Три мнения об игре "Агрессия".
Мнение критика.
«Агрессия» по
своей сути стремится привлечь как любителей «глобальных» стратегий, так и
приверженцев стратегий «тактических». Но как бы не стало это стремление
угодить «и нашим и вашим» той самой погоней за двумя зайцами..
Честно говоря, играть в «Агрессию» я принялся в изрядно предвзятом настрое.Уже
сложилось некоторое мнение. Но стоило поиграть, и оно заметно
изменилось. То есть недостатков, конечно, куча. И не думаю, что игра в
этом отношении, сильно разнится с демо-версией, которой я воспользовался и которую вы можете скачать напрямую с internetwars.ru.
Тут и примитивизм, и упрощенность экономики и политики, тут и
аляповатость собственно, внешнего вида, да много еще чего. Тем не менее, как запустил, так и
проиграл в нее в течение четырех часов, не отрываясь. Замечу в скобках –
речь идет исключительно о стратегической составляющей игры. Тактическая
компонента – песнь отдельная, пока – речь только о стратегии. О ВРЕДЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ ЗАСУХИ
В первый момент мне не
понравилось решительно все. От грубого разделения карты на угловатые
"провинции" с разляпистыми городами, до факта свободного найма в 1910 году
С.Моэма в качестве русского министра. Немного повеселила, правда,
возможность не только приближать/удалять стратегическую карту, но и менять
угол обзора. Хотя толку от этой возможности – ноль. Изрядно взбесило,
что «игровые» государства представлены так бедно. Кроме доступных игроку
Англии, Франции, Германии, России, только Австрия, Италия, Испания и
Турция. И… все? Черт с ней, вечно нейтральной Швейцарией, черт с ней,
Швецией, но Балканы! Где эта пороховая бочка Европы? Куда дели?! А как же
две Балканские войны? А как же эрцгерцог Фердинанд? Скажу откровенно,
обозвать все государства, кроме выше перечисленных, некими аморфными
«нейтралами» - не лучшая выдумка разработчиков. Получились классические
тоталваровские «ребелы». В 20 веке! Но, хватит о грустном. Давайте поговорим о веселом. А именно так
я для себя классифицирую эту игру – веселая. Может быть, это игра для
тех игроков, которые находятся между тупо-варкравтофским
«пришел-увидел-наследил» и высокоинтеллектуально-парадоксовским «ползунок
тудыть - процент сюдыть»? Лично для себя я выработал такое правило к «Агрессии»: не относится к ней как к «серьезной» игре. Вы, я думаю, знакомы с игрой Worms World Party? Серьезная игра? Нет. Притягательная?
Да, и еще раз да! С «Агрессией», конечно, не буквально то же самое, но
что-то около. Ибо, если к ней относится (и придираться) как к
«серьезной» игре – не останется буквально ни одного положительного
момента. А если отнестись как вообще к военной игре, да еще с юмором…
Пусть кого-то раздражает Гришка
Распутин, отправленный шпионить за кайзером Вильгельмом
или охранять Питер от "засланцев", а я только веселюсь и
приговариваю "Давай, Ефимыч, не подкачай!"
КУРЬЕЗЫ, КОТОРЫЕ Я ВСТРЕТИЛ В ИГРЕ
Как-то пришло ко мне
сообщение: дескать Англия испытывает внутриполитические трудности, и
просит одолжить премьера Столыпина на месячишко, и сулит за это изрядные
деньги. Как оказалось, сдача министров на прокат в иные страны – дело
весьма обычное. И доходное. Столыпина у меня одалживали раза три, разные
страны. Чем он занимался у немцев – не видел, а вот англичане отправили
его в Ирландию, тамошних сепаратистов шугать.
-как то при взгляде на иконку русского пехотинца времен Перовой Мировой увидел у него в руках MG-42? Может померещилось?
- как-то задействовал я у
Бадмаева (по профессии – шпион-гуманитарий, что бы это ни значило)
специальную способность – Русскую рулетку. И нате – в Гамбурге вспыхнуло
восстание, и (ежели восстание не подавить), Гамбург грозил отложиться от
Второго Рейха. Мне было не с руки лезть во внутригерманские дела, кайзер
тоже не почесался, в результате Гамбург стал независимым государством.
