Бытует стереотип, что у немцев очень хорошо получаются три вещи:
порно, пиво и ролевые игры (не те что в порно, а те что компьютерные). И
если насчет качества фильмов с рейтингом 18+ и немецкого пенного напитка
спорить никто не будет, то вот на немецкие ролевые игры у некоторых
игроков быстро вырабатывается острая аллергия и искреннее непонимание:
"а что в них вообще такого привлекательного?!"
Немецкие RPG обычно отличаются двумя важными параметрами: сложностью и
необычайной атмосферой, при том что многие другие элементы (которые
вполне могут по значимости оказаться далеко не последними) могут быть
сделаны не так уж и качественно. Но игра при этом, все равно, получается
отличной. Магия?
Серия "Gothic" и студия Piranha Bytes вполне заслуженно получили мировое
признание и гордую бляшку с подписью "Главный конкурент TES". Многие
журналисты всерьез заговаривали о том, что немцы идут с "Древними
Свитками" ноздря в ноздрю - того и глядишь, вырвутся вперед! Финальным
марш-броском "Пираний" должна была стать Gothic 3 - эпическое завершение
немецкой ролевой трилогии...
Но мечтам не суждено было сбыться.
УЖЕ НЕ ПРОСТО ЗАКЛЮЧЕННЫЙ
Безымянный Герой вместе с друзьями прибывает на материк Миртана, чтобы
продолжить войну против орков. И тут обнаруживает, что все его былые
подвиги не особо-то помогли человечеству в сложной борьбе за выживание.
Орки паразитируют на территории всего материка, король Робар заперт в
столице, городе Венгард, которую выжившие Маги Огня окружили магическим
барьером. Вождь орков Кан подчинил себе все города в королевстве,
последние форпосты людей - это повстанческие лагеря, откуда те пытаются
дать зеленокожим хоть какой-то отпор. На севере, в Нордмаре, орки также
захватили большое количество территорий, но нордмарские кланы оказывают
им более эффективное сопротивление, чем королевские солдаты - им хотя бы
удается удерживать свои деревни. В южных землях жаркой пустыни Варант
орки практически не воюют: с местными господами, народом ассасинов, орки
заключили союз. Ассасины - жестокие служители Белиара, укрепившие власть
темного бога в городах Варанта и почти истребив кочевников - коренное
население этих земель, лишенное дома и заточенное в рабство. Но кое-кто
из кочевников еще пытается биться с ассасинами, а помогают им в этом
Маги Воды.
Как видно из вышеописанного, главное, что обрела Gothic 3 - это масштаб
действия. В игре множество городов, три крупных климатических зоны,
несметное количество квестов и NPC, а также непростой ролевой выбор.
Безымянному предстоит решить судьбу всего материка: в последней битве
схлестнулось очень много участников, а победителей выбирать игроку.
Своими действиями он меняет баланс сил во всей Миртане. Звучит более чем
аппетитно, верно?
Масштаб приобрели не только история и география мира, но и прочие
элементы игры. Ролевая система напоминает целый слоеный торт: к
стандартным характеристикам силы, ловкости, маны и здоровья добавились
характеристики, обозначающие владение героя тем или иным ремеслом
(например, кузнечество). Далее - целая куча всевозможных перков,
разделенных на разные группы (боевые, охотничьи, магические,
кузнечество, воровство, алхимия, прочие) и три школы магии,
соответствующие трем божествам и изучающиеся у их алтарей, или других
магов (Иннос - огонь и жизнь, Аданос - природа и лед, Белиар - тьма и
молнии). Руны из игры исчезли, т.к. наш старый знакомый Ксардас, чья
мотивация на начало игры не совсем понятна, лишил их силы (чем
поспособствовал победе орков, поэтому многие решили, что старик
окончательно переметнулся к Белиару).
Общее количество всевозможных игровых фракций достигло 6: повстанцы,
орки, кочевники, ассасины, странники и нордмарцы. Взаимодействовать
можно с каждой группировкой, и никто не мешает вам стать перебежчиком:
надоело работать на повстанцев - ступайте выполнять орочьи задания.
А некоторые бои здесь уже больше похожи на настоящие батальные сцены!
Безымянному предстоит сражаться с целыми городами, битком набитыми
вражинами. Лихо, не правда ли?
ВЗГЛЯД ПРАВДЕ В ГЛАЗА
В этой части повествования следовало бы рассказать о том, что же пустило
Gothic 3 на дно. Думаете, что-то из вышеперечисленного не реализовали?
Нет, все это действительно было в игре. Кто-то сразу подумает, что
сгубила игру целая орда багов и глюков. Даже не орда, и тьма.
Разнообразных технических проблем в Gothic 3 больше, чем орков в Миртане.
Но, правда же - техническое качество игры вполне поправимо патчами. Да,
неприятный осадок остается, но хоть багов в стартовой версии Gothic 3 и
было много, это вполне можно простить.
Главная проблема Gothic 3 - откровенная двоякость всех её достоинств. То
есть, поиграв и углубившись в этот мир, уже ломаешь голову: а
достоинство ли это? Судите сами.
Конфликт стал глобальным, история масштабной, мир огромным, а квестов -
целые горы? Но проработать сюжет разработчикам так и не удалось:
основная линия в "Готике" за номером 3 вышла откровенно слабой, по своей
интересности она значительно уступаем предшественницам. Огромное
количество квестов сказалось на качестве их проработки: носить бидоны с
молоком и убивать волков надоедает очень быстро, а орава NPC попросту не
запоминается. Их характерам уделяется слишком мало внимания, и в итоге
большинство из них просто сливается в серую массу.
