GREPOLIS - ЗОЛОТОЙ
ВЕК БРОУЗЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ
Если уж писать обзор о базовых принципах
интернет-стратегий, то начинать, пожалуй, стоит с
Grepolis. На то много причин. Во-первых,
Grepolis является, с одной стороны - эталоном, с другой - штампом
подобного рода броузерных стратегий. Есть игры, которые копируют его,
есть игры, которые он сам копирует.
Наконец, Grepolis появился тогда, когда рынок
броузерных стратегий как будто достиг пика, вступил в свой Золотой Век, после которого уровень
такого рода игр уже перестает удовлетворять придирчивых игроков,
располагающих мощными компьютерами и скоростным интернетом.
Сражения PVP (игрок против игрока) без
анимации и карты, на которых все мертво и неподвижно - это, смею
утверждать, вчерашний день броузерных игр. Разумеется, броузерки не
отойдут в прошлое. Напротив, им можно прогнозировать бурное развитие,
однако их ждет неизбежная трансформация в нечто иное, более качественное
и динамичное. Можно также прогнозировать, что
процесс этот займет несколько лет, пока прогресс в развитии самих броузеров и
качество интернет соединений сделает эту трансформацию неизбежной.
Ну а
пока Grepolid таков, какой он есть, одна из
самых популярных интернет - стратегий нашего времени. И мы поговорим о
ней подробно.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ GREPOLIS?
С чего начинается стратегия вообще и Grepolis
в частности? Со стратегической карты, конечно, без
которой игра не может претендовать на то, чтобы состоять в списке этого жанра. Карта
в Grepiolis представляет собой архипелаг из
больших и малых островов. Не ждите исторической реальности, здесь нет
никакого Средиземного, Эгейского или Мраморного моря. Здесь есть просто
море и вы можете поставить свое селение на одном из островов этого
абстрактного архипелага.
С этого момента, как вы основали город, вы - в игре.
Но тут надо уточнить один момент. Прежде чем начать свою кампанию, сразу
после регистрации надо выбрать себе один из игровых миров (игровых серверов). В Grepolis они обозначены буквами
греческого алфавита : "Гамма", "Ро" и т.п. При выборе, в каком из
этих миров вам основать свой город, надо учесть три важные вещи. Прежде
всего, следует выбрать молодой мир, то есть, недавно открытый сервер
(как правило, игра сама вам предложит такой - соглашайтесь). Если вы
выберете один из старых миров, то там уже как правило войны за лидерство
близятся к концу и вам, новичку, среди крутых профессионалов делать
нечего.
В новом же мире, молодом, большинство - такие же новички как вы.
Вы даже сами можете основать свой союз - свой собственный клан.
Ваш остров населен. Тут есть и другие игроки, и селения, в количестве
семи. Городов же может быть до десятка и более. С городами вы будете либо
воевать, либо вступите в союз.
А вот селения надо завоевать обязательно, либо все,
либо, по крайней мере 6, потому что в седьмом будет слишком сильный
гарнизон. Его можно оставить "на потом" или вообще не трогать.
Второй момент, тоже важный - надо посмотреть такой параметр, как
скорость мира. Что это значит? В броузерных играх игровой процесс идет в
разы медленнее, чем в обычных. Grepolis - не
исключение. Но все таки здесь есть выбор. Скорость мира 1 означает самый
медленный вариант строительства и горда и армии и движения войск. В
мире, где скорость 2 - все это значительно быстрее. Наша рекомендация -
выбирать конечно более быстрый мир с более динамичным игровым процессом.
Кроме того еще одна важная деталь, на которую следует обратить внимание,
выбирая "мир", где вы хотите обосноваться. Это - способ завоевания
городов. Их два: культурный и военный.
В первом случае вы устраиваете
бунт во вражеском городе за счет культурной экспансии.
