РИМЛЯНЕ ИДУТ!
Раскрашиваем оловянные миниатюры масштаба 1:35.
Сразу оговорюсь, к разделу и тематике варгейма нашего сайта, где
публикуется этот материал, раскраска
оловянных миниатюр масштаба 1:35 отношения не имеет. Это достаточно
крупные стендовые модели. То есть такие, которые предназначены для
того, чтобы ставить их на полочку или витрину вашего домашнего бюро,
серванта или что там у вас. Играть ими нельзя. Они чисто
эстетические, для красоты. И, сказать по правде, сделав для себя
несколько таких живописных групп оловянных фигурок, я понял в чем их
очарование. Никакая компьютерная 3D
графика не может передать объемность и реализм оловянных солдатиков.
Они как магнит, притягивают взгляд.
Мое знакомство с масштабом 1:35 вообще и оловянной миниатюрой в
частности (есть ведь еще и пластиковые миниатюры такого же масштаба)
началось спустя 3 года после того, как я неистово занимался
раскраской самой маленькой миниатюры - масштаба 1:72 (или 1:720),
это всего 24 -25 мм. Других я просто не признавал. Но в какой то момент
после очередной диорамы, где маршировали гренадеры наполеоновской
армии, вдруг наступило пресыщение. Так в мои руки попала первая
жертва - оловянный центурион имперского периода. Того самого
масштаба 1:35 (к слову, чтобы более понятно - это фигурки 5 см.
высотой, от ног до макушки).
Ну и понеслось.
Одинокий центурион из оловянной болванки за пару вечеров превратился
в роскошного, живописного вояку римской империи.
Это тот случай, когда после эксперимента с раскраской ты говоришь себе: "Получилось" и впадаешь в художественный раж.
Центуриону нужна была компания. И
я вновь засел за интернет-покупки. Так к центуриону добавились
сначала аквилифер (легионер, несущий орла), буцинер (трубач) и два
легионера в разных позах. Итого 5 фигурок. А на момент, когда
писалась эта статья, я ждал по почте еще и легата - для полноты
картины. Но в целом композиция была готова. Вот она, перед вами.
Почти законченный, за исключением мелких недоделок, вариант.
СКОЛЬКО ШНУРКОВ В САНДАЛИЯХ РИМСКОГО
ЛЕГИОНЕРА?
Об особенностях моего первого опыта раскраски миниатюр масштаба 1:35-
чуть ниже. А пока не могу не поделиться своими историческими
открытиями, которые были сделаны в процессе работы над моими
римлянами. Фигурки - крупные и многие детали на них оказались
подлинным открытием, а некоторые, поначалу - загадкой. Так, в частности,
я получил ответ на знаменитый вопрос
"сколько шнурков было в сандалиях римского легионера? Ну, знаете, это
когда спорят об исторической точности художественных фильмов на
римскую тематику, вроде "Центурион", "Орел девятого легиона" и т.п.
Ценители прежде всего художественных достоинств фильма вполне могут
простить им некоторые исторические ошибки, но зрители - униформисты
и прочие любители абсолютного реализма,
будут до хрипоты доказывать, что фильм не удался, потому что в
доспехах легионера было что-то не то. Это и есть так называемый спор
"о количестве шнурков на сандалиях легионера". Такая,
словом, метафора.
Но, вопрос на засыпку: сколько на самом деле было этих самых
шнурков? Судя по миниатюрам, которые попали в мои руки, шнурков в
каждом сандалии было.. гм.. всего один! И, в самом деле, почему их
должно быть больше? Любой, кто носил обувь на шнурках (ботинки,
кроссовки) знает, что там всего один шнурок, которые продевается
крест накрест сквозь дырочки. Древние римляне тоже были не дураки, а
скорее всего и первопроходцы в изобретении сандалий. Вот они тоже
точно также их шнуровали. Да и зачем легионеру много шнурков, когда
он должен быстро встать по команде и быстро обуться?
Другой интересный момент, который тоже был для меня внове - это то
что рукоять римского меча, гладиуса, делалась обычно из дерева, а не
из металла, как я почему-то думал. К этому меня привел простой поиск
в интернете. По крайней мере деревянная часть
насаживалась на металлический штырь рукоятки и для ее раскраски мне
понадобилась краска под дерево, но в моей настольной мастерской
такая, конечно же, была.
Также изрядно поломал голову над двумя загадочными "колечками",
прикрепленными на шарф и изящно свисающими на верхнюю часть груди
центуриона. Не сразу сообразил, что это лавровые венки, те самые,
которыми в Древнем Риме награждали воинов за выдающуюся храбрость.
