ПЛАТНЫЙ «КОТ В МЕШКЕ»
Мод «Dies Irae. Götterdämmerung» («Судный день. Гибель богов») для «Hearts
of Iron 3» - мод не совсем обычный. Он – как бы это помягче сказать? – он
платный. То есть официально мод не лежит в открытом доступе и не
предназначен для свободного скачивания. Это в нём самое необычное.
Конечно, сейчас нас уже не удивить платными фанатскими дополнениями к
стратегиям от Paradox. Их мы видели немало: «Arsenal of Democracy», «Darkest
Hour», «Iron Cross» - для HOI2, «For the Glory» для EU2. Но всё это примеры
настоящих дополнений, на порядок превосходящих даже парадоксовские аддоны,
изменяющие игру до неузнаваемости. Играть в них действительно интересно и
потраченных денег ничуть не жаль.
Не то с «Dies Irae. Götterdämmerung». Это именно мод, а не аддон-дополнение
(даже устанавливается не поверх игры, а в папку mod). Он не вносит в игру
ничего принципиально нового, не меняет механику, даже баланс остаётся
ванильным. Так за что же с нас берут (хотят взять) деньги?
Пусть и небольшие - рублей 30-40, но всё-таки! Постараемся ответить
на этот вопрос и просветить рентгеном платного «кота в мешке».
УСЫ, ЛАПЫ И ХВОСТ
Как известно, у котов вместо документов «усы, лапы и хвост».
Соответственно, особые
приметы
мода – тема, графика, технологии. Давайте пройдёмся по ним.
Итак, тема мода. Мод разработан исключительно под игру за Германию.
Соответственно, именно для неё и введены все изменения. Играть за другие
страны, конечно, можно, но игра за них вообще ничем не будет отличаться
от ванилы. Так что об этой возможности и говорить не стоит.
Можно по-разному относиться к нацистской Германии, к Гитлеру и
генералитету Вермахта, но я убеждён, что переносить это отношение на
игры – глупость высшей пробы. Довести до абсурда можно любую идею. Но
доводить её не надо. Не секрет, что в игромире симпатии большинства на
стороне, исторически проигравшей. Предпочитают играть за Наполеона, а не
Веллингтона, за дикси, а не янки, за Германию, а не Великобританию.
Поэтому и во многих модах внимание уделяется гитлеровской Германии (или,
на худой конец, Японии Хирохито), а не Союзникам или СССР. Тем более,
что в угоду политкорректности немцы и так обездолены. Даже исторической
символики лишены. «Dies Irae. Götterdämmerung» - типичный мод из плеяды
сочувствующих побеждённой стороне.
Изменения, внесённые в игру, немногочисленны и подразделяются на
графические, новации в дереве технологий и ивентные.
Графика мода – первое, что замечает игрок. В «Dies Irae. Götterdämmerung»
она затронула главное меню, элементы экранов производства, технологий и
шрифты-шрифты-шрифты. Да, кругом, куда ни упадёт взгляд, господствует
готический шрифт. Ну, или то, что я так называю. На истинность названия
не претендую, так как не специалист. Ну, наверное в Третьем Рейхе тоже
любили так писать. Господь с ними. В конце концов, от того, какими
буквами набросаны пункты меню, игровой процесс не зависит.
В большей степени он зависит от новаций в дереве технологий. Они не так
богаты, как могли бы быть или как есть в других модах. У нас даже есть
возможность упомянуть их все. Во-первых, слегка подрихтована вкладка
«Пехота». Плашки кавалерии, ополчения упразднены. Зато появились две
новые в разделе «Лёгкая пехота» - «Полевые части Люфтваффе» и «Егеря».
Соответственно, это так же новые юниты.
Кроме существовавших вкладок, появились две новые – «Операции» и «U-Boat»
(даже переводить не хочется, так гармонично и романтично звучит, но для
тех, кто не в курсе – «Подводные лодки»). Остановимся на содержащихся в
них технологиях подробнее.
«Операции» - это варианты знаменитых операций и планов Вермахта, дающие
те или иные бонусы после их разработки Генштабом (ну, как бы Генштабом,
представить-то себе можно). Например, план «Вейс» - план нападения на
Польшу. Актуальный год – 1939-й. Бонус – плюс 5% к скорости атаки. План
«Везерюбюнг» - вторжение в Данию и Норвегию. Актуальный год – 1940-й.
