На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
PATRICIAN -III
НЕГОЦИАНТ-РАСЦВЕТ ГАНЗЫ

На internetwars.ru


Игра вышла в 2002 г

Официальный сайт


СКРИНШОТЫ:

Patrician-3. Негоциант. Расцвет Ганзы - игра для PC на internetwars.ru

Patrician-3. Негоциант. Расцвет Ганзы - игра для PC на internetwars.ru

Patrician-3. Негоциант. Расцвет Ганзы - игра для PC на internetwars.ru

Patrician-3. Негоциант. Расцвет Ганзы - игра для PC на internetwars.ru


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

 

PATRICIAN -III: RISE OF GANZA (НЕГОЦИАНТ-РАСЦВЕТ ГАНЗЫ)
Описание, руководство и прохождение

На первый взгляд игра абсолютно ничем не отличается от своей предшественницы под номером 2 (Patrician-2). Даже после прочтения довольно обширного списка нововведений на сайте создателей. И только пытливый взгляд исследователя позволяет выявить эти нововведения и оценить, насколько они повлияли на игру. А надо сказать, местами влияние их переоценить очень сложно. Тем не менее я очень рекомендую прочитать описание “Негоцианта” (под таким названием игра появилась в России). А вот то, что в ней изменилось и как это повлияло на игру, — узнавайте из этого текста.


УПРАВЛЕНИЕ
Управление сохранилось в полной мере, почти ничем не отличаясь от того, что было во второй части игры. Если не считать того, что теперь вам предстоит управлять торговлей аж в 24 городах, 3 из которых добавились в Северном море (Скарборо, Гронинген и Рипен) и лишь один, Ладога, скрашивает унылость долгого пути в Новгород. Правда, некоторые из ранее существовавших городов были признаны излишне “легкими” и в них частично запретили строительство зданий. Так, Любек лишился домашней говядины, а из Брюгге убрали завалы дармовых специй. Нечего! Торгуйте лучше.
Значительно изменилось только управление заморской торговлей. Ранее это занятие было тяжелым и малоперспективным. В ходе исследований можно было открыть не более 5-6 торговых городов, за движение по неисследованной территории корабль получал “ранения, не совместимые с жизнью”, исследовать можно было не более 2 точек за поездку (или торговать в этих же точках), были известны цены на товар (после захода в город) и товары постепенно обновлялись. Теперь: количество открываемых городов не ограничено (хоть все), можно исследовать 4 точки (или поторговать в 4 городах); поломка корабля зависит от того; попадет ли он в шторм или нет, а не от того, как долго он плыл по неизвестной территории; количество товаров в городе конечно, их цену можно только сохранять в отчете о торговле, причем цена раз от раза меняется. Европейские города с удовольствием продадут вам вино, посуду и ткань; специи можно добыть в Африке и Турции; индейцы же (да, у вас есть шанс открыть Америку!) ничего не продают и только жадно скупают вино и изделия из металла. В городах же, которые что-то продают, можно вполне удачно сбыть мед, пиво и шкуры. Еще одно интересное нововведение — возможность заключения контрактов в городах, в которых проводится торговля. По контракту вы можете до определенного числа купить или продать по заранее оговоренной цене до указанного же количества товара.


Это интересно: открытие новых рынков теперь не является единоличной участью игрока. Компьютер также не сидит на месте, и, затянув свое развитие, вы обнаружите кучу уже открытых портов. Причем компьютер умудряется попадать в ранее неизвестные места в трех попытках из четырех.


ТОРГОВЛЯ
Основной двигатель торговли — как водится, пиво. Уставшие горожане любят после работы зайти в таверну и употребить кружечку-другую пенного напитка. И их страшно пугают новости о том, что на складах остался всего десяток бочек, которые придется вечером делить на весь город. Поэтому своевременное снабжение пивом — основная ваша забота. Если, конечно, вы желаете впоследствии управлять городом.