Во втором -
уничтожаете его гарнизон и колонизируете с помощью корабля
колонизаторов. Понятно, что если вам по душе более мирный сценарий и вы
больше любите строиться, чем воевать, то вам лучше выбрать мир, где завоевания осуществляются за счет культурной гонки. Если вы хотите
больше воевать, вам однозначно нужно регистрироваться на сервере, где
захваты осуществляются прямой военной колонизацией.
И последнее, что нужно знать, начиная игру в Grepolis.
Вернее даже еще до регистрации. Определитесь, с какого компьютера будете
воевать, с домашнего или с рабочего.
При регистрации игрока сервер фиксирует его IP,
уникальный адрес. Если вы будете играть с разных компьютеров, из разных
сетевых адресов, то вас забанят за мультиводство.
Да, неудобно, когда
нельзя входить в игру только по паролю и логину, но
таковы правила, на мой взгляд, имхо, глупые. Понятно, что они направлены
против читеров, но мультиводство в Grepolis
дает очень небольшие выгоды, а хлопот причиняет игроку больше, чем
проблем для разработчиков, тем более оно никак не подрывает их
коммерческих интересов.
Но факт остается фактом - обычно, мультиводство запрещено в большинстве
сетевых игр.
Так что - будьте осторожны.
ВАШ ГОРОД В GREPOLIS
Город и селения в Grepolis- это ваш главный источник дохода. В городе вы можете
добывать разные ресурсы, для чего следует возвести несколько видов
построек: серебряный рудник, лесопилку, каменоломню. Вот три
ресурса, необходимые вам для возведения своей империи.
Железа почему-то нет.
Экран города - самая
красивая часть игры. И единственная, где есть неплохая анимация: рабочий выкатывает тачку из рудника, лесоруб валит деревья, камнетес долбит
киркой горный склон. Позже, когда вы разовьете свое поселение, появятся
и другие анимационные штучки - триумф, заполненные зрителями театры и
некоторые другие. К сожалению, обзорная панель города занимает только
часть экрана, из за чего вся анимация мелкая. Разработчики обещали
ввести полноэкранный режим, но на момент обзора такого все еще не было.
Наша работа в городе от основания и далее будет сводиться к двум
задачам: апгрейду добывающих производств и других, не очень
многочисленных строений : Сената (чем выше, тем быстрее ведется апгрейд
других зданий), Академии (исследует науки, прежде всего военные), рынка
(закупка нужных товаров и продажа излишков).
Военная структура
представлена казармой и гаванью. Большое достоинство
Grepolis в том, что здесь есть флот и морские бои. Это, пожалуй,
единственная на данный момент стратегия такого рода. А поскольку
все города игроков стоят на островах, то морская составляющая
игры, а следовательно и флот, имеют огромное значение. Причем, не только
военное.
Без флота нельзя совершать рейды за ресурсами в другие океаны. А это
очень важно, поскольку производство ресурсов в городе - не самый главный
их источник. Часто гораздо больше поступлений сырья дает разграбление городов - призраков (брошенных
игроками) и вражеских городов.
Кроме этих построек в городе есть еще и храм. Он тоже важен, но о
религии - чуть позже.
Наша главная цель, если не считать завоеваний, это развить ваш город до
максимума уровня. То есть, довести все постройки до 30 уровня.
Чем выше экономические строения, тем больше они дают сырья, чем выше
военные - тем быстрее нанимаются войска и корабли. Чем выше храм - тем
больше благосклонности богов,
за которую мы можем получать религиозные бонусы, включая
мифические существа.
Городов у вас может быть несколько. Построив первый, вы можете
присоединить к себе другие, либо путем завоевания, с уже развитой
структурой, либо выводя на другие острова колонии, которые будут
развиваться нуля. Но во всех случаях вид города и здания будут одни
и те
же, как и метод их апгрейда.
Есть в городе еще две группы построек (по 4 в каждой). Их нельзя апгрейдить и
построить можно только в одном экземпляре. Из 8 вариантов доступны
только две и вам придется выбирать, какую возводить: крепостную башню
(бонус к защите города), или, например, Оракул, который позволяет
отлавливать всех вражеских шпионов без исключения.
