На главную страницу EMPIRES: DOWN OF THE MODERN WORLD На internetwars.ru
Игра вышла в 2003 г.
(Студия закрылась)
СКРИНШОТЫ:
НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира
EMPIRES: DOWN OF THE MODERN WORLD До недавнего времени я был почти уверен, что все коровники идей на RTS-фермах уже выдоены досуха. Но неиссякаем пыл разработчиков RTS и неисчислимо число "кормовых добавок" для улучшения RTS-надоев. Оказывается, при грамотном подходе даже такую буренку со стажем, как Age of the Empires, еще рановато пускать на изготовление мазовецкого паштета. Нужно лишь усиленно подкормить скотинку высококалорийными "цивилизационными" добавками от Сида Мейера, дать ей большую охапку сена марки "Баланс" и притащить в сарай новый доильный аппарат с поддержкой пиксельных и вершинных шейдеров. И — о чудо! Всего через пару месяцев сотни тысяч игроков по всему миру уже будут увлеченно насиловать сотни тысяч ни в чем не повинных мышек, кликая, даблкликая и (не побоюсь этого слова) драг-энд-дропая юниты в новой стратегической игре под названием Empires: Dawn of the Modern World.
БРИТТ КИТАЙЦУ НЕ ТОВАРИЩ
Empires — это тот редкий случай, когда мерзкое слово "клон" не только не материализуется в виде беспощадно обличающих буковок на бумаге, но и вообще не приходит в голову. Парадоксально, но факт: смесь старых ингредиентов в новых пропорциях на этот раз привела к синтезу нового взрывоопасного вещества.
При первом знакомстве Empires ведет себя как образцовая RTS-стратегия: позволяет выделять юниты рамкой, отправлять их куда подальше по правой кнопке мыши, строить базу, апгрейдить здания, исследовать новые виды войск и так далее. И даже тот факт, что играть можно за одну из девяти различных цивилизаций, сам по себе не способен удивить бывалых стратегов...
Но вот тут начинаются первые приятные сюрпризы. Мы уже смирились с тем, что отличия одних наций от других в стратегических играх, как правило, сводятся к сочинению разных названий для юнитов одного и того же класса плюс к небольшому изменению их характеристик. Типичные примеры: русские "казаки" вместо обычной "легкой кавалерии", германские "тигры" вместо обычных танков и американские F-15 вместо обычных истребителей — все это вызывает лишь зевоту и воспоминания о рекламных роликах про "обычный порошок".
Однако в Empires разработчики пошли гораздо дальше. Теперь цивилизации отличаются друг от друга не только юнитами, но в буквальном смысле слова всем: постройками, экономической системой, исследованиями и даже способом добычи ресурсов. Если вы на RTS, как говорится, собаку съели, то сразу поймете, что это значит. За каждую цивилизацию придется учиться играть с чистого листа. Причем предстоит изучать и осваивать не одну выигрышную стратегию для каждой нации, а несколько — ведь противники тоже уникальны, и то, что сработало при игре "русские против немцев", не обязательно сработает в игре "русские против англичан".
Но и это еще не все — в Empires время не стоит на месте, и на протяжении игры нам предстоит проделать увлекательный путь от средневековья до эпохи Второй мировой. Интересный момент: мы начинаем игру за одну из древних империй — Китай, Корею, Францию или Англию, а затем при переходе из третей (имперской) в четвертую эпоху (Первая мировая война) можно продолжить игру уже за Россию, США, Великобританию, Германию или Францию. Причем выбор зависит от того, с какой нации мы начинали. К примеру, древняя Англия может "перевоплотиться" в Великобританию, США или Германию. Одним словом, многообразие стратегических вариантов, между которыми вам придется лавировать по ходу игры, просто поражает воображение — на этом поприще Empires пока нет равных.
Еще один немаловажный момент: разработчики умудрились приютить под одной крышей два противоположных типажа игроков в RTS: любителей молниеносных схваток и неторопливых "строителей", которые обожают возводить базы с неприступной обороной и огромные наступательные армии. Для первых предназначен режим "Action" с маленькими картами, сильно ограниченными ресурсами и ослабленными оборонительными возможностями. А для вторых существует режим Empire Builder, в котором игра с долгим возведением обороны, неторопливым сбором ресурсов и затяжными сражениями растягивается на целые часы.
