НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы, и новинки игрового мира
ФИЛИПП
ТИБО
И
ЕГО
ИГРЫ Филипп
Тибо
некогда
придумал
настольную
игру
"Europa
Universalis"
и
участвовал
в
разработке
шведской
фирмой
"Paradox"
ee
знаменитого
преемника
для
PC. Не
так
давно
создал
свою
фирму
AGEOD
и
делает
игры
в
стиле
"Europa"
с
"настольным"
уклоном.
Такова
и
"Birth
of
America",
где
армии представлены
"фишками":
легкая
и
линейная
пехота,
ополченцы,
индейцы
-
все
есть,
кроме
боевой
анимации,
а
итог
сражения
подсчитываются
на
"боевом
экране".
Игра,
первая
в
серии
исторических
стратегий,
задуманных
Тибо,
недавно
вышла
в
продажу
и
на
фоне
повсеместного
торжества
3D
графики
выглядит
более,
чем
скромно.
Но
садишься
за
компьютер,
и
через
полчаса
забываешь,
что
твои
солдатики
не
ходят
ножками,
а
пушки
не
изрыгают
клубы
дыма.
Ты
вполне
ощущаешь
себя
там,
в
глуши
Северной
Америки
18
века,
где
столкнулись
интересы
двух
колониальных
монархий:
Британии
и
Франции
(1755-1763)
.
Или
на
полях
сражений
войны
за
независимость
США
(1765-1783).
Эффект
присутствия
создается
хорошо
продуманной
концепцией
игры,
в
чем
чувствуется
рука
создателя
"Европы".
КОЕ-ЧТО
ОБ
ИСКУССТВЕ
ДЕЛАТЬ
СТРАТЕГИИ
"Birth
of
America"
-
стратегия
пошаговая.
Один
ход
-
один
месяц.
Более
того
-
ограничена
во
времени
жесткими
рамками
военных
кампаний.
Помимо
двух
ключевых,
о
которых
говорилось
выше
-
есть
ряд
мелких,
по
6-8
ходов,
таких
как
"Саратога",
"Корнуолис"
и
другие.
Но
они
лишь
довесок,
не
раскрывающий
возможностей
игры
и
не
вписывающиеся
в
ее
главную
идею.
А
идея
в
том,
что
"BoA"
-
стратегия
глобальная,
за
контроль
над
большой
картой
североамериканского
побережья
(700
"провинций").
В
такой
войне
6-8
ходов
ничего
не
решат.
Только
сложные
маневры,
осады,
атаки
и
контратаки,
создание
пунктов
снабжения
войск,
строительство
фортов
для
закрепления
контроля
на
захваченной
территории,
вовремя
высланные
подкрепления
-
приведут
к
тому,
что
враг
будет
разбит.
Отсутствие
анимации
-
единственный
на
мой
взгляд
большой
минус
в
игре.
Возможно,
просто-напросто
бюджет
еще
неокрепшей
студии
не
позволил.
В
остальном,
"Birth
of
America"
крепкая,
по-своему
увлекательная
стратегия.
Ближе
всего
она
стоит
к
играм
от
"Paradox",
и
не
удивительно,
если
вспомнить
биографию
создателя.
Но
при
этом
намного
проще
в
освоении.
Военный
аспект
здесь
-
главное.
Дипломатия
и
экономика
(а,
следовательно,
и
лишние
панели
управления)
отсутствуют.
АРИСТОКРАТЫ
И
ПАТРИОТЫ
"BoA"
-
это
колониальные
войны,
войска
здесь
изначально
даны
в
начале
игры.
Подкрепления
-
только
те,
которые
прибудут
морем
из
Европы
(такая
возможность
лишь
у
владыки
морей
Англии),
или
же
местное
ополчение.
Но
его
нельзя
набрать
больше,
чем
может
дать
"провинция",
и
формируется
оно
медленно.
Кроме
того
ненадежно,
периодически
(сезонно)
самораспускается. И
только
США
в
войне
за
независимость
создает
регулярные
войска
-
континентальную
армию.
В
англо-французской
войне
за
контроль
над
долиной
Огайо
и
Великими
Озерами
есть
еще
и
индейцы.
Зимой
они
сидят
по
вигвамам,
а
в
открытом
бою
-
слабы.
По
настоящему
боеспособны
только
регулярные
войска.