Как торговать?
Обратите внимание — склад отныне не просто комната, прилагающаяся к вашему торговому управлению в городе и обладающая способностью 3 раза расшириться. Склад — это теперь отдельное здание, не страдающее способностью к расширению. Конечно, торговое управление обладает маленьким складиком на 50 ящико-мест, но на настоящем складе их 200. Хотите увеличить вместимость своих складов — стройте новый. С отдалением от торгового управления склады обрели охрану, ибо воруют нынче по-черному. Тем более что оплата охраны стоит гораздо меньше, чем списание украденных товаров. Все же, что не попало на ваши склады и за хранение чего на чужих складах вы платите безумные деньги, не охраняется вовсе и рискует стать желанной добычей местных воришек.
Все стратегии и военные игры на internetwars.ruТакже стоит отметить (не более того) новый метод торговли, точнее, доставки товаров. В жизнь был претворен реально существовавший сухопутный маршрут Гамбург-Любек. В означенных городах есть конюшни (Barn), откуда можно отправить караван в соседний город, не заставляя ваши корабли долго и нудно огибать Датский полуостров. Однако страшная дороговизна охраны обозов убивает этот оригинальный процесс в самом начале. Ибо небольшая охрана не дает никакой защиты, а большая съедает всю прибыль от торговой операции.
Таким образом, торговать придется по старинке, с кораблей. Или при помощи автоторговли. Вообще автоторговля в игре — очень важное и полезное занятие. Без нее процесс превращается в нудное шатание по городам с оценкой, достойны ли жители этого города продажи нашего пива или цены у них слишком низки. Поэтому наилучшим вариантом будет строительство во всех ключевых городах (тех, что производят важные и нужные товары) своих торговых представительств с заведением в них управляющих. Это совсем не так дорого, как кажется, зато даст вам возможность регулярно отпускать горожанам партии пива по цене не ниже заранее предусмотренной. А уж если в город приплыл какой-нибудь конкурент и обрадовал горожан партией свежего баварского — что ж, наше немножко полежит на складах до тех пор, пока цены вновь не поднимутся. Рынок, однако... Тем же методом можно скупать товары, в изобилии производимые в городе. Эти замечательные торговые центры должны сообщаться между собой при помощи вместительных кораблей-перевозчиков. Хулки и коги идеально подойдут для этого. Их задача — перетаскивать громадные количества товаров между центрами (загрузка и выгрузка), для торговли они не предназначены. Ну, и торговлю в мелких городах будут осуществлять небольшие кораблики. Да и тот же громоздкий хулк не войдет в речку, на берегах которой расположилась Торунь. У этих кораблей-торговцев также можно включить автоторговлю, но уже не для перевозки, а для непосредственной торговли товарами, в которых нуждаются в небольших городах.
Это интересно: капитан с высокими торговыми способностями свои возможности проявляет именно при автоторговле. Иногда можно с большим удивлением пронаблюдать, как он умудрится купить с десяток бочек вина по вполне приемлемой цене при том, что цена на его продажу в городе уже находилась на максимально разрешенном для вашего капитана пределе.
Отдельная песня — торговля с неганзейскими городами. Вы же не будете заставлять ваш корабль тащиться в Любек через два моря? Правильно, они должны приходить в Брюгге (Лондон — речной город, и не подойдет для загруженных хулков), а уж оттуда товары потом будут распределяться по всем остальным городам, жаждущим их прибытия.

