«ОПЫТ – СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ»
Честно скажу, не ожидал, что онлайновая браузерка «Княжеские
войны» настолько затянет. Игра явно попала в резонанс с моими игровыми
предпочтениями. Неспешная стратегия с большой экономической частью.
Планирование войны едва ли не на уровне глобуса. Сложное маневрирование,
относительно небольшое количество сражений, рассчитываемых
автоматически.
Мастерство требуется демонстрировать не на поле боя. Коль скоро вы дошли
до него, уже поздно что-либо менять. Нет, мастерство требуется
демонстрировать на уровне планирования. То есть играть не бицепсами, а
мозгами. Определенно игрушка затянула прожженного любителя глобальных
стратегий. Теперь он с еще более легким сердцем готов рекомендовать
«Княжеские войны» другим.
Предыдущий обзор писался в спешке. Некогда было ждать, покуда начатая
кампания разовьется во что-то крупное – игра-то может идти месяцы, а
обзор хотелось сдать поскорее. Автор не успел вникнуть во все тонкости.
Да и спросить было не у кого. Поэтому там были допущены некоторые
неточности. Не влияющие, впрочем, на суть.
Разобравшись во многих ранее ускользнувших тонкостях, да и просто
зависнув в игре, захотелось написать о ней еще разок. Обратив внимание
на эти самые тонкости и, возможно, дав потенциальным игрокам несколько
дельных советов. Добытых, кстати, автором обзора путем проб и ошибок,
набивания шишек и потери армий. Эх, если бы с нынешним опытом да начать
заново… Ну да ладно, может быть кто-то идущий по следу сыграет лучше.
Я не буду пересказывать базовые принципы. Они есть в первом обзоре.
Просто познакомлю вас с некоторыми деталями на примере своей кампании.
ВОИНЫ И ФЕРМЕРЫ Несмотря на
название, сами войны начинаются далеко не сразу. В данном случае
«далеко» от слова «совсем». В мире 36 с удвоенной скоростью, в коем мне
пришлось выживать, до полноценных сражений дело дошло приблизительно
через месяц со старта кампании. И то они начались только из-за
исторически сложившейся вражды двух кланов. А меня коснулись только
потому, что я в один из кланов влез.
Отложенные войны как раз и отфильтровывают народ. Как известно, по
темпераменту игроки делятся на «воинов» и «фермеров». Первые рвутся в
бой, им подавай действие, экшен, противоборство. Вторые склонны к тихому
строительству, просчитыванию ресурсов, к любованию своим растущим
благосостоянием. Именно им нравятся всякие градостроительные симуляторы.
Ну так вот, на первом этапе «Княжеских войн» «фермеры» будут чувствовать
себя на седьмом уровне счастья. Никто не мешает, не атакует, армий ни у
кого нет, города активных игроков отстоят друг от друга на почтительном
расстоянии. В мире существует только ваше поместье, ресурсы и стройка.
Можно спокойно развиваться, прокачивать персонажа, повышать его навыки,
заниматься скопидомством и ли накопительством.
Большинство «воинов» не выдерживает этого медленного темпа и очень скоро
покидает игру, забрасывая свои замки. Брошенные земли в далеком будущем
послужат основой для расширения своих владений теми, кто остался в игре.
Расширяться же для достижения победы придется обязательно. Тут надо
определиться, что в «Княжеских войнах» имеется два вида победы: личная и
клановая. Личная – это набор личных очков. Они присваиваются за
строительство, за вербовку войск и за участие в сражениях. Клановая
победа исчисляется по так называемым клановым очкам.
Клановые очки приносит центральная постройка каждого замка – так
называемая крепость. 1-й уровень – одно очко в час, 2-й – два и так
далее до десяти, то есть до максимально возможного уровня крепости. С
двух замков идет больше очков, с трех еще больше и так далее. Очки всех
игроков клана суммируются.
Таким образом, для увеличения очков нужно иметь больше замков, а значит
и крепостей. Причем крепости нужно развивать и прокачивать до максимума.
Первые четыре замка игроку дадутся просто так, за достижение
определенного уровня. Остальные придется добывать с боем.
«НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ»
Но прежде чем переходить к боям, еще раз вернемся к
строительству. Да, «Княжеские войны» - это вам не «Дом-2». Тут реально
нужно строить. И важно определиться что и как в первую очередь. Хотя все
здания завязаны друг на друга, но кое-какие можно и нужно (в зависимости
от вашей цели) строить раньше.
