УЛУЧШЕННАЯ ЕВРОПА 3
Доброго времени суток, дороге читатели! Уже
третий год любители глобальных стратегий рубятся в «Европу 4», а
Парадоксы не устают радовать игроков всё новыми и новыми аддонами. Но
значит ли это, что старушка «Европа 3» ушла на покой? Ни в коем случае!
Более того, она вполне может дать фору вроде бы навороченной и
пропатченной по самое не могу молодке. Как? А вот об этом я сегодня вам
расскажу.
Наш «поциент» - частый гость выпусков интернетварса. Это некогда очень
популярный старенький мод «Manga Mundi». В своё время о нём писали в
игровых журналах, а фанатская база, пожалуй, была больше чем у любой
поделки на «Европу 4». В чём же причина такой популярности? Разработчики
решили максимально реалистично отразить Новое время в рамках механики
игры по принципу «историчность процесса важнее историчности результата».
Надо сказать, получилось это у них как надо. Об этом свидетельствует
такой факт: Парадоксы позволили авторам мода разработать собственную
игру! Но, к сожалению, проект по техническим причинам закрылся в 2014
году. А, так как авторы отдали все силы игре, мод фактически остановился
в своём развитии на версии 2011 года.
С выходом новой «Европы 3. Божественный ветер», были попытки перенести
классику на свежий аддон – но дело не заладилось. Казалось бы – тушите
свет, и Цезарь тоже смертен. Но нашёлся один умелец, не без гордости
хочется отметить – наш соотечественник, Gambit, который перенёс, да ещё
и русифицировал этот бриллиант модостроения на самую новую версию «Европы
3». А вишенкой на торте стала новая расширенная карта.
Важно заметить, что за всё хорошее приходиться платить, и в текущей
сборке мода вырезаны все специальные возможности за неевропейские страны,
однако на то игра и Европа – Новое время крутиться вокруг этого
небольшого уголка необъятного Старого Света.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Уже успело вырасти новое поколение «Еушников», поэтому для начала
неплохо будет устроить для них экскурс что есть вообще «Манга Мунди» и с
чем его едят. Как уже говорилось, мод заявлен историческим. Поэтому,
если вы ищите симулятор маляра, вам увы, не сюда. Национализация
провинций происходить по усложнённому алгоритму, на который влияют и
советники, и дипломатическая репутация, и культурно-религиозные
особенности национализируемого региона. Подчинив за крестоносцев
греко-турецкую Смирну, я сто лет ждал появления вожделенного «щитка».
Зато на присоединение братской Флоренции за Венецию, с учётом съевшего
на переговорах собаку правителя и гениальных послов, заняло всего лишь
12 лет.
Претерпел изменения процесс смены религии в провинции. Отправив
священника единожды в провинцию с чуждой верой, вы лишь создадите там
небольшую общину своей конфессии. Тоже кстати, одна из особенностей
мода: в провинциях теперь проживают представители сразу нескольких
вероисповеданий. На полное обращение же может уйти 5-6 миссионеров и 30
лет интенсивной «бомбёжки умов».
Ассортимент советников расширился: кроме стандартных шерифов, художников
да монетных мастеров появились такие колоритные личности как еврейский
купец, имам, рыцари Ордена Святого Иоанна, и даже талантливые аборигены
из ваших колоний! При этом роль советников подросла, они влияют на
многие модификаторы и могут «привлечь» вкусные ивенты. Или вызвать
реформацию, если конечно, талантливый но слишком смелый богослов найдёт
себе место при дворе.
Однако это всё мелочи, по сравнению с, пожалуй, ключевым нововведением
мода - «эффективностью управления». Это переменная, которая вызывает
модификаторы, напрямую влияющие на внутреннюю политику вашей державы.
Меньше эффективность – больше проблем, вплоть до неконтролируемого роста
инфляции и ивентов на революцию. Эффективность управления зависит от
множества факторов: национальные идеи, форма государства, соотношение
национальных провинций к инородным, административные способности
правителя, внутренняя безопасность и уровне пиратской угрозы.
