На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ИГРА
АГРЕССИЯ: ЕВРОПА 1914
На internetwars.ru

Игра вышла в 2008 г.

Официальный сайт
закрылся


ДРУГИЕ МНЕНИЯ
ОБИГРЕ "АГРЕССИЯ"

Подробные впечатления от знакомства
с игрой ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

БЫВАЛЫЙ
ИГРОК


КАМПАНИИ

ВИВ ЛЯ ФРАНС!

Кампания за Францию в игру "Агрессия: Европа 1914"


СКРИНШОТЫ:

Агрессия. Европа 1914-й. Игра для PC на internetwars.ru

Агрессия. Европа 1914-й. Игра для PC и все моды к ней на internetwars.ru

Агрессия. Европа 1914-й. Игра для PC и все моды к ней на internetwars.ru

НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

Три мнения об игре "Агрессия". Мнение критика.
«Агрессия» по своей сути стремится привлечь как любителей «глобальных» стратегий, так и приверженцев стратегий «тактических». Но как бы не стало это стремление угодить «и нашим и вашим» той самой погоней за двумя зайцами..
Честно говоря, играть в «Агрессию» я принялся в изрядно предвзятом настрое.Уже сложилось некоторое мнение. Но стоило поиграть, и оно заметно изменилось.
То есть недостатков, конечно, куча. И не думаю, что игра в этом отношении, сильно разнится с демо-версией, которой я воспользовался и которую вы можете скачать напрямую с internetwars.ru.
Тут и примитивизм, и упрощенность экономики и политики, тут и аляповатость собственно, внешнего вида, да много еще чего.
Тем не менее, как запустил, так и проиграл в нее в течение четырех часов, не отрываясь. Замечу в скобках – речь идет исключительно о стратегической составляющей игры. Тактическая компонента – песнь отдельная, пока – речь только о стратегии.

О ВРЕДЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ ЗАСУХИ
В первый момент мне не понравилось решительно все. От грубого разделения карты на угловатые "провинции" с разляпистыми городами, до факта свободного найма в 1910 году С.Моэма в качестве русского министра. Немного повеселила, правда, возможность не только приближать/удалять стратегическую карту, но и менять угол обзора. Хотя толку от этой возможности – ноль.
Изрядно взбесило, что «игровые» государства представлены так бедно. Кроме доступных игроку Англии, Франции, Германии, России, только Австрия, Италия, Испания и Турция. И… все? Черт с ней, вечно нейтральной Швейцарией, черт с ней, Швецией, но Балканы! Где эта пороховая бочка Европы? Куда дели?! А как же две Балканские войны? А как же эрцгерцог Фердинанд?
Скажу откровенно, обозвать все государства, кроме выше перечисленных, некими аморфными «нейтралами» - не лучшая выдумка разработчиков. Получились классические тоталваровские «ребелы». В 20 веке!
Но, хватит о грустном.
Давайте поговорим о веселом. А именно так я для себя классифицирую эту игру – веселая.
Может быть, это игра для тех игроков, которые находятся между тупо-варкравтофским «пришел-увидел-наследил» и высокоинтеллектуально-парадоксовским «ползунок тудыть - процент сюдыть»? Лично для себя я выработал такое правило к «Агрессии»: не относится к ней как к «серьезной» игре. Вы, я думаю, знакомы с игрой Worms World Party? Серьезная игра? Нет. Притягательная? Да, и еще раз да!
С «Агрессией», конечно, не буквально то же самое, но что-то около. Ибо, если к ней относится (и придираться) как к «серьезной» игре – не останется буквально ни одного положительного момента. А если отнестись как вообще к военной игре, да еще с юмором… Пусть кого-то раздражает Гришка Распутин, отправленный шпионить за кайзером Вильгельмом или охранять Питер от "засланцев", а я только веселюсь и приговариваю "Давай, Ефимыч, не подкачай!"

Все игры, стратегии, военные, и моды к ним - на internetwars.ru

КУРЬЕЗЫ, КОТОРЫЕ Я ВСТРЕТИЛ В ИГРЕ
Как-то пришло ко мне сообщение: дескать Англия испытывает внутриполитические трудности, и просит одолжить премьера Столыпина на месячишко, и сулит за это изрядные деньги. Как оказалось, сдача министров на прокат в иные страны – дело весьма обычное. И доходное. Столыпина у меня одалживали раза три, разные страны. Чем он занимался у немцев – не видел, а вот англичане отправили его в Ирландию, тамошних сепаратистов шугать.