Выходит, их носили не на голове, а как своего рода ордена.
Когда фигурка была таким образом изучена, можно было начать красить.
Это обязательная часть процесса: сначала изучить все детали
миниатюры, выяснить их цвет и материал, предназначение, и уже потом
приступать непосредственно к работе.ВОПРОС
РЕБРОМ: ЧЕМ КРАСИТЬ ОЛОВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ?
Два слова о
краске - никакой разницы по сравнению с раскраской солдатиков из
пластика в работе над оловянной миниатюрой масштаба 1:35 я не нашел - использовал,
как и при работе с масштабом 1:72, исключительно акрил на водной основе
(безвреден для здоровья), а в
качестве грунтовки взял автомобильную грунтовку "Bosny"
в больших баллонах (очень экономично).
Только иногда, когда надо заново перегрунтовать мелкий участок или
случайный скол краски, я использую профессиональную грунтовку "Валеджио",
которая наносится кисточкой. Но вот уже год, как мне для такой
подкраски хватает одного такого небольшого тюбика.
После того, как закончил своих римлян, задумался - сложнее было или
легче, чем мой прошлый опты с солдатиками в размере 1:72? И то и другое. Легче, потому что крупные детали красить,
естественно, проще, а сложнее потому, что в мелком масштабе почти не
стараешься добиться полутеней или объемности, в лучшем случае такой
чести удостаиваются командные фигурки, но не рядовой состав.
А вот с оловянной миниатюрой 1:35 масштаба волей неволей придется
повозиться, чтобы добиться большего реализма, ведь этот масштаб
ближе к своим живым прототипам. Правда, если вы будете покупать такие
уже раскрашенные фигурки в магазинах, неважно какой эпохи, вы
обратите внимание, что они раскрашены, как правило, однотонно. Оно и понятно, если
автор делает ширпотреб на продажу, то гонятся за объемностью и
мелкой деталировкой он не будет. Так и так красиво. Но вот если
делаешь для себя...
ОСОБЕННОСТИ РАСКРАСКИ МАСШТАБА 1:35
ПОШАГОВО
КРАСИМ ДРЕВНИХ РИМЛЯН
А теперь к самому интересному, особенностям раскраски оловянных
миниатюр масштаба 1:35, тех самых моих славных римлян.
Посмотрим, что у меня получилось.
Вот так рождался мой центурион...
Я начинал с центуриона и думал,
что это будет самая сложная фигура. Действительно, у него больше
всего прибамбасов, например, колоритный корсет из блях и ремней,
надетый поверх доспехов, и плащ, отороченный меховым воротником.
Шлем с золотой чеканкой и такие же наколенники. Сами же доспехи
центуриона оказались крепким орешком. Сначала решил, что это - "лорика
хамата", типичный кольчужный вариант. Но приглядевшись, понял, что
это не кольчуга - в кольчугу облачена только одна фигурка из группы,
это буцинер. У центуриона же одет доспех из мелких пластин, "лорика
сквамата". Это если говорить об исторических деталях. Если же
вернуться к раскраске, то это означает, что каждую пластинку надо
раскрашивать отдельно, осторожно, точечными уколами кисточки, чтобы
между пластинками оставались темные контуры, иначе доспех просто
сольется.
Сплошными мазками, но тоже без спешки, можно раскрасить кольчугу
буцинера, но делать это нужно практически сухой старой кисточкой, по
чуть-чуть, чтобы и в этом случае она казалась ячеистой, а не
сплошным разливом краски "под железо".
Образно говоря, надо красить так, чтобы черная грунтовка играла роль
темных границ, разделяющих различные детали фигурки. Не везде, но
этот фон сохранять надо.
И все же центурион
оказался не так сложен, как аквилифер и даже простой легионер.
Аквилифер ("несущий орла") дался
тяжелее, хотя бы потому, что у него тоже непростая в раскраске "лорика
сквамата", а поверх нее еще и наброшена львиная шкура, которая
и стала предметом приложения наибольших усилий. Кончено, мы все
знаем, каков есть лев. Но если вас поросят нарисовать льва, вы с
удивлением поймете, что не представляете, как выглядит в деталях это
грозное и благородное животное, тем более - его шкура:
какого цвета грива, лапы, как выглядит разверстая пасть и т.п.
Пришлось искать в
сети фото реальных львиных шкур, чтобы понять, где какой цвет
применить.