Так, что как ни крути, из-за меня Германия ни за что – ни про что лишилась
одной из провинций. Так им и надо!
- как-то присмотрелся я
повнимательнее к Турции. И с удивлением обнаружил, что Стамбул переехал из
Европы в Азию. И чего ему на месте не сиделось?
- как-то мне пришло
сообщение о засухе и голоде в Ярославле. С просьбой выделить сколько-то
Производства и Образования на ликвидацию сего че-пе. Все хорошо, да вот
только засуха случилась в феврале. Однако!
- как-то почитал я список
персон – кандидатов на прием в кабинет министров. То что Владимир Ильич и
Феликс Эдмундович там присутствуют и готовы пойти на службу в царское
правительство меня не удивило. Удивило меня то, что оба они по профессии –
шпионы! Эх, дорого дался им запломбированный вагон…
- как-то обратил я внимание
на способность гуманитария – произведение искусства. Вот ведь вещь!
Вызывает, скажем, государь-император Николай Александрович «на ковер»
какого-нибудь гуманитария (того же Бадмаева, к примеру), и повелевает – в
недельный срок создать произведение искусства. Расшибись в лепешку – но
создай. Хошь – памятник сваяй, хошь – картину намалюй. Не важно. Важно –
чтоб произведение искусства. В Европе за это уважать начнут. Вот так
искусство поставлено на службу государству!
СОЛДАТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
Никто, я
думаю, не будет спорить, что «Агрессия» - стратегия главным образом
военная. Политика и экономика в ней – откровенно на втором
плане. Поэтому, будет логично, прежде чем перейти к Тактике, поговорить
о военной составляющей Стратегии. Итак, армии, предводительствуемые
генералами. Лимит в 50 отрядов, рода войск, и пр. Это в теории. А на
практике?
Конечно, кто спорит, лимит в
50 отрядов в армии – для 20 века вещь весьма оригинальная. Да и пропорции…
Армия в 50 пехотных отрядов – это 500 «солдатиков», всего-навсего
батальон. Только представьте себе передовицы газет: пехотный батальон под
командованием генерала Брусилова перешел в наступление в Галиции… А вот та
же армия в пятьдесят отрядов, но танковая… пятьдесят танков – это сила!
Никак не соизмеримая с пятьюстами пехотинцами. А ведь есть еще и самолеты,
и артиллерия… Диспропорция на уровне батальонного командира (гордо
именуемого генералом) – налицо. А уж мечтать о позиционной войне,
прорывах фронта, глубоких охватах и окружениях и прочей
военно-стратегической мишуре… это не для «Агрессии». Значит, придется
задействовать верную помощницу - фантазию. С известной долей юмора. Бой
нашего генерала с «ихним», представленный на тактической карте будем
считать одним из эпизодов некого сражения, эдаким боем местного значения.
А иначе… Иначе получится маразм.
Кстати, могу привести в меру
логическое объяснение, почему изначально в Петербурге можно призывать,
скажем, пулеметчиков, а в Киеве – нет. В Киеве нет полигонов,
танкодромов, стрельбищ и что там еще бывает – ну не построены еще. И
поэтому призывник обучается только тому, какая нога правая, какая – левая,
и как правильно «есть глазами» начальство. Пушечное мясо. А вот
Петербург учебной частью обеспечен, призывник может быть выучен на
пулеметчика, танкиста, еще кого-нибудь… Другое дело, что в некоторых
городах нельзя призывать вообще никого. Тут логика отказывает.
ПУШЕЧНЫЙ ГУЛЯШ
Итак, тактическая карта. Судить о ней по
демо-версии достаточно трудно, ибо в демке тактическая карта всего одна.
Но если судить по ней… Увы, тактическая карта не сулит столько веселья,
сколько карта стратегическая. Начну, пожалуй, с масштаба происходящего.