-как то при взгляде на иконку русского пехотинца времен Перовой Мировой увидел у него в руках MG-42? Может померещилось?

- как-то задействовал я у Бадмаева (по профессии – шпион-гуманитарий, что бы это ни значило) специальную способность – Русскую рулетку. И нате – в Гамбурге вспыхнуло восстание, и (ежели восстание не подавить), Гамбург грозил отложиться от Второго Рейха. Мне было не с руки лезть во внутригерманские дела, кайзер тоже не почесался, в результате Гамбург стал независимым государством. Так, что как ни крути, из-за меня Германия ни за что – ни про что лишилась одной из провинций. Так им и надо!

- как-то присмотрелся я повнимательнее к Турции. И с удивлением обнаружил, что Стамбул переехал из Европы в Азию. И чего ему на месте не сиделось?

- как-то мне пришло сообщение о засухе и голоде в Ярославле. С просьбой выделить сколько-то Производства и Образования на ликвидацию сего че-пе. Все хорошо, да вот только засуха случилась в феврале. Однако!

- как-то почитал я список персон – кандидатов на прием в кабинет министров. То что Владимир Ильич и Феликс Эдмундович там присутствуют и готовы пойти на службу в царское правительство меня не удивило. Удивило меня то, что оба они по профессии – шпионы! Эх, дорого дался им запломбированный вагон…

- как-то обратил я внимание на способность гуманитария – произведение искусства. Вот ведь вещь! Вызывает, скажем, государь-император Николай Александрович «на ковер» какого-нибудь гуманитария (того же Бадмаева, к примеру), и повелевает – в недельный срок создать произведение искусства. Расшибись в лепешку – но создай. Хошь – памятник сваяй, хошь – картину намалюй. Не важно. Важно – чтоб произведение искусства. В Европе за это уважать начнут. Вот так искусство поставлено на службу государству!

СОЛДАТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
Никто, я думаю, не будет спорить, что «Агрессия» - стратегия главным образом военная. Политика и экономика в ней – откровенно на втором плане.
Поэтому, будет логично, прежде чем перейти к Тактике, поговорить о военной составляющей Стратегии.
Итак, армии, предводительствуемые генералами. Лимит в 50 отрядов, рода войск, и пр. Это в теории. А на практике?
Конечно, кто спорит, лимит в 50 отрядов в армии – для 20 века вещь весьма оригинальная. Да и пропорции… Армия в 50 пехотных отрядов – это 500 «солдатиков», всего-навсего батальон. Только представьте себе передовицы газет: пехотный батальон под командованием генерала Брусилова перешел в наступление в Галиции… А вот та же армия в пятьдесят отрядов, но танковая… пятьдесят танков – это сила! Никак не соизмеримая с пятьюстами пехотинцами. А ведь есть еще и самолеты, и артиллерия… Диспропорция на уровне батальонного командира (гордо именуемого генералом) – налицо.
А уж мечтать о позиционной войне, прорывах фронта, глубоких охватах и окружениях и прочей военно-стратегической мишуре… это не для «Агрессии».
Значит, придется задействовать верную помощницу - фантазию. С известной долей юмора. Бой нашего генерала с «ихним», представленный на тактической карте будем считать одним из эпизодов некого сражения, эдаким боем местного значения. А иначе… Иначе получится маразм.
Кстати, могу привести в меру логическое объяснение, почему изначально в Петербурге можно призывать, скажем, пулеметчиков, а в Киеве – нет.
В Киеве нет полигонов, танкодромов, стрельбищ и что там еще бывает – ну не построены еще. И поэтому призывник обучается только тому, какая нога правая, какая – левая, и как правильно «есть глазами» начальство. Пушечное мясо.
А вот Петербург учебной частью обеспечен, призывник может быть выучен на пулеметчика, танкиста, еще кого-нибудь…
Другое дело, что в некоторых городах нельзя призывать вообще никого. Тут логика отказывает.

