ANN0-1404:
ВЕНЕЦИЯ
Если звезды зажигают, это кому-нибудь нужно. Если делают аддоны к играм,
то это тоже кому-нибудь нужно. Как правило - производителям игр, ради
дополнительной прибыли.
И далеко не всегда - игроку, который, купив аддон к любимой стратегии,
вдруг понимает, что выбросил деньги на ветер. Потому что вполне можно
было обойтись без этого самого аддона.
В аддоне ANNO 1404: Венеция" мы
имеем дело скорее со вторым случаем, чем с первым. Попробуем сей вывод
обосновать.
И начнем чуть издалека. Вот есть, к примеру, Napoleon:
Total War, который по сути своей есть не что иное, как аддон к
известной стратегии "Империя" и сделан на ее, слегка модернизированном
движке. Но если бы не было "Имерии", а был только "Napoleon:
Total War" сам по себе, то никто бы не сказал, что это - аддон.
Это - вполне самостоятельная игра, совершенно другая эпоха, здесь все
другое, нежели в "Empire: Total War": и
войска, и мундиры, и корабли - словом, полная конверсия.
Совсем другой случай - аддон "ANNO 1404:
Венеция". Что такое ANNO-1404 и вообще, кратко
об истории серии, мы рассказали в нашем прошлогоднем
обзоре.
И если вы с игрой в целом не знакомы, то сначала отвлекитесь и
прочитайте его.
Тем же кто был и остается любителем этой красивой строительной
стратегии, перечислим кратко новшества аддона. А их будет раз-два и
обчелся.
ВЕНЕЦИАНСКИЕ ГОНДОЛЬЕРЫ ВЫХОДЯТ В ОКЕАН
Перед нами все тот же мир "ANNO 1404".
Та же эпоха, те же корабли, те же, с небольшими добавками, здания, и тот
же обременительный восточный мир во главе с визирем Аль Захиром,
который заставляет вас помимо своего собственного островного
государства, строить еще и мусульманский рай на одном из южных островов.
Но при чем же тогда "Венеция". Вы быстро поймете, при чем, едва начав
плавание по карте.
В определенный момент комментатор торжественно
объявит вам "Издалека доносятся крики венецианских гондольеров!". И
вы вправду видите остров, а на нем - красивые здания в венецианском
стиле, а в каналах и вправду плавают гондольеры.
Оказывается, это
торговая венецианская контора, где всеми делами заправляет некий
Гарибальди. Не воинственный Джузеппе, освободитель Италии, а
вполне миролюбивый Джакомо. Но тоже, Гарибальди.
Венецианский остров здесь не что иное, как еще один торговый центр.
Точно такой же, как ваш родной..., который представляет Ричард Нордбург.
А третий, как вы помните, принадлежит Аль Захиру. Но если остров Аль-
Захира предлагает вам восточные товары, принципиально важные для вашей
экономики, то в конторе синьора Гарибальди вы не найдете никакой
экзотики. Тут те же товары, что можно купить у Нордбурга и ничего такого
особенного, что хоть как-то влияло на развитие ваших поселений, как
восточных, так и европейских. Зато у него есть гонодольеры,
которые красиво плавают по его острову. Хотя это всего лишь фактория,
затерянная, по логике вещей, либо где-то в океане, либо, что вероятнее,
Средиземном море. Как туда попали гондольеры - загадка. Но смысл,
конечно, понятен. Если в аддоне прозвучало слово "Венеция", то как же
без гондольеров.
Да, еще одно. У Джакомо, который Гарибальди можно научиться строить
венецианские торговые корабли - коги. Никакой другой роли громко
заявленная в титуле игры "Венеция" в себе не несет.
ШПИОНЫ И ДЕМОКРАТИЯ
Есть
в"ANNO 1404: Венеция" два более
принципиальных нововведения: шпионы и ... демократия. Шпионы создают
измученному сложным строительством игроку дополнительные проблемы. Они
устраивают диверсии в ваших городах, саботаж. Чтобы защищаться от них
нужно строить тайные канцелярии (полицейские участки). В них поселяться
сыщики и будут отлавливать шпионов.