Возможности в прокачке поначалу кружат голову, но пройдя игру полностью
хотя бы раз, вы поймете что и здесь есть серьезные подводные камни.
Солидная часть перков и заклинаний, представленных в геройском арсенале,
попросту бесполезны, но осознать это сразу довольно сложно. Например,
перк "Паладин" - дает бонус к урону против тварей Белиара. Казалось бы -
ценное приобретение, если вы играете за добряка конечно. Однако изучить
этот перк можно лишь "под занавес", почти в самом конце игры, когда его
практическая ценность равна нулю.
Большое количество противоборствующих фракций располагает к сложному
выбору друзей и врагов? Но этот выбор иллюзорен. Реакции мира на свои
действия, подчас, не ощущаешь совсем. И это уже серьезная проблема. NPC
и окружающий мир на его поступки реагируют крайне вяло: попробуйте
освободить от власти орков всю Миртану, но ощущения, что что-то
серьезное в этом мире поменялось, попросту не возникнет. То же касается
грандиозного финального выбора, когда Безымянному предстоит выбрать одну
из трех возможных дорог, ведущих каждая к своему финалу. При этом два
пути очень похожи друг на друга, а третий сделан... на любителя. И опять
же человеком, вершащим судьбу мира, вам себя почувствовать не удастся.
Наконец, здешние бои - это просто извращение, иначе не назвать. Все
враги в игре обожают пятиться - вообще ВСЕ. Выглядит это ну очень
комично - герой лихо машет мечом-кладенцом, а орочье войско робко
семенит назад. В итоге, очень часто приходиться заниматься каким-то
"Diablo-подобным" закликиванием. Что совсем не радует.
ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ УДОВОЛЬСТВИИ
Gothic 3 напоминает произведение искусства, вышедшее из-под пера
скандального мастера. Эту игру можно одинаково громко проклинать и
превозносить. И ею можно просто... наслаждаться. Даже не столько самой
игрой, но мелочами, в неё заложенными. В Миртане есть немало красивых
видов, а если сочная растительность срединного королевства внезапно
надоест, можно отправиться наблюдать за ледяными ущельями Нордмара и за
пустыней Варант, где, кажется, жара передается с экрана монитора прямо
на игрока.
А какое здесь музыкальное сопровождение! Кто действительно отработал
свой гонорар: так этой Кай Розенкранц, автор саундтрека, создавший
действительно потрясающий набор мелодий. Шутка ли: здешнее музыкальное
оформление своей красотой вполне может закрыть многие бросающиеся в
глаза недостатки.
Ни для кого не секрет, что JoWood и Piranha Bytes вступили в долгие
судебные тяжбы из-за того недоумения, которое внесла третья часть.
Разработчики били себя в грудь кулаками и клялись, что делали все что
могли, но проклятые "джоувуды" просто не дали им достаточного количества
времени на полировку проекта.
Победу в суде, тем не менее, одержала JoWood - готические права перешли
к ней, и они немедленно отдали индусам из Trine Games клепать
самостоятельный аддон к третьей Gothic. Тратить время на описание
Forsaken Gods не хочется совершенно: не потому что мне лень, но потому
что я предпочел бы забыть её как страшный сон. Разработчики умудрились
испортить ВООБЩЕ ВСЕ, даже Главного Героя, который из харизматичного
бывшего зэка превратился в доблестного патриота. Аддон пестрит багами и
глюками вдвое (!) больше чем оригинал, сюжет и диалоги писали люди с
психическими расстройствами, дополнительных квестов нет, игровой мир
обрезан (Варант и Нордмар выкинули на помойку) сценарий линеен,
взаимодействие с фракциями исчезло... JoWood заявляли, что аддон
позволит по-новому взглянуть на третью "Готику" и забыть о тех косяках,
которые в оригинальной игре допустили Piranha. Воистину, глядя на косяки
Forsaken Gods, ошибки "Пираний" кажутся мелкими промашками...
GOTHIC 3 ШЕСТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
У всего сериала Gothic - достаточно сложная судьба, но пожалуй, Gothic 3
в этом плане можно выделить особенно. Ей очень подходит такое вот
описание: "Самая противоречивая эпическая ролевая игра 2006 года".
Но о Gothic 3 не забыли, когда надежда на нормальное дополнение угасла,
за дело взялись старательные фанаты. Их труды не пошли коту под хвост:
Gothic 3 - Enhanced Edition 2012 исправляет и дополняет множество вещей,
которые оказывались крайне спорными в оригинале, да и в целом расширяет
возможности игрока, добавляя и новые интересные квесты, отсылающие к
предыдущим частям, доспехи, оружие и NPC. Фанатский труд действительно
вышел достаточно качественным, чтобы можно было попробовать взглянуть на
Gothic 3 под более позитивным углом.
Forsaken Gods, и последовавшая за ней Arcania: Gothic 4 - это уже не
Gothic, и знакомое словечко в названии не должно вас обманывать.
Настоящая Gothic закончилась в далеком 2006, а все, что было после - не
более чем попытка подражания немецкому ролевому шедевру. О котором мы не
забываем и по сей день. |
|