ФЕРМЕРЫ И БОТОВОДЫ
Ну вот, город у нас есть. Подняли здания до 10-15 уровня (всего их
тридцать) .
Пора подумать
о завоеваниях.
Нет, рано. Сначала нужно покорить селения на вашем острове. Их, как уже
говорилось, семь.
В первых двух гарнизоны будут чисто символические, но,
чем больше селений вы станете подчинять себе, тем сильнее в них
гарнизон. В последнем седьмом, он просто запредельный и в принципе можно
обойтись без него.
После завоевание поселения, оно начнет приносить вам
выгоду. Вы можете брать с него налоги. Причем, чем меньше промежуток
времени, который вы тратите на паузы между сбором налогов, тем
суммарный, почасовой, доход выше. Это одна из
многочисленных фишек разработчиков, чтобы заставить вас почаще и
подольше сидеть в игре.
Поясню: если вы обходите свои селения каждые 10
минут и делаете это непрерывно в течение 4-х часов, то в сумме получите
больше ресурсов, если зайдете один раз и снимете сразу 4-х часовой
налог. Но щелкать каждые 10 минут по 6 селениям (а если контролируете
больше островов, то селений будет уже десятки) - можно разумом
тронуться. Тут на помощь приходит фармбот - единственный эффективный читерский прием,
доступный в игре. Фармбот безусловно не бесплатный. За небольшую сумму,
условно - 200 р. в месяц, вы можете ставить сбор ресурсов на автомат, то
есть, ботоводить. Правилами игры это категорически запрещено. За
применение бота банят ваш игровой аккаунт. Однако,
Gerpolis фармбот настолько совершенный, что сам вводит авто-капчу.
К слову, за появлением капчи надо обязательно следить, она может
появиться и при отключенном боте - это админы проверяют, в игре ли вы
или у вас ишачит бот или гастарбайтер за вас нажимает кнопки. По этой
причине нельзя, например, ботоводить круглосуточно, оставляя компютер
включенным на ночь. Тогда уж точно жди капчу и не дай бог не совпадет
проверочный код. Тогда бан - вечный.
По слухам, фармбот разработан самими админами
русского сервера игры - чтобы сшибить деньгу. Ни доказать, ни проверить
это не возможно. Остается только гадать, почему эта услуга не введена в
виде платной в самой игре. Уверен, платили бы. Потому что все опытные игроки, которые
добиваются успехов, все без исключения фермеры
- ботоводы. А пока, получается,
платят безымянным разработчикам
Gerpolis фармбота. К слову, бот свой они сделали
профессионально. Кроме сбора ресов ( ресурсов), бот предлагает разные фичи, например, опцию,
позволяющую видеть на стратегической карте не только города, а
также красивые подсвеченные надписи, кому они принадлежат, какому
игроку, какому
Альянсу. Есть и другие новации. Право жаль, что такая программа была и
остается пиратской.
В случае крайней нужды селения можно грабить, тогда
доход будет еще больше, но грабеж чреват восстанием и село придется
снова завоевывать.
Помимо "фарминга", с селениями можно торговать. Меняя, к примеру,
излишки камня на дерево и наоборот. При такой сделке вы получаете
ресурсов на 15-20% больше, чем при сделках на
рынке. Но такая возможность есть у вас только раз в день, селению нужно
до суток, чтобы восстановить свою платежеспособность.
Помимо доходов от селений и городской инфраструктуры существует
дополнительная возможность разжиться ресурсами. Города других игроков на
карте будут выглядеть точно также, как и ваши. Одни поменьше, другие
- чуть побольше. Среди них иногда попадаются "ничьи", брошенные полисы,
хозяева которых покинули игру и ликвидировали свои аккаунты. Эти
"призраки", как они официально именуются, являются еще одним источником
дохода.
Их производственные постройки все еще производят ресурсы. Послав
в "призрак" свои войска можно неплохо разжиться "ресами". А
крупные призраки, прокачанные до высокого уровня лучше захватить. Из за
таких "призраков" нередко разворачиваются настоящие войны. Представьте,
если на полную прокачку 1 города без донатов нужно от месяца до двух, в
зависимости от того, как вы интенсивно играете, то захват уже готового,
полностью развитого "призрака" - это настоящая удача.
