БОЛЬШОЙ МОД
В мире игр довольно мало примеров, подобных такому явлению как мод «Magna
Mundi» для «Европы-3». Мод существует очень давно, он развивался и рос
параллельно с самой «Европой», со всеми ее аддонами. Смело можно
сказать, что он затмил ванилу в глазах большинства фанов. Для игры в
него потребуется изучить объемное описание, побольше, чем ванильное. И
как апофеоз – сегодня мы наблюдаем, как «Magna Mundi» превращается в
самостоятельную игру. Под крылом все тех же «парадоксов», благосклонно
патронировавших модные проекты, вырастающие в игры. Уже сейчас можно
заявить, что «Magna Mundi» будет отменной игрой, игрой для настоящих
любителей «Европы».
Давайте вкратце обрисуем, что это за мод. В конце концов, в него-то с
чистой совестью можно играть бесплатно. Прежде всего авторы мода
основным направлением своей деятельности определили более глубокое и
честное моделирование исторических процессов в рамках «Европы».
«Парадоксы» только начали движение в эту сторону, а продолжать и
развивать его, как всегда, предоставили модмейкерам.
В идеале это моделирование должно выглядеть так: авторы игры закладывают
в ее механику правила, отвечающие историческим процессам, а фракции во
время кампании адекватно реагируют на них. В целом это не должно
полностью связать свободу действий или альтернативу развития событий. В
частности, открытие Америки должна совершить держава, в которой в нужное
время сложились нужные условия, а не обязательно Испания или совершенно
случайно выбранная держава. Реформы Петра Первого отнюдь не обязательно
будут активированы, но раз запустив, их нельзя свернуть в одночасье по
собственному «хотению». Технологический прогресс не должен определяться
какими-то жестко заданными «технологическими группами». Важное значение
приобретают международные контакты, социализация населения и другие
составляющие.
Примеры можно приводить едва ли не бесконечно, но суть, думаю, схвачена.
Естественно, идеал недостижим. Авторы всегда ограничены игровой
механикой и выбранной моделью. При этом модель не должна быть чрезмерно
сложной, чтобы игра все-таки оставалась игрой и доставляла удовольствие,
а не головную боль. Но продвинуться дальше ванилы вполне реально, да и
создателям «Magna Mundi» это удалось.
Кроме этой базовой концепции, мод буквально нашпигован новшествами. Как
очевидными и сразу заметными, так и скрытыми от поверхностного взгляда.
Переработано все – торговля, колониальная политика, национальные идеи,
формы правления, религия и многое другое.
ПОД МИКРОСКОПОМ
Я не буду расписывать во всех подробностях MMU. В конце концов, просто
пересказать руководство – дело нехитрое. А при наличии гугл-переводчика
доступное даже для не владеющих английским. Мод существует так долго,
что на многих русскоязычных форумах по нему накоплены тонны информации,
по объему далеко превосходящие рамки нашего обзора. Но не отметить
основные нововведения было бы совсем неправильно. Так что давайте
вооружимся микроскопом да присмотримся к отдельным областям.
Про технологический прогресс и тех. группы выше уже упоминалось. Теперь
чуть подробнее. Тут все управляется модификаторами. При равной базовой
скорости исследований с помощью модификаторов (положительных и
отрицательных) вычисляется итоговая скорость. Чисто теоретически любая
страна может снять все штрафы и рвануть в исследованиях по последнему
слову европейской науки. Так восстанавливается некая справедливость при
сохранении некоторых историко-географических особенностей. По-моему,
очень удачно.
Радикальным изменениям подверглось военное дело или даже все аспекты,
связанные с военной системой. Прежде всего, в MMU вводится зависимость
стоимости содержания, эффективности действий войск от пропорции
кавалерии, артиллерии и пехоты. А то знаем мы хитрецов (сами такие),
которые на начальных этапах строили армию исключительно из кавалерии с
высоким параметром натиска и гоняли превосходящие по численности ИИ-шные
пехотные полчища.
Второе – возможность присоединения провинции без подписания мирного
договора, прямо во время войны. Нечто подобное уже было, и в войнах с
ордой, и в захвате колоний, но теперь это распространено на любые
провинции. Тут не все так просто, конечно, вероятность события зависит
от массы параметров вроде соотношения культурной группы противников или
их религии, но все равно страшно приятно.
Модификаторы, зависящие от положения ползунков внутренней политики,
изменены практически все. Более того, эти настройки влияют практически
на все. В частности, на уже упомянутую возможность снятия/получения
модификаторов скорости исследования технологий. Точно так же изменены
эффекты от национальных идей. Дальше – больше, они (нац. идеи) вообще
приведены в большее соответствие логике. Ну, не может в принципе горный
Тибет без выхода к морю получить хоть одну морскую идею. Да она ему и не
нужна. Очень и очень болезненной становится смена национальной идеи.
Тут, пожалуй, сто раз почешешь в затылке, прежде чем решишься на такие
потрясения. Так что выбирайте идеи с умом и прицелом на далекое будущее.
Принципы исследования новых земель кое в чем даже напоминают вторую
«Европу». Хотя бы уже ивентными первопроходцами. Пока все страны ждут
возможности самим формировать конкистадоров, имеющие преимущество могут
получить даже самого Колумба. Кроме того, внедрена масса решений по
открытию различных историко-географических путей вроде пути в Индию. Что
же до основанных колоний, то они со временем куда чаще и настойчивей
будут стремиться к независимости. А уж насколько это исторично и логично
и говорить не приходится.
Не претендуя на полноту охвата всех отраслей игры, коснемся еще религии.
То, что больше всего поразило лично меня – это куда более сложная
система обращения провинции. Только что обращенная провинция стремится
вернуться (и обязательно возвращается) к исходной религии большинства.
Приходится посылать второго миссионера, третьего – пока не удастся
обратить большинство населения. Получила развитие и идея мирового
еврейства. Евреев можно изгонять, привлекать, давать им права, загонять
в гетто – все имеет свои плюсы и минусы.
В общем, как уже отмечалось выше, полностью охватить все новшества в
рамках краткого обзора не представляется возможным. MMU – это мега-мод,
мод задающий моду и определяющий будущее игростроя. На том и закончим. В
конце концов, лучше один раз увидеть, чем не увидеть ни одного раза.
УСТАНОВКА
Мод предназначен для «Наследника трона» версии 4.1. В архив
входит установщик мода версии 1.26, русификация от русскоязычного
сообщества фанов и русские шрифты для тех, кому понадобятся. |
|