IRATES ÜBER ALLES &
RUSSIAN COMPANY
Можно относиться к этому по-разному, но отрицать то, что в играх
и, главное, в модах для игр серии Total War есть определенная
образовательная составляющая, думаю, бессмысленно. Полноценные
глобальные моды, ориентированные именно на историчность, существуют
пока лишь на движке RTW. Уже года 3, или даже больше, идет работа
над таким модом о средневековье на движке M2TW. Понятно, что ждать
глобального историчного мода для ETW еще рано. Связано это, прежде
всего, с тем, что подобные проекты требуют гораздо большего объема
работ по сравнению с модами, где приоритет отдается графике или
сильному ИИ. В моде, несущем образовательную нагрузку, нужно с
помощью тонких настроек баланса учитывать все особенности военного
дела того периода, о котором мод повествует. Это очень долгий и
тяжелый процесс, он по зубам далеко не каждому мододелу.
Но, не глобальными модами едиными. Для того, чтобы сделать игру
максимально исторически достоверной для одной фракции объем работ
требуется тоже большой, но не такой титанический. Посему, подобные
моды выходят с завидной регулярностью.
Мод «Pirates Über Alles & Russian Company»
(Автор идеи и лидер проекта -
наш соотечественник Flavius)
в ранних релизах, как следует из его
тематики, развивал «пиратскую тему». Но затем к ней
прибавилась тема российская, на которой я и решил остановиться в
этом обзоре подробно.
ПОЧЕМУ ТАК ДОЛГО ДЕЛАЮТСЯ МОДЫ
Проекты «Становление Империи», «Glory of Russian Empire» были
первыми ласточками, попытавшимися внести в игру
Empire: Total War за Российскую Империю новые краски.
В отличие от них, кампания за Россию в моде «Pirates Über Alles » -
совсем свежая, нового поколения. И это чувствуется. Во-первых, автор
выпустил две версии мода. Одна ставится на оригинальную игру.
Вторая
– на мод DMUC 7.0, причем интегрируется в этот крупнейший пока на
движке ETW проект весьма органично. К моему удивлению, даже
запускается через специальную опцию в лаунчере DMUC.
Во-вторых, в уровне графической проработки русских войск. Дизайн
юнитов здесь абсолютно лучший из всего, что я когда-либо видел на
движке ETW.
Разница между двумя версиями мода по уверениям автора имеется. В
основном это касается ИИ и некоторых параметров юнитов. Я выбрал
версию, адаптированную для DMUC (Dart Mod
Ultimate Commander), поскольку являюсь большим поклонником ИИ
работы автора этого мода, Дарта Вейдера. Особенно ему удался в
последней версии тактический вариант. По-моему, сделать с
компьютерным оппонентом что-то более вменяемое вряд ли удастся даже
ему. Разве что с использованием рельефа местности и зданий у него
по-прежнему не очень, да эшелонированные построения отрядов в
колонны не жалует. А в остальном – ИИ в целом реализует линейную
тактику XVIII века, варьируя различные ее типы в зависимости от
численности, способен атаковать волнами, держать резерв и
маневрировать им, концентрировать артиллерийский огонь на нужных
направлениях, здорово действовать конницей. Генералы
наконец-то перестали впадать в «боевое безумие» и вести себя подобно
древним берсеркам, не обладая их боевыми качествами. Реализованы
даже такие вещи, как прикрытие ИИ своих артиллерийских батарей
резервными войсками, чего я раньше не замечал. В общем, здесь я,
конечно, бесстыдно рекламирую ИИ мода DMUC, но, поверьте, он того
стоит.
С чем же столкнется человек, запустивший на своем ПК мод Pirates
Über Alles & Russian Company и выбравший кампанию за Россию…
РУССКИЙ БУНТ
Столкнется он на первых этапах игры с ужасным, извините, хардкором.
Я такого лиха не хлебал еще ни в одном моде с первых ходов игры. На
западе – Польша, союзник довольно верный и прочный. На юге –
Крымское ханство и Османская империя. На друзей-союзников они
похожи, как Иван Мазепа на приличного человека. Понятно, что ничего
кроме набегов ждать с юга не приходится. Между Черным и Каспийским
морями обитают горцы, которые, подобно крымцам, дружить предпочитают
с османами.
Далее…
Начинается Северная война. Как и было в реальности, на Польшу и
тамошнего правителя Августа рассчитывать не приходится. Всю тяжесть
войны с Швецией придется нести в одиночку. Причем, шведы не одни – у
них появляется союзник, которого в реальной истории, по крайней
мере, в такой роли, в какой он реализован в моде, не было.
Но об этом союзнике чуть позже, ведь я еще не завершил описание всех
врагов. Помимо внешних, есть и внутренние. Общественный порядок в
южных и юго-восточных губерниях такой, что сразу понятно – на
следующем ходе народ возьмется за вилы и такой «марш несогласных»
устроит… Несколько губерний сразу. Это булавинцы воду мутят.