GREPOLIS - ВОЙНА
АЛЬЯНСОВ.
Но хватит о ботах и фарме. Итак, мы постепенно завоевали все поселения на
острове, берем с них налоги и богатеем. Укрепилась и наша промышленоость. Но "фармить" скучно. Ведь мы
пришли сюда воевать. Новичку дается период ненападения 7 дней, после
чего его можно грабить. Но как правило редко кто нападает на зародышевые
города. Вот когда вы разовьете свои постройки хотя бы до 20 уровня,
тогда ваш город заинтересует соседей и ждите гостей. Если вы не вступите
в один из военных альянсов, то очень скоро ваш город у вас отнимут, как
бы вы не старались умножить свою армию. И тогда - конец игре. Что
особенно обидно, если вы успели вложить в нее донаты, попросту говоря -
деньги.
Альянсы - настолько распространенное явление в такого рода играх, что на
них стоит остановиться подробнее. Большинство игр, подобных
Grepolis (а их около десятка) построены на
принципе объединения игроков в альянсы, которые и борются между собой за
гегемонию на карте. И хотя по сути такая игра может длиться бесконечно,
все же, когда один альянс подчиняет себе большую часть карты, или, по
крайней мере объединяет большинство наиболее сильных игроков, этот мир
завершает свое существование. Конечной целью всех этих войн является
определение победителя.
Процесс этот в Grepoilis довольно оригинален и не такой как в других подобных играх.
Сначала все игроки в сумме должны набрать определенное количество очков,
после чего ваш мир вступает в последнюю стадию противоборства -
строительство чудесь света (ЧС). И тот альянс, который первым построит весь
набор чудес, будет считаться победителем.
Строительство ЧС тоже имеет свою особенность. На одном острове можно
построить только одно чудо. Причем при условии, что все города на нем
принадлежат одному альянсу. Происходит новая, последняя, вспышка войн -
альянсы стараются вытеснить друг друга, чтобы завладеть желанными
островами.
Военная часть игры, как видим, имеет ключевое значение. Мирным "фармерам"
в Grepolis вряд ли будет интересно. В конечном
счета все строительство, экономическое развитие селений и весь "фарм"
подчинены одной цели - создание армии и расширение своих владений.
Расширение происходит за с чет захвата чужих городов и основания
собственных колоний. Столиц здесь нет, все города имеют одинаковый
статус. Чем больше у вас городов, тем сильнее ваша суммарная военная
мощь.
ВАША АРМИЯ И ФЛОТ И СРАЖЕНИЯ В
GREPOLIS
Войска в Grepolis деляться на оборонительные
(лучники, мечники), наступательные (Кавалерия, пращники) и
универсальные, которые могут использоваться как в обороне и в
наступлении ( колесницы, гоплиты). Для преодоления защитного бонуса стен
понадобятся катапульты.
Точно также устроен флот. Одни корабли служат исключительно для обороны
(биремы),
другие - для нападения (корабли с греческим огнем).
Универсальные (оборонительно наступаетльные) корабли - триремы, и
брандеры сбалансированы так неудачно, что строят их только неопытные
игроки. Первые слишком дороги, вторые малоэффективны, а, главное,
понастроив их в большом количестве, вы не сможете от них избавиться.
В Grepolis есть недоработка - войска нельзя
расформировать. Чтобы избавиться от ненужных, их нужно послать в
заведомо проиыгрышный бой. С брандерами и такое не возможно. Они
сгорают только в обороне, и то, после обычных кораблей. Сами наступать
не могут.
Особое место в игре занимает дорогой, затратный корабль колонизаторов - он
нужен для основания колоний и захвата вражеского города.
Для найма всех этих войск, как и флота, нужны все те же три вида
ресурсов: дерево, камень и серебро. Однако, надо учитывать еще и
людской ресурс - численность населения вашего полиса. На создание
каждого юнита требуются люди.