Чем торговать?
Товаров в игре достаточно, но торговать многими из них не имеет никакого смысла. То, что соль весьма неплохо расходуется в процессе засолки рыбы, не делает ее особенно выгодным товаром. У вас есть рыбаки? Покупайте для них соль в соответствующем месте и подвозите к местам ее расхода. Но продавать ее или производить самому — не надо такого счастья.
Наилучший товар всех времен и народов — железо. Приемлемая цена на него хорошо сочетается с высокой потребностью в нем. Прибыль на низком уровне сложности вполне может достигать 100%, а в расширяющихся городах могут моментально уходить целые караваны только что привезенного железа.
Не менее ценна стабильность пива. Уж его-то вы всегда продадите, это товар всепогодный и всесезонный. Правда, доходы от пива куда меньше и для него важны действительно большие объемы продаж.
Определенное значение в жизни горожан имеют вино, кожа, полотно, шкуры, ворвань и керамика. Эти товары помогают им получать больше счастья в жизни и также пользуются стабильным спросом. Прибыли на них не запредельны, но вполне удовлетворительны. Кроме того, их наличие поднимает довольство горожан, а стабильный спрос поднимает ваши доходы. Отдельной строкой идут чугун и шерсть. Это сырье, которым не очень выгодно торговать, но которое придется возить, если вы займетесь производством железа и полотна. Более того, скорее всего вы будете их только покупать. Совершенно невыгодно торговать солью, пенькой и смолой. Более того, эти товары невыгодно и производить, потом автоматически доставляя их в места, где они расходуются.
Из стройматериалов лес имеет большее значение ввиду необходимости его использования в других производствах. Но проще все же производить его в местах, где он необходим (производство железа и т.п.), ибо дешевизна леса плохо сочетается с объемностью товара. Кирпич же проще доставлять в нужный город по мере необходимости.
Продукты питания... Из них совсем плохо идет только зерно, которое хорошо потребляется только зимой и в голод. Но всем продуктам питания (кроме меда) очень вредит их объемность. Тем не менее, делать деньги можно и на рыбе, и на мясе.
Особняком стоят специи. Выгода от продажи часто переваливает за 100%, но покупают их вяло, да и добыть их можно только в зарубежных плаваниях. Так что — вперед, открывайте новые горизонты.
Это интересно: для тех, у кого товаров хоть локтем ешь, существует принц. Его эмиссары сидят в воротах городов и скупают некоторые товары по фиксированным ценам. Цены не слишком высоки, но, если вы испытываете нужду в средствах, а принц как раз скупает мед по 180 (причем этого самого меда у вас столько, что хватит накормить пятерых Винни-Пухов), то надо срочно тащить сдавать. Также принц делает конкретные заказы, да и вообще с большим вниманием относится к нуждам торговцев. К сожалению, работает этот доброжелатель только в вашем родном городе.

СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРОИЗВОДСТВО
Строительство может быть городским и частным. Первое повышает ваш статус в городе, позволяет вам ускорить развитие города, улучшить благосостояние его жителей. Второе — ваше личное производство, наделяющее работой безработных, жильем бездомных, а лично вас — деньгами со всего этого богатства.

Городское строительство
Все стратегии и военные игры на internetwars.ru
В любом городе есть здания, которые строятся самими городом, и здания, которые может построить любой торговец, в чьем кармане звенят лишние несколько тысяч монет. Из первых существенно поменялся только арсенал. Все же появление в его ассортименте клинков для морского боя — большой плюс. Больше не придется стыдливо заглядывать в таверну в надежде быстро купить десяток клинков, после чего также быстро скрываться. А потом неделю ждать обвинений от Ганзы. Теперь вы совершенно легально можете купить холодное оружие для абордажа в Арсенале. А все прочие побрякушки родом из таверны нужны только для штурма и грабежа городов.
Самому же теперь можно строить не только дороги, колодцы и больницы. Появились еще несколько зданий. К ним относятся монетный двор (Mint), повышающий количество богатых граждан в городе, и школа (School), привлекающая иммигрантов в город. Если же город разросся, то улучшить в нем эпидемиологическую обстановку можно, построив часовню (Chapel), которая строится только в увеличившихся городах.
Вообще увеличение города в размерах — это большое благо для торговца. Потребление железа этим городом в этот период поднимается до невообразимых высот. Большой объем продаж — большие прибыли, и торопитесь их не упустить. В выросшем городе происходит строительство отдаленной крепостной стены, после окончания которой моментально сносится старая. Причем башни в городе строятся заново. Но это уже тема другой главы.

