И СНОВА ТЕМНЫЕ ВЕКА
В нашей галерее модов для «Европы III» уже присутствуют два мода, время
действия которых в той или иной степени перекрывает эпоху Темных Веков.
Это «Aetas Tenebrarum» и «Dark Years». И первый и второй уже не
развиваются. При этом «Dark Years» выпущен под бета-патч, который
сегодня уже днем с огнем не сыщешь во всех интернетах. Тем более поводов
ждать от модмейкеров чего-то новенького.
Ожидания наши будут не напрасны. Сегодня мы поговорим о моде «399AD».
Автор его с названием долго не думал, заложив в него практически всю
суть – старт кампании перенесен на 399 год нашей эры. Чем этот год
примечателен в мировой истории? Ничем особенным, кроме того, что это
ровно на тысячу лет раньше, чем старт кампании в ванильной «Европе III».
Игра идет столько же, сколько и раньше, и кампания заканчивается 1
января 821 года. По объему времени все то же самое, только на тысячу лет
раньше.
И эта тысяча лет дорогого стоит. Мы снова попадаем в темные века к
руинам Римской империи. Впрочем, до руин ее еще надо довести. В отличие
от «Aetas Tenebrarum», где игра начиналась в 476 году. В 399-м же Рим
императора Гонория на карте еще выглядит грозно. Это вся Италия, часть
Балкан, Галлия, Испания, Британия и Африка. На востоке так же доминирует
Константинополь императора Аркадия. Варвары все еще жмутся по окраинам,
проникая лишь на Балканы (готы, вест и ост).
Замечательным свойством мода «399AD» является тот факт, что карта не
ограничивается традиционным Средиземноморьем и Междуречьем. Нет, автор
постарался охватить всю более-менее известную на то время цивилизацию.
От Персии мы переходим к Индии, далее Индокитай и, собственно, Китай.
Япония уже за пределами игровой зоны. Не являясь знатоком исторических
реалий Востока той эпохи, я в обзоре сосредоточу свое
ограниченно-европейское внимание исключительно на Западе. Кого
интересуют судьбы индусов и китайцев, легко может скачать мод и
проследить их, так сказать, на месте.

ЕВРОПА ВАРВАРСКАЯ
Лично, так уж привык, чаще всего изучаю игры о Темных Веках, облачаясь в
плащ вождя франков. Со школы проникся к ним иррациональной симпатией. Не
увидел, почему бы не поступить так же и здесь.
1 января 399 года у франков правит, если позволите так выразиться,
король Теодомар со способностями явно выше среднего (6/8/8). На фоне
соседей-варваров франки смотрятся совсем неплохо – 4 провинции. У
фризов, например, одна, а у саксов две. Далее к северу заседают на
датских землях однопровинчатые англы и юты. На юго-восток – алеманы,
бургунды. Хуже с соотношением сил на западном направлении, там прямо за
Рейном огромная Римская империя, превосходящая варваров в военном и
культурном отношениях. И надо же такому случиться! Задание франкам
выпало как раз атаковать империю, отбить две провинции Белгики.
Кстати, о провинциях. Карта в моде создана практически с нуля. Провинции
нарезаны заметно крупнее ванильных, но это ничего. По опыту своей
кампании могу сказать, их в самый раз.
Франки принадлежат к варварской культурной группе, что дает скорость
изучения технологий 70% от римской. Религия в игре тоже отвечает
времени. Тут несколько языческих вариантов – западно-варварский,
славянский, кельтский, романский. Христианство тоже распадается на
ортодоксальное и арианство, что очень и очень актуально. Ведь именно это
разделение во многом определяло тогда политику и впоследствии судьбу
целых народов. Например, готы так и не слились с романским населением во
многом из-за различий в религии.
Смотрим дальше. Вооруженные силы. Сразу со старта можно выбирать между
двумя вариантами кавалерии (легкой и тяжелой) и тремя видами пехоты –
лучники, секироносцы и метатели дротиков. Различаются они
характеристиками. Как всегда, однозначно лучшего нет. Лучники способны
вести перестрелку, зато секироносцы превосходны в натиске. Вот и думай
тут. Я мудрствовать не стал, сохранил выставленных автором лучников.
Надо сказать, что сначала они мне давали какой-то перевес, но позднее я
стал нести огромные потери от натиска войск противника.
