ШЕРЛОК ХОЛМС ПРОТИВ ДЖЕКА ПОТРОШИТЕЛЯ
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Зарезали еще одного человека.
Так или примерно так можно представить сюжет игры "Шерлок Холмс против
Джека Потрошителя". Этот сюжет относится к той же серии от компании "Frogwares",
что и уже описанная нами "Последняя
воля Шерлока Холмса". Правда, "Джек Потрошитель" вышел года
на три раньше, и обзор серии у нас получается вывернутым задом наперед,
от конца к началу. Но что поделаешь? Игры нам очень понравились, а
следующая выйдет в лучшем случае в этом году, а в худшем... Вот мы и
обратились к предшествовавшим сюжетам. Любопытно будет оценить прогресс
как сюжета, так и игрового процесса, как графики, так и озвучки. Ну или
регресс - это уж как получится.
Но ближе к трупам! На дворе сентябрь 1888 года и труп проститутки. Да,
так вот они и встретились на одном дворе лондонского дна - района
Уйатчепел (кстати, исторично - именно здесь по традиции считается место
действия Джека Потрошителя). Отчаянно скучающий Холмс в сопровождении
неизменного Ватсона отправляется туда вечером (естественно! - так
интереснее и страшнее). И буквально сходу нам представится принцип игры:
"пойди туда, найди то, отдай этому, получите другое, вернись к первому и
получи наконец нужные сведения".
Этот процесс буквально затягивает. И даже, скорее, не самими действиями,
сколько персонажами. Они проработаны настолько толково, настолько каждый
их них уникален, что несколько раз в игре я к ним подбегал просто так,
не по сюжету, а еще разок послушать. Не знаю, кто по-русски озвучивал
"Шерлока Холмса против Джека Потрошителя", но выполнено это не просто
качественно, а артистично. Содержатель мебелированных комнат,
бордель-маман, еврей-сапожник, уличная проститутка - что ни персонаж, то
маленькая, добросовестно сыгранная роль. Сыгранная так, что и в кино не
стыдно показать. Интонации, избранные словечки, хронический насморк,
акцент - у каждого свои особенности. И актеры не повторяются даже в
случае озвучки двух евреев. Каждый говорит по-своему. Честное слово,
очень и очень достойная работа. Мне кажется, что в "Последней воле"
таких удач было значительно меньше, если они вообще были. В этом смысле
раньше было лучше.
Сравним графику? Тут всё логично - более поздняя игра щеголяет более
продвинутой графикой. Тем не менее, трущобы, созданные в 2009 году,
смотрятся неплохо даже в сравнении с трущобами 2012 года. А антураж,
пожалуй, даже еще притягательнее. Достаточно отметить тот факт, что
жертвами серийного убийцы стали проститутки. Причем далеко не самого
высокого разряда. Поэтому сюжет вертится вокруг уличных шлюх, борделей,
сифилиса и прочих прелестей Уайтчепела. Холодный джентльмен Холмс
взирает на это свысока, с легким пренебрежением, Ватсона же всё шокирует
направо и налево, он эмоционален, то возмущается, то сочувствует, любит
поморализаторствовать. Понравится ли это будоражащее самые низменные
чувства наполнение большинству игроков? Думаю, да. Иначе рейтинги у
соответствующих каналов и газет не были бы такими высокими. Ну нравится
нам всё этакое мерзкое, низкое и запретное.
В целом игровой процесс тот же самый. Мы плавно течем по сюжетной линии,
не отклоняясь ни на дюйм в сторону. Управляя то Холмсом, то Ватсоном,
обследуем с лупой места преступлений, выискиваем улики, сопоставляем
факты, делаем правильные выводы. Пока верные выводы не сделаны, перейти
к следующей сцене невозможно. В принципе истинную логическую цепочку
можно выстроить и методом тыка, то есть совершенно случайно. Но
настоящий сыщик должен шевелить мозгами. Честно говоря, как мне
показалось, логическое мышление не во всех загадках в этой игре может
помочь. Некоторые выводы, которые по сюжету правильны, по-моему,
банально противоречат здравому смыслу. Ну или смысл у меня не настолько
здравый.
Кроме того, "Шерлок Холмс против Джека Потрошителя" буквально
напичкана частными головоломками. То надо вскрыть кодовый замок, то
извлечь из щели предмет (поиграть в старую-добрую "пятнашку"), то
вскрыть отмычкой замок, то разгадать зашифрованное послание - случаев
много, и они разбросаны равномерно по всему сюжету. Если сравнивать с
"Последней волей", то, опять же на субъективный взгляд, головоломки
здесь легче. Легче в том смысле, что они более логичные. Если в игре
2012 года порой я просто никак не мог сообразить, что же здесь надо
делать, а, посмотрев прохождение, крутил у виска пальцем "ну и ну, и как
до такого додуматься?", то здесь практически все задачки взломал и решил
сам. Пожалуй, кроме одной - той, где надо на карте определить район
вероятного проживания убийцы. Почитал на форумах опытных людей - и
действительно здесь в русской версии небольшой сбой, циркулем по карте
водить надо шире, чем логика подсказывает. В общем, головоломки более
ранней версии мне понравились больше.
Сам же сюжет в сравнении с "Последней волей" шедеврален. Прежде всего
он исторически достоверен. Это - р-р-раз, как говаривал Эраст Фандорин.
Во-вторых, здесь нет бредовых поворотов сюжета с какими-то русскими
террористами в фуфайках и ушанках, как там. И в-третьих, здесь
расследуются преступления обычного (пусть и серийного) преступника с
обычными обуревающими его страстями, а не мировой заговор Мориарти с
полицейскими-перевертышами. В-четвертых, мы сосредотачиваемся на деле, а
не на отношениях сыщика и доктора.
Расследование идет непросто. Возникает несколько версий, требующих
параллельного изучения. Холмс и Ватсон выходят на черный рынок органов и
даже целых трупов. Имеет ли он отношение к делу? Неизвестно. А потому
приходится расследовать. Почему убийца прицепился именно к проституткам?
Кто первый вбросил в печать термин "Джек Потрошитель"? Что делает в
Уайтчепеле небедный заезжий американец с неестественными наклонностями?
Честно говоря, имя убийцы становится понятным задолго до концовки, еще
когда Холмс играет с нами и пытается заставить логически вычислить
искомого персонажа среди троих подозреваемых, те, кто начитаны в жанре,
уже знают, кого именно следует вычислить.
Серия игр о Шерлоке Холмсе по-своему интересная, интригующая и наверняка
имеет свой круг фанатов (в который и мне довелось залететь).
Единственное, чего не хватает жанру - большей свободы для игрока. Пока
всё это напоминает, скорее, не игру, а интерактивное кино, где нас
удерживают у экрана сюжетом и игрой актеров, а не настоящим участием. Ну
что ж, этого развития мы будем ждать от игр будущего, а в следующий раз
обратимся к еще более дремучему прошлому. |
|