Частное строительство
Частное строительство включает в себя строительство жилых домов и производственных помещений. Жилые дома необходимы как место жительства для ваших рабочих и разбогатевшего купечества. С производственными помещениями все намного сложнее.
• Наиболее выгодно производство железа. Это крайне прибыльный бизнес. Но не забудьте о том, что к производству железа должно прилагаться производство дерева (если такового в городе нет — железо в нем лучше не производить) и привоз чугуна. Лесопилки ставьте сразу же, маршруты привоза чугуна тоже разрабатывайте незамедлительно.
• Вполне рентабельно производство любых пищевых продуктов. Народ ест их со страшной силой. А если вашему городу повезет разрастись, то, познав голод, вы с тоской вспомните о том времени, когда у вас было лишнее дерево, но не было желания построить пару ферм. Однако помните, что зима (которая теперь стала вполне настоящей) снижает производительность предприятий по производству пищи.
• Заслуживают внимания предприятия по производству “продуктов благосостояния”, таких, как вино, полотно и т.п. Учтите только, что часто дешевле такие вещи все же купить, чем производить самому. Да и зимой производство продуктов питания уменьшается вдвое. Хотя какая вообще зимой пшеница?
• Стоимость постройки производственных и жилых зданий везде одинакова, но в разных городах — разная производительность. Причем затраты сырья (если таковое есть) пропорциональны производительности, но надо ли платить одни и те же деньги за меньшую скорость производства товара? Поэтому производить чугун в Осло — выгодно, а в Бремене — разорительно.
• Добыча сырья (шерсть, чугун, соль и т.п.) абсолютно невыгодна. Этим стоит заниматься только тогда, когда у вас есть большая потребность в конкретном продукте. Купить же сырье всегда можно дешевле, чем произвести его самому.

Это важно: для оценки выгодности производства пользуйтесь городскими статуями. То производство, что указано на них, как эффективное — выгодно. Если же что-то отмечено, как низкое производство — таковое в городе есть, но им лучше не заниматься. Помните, что в городе всего 5 строительных бригад. Поэтому не стоит разворачивать строительство более, чем 3 объектов. Иначе платить за здания придется, а построены они будут еще не скоро.
Вывод. Если вы построили в городе контору — не стоит пристраивать к ней кучу предприятий. Предприятия должны быть выгодны, только тогда они необходимы городу.

КОРАБЕЛЬНОЕ ДЕЛО И МОРСКОЙ БОЙ
В игре остались все те же 4 вида кораблей. Купить их, как водится, почти невозможно (не желают другие торговцы торговать своими судами), зато можно построить или отнять. Правда, строительство длится очень долго, зато отъем проводится крайне быстро, важно только не попасться в момент перехода собственности из рук в руки.
Отношение к судам осталось почти прежним. То есть основным транспортом остаются быстроходные крэйеры. Однако хулки не остаются без работы — кому, как не им, ходить в дальние плавания в Европу и Америку? И кому транспортировать большие объемы грузов между базами? Конечно им, мощным и вместительным кораблям. Кроме того, активная торговля пивом просто подразумевает необходимость вместительных кораблей. Жаждущие граждане запросто употребляют за день 20-30 бочек пива. Если же их аппетиты будут более высокими, то тут вас не спасет никакая быстроходность крэйера. Только мощный хулк может спасти ваш город от скуки и вымирания по причине отсутствия живительного напитка.
Все стратегии и военные игры на internetwars.ruПринципы морского боя, столь детально изложенные в руководстве к предшествующей игре, также не изменились. Имеет смысл только дополнить этот трактат отдельными вопросами, не вошедшими в него. Управление боем довольно удачно и состоит в своевременном нажатии клавиши пробел для залпа в сторону противника. Выстрел автоматически производится в сторону, с которой есть противник (если вам “повезло” попасть между двух вражеских кораблей, то сразу в обе стороны). При этом залп идет строго перпендикулярно относительно борта корабля. Естественно, с поправкой на скорость судов.
Еще раз о выборе оружия. Катапульты далеко стреляют, но наносят слабый урон. Баллисты бьют недалеко, но их урон направлен, в основном, против вражеских моряков, а не против корабля. Бомбарды учиняют гигантские разрушения, но только в упор. Пушки являются чем-то средним между всем этим. Если есть возможность выбирать, то лучшим набором будут пушки в компании с баллистами. Ведь, кроме уничтожения команды противника, стоит помнить о том, что корабль, поврежденный более, чем на 30%, снижает свою скорость на 1 узел. Только этого нам и не хватало для победы. Ведь скорость — это самое важное в морском бою.