Пытаться подавить бунты сразу бесполезно – на это нет ни военной
силы, ни соответствующих ресурсов. Бунтовщики приходят в изрядном
количестве. Неплохо вооруженные, с артиллерией. Причем,
артиллерия у них лучше, чем у меня. У моих войск она только
стационарная – у них уже передвижные орудия.
Таким образом, положение хуже губернаторского.
Войска у России на старте далеко не блестящие. В основном это полки
устаревшей организации – стрельцы, отряды иноземного строя,
поместная конница, рейтары.
Из более-менее модернизированных – Лефортовский полк, Преображенцы и
Семеновцы.
Оставив небольшой заслон против возможного шведского вторжения, я
отправил основные силы на юго-восток. Татарию и Башкирию, ценой
тяжелых потерь, удалось отстоять от толп булавинцев. Но спасать
Астрахань и Ростов было уже просто нереально. Все-таки, на севере
собираются шведы. Одновременно с юга в набег пошли крымцы.
Решив, что шведы подождут (их армия в Ингерманландии была невелика),
я направил войска бить крымцев. И обнаружил, насколько сильна в моде
пехота ближнего боя.
Именно в бою с Крымским ханством мне стало понятно, насколько все же
слаба допетровская армия. Стрелять рядами не могут, точность ведения
огня низкая, артиллерия только стационарная, стрельцы очень сильно
уступают врагам в рукопашной. Преображенский, Семеновский и
Лефортовский полки храбры, но храбростью их боевые качества, в
основном, и ограничиваются. На счастье, я приберег на черный день
испытанное средство – большая масса кавалерии на узком участке
фронта творит чудеса. Проблема Крымского ханства была на время
решена. Теперь – на север!
А на севере дела совсем плохи. Войну России объявляет
Великобритания. Не только объявляет, но и высаживает десант под
Архангельском. Шведы, видимо ободренные этим, пошли из
Ингерманландии на юг и атаковали мой заслон.
В заслоне моем совсем не было артиллерии, зато было довольно много
конницы. Тут надобно заметить, что в этом моде полевые укрепления
(рогатки, габионы и т.д.) можно выставлять без обязательного
ожидания в один ход на одном месте. Так что их способна выставить и
атакующая сторона. ИИ этим всегда пользуется. Эффект здесь
двойственный. Да, линия обычно неплохо защищена от атак конницы
рогатками. А, вот, артиллерия, прикрытая габионами, не может
маневрировать, и очень сильно уменьшает сектор обстрела. Обычно уйти
из-под огня такой батареи не составляет труда. Вот таким нехитрым
образом мне и удалось нейтрализовать грозную артиллерию шведов в
этом бою. Пехота моя уступала и численно, и качественно. Зато
конница, дождавшись, когда враг вышел из-за рядов рогаток, сломила
сопротивление шведов довольно быстро.
После этого боя сложилась патовая ситуация. У шведов нет сил идти на
юг или восток, у англичан – тоже, они окопались в Архангельске. А
России некем шведов и англичан из страны выгонять – по качеству
войск очень сильно отставание. Самое время начинать реформы.
ФИНАЛ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ
Реформы в моде Pirates Über Alles 3.0 and Russian Сompany
представляют собой отдельный и очень занятный аспект. Они
реализованы через дерево технологий, которое у России стало
уникальным. К Петровским реформам нужно приступать сразу после
начала игры – лишь они позволят получить доступ к модернизации (не
могу поверить, что употребляю это слово!!!) промышленности,
экономики, и, главное, армии и флота. Лишь после них можно будет
создавать в армии приличные полки линейной пехоты, гренадерские
роты, драгунские полки. Только с ними можно выгонять англичан и
шведов из страны и захватывать Ингерманландию, «основывая», таким
образом, Санкт-Петербург.
Английский корпус невелик, подкреплений не получал, и с ним проблем
не возникало – главное перестрелку не устраивать. Очень уж хорошо
они стреляют. Шведы упирались подольше, но и они были вынуждены
убираться в Финляндию. На этом этапе продвижение на север я
остановил. С англичанами заключил мир и торговое соглашение. У них
свои проблемы появились – Ирландия объявила независимость, так что
им стало просто не до далекой России. У Шведов едва хватало сил
отбивать мои профилактические набеги на Финляндию. Мириться они
отказались. Пока. Ничего, скоро сами запросятся.
А что у нас на юге?.. А там объявился Мазепа. Ну, тот самый,
который, нарушив клятву верности Петру I на Евангелие, решил
положить Украину сразу под двух господ – Польшу и Швецию. Страна-то
ему была до лампочки, главное – личная власть. Даже странно, почему
украинцы не поддержали бедолагу, и пришлось ему скитаться с такой же
горсткой предателей по украинской зиме, и бежать после Полтавской
битвы, куда глаза глядят. И помер на чужбине, где его турки, не
скрывавшие своего отношения к клятвопреступнику и предателю своего
царя и, что важнее, своего народа, держали его хуже последнего
нищего.