Рекомендуемая мною схема строительства в каждом новом замке следующая.
Правда, я нацелен был на добычу клановых очков. Прогоняете уровень
ресурсодобывающих построек – сразу же повышаете уровень склада. Дело в
том, что для возведения очередного уровня крепости обычно требуется
очень много ресурсов. И склад, способный их вместить, должен быть
приличного уровня. Получили нужное количество стройматериалов –
вложились в крепость. Плюс одно клановое очко в час есть! Принимаемся за
следующий круг или два в цепочке добывающие постройки – склад –
крепость.
Военные постройки будут тянуться автоматически. Они являются необходимым
условием для крепости. В стороне остаются лишь конюшни и поселения.
Конюшни нужны для конницы – это очевидно. А поселения нужны тем, кто
хочет иметь огромную армию.
Об армии чуть позже. А пока назад к ресурсам. Золото, железо, дерево,
пища. Их нужно очень и очень много. Вопрос: где взять?
Накопить естественным путем
Поиграть в лотерею с использованием внутриигровой валюты (монет)
Поменяться с товарищами по клану
Поменять ненужное на нужное у торговца (то есть у игровой системы)
Купить небольшое количество за монеты у бродячего торговца
Получить небольшой бонус за выполнение заданий персонажем
Похитить в чужих замках
Да, кстати, можно найти дырку в игре и наштамповать себе золотые горы.
Кстати, поищите. Она там есть. Я же нашел. Знай о ней с самого начала –
уууу, как бы развернулся. Впрочем, я старался быть не активным
игроком-читером, а бесстрастным обозревателем.
Есть еще один неявный ресурс – время. На возведение построек требуются
не только стройматериалы, но и минуты, часы и даже сутки. Первые уровни
– это минуты, в середине – часы, а максимально крутые постройки без
преувеличения требуют сутки – одни, двое или даже трое.
Если обычные ресурсы напрямую купить не получится (за исключением
небольшого их количества), то время купить можно. И это то самое место в
игре, где богатый игрок может обойти экономного. Я лично наблюдал, как
евросоюзовские игроки лихо в считанные сутки возводят города, на которые
другие тратят недели. Единственное, что их сдерживает – дефицит
стройматериалов. И это выравнивает ситуацию.
ЧЕМ ЕЩЕ ЗАНЯТЬСЯ «ФЕРМЕРУ»
Вариантов не так уж и много. Во-первых, нейтралам можно начать
присматриваться к кланам и выбирать себе тот, который по душе. Лучше,
конечно, организовать свой собственный из единомышленников. Или, по
крайней мере, соотечественников.
Я вот совершенно случайно попал в иранский клан. Всё хорошо, нормальные
и доброжелательные ребята (или мужики). Только общаться и координировать
действия нелегко. Наблюдаю за враждебным по отношению к нам чисто
польским кланом. Видно, что компашка давно сложившаяся и координирующая
свои действия в каких-то чатах. Тем интереснее победить их.
Но это так, международная политика, к которой мы обратимся позже. Из дел
внутренних очень важно пораньше начать прокачку солдат. Те, кто не
жалеют реальных денег, смогут прокачаться быстро. Но и у экономных
игроков есть месяц-другой времени, чтобы вывести в элиту самые
востребованные отряды. Главное, начать вовремя и время суток
распределить так, чтобы даже в ваше отсутствие на сервере тренировки не
прекращались.
Когда дело зайдет достаточно далеко, почаще заглядывайте на
стратегическую карту, отслеживайте происходящие на ней изменения. Если
вы еще не выбрали клан, поглядывайте, кто сильнее и агрессивнее. Если вы
уже в клане, то посматривайте за врагами. Ну, дело-то понятное.
И стройте, стройте, стройте. Старайтесь не терять зря времени.
Быстровозводимые постройки штампуем днем, когда заходим на сервер часто.
Долгие проекты оставляем на ночь или на длительное отсутствие. Эти
расчеты тоже хоть и маленькая, но стратегия.
Если вы почувствуете удовлетворение от того, как быстро и ловко обходите
по очкам других игроков, значит, игра для вас. Значит, стоит задержаться
в ней, чтобы повоевать. Но о войне мы поговорим в следующем обзоре. |
|