ПИРАТСТВО И ГРАБЕЖ
Сначала о пиратах компьютерных. Они достаточно умны. Пиратский крэйер даже и не задумается, стоит ли ему пытаться потрошить ваш тяжеловооруженный хулк. Он быстренько поставит паруса и исчезнет с поля битвы. Хотя очень хороший капитан и может поправить эту беду, но лучше не стоит. Крэйер — вот наш выбор, как для пиратства, так и для охоты на пиратов.
Итак — грабить или не грабить? Грабить. Появившиеся в свободной продаже мечи еще более усилили дисбаланс в сторону предпочтения флага с черепом и скрещенными костями. Вас уже никто не заставит скрываться и испуганно ждать огромных штрафов. Накупили сабель — и можно вывешивать пиратский флаг в надежде на легкую поживу. А вот прочее оружие, доступное только у подпольного торговца оружием, не нужно даже для штурма городов. Впрочем, оснастить саблями можно даже свои совершенно мирные корабли. И пират, излишне самоуверенно пошедший на штурм безобидного кораблика, сам может оказаться пленен. Появилась возможность выбирать, брать судно на абордаж или просто безвозмездно позаимствовать у купцов все их товары. Но нужно ли это, когда при абордаже получаешь и судно, и товары? Да и отпущенные на волю купцы могут вас потом опознать.
Все стратегии и военные игры на internetwars.ruШтурм же городов существует больше для разнообразия. Дело в том, что он так и не был нормально реализован. Результатом этого стало то, что город можно штурмовать только с моря. И все закупленные в страшной секретности арбалеты и ружья оказываются ненужными. То есть для захвата города вам достаточно расстрелять все его защитные башни. Однако полученный с этого доход несопоставим со сложностью процесса штурма города. Сухопутный же штурм доступен только местным князькам, желающим поживиться за счет богатых купцов. И интересные варианты с разграблением расширившихся городов (башен-то нету) остаются нереализованными.

КЕМ БЫТЬ
Собираетесь ли вы стать новым Клаусом Штертебеккером и наводить ужас на несчастных ганзейских купцов или все же решите мирно зарабатывать свои капиталы, целью игры все же будет возвышение вас до главы Ганзейского союза. Тем более, что в игре все либерально, и вы имеете полное право стать главой Ганзы, даже не владея конторой в Любеке (что вряд ли случилось бы в реальности). Что же для этого надо? Удовлетворять потребности граждан своего города во всех продуктах и, став мэром, добиться-таки своего избрания на пост главы Ганзы.
Где стоит начинать, если вы все же склоняетесь в сторону производства? Не буду оригинальным, если первым в списке самых привлекательных городов назову Любек. Полный набор стройматериалов (в том числе и изделий из железа) соседствует в нем с возможностью производства продовольствия на месте. Отсутствующее пиво добывается визитами в Гданьск и Штеттин, а чугун приобретается в Ольборге и Осло.
Следующим по значению городом идет Стокгольм. Отличнейшая промышленность, в том числе и налаженное производство чугуна. Минус — вам придется тащить продовольствие из других городов. А это совсем нехорошо.
Штеттин и Гданьск. Центры производства пива. Первый интересней тем, что полностью обеспечен продовольствием, во втором немного лучше промышленность. Но, тем не менее, большинство промышленных товаров придется ввозить из других городов.
Наконец, для любителей запада есть город Бремен, который копирует Стокгольм наличием всего необходимого для железопроизводящей промышленности, но способен также обеспечить себя продовольствием. Если же его не будет хватать — все необходимое можно добыть в расположенном поблизости Гамбурге. Кроме того, поблизости находятся винодельческий Кельн (не дайте вашим горожанам просохнуть) и Брюгге с Лондоном, которые уже в ближайшем будущем могут стать базами для ваших кораблей, отплывающих в дальние страны. Да и из самого Бремена не так далеко до выхода на просторы океана.
Так или иначе, добивайтесь любви своих горожан взятками и своевременным завозом товаров, и однажды вас провозгласят главой всех купцов, состоящих в Ганзейском союзе.