Пусть он неоправданно мелок, по сравнению с масштабом происходящего на
стратегической карте – но придраться тут не к чему. Масштаб - в самый раз. В самом деле: на карте
могут быть сотни юнитов (как, например, в «Противостоянии» или
«Офицерах»), но они подобны букашкам, разглядеть которых проблематично, и
все управление сводится к общему «eine colonen marschirt
zu…». А может быть и такое, что есть возможность разглядеть каждую
царапину на бортах техники, каждую складку на мундирах пехоты (как
например в «Company of Heroes» или «В тылу
врага»), но боевых единиц на карте будет несколько десятков. Последний
вариант неприемлем для стратегии с общеевропейской стратегической картой,
по первому пути разработчики не пошли. В результате – середина, но отнюдь
не золотая.
Как
водится, скажу о графике. Он меня отнюдь не впечатлила. Помните
«Rush for Berlin»? Абсолютно «не серьезная», «веселая» игра (по
моей терминологии). Но какие там были конфетные пейзажики, какие
очаровательные пластмассовые солдатики! И масштабы (пусть не во всех, но
во многих миссиях, в финальной германской в частности) вполне
сопоставимые, и даже превосходящие, масштабы «Агрессии». Почему я вспомнил
«RfB»? Из-за «пластмассовых солдатиков». Ибо юниты «Агрессии»
напоминают деревянные игрушки. Угловатые, аляповатые, слишком уж
"игрушечные". Тоже самое можно сказать о самой карте. Хочется
воскликнуть станиславовское
«Не верю!», глядя на пейзаж «Агрессии». Ну
да ладно. Не графикой единой. Пару слов о геймплее. Что сразу бросается
в глаза – поразительная живучесть пехоты. Точнее – поразительное
отсутствие таковой. Будто вернулись славные времена «Противостояния»,
когда к концу миссии «в живых» оставались только танки… На пехотное
отделение (один отрядик пехоты в десять человек максимум) хватает одного
снаряда. Что логично. Вот только пехотных отделений мало, а снарядов
много. Пехотинцы мрут как мухи, и от артиллерийского огня, и от
пулеметного. Конечно, это реальность, в полной мере вскрывшаяся во
времена Первой мировой, когда на поле боя стал править бал пулемет… Даже
танк разрабатывался изначально как «истребитель пулеметов»… Но… в игре
пехоты у игрока, в силу общего лимита отрядов, так мало, что ее
значение, фактически, сводится к нулю. Когда доступны танки и артиллерия
пехота просто не нужна. А при условии, что на содержание армии в игре не
тратится ни копейки… Приведу пример – мой бой в демке. В момент победы
у меня остались все танки, три четверти артиллерии и лишь четыре отряда
штурмовой пехоты, про которые я просто забыл. Остальные пехотинцы полегли
самым жалким образом. Впрочем, как и вражеские. Один мой Т-26 не сходя с
места положил полсотни немецких «фельдграу» в течение тридцати
секунд.
Традиционно присутствуют «удаленный артобстрел»,
бомбардировочная, разведывательная и истребительная авиация. Кто скажет,
что это нововведение и фишка игры – даже камень в такого бросать не
буду. Вот только артобстрел сводится к четырем-пяти выстрелам, а налет
бомбардировщиков – к двум-трем бомбам. Впрочем, этого хватает, чтобы
перемешать с землей пару орудийных расчетов и полсотни пехотинцев.
То,
что можно захватывать вражескую артиллерию (а в иных играх – не только
артиллерию) – давно стало нормой, выдать это за фишку тоже не
удастся. И, наконец, пару слов о пресловутых «лайфбарах», куда же без
них. Их нет, разве что, во «В тылу врага». Но если в той же «Company of Heroes» «лайфбары» техники искусно
замаскированы, можно и гусеницу порвать и с одного выстрела в корму
двигатель разбить, то в «Агрессии» «лайфбары» классические – стреляй, пока
не добьешь.
И вот какой у меня получился вывод: «Агрессия» по
своей сути стремится привлечь как любителей «глобальных» стратегий, так и
приверженцев стратегий «тактических». Но как бы не стало это стремление
угодить «и нашим и вашим» той самой погоней за двумя зайцами. А критику надо воспринимать как дружеский совет. Может удастся что-то улучшить? Искренне на это надеюсь. |
|