ПУШЕЧНЫЙ ГУЛЯШ
Итак, тактическая карта. Судить о ней по демо-версии достаточно трудно, ибо в демке тактическая карта всего одна. Но если судить по ней…
Увы, тактическая карта не сулит столько веселья, сколько карта стратегическая.
Начну, пожалуй, с масштаба происходящего. Пусть он неоправданно мелок, по сравнению с масштабом происходящего на стратегической карте – но придраться тут не к чему. Масштаб - в самый раз. В самом деле: на карте могут быть сотни юнитов (как, например, в «Противостоянии» или «Офицерах»), но они подобны букашкам, разглядеть которых проблематично, и все управление сводится к общему «eine colonen marschirt zu…». А может быть и такое, что есть возможность разглядеть каждую царапину на бортах техники, каждую складку на мундирах пехоты (как например в «Company of Heroes» или «В тылу врага»), но боевых единиц на карте будет несколько десятков.
Последний вариант неприемлем для стратегии с общеевропейской стратегической картой, по первому пути разработчики не пошли. В результате – середина, но отнюдь не золотая.

Как водится, скажу о графике. Он меня отнюдь не впечатлила. Помните «Rush for Berlin»? Абсолютно «не серьезная», «веселая» игра (по моей терминологии). Но какие там были конфетные пейзажики, какие очаровательные пластмассовые солдатики! И масштабы (пусть не во всех, но во многих миссиях, в финальной германской в частности) вполне сопоставимые, и даже превосходящие, масштабы «Агрессии». Почему я вспомнил «RfB»? Из-за «пластмассовых солдатиков». Ибо юниты «Агрессии» напоминают деревянные игрушки. Угловатые, аляповатые, слишком уж "игрушечные".
Тоже самое можно сказать о самой карте. Хочется воскликнуть станиславовское
«Не верю!», глядя на пейзаж «Агрессии».
Ну да ладно. Не графикой единой. Пару слов о геймплее.
Что сразу бросается в глаза – поразительная живучесть пехоты. Точнее – поразительное отсутствие таковой. Будто вернулись славные времена «Противостояния», когда к концу миссии «в живых» оставались только танки… На пехотное отделение (один отрядик пехоты в десять человек максимум) хватает одного снаряда. Что логично. Вот только пехотных отделений мало, а снарядов много. Пехотинцы мрут как мухи, и от артиллерийского огня, и от пулеметного.
Конечно, это реальность, в полной мере вскрывшаяся во времена Первой мировой, когда на поле боя стал править бал пулемет… Даже танк разрабатывался изначально как «истребитель пулеметов»… Но… в игре пехоты у игрока, в силу общего лимита отрядов, так мало, что ее значение, фактически, сводится к нулю. Когда доступны танки и артиллерия пехота просто не нужна. А при условии, что на содержание армии в игре не тратится ни копейки…
Приведу пример – мой бой в демке. В момент победы у меня остались все танки, три четверти артиллерии и лишь четыре отряда штурмовой пехоты, про которые я просто забыл. Остальные пехотинцы полегли самым жалким образом. Впрочем, как и вражеские. Один мой Т-26 не сходя с места положил полсотни немецких «фельдграу» в течение тридцати секунд.
Традиционно присутствуют «удаленный артобстрел», бомбардировочная, разведывательная и истребительная авиация. Кто скажет, что это нововведение и фишка игры – даже камень в такого бросать не буду.
Вот только артобстрел сводится к четырем-пяти выстрелам, а налет бомбардировщиков – к двум-трем бомбам. Впрочем, этого хватает, чтобы перемешать с землей пару орудийных расчетов и полсотни пехотинцев.
То, что можно захватывать вражескую артиллерию (а в иных играх – не только артиллерию) – давно стало нормой, выдать это за фишку тоже не удастся.
И, наконец, пару слов о пресловутых «лайфбарах», куда же без них. Их нет, разве что, во «В тылу врага». Но если в той же «Company of Heroes» «лайфбары» техники искусно замаскированы, можно и гусеницу порвать и с одного выстрела в корму двигатель разбить, то в «Агрессии» «лайфбары» классические – стреляй, пока не добьешь.
И вот какой у меня получился вывод: «Агрессия» по своей сути стремится привлечь как любителей «глобальных» стратегий, так и приверженцев стратегий «тактических». Но как бы не стало это стремление угодить «и нашим и вашим» той самой погоней за двумя зайцами. А критику надо воспринимать как дружеский совет. Может удастся что-то улучшить? Искренне на это надеюсь.

©Обзор подготовил Erofey (Андрей Гузенко)
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru .