На главную страницу


FORGE OF FREEDOM
На internetwars.ru

   

 

 


 

Официальный сайт


Другие игры серии:

"Crown of Glory"


СКРИНШОТЫ:

Forge of Freedom" (Кузница свободы: гражданская война в США, 1861-1865 гг.). - игра для PC на internetwars.ru
Стратегическая карта

Forge of Freedom" (Кузница свободы: гражданская война в США, 1861-1865 гг.). - игра для PC на internetwars.ru
Тактическое сражение

Forge of Freedom" (Кузница свободы: гражданская война в США, 1861-1865 гг.). - игра для PC на internetwars.ru
Морское сражение



НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы, 
и новинки игрового мира



 

 

ВЕЧНАЯ ВОЙНА СИНИХ И СЕРЫХ
Western Civilization Software в содружестве с Matrix Games выпустила пока только две игры.Одну - удачную, вторую провальную. Удачная, это "Crown of Glory - Европа времен Наполеона" и я подробно рассказал о ней в предыдущем обзоре. Неудачная - "Forge of Freedom" (Кузница свободы: гражданская война в США, 1861-1865 гг.). Казалось бы - все тот же движок, да еще сильно усовершенствованный, а вот не играется и все тут. Желание воевать за "синих" или "серых" пропадает, едва ты оказываешься на огромной стратегической карте разделенных  войной Соединенных Штатов. Первое же сражение вгоняет в тоску, как и менеджмент провинций, где сосредоточена ваша экономика и людские резервы. И это при том, что интерфейс в целом знаком, поскольку после Crown of Glory он не сильно изменился. Добавились только новые опции и возможности.
Изнасиловав себя ровно настолько, насколько потребовалось, чтобы сделать скриншоты для этого обзора и посмотреть, насколько изменились система тактических сражений, сел и задумался. С чего бы вдруг такая скука, играй ты хоть за "синих" или за "серых".
Думать всегда труднее, чем играть, и чтобы процесс пошел легче, стал загибать пальцы.

ПАЛЬЦЕМ В АМЕРИКУ
Загнул первый палец и пришла толковая мысль. Ведь в Crown of Glory на том же движке были доступны 8 игровых наций и с десяток, если не больше, независимых карликовых королевств. Большой выбор для начала военной кампании: куда наступать, с кем сражаться, а с кем вступить в союз. Противники разные, по силе, юнитам и организации армии. А здесь только Федералы и Конфедераты, заведомо узкий выбор юнитов, несмотря даже на все там знаменитые подразделения, типа зуавов  или "железной бригады". И фронт, следовательно, тоже только один, причем главным образом он пролегает там же, где и проходил исторически, между Ричмондом и Вашингтоном. Все главные сражения разворачиваются на этом небольшом пятачке.
Боюсь, однако, что очень не многие у нас представляют, где находился Ричмонд и даже где теперь стоит Вашингтон. Поэтому карта, аж в 200 провинций, на которой разворачиваются боевые действия для российского игрока при всей ее исторической корректности выглядит как огромная головоломка. Представьте, что если речь шла о гражданской войне в России, то вы конечно догадались бы, что в Туле - мощные ружейные заводы, за Уралом полно железной руды и леса, в Украине - завались хлеба и сала, а в Петрограде на Путиловском заводе можно делать пушки и тяжелую технику. А здесь надо  быть шибко на "ты" с американской историей, чтобы сообразить, чем там богаты Саванна, Вилмингтон Норфолк, или прочие города. Прежде чем играть, придется долго лазить по карте и думать, где лучше поставить артиллерийскую мануфактуру, а где расширить селхозугодья. Игра сразу превращается из стратегии в урок американской географии 19 века, и если вам это любопытно, то вы в том найдете свой плюс.
Но большинство игроков столкнется с этой проблемой и кисло начнет чесать в затылке: как воевать то на такой абсолютно чужой карте? В Crown of Glory на 8 игроков вполне хватало 100 секторов, ведь практически каждый приходилось брать с боем или осадой. Процесс завоевания шел медленно. Здесь же на 2 воюющие стороны по 100 провинций у каждой делают финальную победу столь отдаленной, что дожить до нее нужно железное терпение.

ЧТО С ВОЗУ УПАЛО, ТО ПРОПАЛО
Загибаем второй палец. Дипломатия. Изобилие стратегических противников в Crown of Glory обусловливало изощренную и очень активную систему дипломатии. Союзы, угрозы, репарации, шпионаж и аннексия, династические браки - все это в
Forge of Freedom ушло. Дипломатия сводится теперь к односторонним отношениям с Францией и Британией,  которые в войне не участвуют, но если отношения с ними улучшить (подкармливая из хода в ход денежными подачками), то есть шанс, что они пришлют  свои войска - сражаться за "синих" или за "серых. В какой-то мере исчезновение дипломатического аспекта компенсируется новинкой: губернаторами. Они - народец с норовом, могут "отложится" от вас вместе с провинцией, объявив нейтралитет, но есть и такие, которые за вас горой и из совершат во вверенной вам территории экономическое чудо. В то же время губернаторы усложняют игру, приходится следить за каждым, а это ценное игровое время, которое в игре такого рода очень дорого, потому что глобальные стратегии длятся долго.
По то же причине, что погубила дипломатию, исчезла и система торговли.
Загибаем еще  палец. Изюминкой в Crown of Glory были тактические сражения с умными ИИ и живыми юнитами, выглядевшими как достоверные военные миниатюры. Почему то разработчики отказались от этой идеи и решили  оперировать на поле битвы формациями. Оно бы и хорошо, однако поле битвы в обоих играх построено по старинке, как в древних, еще под ДОС, стратегиях, когда тактическая карта разбита на шестигранники. По ним юнит и перемещается. Но чтобы втиснуть формацию в шестигранник, ее пришлось уменьшит до ряби в глазах. Солдатики в ней превратились в черточки, и хотя с высоты птичьего полета выглядит вроде бы не плохо, но, учитывая, что опции "zoom" (увеличить карту) нет, то оперировать этой серо-синей мелкотой очень тяжело и утомительно. Это на май взгляд, самый большой просчет, который гасит желание играть и воевать в
Forge of Freedom. Плохое визуально восприятие поля сражения отпугивает, а ведь битва - это ключевой элемент стратегической игры. 
Нормальные юниты есть на экране "быстрого сражения". Они там историчны, узнаваемы, неплохо анимированы и неплохо прорисованы в деталях. Но быстрое  сражение
в Forge of Freedom, как и в Crown of Glory, это запасной вариант. Вся сила ИИ и вся прелесть - в сложном, много ходовом, таящем массу неожиданностей тактическом режиме.  

ФОРТЫ, РЕКИ И ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
Еще пальчик загнем. Движок получил много усовершенствований. Это хорошо. Но с другой стороны игра усложнилась. Например, в Crown of Glory было всего две войсковые структуры, которые объединяли отряды. Там 1 фигурка солдата была одной дивизией.  В отдельности она ничто и боевые качества приобретает, только будучи объединенная в корпус или армию. В свою очередь корпус может войти в армию. Армии и корпуса производятся как обычные юниты, в казармах.
Этот базовый принцип сохранен в
Forge of Freedom, однако формирование армии стало трехступенчатым - добавилась еще и бригада. Исторически достоверно, но в игровом плане формирование армии усложнилось еще одним промежуточным звеном.
Следующий палец - экономика. Она построена по тому же принципу, что и Crown of Glory, каждая провинция имеет свою инфраструктуру. Но изучать ее предстоит заново. Экономические объекты принципиально новые, к ним надо привыкать и учить что к чему: зачем нужны усадьбы, что дает Капитолий, в чем разница между фабрикой и железной мануфактурой, и т.п. Объектов много, но сам процесс построения экономического чуда за время войны, которая шла всего 4 года, сомнителен.
В Crown of Glory главная кампания была рассчитана на 24 года, что объективно позволяло вывести державу из отсталых в передовые...
Пожалуй хватит. Побережем пальцы. Поговорим от том, что в игре нового и хорошего. Прежде всего тогда стоит отметить, что настройки стали очень гибкими. Практически любую опцию можно исключить, чтобы новичку легче игралось. Тех же губернаторов можно использовать, а можно обойтись и без них. Можно отключить фактор  потерь, которые несет дивизия на марше, а можно и оставить - для любителей исторических реалий. Можно убрать из игры Францию и Англию и обойтись вовсе без этого и без того бледного элемента дипломатии. Можно отказаться от погодных и сезонных особенностей, влияющих на скорость передвижения войск и их поведение в бою.  И так далее и тому подобное.
Появилась возможность строить форты (трех уровней). Крепости были и Crown of Glory, но они стояли в провинциях изначально, хотя их можно было совершенствовать. Теперь
 форт  можно поставит в любом месте, где стоят ваши войска, у которых добавилась инженерная функция. Провинция без форта, куда вступают вражеские отряды, сдается без боя, а если есть форт - то его придется брать осадой.  Сами провинции превратились в штаты, которые в свою очередь разделены на несколько территорий, имеют провинциальный центр (столицу штата) и территориальные (города), что усложняет процесс завоевания. Добавились "речные провинции", что хорошо в обороне, особенно если играть за более слабых "серых". Есть судоходные реки (Миссиссипи) по которым могут перемещаться канонерки и транспорты с войсками.  Есть железные дороги и возможность апгрейдить их для большей проходимости.

РЕЗЮМЕ
Новшеств, как видим, немало. Но при этом, разумеется, останутся главные минусы, которые я перечислял выше.  Движок - стал лучше. Игра - хуже. В целом она воспринимается как аддон или даже тематический МОД к базовой игре. С натяжкой, ее можно отнести к "умным" стратегиям, хотя на мой взгляд это скорее "заумный" проект . В ней много того, что так любят фанаты "парадоксовских" стратегий (опять эти "Парадоксы"!). Множество портретов реальных губернаторов и более 1000 генералов той войны. Заглянув в экран города, увидим не только символы строений, которые можно возвести, панель команд, но и фотографии - разработчики любовно подобрали сохранившиеся с той поры изображения зданий. Карта сама по себе - образец исторического реализма. Скрупулезность, с которой создатели подошли к исторической стороне своего детища, достойная уважения. Но она на спасает игру. Успех игры не столько в энциклопедичности, сколько в ее способности увлечь, захватить, приковать к себе. Увы, Forge of Freedom в отличие от своей славной предшественницы, на это не способна. Она разве что для упертых фанов истории  американской гражданской войны, а таковых среди российских геймеров, думается, не много. У нас игра скорее всего совсем не приживется.

 
©Обзор подготовил Александр Морозов (King Augustus). Специально для Internetwars.ru
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия  Internetwars.ru