Бонус – появляется возможность перевозить войска на боевых кораблях.
Правда, вместительность их невелика. Скажем, чтобы поднять одну дивизию,
потребуется с пяток линкоров. Но всё-таки. Есть тут и план «Гельб»
(вторжение в страны Бенилюкса), и операция «Танненбаум» (захват
Швейцарии). Конечно же на мести и знаменитый нереализованный «Морской
лев» (существенно увеличивается эффективность амфибийной атаки). И
естественно «Барбаросса»! А как же без неё?
Вкладка «U-Boat» для Германии фактически заменяет и расширяет
соответствующий
раздел
эскортной морской вкладки. Подводные лодки – одно из главных оружий
Германии в обеих мировых войнах. Им и уделено в моде повышенное
внимание. Они выведены из общей унификации. Прежде всего, подводные
лодки делятся на прибрежный, средней и большой дальности. Для каждого
вида идут свои технические улучшения и развитие тактических доктрин
(«Волчья стая» - куда без неё?) Общими улучшениями являются всякие
сонары, радары (антисонары, антирадары) и торпеды.
Теперь о событиях, ивентах, решениях. Их, конечно, в игру добавлено
заметно для глаза. Это и исторические события с отставкой Фритча (Бломберга,
кажется, не тронули) и принудительной заменой любимого всеми игроками
министра военпрома Яльмара Шахта (+10% к ПП – так терять жалко). И
решения о проведении уже упомянутых операций – одно из непременных
условий активации как раз и есть изучение соответствующей технологии. И
такие важные ивенты как принятие четырёхлетнего плана развития и выбор
той отрасли, которую и будем развивать – лёгкая промышленность, тяжёлая,
аграрный сектор? Я выбрал аграрный сектор – очень нужны были рекруты.
Примерно с периодичностью раз в год в стране происходят съезды партии.
Национал-социалистической, естественно, что тоже даёт разовую временную
прибавку к чему-либо. Пакт Молотова-Риббентропа, торговое соглашение с
СССР тоже приходится подтверждать раз в год, получая в обмен на деньги и
ПП дополнительные ресурсы. Всё это несколько оживляет игру, довольно
скучную в первые три с половиной года.
Отдельной серией идут события о получении исторических частей. Вроде «Голубой
дивизии» добровольцев из Испании или создание русского корпуса РОА.
Конечно, не забыты всевозможные именные дивизии СС вроде моторизованной
дивизии (которая в игре на самом деле бригада) «Великая Германия».
Присутствуют в моде и знаменитые «карманные» линкоры.
И ЧТО? А ничего особенного, ответим мы
в заключение. Всё это не в состоянии как-то заметно изменить ход кампании.
Как бы то ни было, события развиваются своим чередом. Аншлюс, Мюнхен,
Чехословакия, Польша, вторжение во Францию через Бельгию, падение Дании и
Норвегии, бросок на Балканы, Барбаросса, несколько грандиозных котлов от
границы до линии Двина-Днепр, Москва, капитуляция СССР, накопление флота и
авиации, высадка в Британии, скучная война в Африке… Всё как всегда. Не
труднее и не легче.
Я в принципе равнодушен к «исторически достоверным» бригадам и дивизиям СС.
Ни к почитателям талантов германского генералитета, ни к трепетно изучающим
форму солдат не отношусь. Что бы ни говорили про эти дивизии – всё равно они
остаются квадратиками с определёнными параметрами атаки/защиты. Да и погоды
они не делают. Даже десять-двадцать именных бригад при четырёх-пяти сотнях
стандартных просто растворятся в армии.
В целом стоит отметить, что «Dies Irae. Götterdämmerung» оказался
значительно менее интересным и масштабным, чем бесплатные моды «August Storm»
и «DiDay». Есть ли у него плюсы в сравнении с ними? Должен отметить, что
есть. «Dies Irae. Götterdämmerung» значительно более адекватно встраивается
в игру и не требует от компьютерного железа лишних усилий. Он совершенно не
тормозит, при установке на аддон «For the Motherland» все плюсы от плавности
прокрутки карты сохраняются. Чего, к сожалению, не скажешь о неофициальных,
бесплатных модах. У меня они даже на более совершенном компьютере шли много
хуже, чем «Dies Irae. Götterdämmerung» на средненьком ноутбуке. |
|