротых фанатов. К которым отношусь и я.
Итак, об отличиях более ранней игры от уже рассмотренных.
Прежде всего, «Зов Ктулху» в меньшей степени интерактивный продукт. По
крайней мере, с точки зрения продвижения по сюжету. Здесь почти нет
головоломок, большая часть действий игрока сводится к поиску связей
между предметами (взаимодействие предметов).
Предметов в локациях не просто ограниченное количество, оно довольно
небольшое. Если у вас юный (свежий) мозг (то есть не как у меня) или вы
поднаторели в таких играх, то никаких проблем с нахождением связей не
будет.
Если же вы старый неопытный в таких делах дедушка типа вашего покорного
слуги, в игру вшиты подсказки. Просто щелкаете по ним и быстро
приближаетесь к разгадке очередной головоломки. Это не спортивно, ну и
ладно. Зато не нужно искать на ю-тубе прохождения.
И хотя пользование подсказками неспортивно, игра от этого теряет
немного. Еще раз: она и не предусматривает какого-то особо активного
участия игрока. И вообще больше, чем наполовину, это не игра, а кино.
Причем кино детективное с отличной озвучкой.
Собственно, ради этого-то я прогонял всех «Шерлоков Холмсов».
Головоломки – что, далеко не все мне сразу даются. Впрочем, если усалить
рядом быстрее соображающую дочь, дело шло куда как быстрее и честнее.
Оставалось наслаждаться сюжетом.
Хотя стоп-стоп. Раньше сюжета можно коснуться графики и озвучки. Хотя с
этим просто. Обе составляющих перекочевали отсюда в «Шерлок Холмс против
Джека Потрошителя». Игры шли одна за другой, конвейером. И различаются
только сюжетом. И Холмс, и Ватсон срисованы один-в-один. Даже озвучены
так же.
Но сюжет… Сразу скажу, что сюжет «Зова Ктулху», на мой вкус, уступает
обеим ранее рассмотренным книжк… то есть играм. Хотя беда здесь только с
размахом и разгадкой. С другой стороны, именно размах, будучи слабой
стороной сюжета, является сильной игровой составляющей.
Масса локаций, разнообразие действий, переезды из Англии в Европу, а
оттуда в Америку, заговор с намеком на мистику. Причем намек этот до
конца не тает. Желающие могут оставаться при мистических настроениях,
противники всё могут объяснить с рациональной точки зрения.
История начинается с пропажи слуги у одного из пациентов доктора
Ватсона. Следы парнишки-маори ведут в портовую часть города. Там
обнаруживается подземный то ли храм, то ли капище какое. С разделанными
трупами, со следами множества других пропавших бедняг.
Дело осложняется с каждым шагом, с каждой новой уликой. В паре ключевых
мест Холмс предлагает Ватсону проанализировать накопленные данные и
выдать ключевое умозаключение. Отгадаете – получите традиционное
«Элементарно!»
Действие сюжета происходит в 1894 году. То есть уже после «воскрешения»
Холмса, якобы сгинувшего в Рейхенбахском водопаде. Это позволило авторам
сюжета запихнуть в игрушку парочку забавных отсылок.
Одну раскрою. Так, развлечения ради. Едут, значит, себе Холмс и Ватсон в
поезде по Европе. В купе входит мальчик с просьбой помочь ему открыть
шкатулку с секретом. Холмс ее, разумеется, открывает и рекомендует юному
путешественнику активнее пользоваться его собственными серыми
клеточками. Тот кивает и бежит к мамочке, зовущей его: «Эркюль!»
Не везде, где от игрока требуется не созерцание кат-сцен, а активность,
от него требуется однообразное ползание с лупой и рассматривание улик.
Например, в локациях американской Луизианы придется даже побегать за
удирающим преступником.
Правда, сюжет смонтирован таким образом, что даже если игрок не бежит, а
ползет, но все равно не отстанет от удирающего. Но музыка задает темп,
который всё-таки заставляет пошевеливаться, заставляет верить в
необходимость бежать, погружает в сюжет сцены.
Поскольку игрушка довольно старая, а украинцы-создатели игры в
2008 году еще не стремились подражать «европейским ценностям» да и
ценности тогда еще не докатились до нынешнего абсурда, так вот,
благодаря этому, игрушку не переполняют толерантные благоглупости. Негры
– негры, женщины – проститутки, нет проблем, да еще с волнующе красивыми
округлостями в нужных местах. Диалоги строятся без оглядки на всякие там
меньшинства. Сегодня, пожалуй, такого не встретишь.
Что касается просмотра прохождений. Я, честно, пробовал смотреть в
интернете прохождения «Зова Ктулху». Просто как кино. Знаю, есть
любители именно такого варианта знакомства с сюжетными игрушками. Но мне
как-то «не зашло», что называется.
Всё-таки нет того погружения в игру, когда ты от первого лица сам
управляешь персонажем, открываешь дверь, за которой внезапно
обнаруживаешь расчлененный труп (всякими там 16+ в 2008 тоже не
заморачивались). Нет, я предпочитаю ручное прохождение. Пусть даже такой
старой игрушки.
Да, «Sherlock Holmes: The Awakened» уже очень старая, откровенно древняя
по сегодняшнему дню. И рекомендовать ее я могу только таким же
ушибленным как я сам. Для людей более современных мы позже вернемся к
обзору игр поновее. |
|