Потеря
такого
полка
-
большая
трагедия,
потеря
6-7
единиц
регулярных
войск
-
неизбежное
финальное
поражение.
Особый
дефицит
-
пушки.
В
компании
"Монткальм"
(1755-1763),
которую
я
прошел
полностью,
у
французов
было
только
2
батареи.
Зато
много
офицеров,
все
в
большинстве
своем
аристократы
и
реальные
исторические
имена.
За
исключением...
Мэла
Гибсона,
вернее
-
его
героя,
Бенджамина
Мартина,
из
известного
фильма
"Патриот".
Принцип
аристократичности
в
офицерском
табеле
о
рангах
превалирует
и
далеко
не
всегда
высший
ранг
в
игре
принадлежит
командиру
с
наилучшими
способностями.
Но
ранг
все
же
важен,
пустоголовый
генерал
-
аристократ
может
больше
собрать
отрядов
в
армии,
чем
полковник,
или,
тем
более
майор.
У
французов
один
маркиз
де
Монткальм,
за
которого
я
играл,
всем
хорош
-
и
прирожденный
аристократ,
и
обладатель
многих
командирских
способностей,
а
таковых
в
игре
-
20:
"способность
к
быстрому
маршу",
"мастер
засад",
"командир
ополчения",
"партизан"...
ФРАНЦУЗСКАЯ
"ЛИЛИЯ"
И
АНГЛИЙСКИЙ
"ЛЕВ"
Выбирая
себе
компанию,
остановился
на
англо-француской
войне
(1755-1763).
Даже
несведущие
в
этом
периоде
военной
истории
хоть
отчасти
имеют
представление
о
нем
по
книге
Купера
"Последний
из
Могикан"
и
отличному,
на
мой
взгляд
одноименному
фильму.
И
в
книге,
и
в
кино
-
события
разворачиваются
вокруг
одного
из
драматичных
эпизодов
той
войны
-
падения
английского
форта
Уилльям-
Генри.
Но
в "Birth
of
America"
этот
форт
-
лишь
пункт
на
карте,
как
и
многие
другие.
Ни
Зверобой,
ни
Чингачгук,
ни
хорошенькие
дочери
полковника
Монро
в
нем
не
обитают.
Себе
я
взял
роль
Франции,
как
более
слабой
стороны.
Моя
задача
за
31
ход
взять
несколько
ключевых
британских
городов,
таких
как
Олбани,
и,
в
целом,
выжить,
устояв
против
англичан
у
которых
больше
регулярных
войск.
Изначально
все
французские
силы
сосредоточены
далеко
на
севере,
в
Квебеке.
С
трудом
удается
собрать
две
небольших
армии,
одна,
под
началом
самого
маркиза,
со
всеми
пушками,
большей
частью
регулярных
сил
и
двумя
единственными
фургонами
снабжения,
начинает
движение
вниз
по
карте,
вдоль
берега
озера Шамплейн
в
самую
пасть
британского
"льва"
-
скопище
английских
колоний.
Другая,
под
началом
полковника
Понтлероя,
главным
образом
из
ополченцев,
получают
приказ
идти
берегом
Онтарио
и
осадить
британский
форт
Освего.
Но
стоит
зима,
а
погода
в
"BoA"
очень
серьезный
фактор,
и
армия
Монткальма
несет
на
марше
большие
потери
из
за
свирепых
морозов.
Ей
приходится
задержатся
в
Монреале,
чтобы
дождаться
весны
и
пополнится
(помещенный
в
город
отряд
постепенно
восстанавливает
свою
численность
и
амуницию).
Полковник
Понтлерой
тоже
так
истрепался,
пока
достиг
Освего,
что
едва
начав
осаду,
вынужден
был
ее
снять,
потеряв
2/3
своего
состава
только
на
марше
и
от
голода.
К
осени
Монткальм
достиг
лишь
порога
британских
владений
и
встал
на
зимние
квартиры
в
пограничном
форте
Сент
Фредерик.
За
время
марша
его
армия
целиком
"съела"
один
из
фургонов
снабжения.
ПОХОД
НА
ОЛБАНИ
Британцы
в
этой
кампании
тоже
не
сильно
отличились. Они
осадили
мой
самый
западный
форт
Дюкенс,
но
после
как
на
помощь
гарнизону
подоспел
полк
французской
пехоты,
отступили
с
большими
потерями.
