ОСОБЕННОСТИ МОДА S.P.Q.R ДЛЯ ROME:
TOTAL WAR
S.P.Q.R родился почти одновременно с "Rome Total Realism"
(RTR) и на его фоне развивался не слишком заметно, хотя с самого
начала имел своих поклонников. Если "Total Realism" был графическим
шедевром (200 новых юнитов!) и брал парадным блеском, то достоинства
S.P.Q.R лежат совсем в другой области, в его идеях и новациях.
В RTR как мы помним, кто играл в него, главным привлекательным
элементом была графика, а новинка - только одна и то появилась
она, начиная с версии 6.0 - это длительный процесс ассимиляции
захваченных поселений.
В S.P.Q.R - сильной стороной являются оригинальные идеи (он
вобрал в себя также ряд других малых модов), а после того как
в результате "джентльменского соглашения" в него перекочевало
и большинство юнитов из "Реализма", МОД приобрел и еще
и зрелищность, о чем можно судить хотя бы по скриншотам.
Добавлены также некоторые новые юниты, нарисованные с "нуля":
карфагенские лучники, нумидийская конница на службе Карфагена,
римские пращники, Бритонские пелтасты и лучники, дакские
бастарны, гвардейские копейщики и меченосцы фараона, гоплиты-меченосцы
и ряд других. Флоты на карте приобрели объемность и исторический
реализм.
Весь перечень особенностей МОДа (таковых- 120 и они -
здесь (WORD.rtf) перчислять
- дело неблагодарное, да и не нужное - игра будет лишена сюрпризов.
Остановлюсь лишь на наиболее интересных.
Самая важная особенность S.P.Q.R - это размах, сложность и массовость
сражений. Длявсех
фракций число воинов в отряде увеличено. Например, когорта -
83, римские велиты- 90, кавалерия - 48. Противник (Ai)
стремится набрать армию до полного флажка, причем число легкой
пехоты незначительно, а тяжелая - преобладает. Из за этого сражения
приобретают ожесточенный, более затяжной, но в то же время -
более захватывающий характер.
Время найма юнитов - 0 ходов. Это значит, что вы можете сразу
заказать столько юнитов в одном городе, сколько позволяет его
окошко, и если в нем достаточно населения и если у вас хватит
денег. Все заказанные юниты появятся на следующем ходу. Таким
образом вы мгновенно можете собрать целую армию, и такая же
возможность есть у AI. Это - принципиальное отличие S.P.Q.R
от других МОДов и в этом же - его слабость. Сражения получаются
эффектными, но кампании развиваются очень медленно.
Легионы обрели свое "лицо" - теперь первая когорта каждого легиона имеет двух
знаменосцев: один несет флаг когорты, второй - флаг легиона
с его номером. Именные легионы помимо Италии могут набираться
только в тех местах карты, где они реально формировались исторически.
Провинция, где можно набрать легион, обозначена значком щита
на глобальной карте. Однако легионы, набранные в Греции или
на Востоке и других провинциях, намного слабее, чем набранные
в Италии и ее ближних провинциях, но сильнее союзнических войск.
Здесь полный
список (WORD.rtf) легионов,
обоих типов, их имена, номера и зоны вербовки.
В остальных городах можно вербовать лишь вспомогательные национальные
войска.
Также у легиона появилась новая формация : "щиты - стеной",
как в "Barbarian invasion".
Вы можете вербовать генералов, так же легко (1 ход), как и простые
войска. Они правда, не имеют "послужного списка" и "звездочек",
пока не одержат побед, и не входят в состав "семьи", а следовательно
- не имеют наследников. Но возможность нанять полководца в любом
городе, особенно в дальних походах и для гарнизонной службы,
очень удобна.
Очень дороги стали дипломаты, шпионы, убийцы - 3000 динарий,
отсюда их большая ценность и индивидуальность.
В S.P.Q.R есть возможность ночных сражений. И не только ночных:
битва может происходить в разное время суток: на заре, днем
или в лучах закатного солнца.
Доступны для контроля все фракции, кроме Испании, Сената (SPQR),
Нумидии (на ее месте непроходимая пустына) и Slaves.
Еще
некоторые изменения. Городов на карте больше чем в оригинальном
RTW, но меньше, чем в RTR. У Рима только один храм - Юпитера,
таверны имеют эффект только у варваров, на римскую "фракцию"
они оказывают отрицательный эффект. Только римляне могут
строить мощеные дороги.
Слонов могут выставлять также Армения и Египет, но
только в том случае, если имеют провинции, где водятся
эти гиганты. Преторианцы (и пехота, и кавалерия)
в начале игры есть только у Сената. Однако у каждого кавалерийского
отряда римской армии теперь появился свой командир. После реформ
Мария вместо городской стражи можно строить городские когорты.
Триарии могут сражаться не только копьями, но и мечами. Кавалерия
AI активнее совершает рейды по флангам и тылам. Повстанцы
усилились, у них появились свои элитные войска, "рогатые" воины
("буйволы") - у испанцев, иудейские лучники - у восточных.