ГАНЗА - КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ (ИСТОРИЯ)
Ганза — староготское слово, под которым в средневековье разумелись торговые товарищества немецких купцов за границей, возникавшие для взаимной помощи и защиты; с этой же целью были заключаемы отдельные договоры немецких приморских городов друг с другом. Вот и начиналось все с этим союзом до смешного обычно. Однажды немецкие купцы стали возить свои товары за границу. Для того, чтобы торговля шла беспрепятственно, и чтобы не подпускать к ней конкурентов-чужаков, они объединялись в гильдии, которые шаг за шагом попадали под контроль тех самых городов, откуда купцы были родом.
А города тем временем образовывали местные содружества, которые в конце концов слились в единый Ганзейский союз, во главе которого встал так называемый ганзетаг, род парламента, состоявшего из городских представителей. Тем не менее Ганзейский союз не имел ни конституции, ни собственного бюрократического чиновничества, ни общей казны, а законы, на которые опиралось сообщество, представляли собой всего лишь собрание грамот, меняющихся со временем обычаев и прецедентов. Мало того, ганзейцы не отмечали никакого дня независимости, да и вообще они не признавали каких-либо общих праздников, разве что церковные. Единственным рычагом воздействия Ганзы на своих членов было право исключить их из монополии. Чтобы поддержать свои привилегии за границей и получить новые, Ганза могла наложить эмбарго на непокорный порт, исключив его из всякой торговли с Балтикой.
Началом Ганзы принято считать 1241 год, когда Любек, центр балтийской торговли, заключил соглашение с Гамбургом, и их союз явился ядром растущей конфедерации, которая в начале 14 в. поглотила другие и привлекла много новых городов по берегам Балтийского и Северного морей, а также множество городов в глубине континента. Любеку и Гамбургу мало чем уступали по значению Кельн, Данциг (совр. Гданьск), Бремен и немецкая колония Висбю на острове Готланд. Число членов Ганзы менялось, но в период ее расцвета число членов Ганзы достигало 90 городов. И такая крупная организация вполне могла защитить свои интересы. Так, в 1368 году была одержана победа над королем Дании, пытавшимся взять под контроль Датские проливы, мешая тем самым проходу из балтийского моря в Северное. Неоднократно ганзейские купцы сообща разбирались и с пиратами, считавшими себя хозяевами моря.
Однако стремление Ганзы к монопольной торговле в Европе не могло не помешать ее существованию. Правители многих стран без большого энтузиазма относились к тому, что все сливки от торговли снимают торговцы из Германии. Не слишком хорошо действовали на процветание союза и бесконечные войны в Европе. Окончательно же Ганза закончила свое существование с открытием Америки, когда все торговые пути сместились к западу, в Атлантический океан. Последний съезд союза состоялся в 1669 году, после чего Ганза закончила свое существование.

©Автор:Антон "Dash" Лысенко
©Публикуется с разрешения редакции журнала"Игромания"