ПОСЛЕДНЯЯ ВОЛЯ ШЕРЛОКА ХОЛМСА
Любите ли вы детективы так, как люблю их я? Отлично! Поделимся на тех,
кто ответил утвердительно и на тех, кто постеснялся признаться вслух.
Второй вопрос: назовите самого знаменитого сыщика. Так сказать,
детектива всех времен и народов. Правильно! Безусловно, им является
Шерлок Холмс. Мы не будем биться над вопросом, почему вот уже второе
столетие никто не может потеснить этого британца на пьедестале славы. Мы
просто еще раз обратимся к этой личности. На этот раз не столько в
литературном плане, сколько в игровом.
Книг (не только Конан Дойла), фильмов (не только с Ливановым) о Шерлоке
Холмсе существует великое множество. Поэтому не удивительно, что и
разработчики компьютерных игр не обошли вниманием эту персону. Некая
компания "Frogwares" (да, да, лягушка у них даже на логотипе) выпустила
целую серию игр о Шерлоке Холмсе. И в этом обзоре мы поговорим об их
последнем произведении - "The Testament of Sherlock Holmes" ("Последняя
воля Шерлока Холмса"). Почему о последнем? Во-первых, оно переведено на
русский язык, во-вторых, здесь использованы последние графические
возможности, да и в-третьих - серия уже раскрылась в полной мере. Почему
именно о "произведении"? Да потому что это даже не игра, а нечто,
существующее на стыке игры и кино.
Если с кинематографическим жанром определиться нетрудно - детектив, то
игровая идентификация для меня, чистого стратега, затруднительна. Здесь
смешалось все, как "в доме Облонских". Первое - это поиск предметов. В
локациях необходимо обнаружить все предметы, без которых нельзя
продолжить сюжет. Второе - взаимодействие предметов и с предметами.
Чтобы вспороть мешок и достать из него нечто, нужно найти нож и
приложить его к мешку. Чтобы залезть на окно, нужно найти простыни,
разорвать их и и связать из них веревку. Чтобы заглянуть в грязное окно,
нужно найти тряпку, добыть воды, смочить тряпку и протереть ей окно. Все
это и есть примеры взаимодействия предметов и с предметами.
Ну и наконец третье - головоломки. Какой же детектив без них? Ведь
преступление - само по себе головоломка, разгадка которой в игре
строится из разгадывания множества мелких головоломок. Фактически
взаимодействие предметов - тоже головоломка, ведь это же еще надо
догадаться, что к чему и как приложить. Другие игровые жанры вроде РПГ
или экшена здесь присутствуют, скорее, фоном, легким о себе
напоминанием, не составляя сколь-нибудь значимой доли.
Но все эти игровые элементы в данном случае не есть основное действо.
Фактически все они есть некие интерлюдии между проигрываемыми для
зрителя роликами с Шерлоком Холмсом и прочими джентльменами. Просто,
чтобы посмотреть следующий кусочек истории, надо разгадать очередной
ребус, подвести персонажа к началу ролика. Поэтому мы и говорим, что
жанр "The Testament of Sherlock Holmes" находится на стыке игры и кино.
Мы смотрим кино про Шерлока Холмса, но каждую следующую серию надо
заслужить. Игрок не может повлиять на сюжет, на исход. Он может лишь
иногда переставлять местами сцены в зависимости от своего игрового
выбора, но в общем история жестко прописана. Это немного расстраивает,
однако желание досмотреть кино до конца пересиливает все остальное.
Очень может быть, что если бы это было не про Шерлока Холмса, я бы не
прошел испытание до конца, но Шерлок!..
Итак, что это за история? Кстати, пишешь и ловишь себя на мысли, что
сейчас получится не обзор игры, а рецензия на фильм. Начинается все с
небольшого сюжета о пропавшем ожерелье одной маркизы. Фактически это
эквивалент обучающей кампании. Игрок учится взаимодействовать с
интерфейсом и предметами. Но это так, разминка - ожерелье найдено
практически без вмешательства нашего скудного мозга одним лишь гением
великого Холмса.
К слову сказать, разгадка выглядит крайне неубедительно. Но это как
раз в лучших традициях Конан Дойла, который мало заботился о безупречной
достоверности, его всегда больше заботила литературная чистота слога и
красивые неожиданные эффекты. Обычно он не особо заморачивался даже с
анахронизмами. Это же во многих фильмах подхватили многочисленные
режиссеры. Так и создатели "The Testament of Sherlock Holmes" вольно
оперируют с такими понятиями и явлениями как англо-бурская война,
параболические радиоантенны, русские террористы-анархисты. Но мы всегда
прощаем это за хорошую историю о Шерлоке Холмсе.