Без штрафа франки могут содержать до десяти полков. Маловато против
римлян. Однако в решениях есть два любопытных свитка. Первый: в любой
момент можно призвать племенное ополчение – дается 6 полков. Второй: во
время войны можно созвать армию для войны – дается 10 полков и 100 монет
в копилку. Монеты, кстати, называются солиды.
Вообще надо сказать, автор не поленился и наполнил мод современными
эпохе иконками, решениями, ивентами и прочей атрибутикой. Здания в
провинциях хоть и не перерисованы, но переименованы соответственно эпохе
(маноры, дороги, многовариантные рынки – малые, большие, рынки рабов).
Национальные решения подверглись меньшей обработке, но и среди них есть
новинки вроде доктрины пехоты (бонусы пехоте) или доктрины кавалерии
(бонусы кавалерии).

ПАДЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Далее расскажу вкратце, как развивались события после принятия
мною должности серого кардинала при франкском короле. Воевать сразу с
Римом показалось страшновато. Для начала решил проглотить
однопровинчатых фризов. Проглотил… и получил 20 бедбоя при пороге в 21
единицу. Благо, при племенном строе спадает этот показатель быстро – 1,8
единицы в год при моем короле. То есть 0,8 от дипломатического скилла и
единица от формы правления. Неплохо.
В 409 году Рим впервые содрогнулся от ивента – от него отпала Британия,
моментально раздробившаяся на однопровинчатые королевства. Ждать, кто
там за сто-двести лет объединит остров я не стал. Высадился в Кенте
(между прочим, тут золотишко добывают) и захватил его. И далее кусал по
одной провинции, переваривая бедбой. Повод для войны у меня был –
племенная вражда, так что все в порядке. К 417 году к пяти материковым
городам я имел три на острове.
Тем временем на востоке постепенно сгущалась туча гуннской орды. В 421
году прогрохотал ивент об Аттиле. Лично я испугался, но зря. Гунны так и
не дошли до Запада, застряв где-то в районе современной Венгрии.
Каталунские поля так и остались невытоптанными.
Зато теми же годами на Рим ополчились все варварские соседи. В Испании
зашевелились свевы и лузитане, из-за Дуная и Рейна полезли германцы, с
Балкан – готы. Решил полезть туда же и я. Надо сказать, что римские
армии все-таки здорово опасны для варваров. Они имеют на вооружении
артиллерию, недоступную варварам, и наносят в бою большой урон. Тем не
менее в 427 году задание оказалось выполненным, Белгика освобождена.
Далее заработали ивенты о федератах. Вернее, не ивенты, а решения. Суть
вот в чем. Варвары требуют у Рима провинцию для поселения. Если Рим
уступает, то заключается перемирие на пять лет, провинция отходит
германцам. Я таким вымогательством захватил две провинции. В 438 году
франки имели на острове 7 провинций и 8 на материке. Солидно.
Именно в этом году сработал ивент о разграблении Рима. Догадываюсь, что
разграбившая его фракция получила денег. Много. Но точно не знаю, так
как сам не успел. Вообще Риму приходится крайне несладко. На него так и
сыплются ивенты, повстанцы и сразу армии варваров в глубине территории.
Думаю, что игарть за него – удовольствие ниже среднего. Зато
Константинополь как стоял, так и стоит. Лишь изредка с Босфора
доносились ивенты вроде «Юстиниан и Велизарий», «Велизарий или Нарсес» -
видна тщательная работа автора мода.
Понемногу на провинции франков заползало ортодоксальное христианство,
после 450 года оказалось возможным изменить вере предков. Я изменил, ибо
выгодно. И денег больше, и спокойствия.
А Рим уже агонизировал, съеживаясь, и не охватывая даже всей Италии.
Признаться, франки приложили к этому если не обе руки, то как минимум
три пальца, оттяпав большую часть Галлии. Наконец, в 480 году прогремел
похоронным колоколом ивент о падении Западной Римской империи. Что ж,
вполне даже исторично, очень близко к 476 году. Тут же для франков
оказалось активным решение «Создать Францию», что они с удовлетворением
и исполнили.
Война за Рим окончилась, начиналась эпоха войн между королевствами. Но
это вам лучше провести уже самим. Так как мод мне показался отлично
проработанным, сбалансированным, наполненным историей, я с чистой
совестью могу его рекомендовать к употреблению. УСТАНОВКА
Мод предназначен для аддона «Божественный
ветер» версии 5.1. Просто распакуйте архив в папку
mod, запускайте лаунчер и выбирайте мод из выпадающего списка. |
|