КАК УСТАНОВИТЬ S.P.Q.R 7.0
Мод устанавливается самостоятельно на RTW версии 1.5.
МОД не ложиться на предыдущие версии S.P.Q.R.
Последовательность шагов.
Деинсталлируйте RTW с вашего компьютера, используя Диск RTW
от 1С. Деинсталляция по умолчанию будет производится из папки
C:\Program Files\Rome - Total War.
Наверняка там у вас уже стоит один из МОДов (вероятно "Total
Realism"). Чтобы не повредить его создайте резервную папку ,
например, "Total Realism" и скопируйте туда все содержимое папки
Rome Total War. В дальнейшем, если хотите играть в разные МОДы,
пользуйтесь процедурой "Как установить несколько вариантов RTW
на один компьютер, что подробно описано
здесь.
У меня, к примеру, стоят RTW 1.2., RTW 1.0, RTW 1.5, "RTW -
Total Realism" и RTW - SPQR.)
После того, как удалили RTW, установите лицензионную версию
1.0 от 1С. Затем поставьте на нее русскую версию патча 1.5 от
1С (см. в левой колонке). Патч должен лечь на версию 1.0 (патчи
1.2 или 1.3 ставить не надо). Затем инсталлируйте МОД. Внимание,
при инсталляции патч укажет вам путь C:\Program Files\Activision\Rome
- Total War, как это принято в английских версиях.
Укажите ему верный путь: C:\Program Files\Rome - Total War
Все - можете играть. Это еще одно из достоинств МОДа - он ставиться
легко на русскую версию патча и будет у вас практически русифицирован.
Важно: во время первого хода появиться "советник". Щелкните
на его портрет. В панели "советника" почернеет кружок в правом
нижнем углу панели - "покажи мне как". Кликните на него. Опция
включиться и будет работать, пока вы не выйдете из игры. В дальнейшем
при новой загрузке вам следует повторить процедуру. Эта опция
включает очень важные события в игре.
Карта
Древнего Мира в S.P.Q.R. Нумидия непроходима, Испания
контролируется повстанцами.
Ничто, конечно, не идеально, и S.P.Q.R. - не
исключение. В игре возможны вылеты. Однако при восстановлении
с опции autosave игра продолжается. Заметил визуальный баг -
в положении "держать позицию" юниты начинают странно дергаться
(не всегда и не все, но баг распространенный). В целом
мне понравился умный, масштабный и оригинальный S.P.Q.R. В нем
я прошел три небольшие кампании и вот что получилось.
НА СЛУЖБЕ У ВЕЧНОГО ГОРОДА
В принципе S.P.Q.R. оптимизирован под игру за Рим. С этой "фракции"
я и стартовал, обнаружив, что вне конкуренции - ни Бруттиев,
ни Скипиев в игре нет, осталось только наше гордое семейство
Юлиев.
И Сенат. Он все еще есть и все еще командует. Но его задания
выполнять стало невероятно трудно, а главное - невыгодно (своих
проблем хватает) и с самого начала я стал подумывать о гражданской
войне, чтобы установить полный контроль над Вечным городом.
Для этого под рукой изначально были две мощные (полный флажок),
прокачанные до серебряных нашивок армии: Северная и Южная. Только
они имеют триариев и принципов - набирать тяжелую пехоту можно
не раньше, чем к 10 ходу. До тех пор у вас есть возможность
восполнять потери лишь гастатами и наемниками (их мало и большой
роли они не играют). Да и денег в начале у Юлиев всего 1000
- не развернешься.
Но разборку с Сенатом пришлось отложить.
S.P.Q.R стартует в 270 г. до н.э. Пирр уже покинул Италию, началась Первая
Пуническая война, когда римский гарнизон занял Мессину в Сицилии.
К ней на уже на втором ходу подступило карфагенское
войско и , что меня озадачило, сразу, без осады, кинулось на
штурм. Карфагеняне со своими слонами медленно двигались вдоль
моих стен, причем, что и вовсе странно, таранов у них не было!
Как же они собираются брать город?
Внезапно ближайший слон развернулся и начал ломать бивнями частокол.
Вот это сюрприз! Забор вскоре рухнул и клыкастый монстр ворвался
в ряды моей городской стражи. За ним, радостно галдя,
хлынула бесчисленная карфагенская пехота. Гарнизон Мессины пал
смертью храбрых.
Озлобившись, я переправил в Сицилию свою могучую Южную армию,
но тут на севере массами обнаружились галлы.
Моя Северная армия в первом же сражении с ними так поистрепалась,
что угроза галльского нашествия нависла над центральной Италией.
От рейда на Сицилию пришлось отказаться, перебросив Южную армию
на угрожаемый участок карты. Как выяснилось, вести войну на
два фронта Рим в начале игры не может. Поэтому приальпийская
Галлия стала ареной жестоких сражений. Постепенно я оттеснил
варваров к предгорьям. Тут выяснилось, что карта в S.P.Q.R
тоже изобилует сюрпризами. Горы в прямом смысле подросли, они
стали сильно возвышаться над картой и на уровне тактических
сражений появились новые возможности - не только холмы, но и
плато. Проходы в горах стали очень узкими, а многие места на
карте в целом (аравийские и нумидийские пустыни) - совсем непроходимыми.