Кстати о последнем. Тема Весёлого Роджера раскрыта в моде очень
подробно. Здесь есть и классические разбойники Карибских островов, и
каперство, но наиболее детально и, не стесняюсь этого сказать, любовно
авторы раскрыли Берберское пиратство. Между прочим, незаслуженно
позабытое даже в ванильной «Европе 4»! Хотя мусульманские корсары почти
весь игровой период наводили страх на весь христианский мир. В поисках
наживы и рабов их корабли доходили даже до Англии.
Мимоходом вспомним очерк Александра Морозова об этом явлении.
Реализовано пиратство с одной стороны стандартными кораблями под чёрным
флагом (появляются, если в морской зоне долго не было морских патрулей),
с другой – ивентами. Каждая прибрежная провинция может оказаться жертвой
пиратов. Появляется ивент, по результату которого пострадавшая
территория может получить минус к налогам и торговле, или даже лишиться
части населения. Чтобы избежать этого, можно построить в локальную
систему обороны (10 игровых дукатов) только в определённой провинции или
поступить масштабнее и организовать защиту от разбойников на уровне
всего государства. Но в таком случае придётся раскошелиться. И то не
факт, что меры сработают. Наконец, можно применить оба способа сразу –
«двухуровневая» система защиты точно не позволит вашей торговле
заглохнуть, но и влетит в копеечку. Однако здесь также важен уровень
вашего флота, принятые национальные морские идеи, уровень разбоя у ваших
соседей а для средиземноморских стран ещё актуально развитие берберских
портов (Алжир, Оран, Тунис и т.д) и поддержка берберов правителями
приморских государств. В числе последних могут оказаться не только
мусульмане - правитель-христианин может попробовать пойти на «сделку с
дьяволом» и воспользоваться кровожадными берберами в своих целях.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Конечно, советники и пираты вах как хорошо, но «Европа» всегда была в
первую очередь игрой во внешнюю политику. А что же «Manga Mundi» может
предложить здесь? Совершенно перелопачена система колонизации. К добру
или худу, но века до 17 колонизировать провинции вы сможете лишь по
ивентам и только при совпадении определённых условий. Для покорения
Нового Света как можно раньше придётся изначально готовить страну к
путешествиям, выбирая верные национальные идеи. И владеть портами на
побережье Атлантики. Когда же появятся первые колонии, вы столкнётесь с
многочисленным ивентами на взаимодействие с местными: в условном Араваке
с ними можно торговать и даже покрестить, а вот на Манхеттене лучше
построить форт, а то и загодя истребить дикарей!
Из описания мода следует, что усложнены отношения внутри Священной
Римской империи. Увы, сам за германские княжества не играл, но судя по
обилию ивентов, доходивших до моего Родоса, и интересной механике
«императорских доменов» ( эти территории принадлежат тому, у кого в
настоящий момент титул императора) – не врут. В файлах существует целая
линейка ивентов на межконфессиональную войну в Империи, заканчивающейся
настоящей всеевропейской конференцией. Проработана и логика аи – при
попытке моих Иоаннитов перекрестить еретиков в Мюнхене после
Аугсбургского религиозного мира император, до этого даже подкидывавший
деньжат на обращение протестансткого Брандербурга «силовым путём»,
объявил мне войну!
Вообще, раскол католической церкви проработан очень детально. Возможен
даже вариант «мягкой реформацией» с приходом к компромиссу. Всё зависит
от решений папского престола. Наместники Святого Петра теперь выбираются
не сразу после кончины предшественника, а после выборов Конклавом.
Выборы же эти иногда длятся годами… Получив тиару новоиспечённый
понтифик получает черту характера, от который и зависит поведение папы в
дальнейших ивентах. Есть настоящие праведники, твёрдо стоящие на своём.
Есть ярые фанатики борьбы с неверными. А есть расчётливые интриганы,
старающиеся подчинить себе европейских государей!