Но это все было в реальности. А у меня на стратегической карте
нарисовался шведский протекторат – Гетманат Ивана Мазепы. Долго он,
правда, не просуществовал. Города Батурина, этого гнезда извечного
казацкого мятежа, на карте мода нет, пришлось изменникам окопаться
во Львове, где их и прикончили.
Затем, то же самое случилось и с булавинцами. А впереди еще реформы
Миниха, которые сделают Российскую армию еще сильнее. Имеет смысл
проследить ее, Российской армии, эволюцию несколько более подробно.
АРМИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
Итак, я уже упоминал о допетровских войсках. Толку от них немного.
Петровская армия – совсем другое дело.
Петровская линейная пехота – тот вид войск, которому придется
вынести на своих плечах основную тяжесть войн с Швецией, Османской
империей, Крымским ханством и всеми остальными, с кем Вы захотите
воевать до исследования доктрины Суворова. Это достаточно крепкие
бойцы, но переоценивать их не стоит. Их сила - прежде всего в
массовости. Они способны стрелять шеренгами, но уступают по этому
параметру довольно многим. Они неплохи в рукопашной против другой
линейной пехоты, но очень сильно уступают войскам, для которых
рукопашный бой – основная специализация.
Линейную пехоту поддерживают гренадеры. В ETW они обычно играют роль
штурмовых частей. Здесь это не так. Страшное оружие гренадеров –
гранаты. Они и так неплохи, а после исследования соответствующей
технологии превращаются в оружие массового поражения. Применять их
надо осторожно, поскольку, с учетом особенностей дальности и
точности броска, убойности и разлета осколков, «дружественный огонь»
очень даже вероятен. Но если удалось хорошо попасть гранатами в гущу
врагов, ущерб будет колоссальный. Еще они перед боем могут
устанавливать мины, которые тоже значительно усилены.
Все эти достоинства, на мой взгляд, нивелируются несколькими
факторами. О «дружественном огне» я уже сказал. К этому можно
прибавить отсутствие штыков, что делает их очень уязвимыми для
кавалерии. Но главный их недостаток – численность.
В роте всего 60 человек. Это означает, что один хороший залп
линейной пехоты, либо попадание нескольких артиллерийских снарядов,
способны нанести критический урон. То же самое относится к
рукопашному бою. В атаку надо отправлять 3-4 роты одновременно,
чтобы быть уверенными в успехе.
Что поделаешь, это дань историчности.
Штурмовых пехотных частей у России до, пожалуй, реформы Миниха так и
не будет. Не считать же таковой роту (60 человек) диверсантов
Семеновского полка. Они используют довольно экзотичное оружие –
гранаты с укороченным фитилем, которые взрываются в полете над
строем врага, вроде шрапнели. Очень сильны, кстати, в рукопашной
схватке.
Но их всего 60 человек на всю армию. Так что для концентрированных
атак нужны либо очень большие массы пехоты, либо конницы.
Военные реформы у Российской империи в этом моде мне очень напомнили
ситуацию, которая была у Римской империи в RTW. Там была, если
помните, реформа Мария, которая довольно сильно изменяла римскую
армию, ее состав и методы ведения боя.
Уже после реформ Миниха Россия получит лейб-гвардию, которая уже
вполне способна быть штурмовыми частями. Получит гусарскую и
кирасирскую конницу, все это – именные полки. Будет и легкая пехота
– егеря, и разнокалиберная артиллерия – от 6 до 24 фунтов на любой
вкус! Но основой армии по-прежнему будет линейная пехота Петровского
образца. Ее заменят суворовские солдаты только после исследования
соответствующей технологии.
В общем, как видите, мод Pirates Über Alles & Russian Company
достаточно успешно погружает поклонников ETW в времена «России
молодой» заставляя его (с поправкой на возможности игрового движка,
разумеется) пройти через те трудности, с которыми сталкивалось
Российское государство в XVIII веке, пройти через отсталость и
изоляцию, через войны интриги и предательства, к прогрессу и мощи.
И НЕМНОГО О ПИРАТАХ
Да, и в заключение. А как же дела в моде обстоят с пиратами? Это уже
другая история.
Мы рассказал о том, что что из себя представляет в моде война
на суше. Думается, эта часть могла бы вполне заявлена автором как
самостоятельный мод, потому что к игре за России (да и другие
европейские страны) пираты
никакого отношения не имеют. Они плавают по теплым и дальним морям,
грабят и топят корабли, но в наши суровые северные широты не
заплывают. Их деяния требуют отдельного обзора.
И вы его сможете почитать пойдя по ссылке в
интервью с самим разработчиком
мода
УСТАНОВКА
Инструкция по установке прилагается к архиву для скачивания. |
|