Этот
крошечный,
не
имеющий
никакого
стратегического
значения
эпизод,
однако
может
послужить
хорошей
иллюстрацией,
как
происходят
сражения
в
"BoA".
Игрок
их
не
видит
-
битва
происходит
в
"слепую
паузу",
между
ходов
(я
бы
предпочел
-
видеть
его
в
анимационном
режиме
и
руководить
лично!
Как
я
уже
говорил
-
это
ахиллесова
пята
игры,
ее
слабое
место).
После
чего
вам
предлагается
отчет
о
нем.
Каждое
подразделение
имеет
несколько
иконок
боевого
поведения:
пассивное,
оборона,
атака,
атака
любой
ценой
(невзирая
на
превосходство
противника).
События
вокруг
форта
Дюкенс
развивались
так.
Когда
подошел
мой
деблокирующий
полк,
я
поставил
ему
опцию
"атака",
а
гарнизону
-
"вылазка".
Отчет
получился
любопытный.
Британский
офицер,
увидев
превосходство
противника,
решил
отступить.
Но
у
него
не
было
навыка
"мастер
арьергардных
боев",
а
отступление
в
присутствии
врага
в
"BoA"
-
это
опасная
рулетка,
часто
чреватая
большими
потерями.
В
результате
английский
полк
ушел,
сильно
побитый.
На
этом
первый
этап
моей
кампании
1755
г.
закончился
.
Такое
вялое
развитие
событий
может
показаться
скучным,
но,
если
вспомнить,
что
один
ход
-
это
один
месяц,
то
я
сделал
всего
6
ходов
и
за
это
время
многое
что
случилось.
Зимой
мы
попытались
еще
раз
взять
Освего
(Онтарио
покрылось
льдом
и
войска
-
вот
сюрприз
-
смогли
двигаться
по
нему
аки
по
суху).
На
сей
раз
я
отправил
в
поход
генерала
Шевалье
де
Люиса,
мастера
быстрых
маршей.
Ему
дали
также
обоз
с
провиантом
и
пушку.
Де
Льюис
преуспел
и
взял
Освего,
но
там
и
застрял,
поскольку
припасы
кончились.
Весной
большую
часть
его
армии
и
его
самого
я
эвакуировал
оттуда.
На
веслах
-
с
помощью
моей
озерной
флотилии
(реки,
озера
и
океан
в
игре
судоходны),
и
направил
в
помощь
де
Монткальму.
Мой
маркиз
как
раз
взял
форт
Эдуард,
прикрывавший
подступы
к
Олбани,
устроил
там
пункт
снабжения
и
начал
наступление
на
ключевой
английский
город
в
регионе,
но
был
отброшен
армией
британцев.
На
западе
"красные
мундиры",
получив
пополнение,
тоже
перешли
в
наступление
и
вновь
подступили
к
форту
Дюкенс.
У
них
было
явное
превосходство,
поэтому
я
решил
отступить
к
Великим
Озерам,
предварительно
разрушив
форт,
чтобы
он
не
достался
врагу
(такая
опция
предусмотрена).
ЭПИЛОГ
Тут
я
поставлю
точку
в
описании
кампании,
которая
длилась
еще
долго,
но
сделаю
комментарий.
Обзор
о
маленькой
и
скромной
игре
"Birth
of
America"
получился
довольно
обширным.
Потому,
что
было
о
чем
писать.
Много
ли
стратегических
игр
могут
похвастать
такой
многофункциональной
картой,
где
можно
строить
и
сносить
форты,
водить
войска
по
замерзающим
озерам,
плавать
по
рекам,
прокладывать
линии
снабжения,
разорять
вражеские
провинции.
И
такой
разнообразной
механикой
поведения
войск
и
командиров.
Буквально
накануне
я
отыграл
всласть
аддон
к
"Казакам"
-
"Битва
за
Европу"
с
его
триумфальной
батальной
анимацией.
Было
с
чем
сравнивать,
хотя
казалось
бы
игры
не
сравнимые.
А
вот
поди
ж
ты,
сравнил.
И
подумал
-
вот
бы
"Битве
за
Европу"
такую
глобальную
карту!
А
"Birth
of
America"
-
такую
анимацию!
Включите
воображение
и
представьте,
что
бы
из
этого
получилось...