Впрочем, те тоже не лыком шиты. Аи не то чтобы гениален – например он
никогда не снимает осады. Однако во внешней политике кремниевый дипломат
достаточно последователен. Показателен такой пример: активно участвующая
в крестовых походах Англия не пошла по пути протестантизма и разрешил
свои длительные противоречия с Римом. Так что торговые союзы быстро
разбухают, унии появляются, образуются мощные союзы и никто не будет
мириться с выскочкой-игроком, если тот попытается отобрать под носом у
императора половину империи или влезет в чужую сферу влияния.
Впрочем, можно действовать скрытно – тогда компьютеру будет на порядок
сложнее. Одним из самых интересных инструментов дипломатии в Манга-Мунди
является шпионаж. Увы, искусственный интеллект (или скорее скриптованый)
не может использовать их тем же эффектом, что и игрок. А возможностей –
море! Можно устроить чуму во вражеской столице, выкосив её население.
Можно фабриковать претензии. Можно обрушить экономику врага, завалив его
фальшивыми монетами. Можно убивать советников, королей, вызвать
дезертирство в армии, подкупать крепости, разрушать торговые союзы…
Такое разнообразие воистину подкупает.
Однако рано или поздно высокопарные слова, золотой гульден и шпионский
кинжал уступают место пикам и аркебузам, так что поговорим о них.
В боевой системе ключевую роль играет дисциплина. Здесь, пожалуй,
кроется большая проблема мода – очень легко эту самую дисциплину
повысить за счёт советников. Тогда война с компьютером при равных
войсках превращается в избиение младенца. Подрос в разы штраф от
местности, он, как я понял, ещё зависит от времени года. При «удаче»
ваши войска могут влететь так, что получат минус 7 к броску кубика. Аи
вроде более-менее учитывает это, и особо старается не подставляться, но
такая предосторожность беднягу все равно не спасает. Однако, не будем о
грустном! Например, аи достаточно агрессивен. При наличии свободных
армий он будет пытаться гнать ваши и в хвост, и в гриву! Тем более что
равного по силе врага ещё найти надо, а обычно воевать вам придётся с
большими силами – так что свои тактические и стратегические таланты
вполне есть где реализовать. Например, сев за Орден Святого Иоанна.
Именно с него я начал знакомство с этим модом. Со старта на руках лишь
Родос, качественный и крупный по меркам Средиземноморья флот, дефицитный
бюджет и микроскопическая армия. Это-то с приростом рекрутов чуть ли не
под 50 человек в месяц! Ну что за дело? Одно хорошо – что флот, что
армия по своим характеристикам лучшие в мире: крестоносцы со старта
имеют хорошие национальные идеи и специальные модификаторы.
Самое интересное в игре за Орден то, что в принципе этих сил вам вполне
хватит. Ваша задачи: уничтожить берберское пиратство (для этого надо
захватить 11 крупнейших мусульманских портов), избавить Европу от угрозы
Осман и, при возможности, хотя де-юре это главная цель, освободить гроб
господень! Активно воюя с неверными вы получайте помощь от европейцев, а
трофеи от блокады всей Мавритании (с советниками на эффективность
блокады) дают астрономические доходы. Долгое время можно обходиться
вообще без базы на материке, накапливая капитал и периодически разоряя
берберские города морскими десантами. Ну а когда придёт время…
открываются интересные перспективы создания христианского востока.
Государства на перекрестие культур. И не факт, что оно пойдёт по пути
именно католицизма. Повторить интригу последнего Великого Магистра
Тевтонского ордена в декорациях солнечного Средиземноморья – чем не
интересная перспектива? Или покорить весь Ближний восток во славу
Римского папы? А может Понтифику не нужны никакие доминиканцы, и
Иоанниты на раз подавят всякую протестантскую ересь в Европе?
Ну а если звание Великого Магистра вас не прельщает, можете попробовать
себя в роли Светлейшего Дожа, государя Московского, а то и самого
Римского императора! Даже на «синей капле» - Франции, найдётся много
интересных проблем и нюансов, с которыми очередная игровая партия станет
атмосферным экскурсом в прошлое. |
|