С ресурсами, кстати, разработчики решили не мудрить и остановились на золотой формуле "еда-камень-дерево-золото". Ресурсы, как водится, тратятся на все без исключения действия: производство войск, строительство зданий, апгрейды, научные исследования и — больше всего — на переходы из одной исторической эпохи в другую. Но вот со сбором оных ресурсов уже не все так просто, как в других играх. Типичный пример: только англичане могут добывать золото и камень при помощи шахт, не занимая на земляных работах дефицитную рабочую силу. Остальные нации вынуждены засылать к месторождениям целые армии рабочих с кирками наперевес. Однако не стоит завидовать британцам: у других цивилизаций тоже есть свои уникальные преимущества, причем не обязательно в сфере сбора ресурсов — это вполне может быть или военный бонус, или экономический... да все что угодно!
Заметьте — пока речь шла только о свободных миссиях, в которые можно играть с AI-противниками или живыми оппонентами. А я ведь еще ни словом не обмолвился о трех полноценных кампаниях!
ЗАСКРИПТОВАНА, ЗАКОЛДОВАНА
Единственный, на мой взгляд, недостаток сюжетных кампаний — это странный подбор тем. Наиболее существенными событиями мировой истории, заслуживающими отдельных кампаний, разработчики посчитали борьбу Ричарда Львиное Сердце за британскую корону и земли во Франции, войну корейцев против китайских захватчиков в XVI веке и военную кампанию генерала Паттона в северной Африке во времена Второй мировой. Впрочем, хозяин — барин; спасибо, хоть не стали делать очередную версию операции Overlord или битвы за Британию.
Все три кампании скрупулезно выверены с точки зрения исторических деталей, и это особая гордость разработчиков. Но главный позитивный момент — это даже не историческая достоверность, а высочайшее мастерство дизайнеров миссий, которые смогли, не выходя за рамки жанра, избежать стандартного клише "построй самую большую базу и замочи всех противников на карте". Сценарные миссии настолько сильно отличаются от обычных skirmish-игр, что порой возникает ощущение, что под единым крылом Empires скрыта не одна, а целых две или даже четыре игры — три кампании плюс skirmish. Если "свободный режим" акцентирует внимание игрока на экономике и стратегических вопросах, то при прохождении кампаний приходится думать о совершенно других вещах: сражениях при малом количестве ресурсов и войск, отступлениях, засадах, поиске объектов на карте и так далее.
Интересно, что сами полководцы тоже представлены отдельными юнитами — тот же Ричард лично на своем верном коне или просто пешком рассекает по просторам Британии и Франции, при помощи слов и клинка повсеместно сея справедливость.
Разумеется, все великолепие геймплея щедро разбавлено роликами на движке игры и насквозь проскриптовано. Не знаю, понравятся ли вам кампании так, как они понравились мне, но лично я снимаю шляпу перед программистами Stainless Steel Studios.
Еще один повод для аплодисментов — графический движок Empires, который одинаково отлично справляется с отображением и массовых ристалищ, и немноголюдных скриптовых сценок. Правда, режиссура роликов явно не дотягивает до уровня монстров вроде Mafia, но для стратегической игры и того, что есть, хватает с головой.
Кроме всего прочего — дотошное внимание к мелочам: ветер колышет кроны деревьев, конница и пехота оставляют на песке следы, да и погодные эффекты смотрятся просто отлично. А как здорово удались художникам и программистам водные поверхности! А чего стоят предсмертные па умирающих всадников! Боюсь, скриншоты не смогут передать и десятой доли очарования графики Empires.
Звук и музыка, к сожалению, удались не столь хорошо. В некоторых сценарных миссиях меня неприятно удивило сильное неестественное эхо, например, при движении конницы по каменистым поверхностям. Есть промахи и с озвучкой персонажей — кое-где старик Станиславский непременно вставил бы свое "Не верю!". Но хуже всего — стремительно надоедающие реплики юнитов "Да, сэр!", "За Англию!", "За короля!", "Будет исполнено" и тому подобное. Порой подобные беспардонные выкрики здорово разрушают такую хрупкую субстанцию, как игровая атмосфера.
* * *
Dawn of the Modern World как полномочный представитель жанра RTS получила "в награду" от своей многочисленной родни парочку наследственных болезней: проблемы с AI при поиске пути к указанной точке и непростое управление. К другим недостаткам можно отнести неторопливость движка, слабую озвучку и глюки скриптов в сценариях. Но на фоне детально проработанных стратегической и тактической составляющих эти претензии выглядят совершенно несостоятельно.
Одним словом, если вы считаете себя поклонником реалтайм-стратегий, самое время бежать в магазин для пополнения своей коллекции RTS-шедевров. Empires — это лучшее, что есть в жанре на сегодняшний день.
Примечание internetwars.ru - После выхода Empires: Dawn of the Modern World студия Stainless Steel Studios закрылась. Ее следующим проектом должна была стать стратегия
Rise & Fall , но доводили ее до ума уже другие авторы. SSS была основана дизайнером Age of Empires Риком Гудманом (Rick Goodman) и другими выходцами из Ensemble Studios.