Итак, назад к рассказу. Основное действие начинается в квартире на
Бейкер-стрит. Штаб-квартира сыщика в игре (и соответствующая локация)
состоит из трех комнат - две спальни и гостиная. Мы еще ни словом не
обмолвились о докторе Ватсоне. Да, так вот, как все знают, они с
Шерлоком Холмсом живут в одной квартире, и доктор Ватсон будет
сопровождать нас всю игру, а порой нам даже придется им поуправлять.
Итак, об управлении. Все время игроку придется управлять одним
персонажем. Поводить его к предметам, ползать с увеличительным стеклом
по полу, проводить допрос и так далее. Чаще всего это будет сам Холмс,
но иногда мы будем переключаться на Ватсона. Жаль, но миссис Хадсон в "The
Testament of Sherlock Holmes" не предусмотрена. Однажды игроку доверят
управление даже... впрочем, сохраним загадку, не все же карты
выкладывать на стол.
С Бейкер-стрит парочка отправится к епископу Найтсбриджскому и найдет
его изувеченный труп. Вот с этого места все и закрутится. Будем
обшаривать место преступления в поисках улик, сопоставлять их, делать
дедуктивные выводы - без них сюжет не сможет идти дальше. Решать ребусы,
вскрывать сейфы, которые оказались не по зубам преступникам. Привезем
домой массу улик и станем исследовать их под микроскопом и с помощью
химических препаратов. Сформулируем дальнейший план действий. и двинемся
дальше по локациям, разматывая ниточки запутанного клубка преступления.
Различных локаций в "The Testament of Sherlock Holmes" много. Нам
придется побывать в тюрьме (правда, не заключенными), в Уайтчеппеле -
грязном районе Лондона, наполненном нищими и бродягами, на кладбище,
раскапывая могилы, в морге, препарируя труп, в наркопритоне, разыскивая
убийц, в доме судьи, на загородной мельнице и во многих других местах.
Прорисовано все отлично. Как говорится, настроение создает. Фону уделено
много внимания. Если что и соответствует Лондону конца XIX века, так это
декорации.
Когда аниматоры научатся так же хорошо воспроизводить мимику и вообще
живые движения персонажей, тогда всякие там гаи-ричи останутся без
работы или переквалифицируются в разработчиков игр. Пока же здесь не все
слава богу. Прогресс за последние десять лет конечно налицо, но вложить
столько денег, чтобы довести дело до ума, никто не решается.
И, раз уж у нас тут практически кино, надо сказать несколько слов о
героях. О, они здесь практически классические. Шерлок Холмс - всегда
хладнокровен, чуть-чуть ироничен, без комплексов, но безупречно вежлив.
Доктор Ватсон, как и полагается, обладает повышенной чувствительностью,
постоянно возмущается "чудовищностью", клеймит "мерзавцев", порицает
Холмса за не совсем законные методы, готов прийти на помощь страждущим и
безоглядно верит другу.
Дружбе этих двоих предстоит выдержать серьезное испытание. Разумеется,
сегодня уже, по мнению многих авторов детективов, недостаточно создать
историю об обычном убийстве. Многие внедряют в свой роман мировые
заговоры и разветвленные преступные сети. Так и расследование в "The
Testament of Sherlock Holmes", начавшееся с убийства епископа
превратится в историю заговора против... Впрочем, надо остановиться. На
пути к разгадке Холму предстоит пройти через ужасную трансформацию и
дойти до того, что он наведет револьвер на доктора Ватсона, что того
поразит просто до глубины души.
Кончится же все тем, что... Нет, не скажу. У заинтересовавшихся два
варианта действия. первый - пройти игру самостоятельно, взломать все
коды всех сундуков, собрать все улики, сделать безупречно логичные
выводы и припереть преступников к стенке. Второй путь - отыскать в
интернетах проходилку. Второе крайне не рекомендую. особенно тем, кто
решит проходить игру сам. Ну какое же тут удовольствие, если тебя
проведут по сюжету за ручку? Тем более, что в "The Testament of Sherlock
Holmes" практически нет возможности оступиться и вылететь из сюжета.
В каждой локации необходимые для игры улики помечены соответствующими
всплывающими значками, нужные предметы тоже. Догадаться, что с чем нужно
совместить несложно - это смог сделать даже я, человек, никогда ни во
что подобное не игравший. Кажущаяся свобода в некоторых диалогах тоже
всего лишь кажущаяся. Как ни крутите, а переберете все и придете к тому
единственному варианту, который и двинет сюжет дальше. Честно говоря,
некоторые сложности у меня возникли с некоторыми ребусами, но тут уж
видно сказывается мой косный ум, так как подсевшая с краю стола дочь
легко и изящно взломала то, что не смог я. Молодое поколение, видимо,
рождается с уже вживленной на генетическом уровне способностью к
компьютерным играм.
В общем, хорошо, что появилась возможность не только увидеть новые
приключения старых героев, но и поучаствовать в них. Будем обращаться к
предыдущим играм серии, будем ждать новых. |
|