Это было не так-то просто. Пришлось немало смешивать краски в разных оттенках,
чтобы львиная морда и выглядела, как таковая. Красил, подкрашивал грунтовал заново и начинал
снова, пока не добился должного эффекта. Чуть меньше, но тоже изрядно
повозился с медвежьей шкурой, в которую одет буцинер.
У оловянных солдатиков есть не только
фасад..
Но, как ни странно, много возни доставили и "простые" легионеры. Хотя, казалось
бы, здесь, в основном, много металла и мало красок. Чего проще. Бери
и накладывай фон.
Не тут то было. Если у того же центуриона все ремни крупные, а у
аквилифера главная сложность заключалась в экзотической львиной
накидке, то с раскраской доспехов простого воина, (в нашем случае мы имеем дело
имперскими легионерами, в их тяжелой броне "лорика сегментата"),
оказалось все не так просто. Ремешки в сочленениях грудных пластин тут
крошечные, как и золоченые петельки в плечевых сегментах, и даже
самая мелкая кисточка с острым кончиком (0.5 мм.) справляется с
такой задачей с трудом. Причем, кисточка нужна новая, а не слегка потрепанные (износ
кисточек при раскраске миниатюр просто катастрофический).
Но не только
в этой "мелочевке" заключалась сложность. Мне изначально
представлялось, что настоящий легионер не был начищенным музейным
экспонатом. Он, как тот капитан, должен выглядеть "обветренным как скалы", с
загорелым и потемневшим в походах лицом, его доспехи многое повидали
и конечно же не сверкают как зеркало. Поэтому при раскраске лиц я
добавил темных цветов к классической телесной краске, чтбы получить
загар, а доспехи "лорика
сегментата" как смог искусственно состарил. Для этого использовал в основе краску "сталь"
производства нашей "Звезды", но добавлял в нее ржавчины (существует
и краска "Ржавчина", но можно сделать и свою,
смешивая ее с сталь различными оттенками коричневого).
Легионер в шлеме без гребня, ранние
стадии покраски.
У последнего уже "состаренные" доспехи.
Если внимательно посмотреть на моих легионеров, то будет заметно,
что мне удалось добиться объемности доспеха и его поношенного вида,
что особенно заметно на верхнем групповом снимке. Боковые части я сделал
потемнее, там и "ржавчина" поплотнее, цвет идет от темного с боков
и плавно
переходит к более светлому на груди. Да, конечно, доспехи легионера
должны выглядеть изрядно поношенными, и в то же время, металл есть
метал, так что и нашлось место и "зеркальному" эффекту. В самых
светлых местах я добавил к металлу цвет "алюминий", что в итоге
осветлило пластины на изгибах, став последним штрихом в этой работе.
Кому-то она покажется муторной (одно описание сколько заняло), но
все искупает результат и великий момент, когда эта композиция из пяти
фигур украсила мою полку.
Из других, потребовавших внимания деталей, отмечу трубу буцинера. Сначала я раскрасил ее "под
золото" (обычно для имитации золота вполне годиться "бронза" от той
же "Звезды"). В фильмах о Древнем Риме у буцинеров трубы
просто сверкают, наверное потому, что сделаны из жести, или иной
бутафории, но мне нужна была потемневшая медь, а у меня такой краски не было.
Но был опыт работы с миниатюрами - и вот уже в бронзу добавлена красная краска ("средний
красный"), немного поколдуем с вариантами - получаем медь. Причем
буцина вышла, как мне и хотелось, чтобы выглядела, как старая медь,
местами затертая, местами еще с былым блеском.
Щиты легионеров тоже потребовали внимания. Серединку слегка высветлил, боковинки
и углы затемнил - получил "поношенные" щиты. Заметим, что и красные
туники легионеров, как и центуриона, не совсем красные - "выцветшие".
Ну вот и финиш. Надеюсь, вам понравились мои римляне, а кто-то,
возможно,
почерпнул что-то полезное для себя, если дерзнет заняться раскраской
миниатюр масштаба 1:35.
Главное - не бояться. Не боги горшки
обжигают, не нужно быть художником, чтобы заниматься такого рода
хобби. Было бы желание и терпение.
И последнее. Так сказать, жизненное наблюдение.
В специализированных магазинах можно найти, конечно, готовые
окрашенные фигуры. Стоят они тысячи рублей. Мои фигурки обошлись мне
по 180 р. за штуку. И почему-то среди магазинных миниатюр
практически не встречал римлян, да еще в группе. Так что эта
композиция, что вы видите, большая редкость и предмет моей гордости. |
|