Демократия, которой не было в прежних играх серии
ANNO выражается в том, что вы более не полновластный владыка
собственной колонии, как это было раньше. У вас появился Городской
Совет. Слава богу, реальной власти он над вами не имеет, но вам надо по
мере развития игры, заполнить его своими парламентариями (всего
мест в
совете 6). Если вы этого не сделаете, то ваш совет сможет взять
под контроль другой игрок и забрать у вас остров, что означает -
проигрыш. Каждое новое место в Совете стоит дороже предыдущего. Если
место первого советника обойдется в каких-то пару тысяч золотых, то последнего
- более 20 000. Забавно, что когда вы выкупаете последнее место и совет
становиться полностью ваш, ничего не происходит. Ни награды игроку, ни
даже победного сообщения, а ведь это новация чуть
ли не N1
в "Венеции". Таким образом появляется шанс вести мирную экспансию. Вы тоже
можете покупать места в совете у своих конкурентов и, если завоюете себе
большинство - чужой остров станет вашим.
Это, собственно говоря, и все новое, что есть в аддоне.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ANNO 1404
Если спросите меня, насколько стало интереснее играть,
отвечу - не стало. В прошлом обзоре я писал, что ANN0
- 1404 намного усложнилась по сравнению с ее предшественницей - ANNO-1701.
Построить колонию стало труднее по меньшей
мере вдвое из за того, что вам теперь приходится заниматься не только
европейской, но и восточной экономикой. Начинающего, неопытного игрока,
впервые столкнувшегося с серией ANNO, эта
сложность и вовсе может отпугнуть. Слишком уж много пройдет времени, и
игрового и реального, пока из грязной деревушки вы превратите свое
поселение в процветающий средневековый город. Слишком сложны
многоступенчатые цепочки производства товаров, необходимых горожанам,
чтобы их усложнять еще и необходимостью борьбы за место в Городском
Совете и ловлей шпионов, которые так и норовят вам навредить. Игра,
подчеркиваю, не стала интереснее, она стала сложнее, труднее и
недружелюбнее к игроку. Сами по себе идеи аддона может быть и не плохие,
но, к сожалению, они показали, что разработчики серии оказались в
творческом тупике. Развитие игры, не считая великолепной, просто
феерической графики, упорно идет по одному пути: чем сложнее, тем,
мнению авторов - лучше.
А ведь и другие пути, как заставить игру с уже сложившейся схемой и
принципами, быть более привлекательной и увлекательной. Уже давно в
ANN0 не получает должного внимания военная
составляющая. Война, как я однажды сказал, здесь почти не возможна по
причине сложности построения экономики, за счет которой идет
производство военных юнитов. Да и строить их можно только после 3 уровня
(а всего в игре -5). Пушки так вообще можно лить только на
последнем, "дворянском" этапе развития. Наконец, одновременно воевать и строить практически не возможно.
Отметим, что и сама военная часть по сравнению с
ANNO-1701 полностью изменилась.
В ANNO-1701
армия была представлена кавалерией и пехотой, которые передвигались по
островам небольшими отрядами. Их можно было перевозить на кораблях и
высаживать десанты. В ANNO-1404 сначала нужно
построить на вражеском острове военный объект (лагерь, требушеты) и
только потом - атаковать. Войска здесь другие, что с одной стороны
объясняется другой, более ранней эпохой, но и построены они совсем по
иному принципу. Одним словом, война в ANNO-1404
совершенно не такая, чем в ANNO-1701.
Нарушается игровая преемственность.
Наконец, если аддон называется "Венеция", то можно было бы сделать
красивую карту Средиземного моря, где достаточно островов и заливов. Там
нашлось бы место и Венеции, которая, к сожалению в аддоне не более, чем
красивый лейбл. А ведь можно было сделать так, что вы начинаете свой
путь как венецианский купец, а в качестве соперников вам бы
противостояли не абстрактные персонажи, вроде или, а Генуя, Мальта с ее
мальтийскими рыцарями, или испанское Арагонское королевство с его сильными
морскими традициями. А Султан с его визирем Аль-Захиром мог бы стать
вашим соперником, как экономическим, так и военным. Пусть бы Аль-Захир
сам строил свои города, вам и без них забот хватает, пусть борьбе за
карту превратиться еще и в соперничество дух культур и религий:
европейской и восточной, пусть...
Стоп. Вы скажете, мечтать не вредно? Но это не мечта. Это лишь вариант
сценария, по которому можно было бы сделать действительно увлекательный
аддон, который бы при совсем не больших затратах влил бы в серию новую
жизнь. Стоит лишь напрячь фантазию. Она же у разработчиков игры явно
оскудела. И это может загубить прекрасную серию, снискавшую себе фанов по
всему свету. |
|