Зато форты - дешевые - 100 денариев и можно легко запирать
ими перевалы.
Лишь где-то на 20 ходу мне удалось переправить первое войско
за Альпы и в Грецию, где Македония объявила мне войну. Ну а
войны в RTW, как вы знаете, длятся долго, поэтому перейду к
следующему сюжету.
РАЗГРОМ СЕЛЕВКИДОВ
Мне всегда хотелось сыграть за Селевкидов, осколок распавшейся
империи Александра Великого. Решил - теперь или никогда. Царство
это, однако, не подарок. Города разбросаны на большие расстояния,
подкреплять их войсками трудно, враги со всех сторон: парфяне,
Египет, Понутс, бактрийцы - и все хотят отхватить от меня кусок.
Война на четыре фронта! Еще беда - на втором ходу от меня отложился
мятежный Иерусалим (вечно бунтующие иудеи). Отправил войско
- проучить отступников, но на подходе встретил превосходящую
египетскую армию и пережил страшный разгром. Спешно двинул новую
армию под опытным командованием, но в это время с двух сторон
вторглись понтийцы и парфяне. Война превратилась в основном
в защиту моих городов, которые, сражаясь до последнего солдата,
тем не менее переходили в руки противника один за другим.
Тактика - построить баррикаду поперек улицы из фаланги срабатывала
не всегда - тяжелая пехота и кавалерия врага ломали строй копий.
В поле вражеские фаланги тоже не расползались, как в классическом
RTW, а наступали преимущественно сомкнутым строем, длинной стеной
- еще одна новинка в S.P.Q.R. Сокрушить их было сложно.
Мой единственный дипломат сбился с ног, прося о мире, предлагая
взятки, но враги с холодным равнодушием продолжали пожирать
мое царство. Несколько крупных, но локальных побед положения
не исправили. Преуспел я только в войне с Египтом. Причем моя
армия, выступавшая против него, на две трети состояла из конных
метателей дротиков. Их "дьявольский круг" производил такие опустошения
в рядах врага и сеял такую панику, что моя немногочисленная
пехота легко довершала разгром. Эта единственная армия у меня
тоько и оставалась, когда мой последний оплот - Антиохия, пала,
и царство Селевкидов престало существовать.
БЛЕСК И БАНКРОТСТВО КАРФАГЕНА
Ну вот мы и в Хопре. Я хотел сказать, в богатом и могучем Карфагене.
Эта "фракция" в S.P.Q.R. самая зажиточная: 60 000 (!) стартовый
капитал, две полнофлажковые ветеранские армии в Сицилии, готовые
вторгнуться в Рим. Города и серебряные рудники в Испании, а
сильный Египет - в союзниках. Враждебной Нумидии в тылу нет
- там пустыня. Для наступательной войны все условия. И я ее
начал. Злорадно взял римскую Мессину в Сицилии и с удовольствием
поэкспериментировал, как мои слоны ломают ограду вокруг города.
Растоптав несчастный гарнизон, немедленно переправил на своем
огромном (абсолютное превосходство на море!) флоте оба победоносных
войска в Италию, заведомо зная, что мне там противостоит лишь
одна Южная римская армия. Римляне дорого продали нам победу,
но мы одолели и юг Италии склонился под карфагенским мечом.
Интерес к кампании стал пропадать. Но...
Как говаривал Гамлет, "не все благополучно в королевстве Датском"
- в нашей древней карфагенской республике. После своей героической
победы я разделил силы, направив армии порознь, одну восточным,
другую западным берегом италийского "сапога", забыв про Сенат
и его резервную армию. Столкнулся с ней ночью и моя западная
группировка была изрублена фиолетовыми преторианцами в
хаотичном ночном сражения. Восточная поспешно пошла назад и
заперлась в Кротоне, где назревал бунт.
Вдруг разом кончились деньги. Бюджет стремительно ушел в минус
- все сожрали огромные армии и флот, который спешно пришлось
пустить на слом. И самое опасное, в Испании, и даже в моей африканской
вотчине прокатилась волна восстаний. Испанцы - понятное дело,
всегда бунтуют, это и в оригинале RTW было, а вот "родные" карфагенские
диссиденты просто поразили. Появляются во главе многозвездных
главарей, на месте не стоят, почти сразу приступают к осаде
городов, а войск там моих кот наплакал - все резервы беспечно
плывут в Италию. Началась гражданская война. Примерно 5-7
ходов я жил полным банкротом, дожидаясь, пока мой экономический
баланс из отрицательного превратится в положительный.
Все это время повстанцы не дремали, а римляне собрали новую
армию и осадили меня в Кротоне. Два штурма мы отбили, но после
второго я так ослаб (денег-то на новые войска нет!), что решил
вывезти гарнизон морем в Сицилию. Положение сложилось
такое же как и при старте, только хуже. Денег - мало, обе профессиональные
армии погибли, флот пришлось распустить. Вот тогда и началась
по настоящему трудная, долгая, и увлекательная карфагенская
кампания.
|
|