Особняком в игре стоят "божественные" юниты. На их найм нужна
благосклонность богов,
которое дают храмы. Едва основав город, вы должны решить какому богу
будете поклоняться: Зевсу, Посейдону, Аиду, Гере, Афине или Артемиде.
Каждый имеет свои военные и экономические бонусы. Для начинающих игроков
- самая полезная Гера, богиня плодородия, которая в обмен на
благословение может
поставлять вам ресурсы и повышать производительность ваших подданных. У
каждого бога есть и свои особые юниты, которые он вам позволяет
вербовать: Гарпия, Горгона, Пегас, Цербер и прочие. Одни подороже,
другие подешевле - но все вербуются за благослклнность. Чем больше ваш храм, тем
больше он дает "благосклонности". Максимальная "вместимость" храма - 500
(для сравнения, склад вмещает 23000 ресурсов). Так что много мифических
чудищ вы не наберете, но несколько десятков - доступны. Предельная
численность армии определяется численностью свободного населения. А
состав - от уровня развития вашей академии. У всех зданий максимальный
уровень - 30.
На ранней стадии развития вам доступны только часть
юнитов, а все открываются после полной прокачки академии, где
исследуются военные науки. На последних уровнях исследуется завоевание и
колониальный корабль, без которых не возможны захваты чужих городов.
Бои, к сожалению, слабая часть игры. Хотя, с другой стороны, это уже
устоявшийся штамп броузерных стратегий, уже не выдерживающий
конкуренции. Нет здесь шагающих фаланг, как Total War,
ни скачущей кавалерии. Grepolis - игра
по-своему красивая, но за исключением вида на ваш полис в ней нет
никакой анимации. Нет также полевых сражений. Все сражения происходят
при атаке на город, когда вы либо нападаете на чужой город, либо
защищаете свой. Итог сражения рассчитывается калькулятором и вы видите
отчет о конечном результате. Не видны на карте марширующие войска и
плывущие корабли. Время их прибытия к цели можно посмотреть в особой
панели.
Есть в игре и общий калькулятор - кликнув курсором на городскую стену вы
увидите, сколько всего войск вы истребили, сколько потеряли, в нападении
и обороне.
Сами же войска представлены статичными иконками. Но, подчеркну, таков
общий принцип подачи сражений в броузерных стратегиях. По крайней мере
был до появления Grepolis. Однако эта тенденция
уже начала сдавать свои позиции. Та же фирма, которая сделала Греполис,
недавно выпустила игру Forge of Empires, где
войска обрели собственную анимацию,
как и PVP
бои. Вот почему в начале я упомянул что Grepolis
с одной стороны - эталон, с другой - штамп подобного рода
броузерных стратегий.
ДОНАТЫ В GREPOLIS. ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ?
Как и все сетевые игры Grepolis является
условно бесплатной. Деньги здесь с вас возьмут, иначе бы на что
разработчики существовали бы и делали новые игры. А вот платить вам или
нет - дело личное.
Давайте посмотрим, можно ли играть в Grepolis
вообще без капиталовложений. Да, можно, но лишь в том случае, если вас
не привлекает карьера лидера Союза или стремление войти войти в число
ТОП -100 вашего мира. В этом случае скорость строительства ваших войск
будет определяться исключительно уровнем вашей казармы, а в бою будет
все решать ваш численный перевес. Это вполне допустимо, если вы будете
воевать "на подхвате", за спиной крепких, донатных игроков, находясь в
резерве вашего Союза. Будете слать корабли на поддержку командных
сражений и т.п.
Но если вы планируете личную экспансию, захват и приумножение числа
ваших городов, без финансовых вливаний вам не обойтись.
За что же платят в Grepolis? За реальные
деньги можно ускорять строительство любых зданий и ускорять тренировку
войск. Все будет делаться чуть ли не в один клик. Хотя и не мгновенно.
Как и во всех такого рода игр, вам предложат нанять за деньги
советников. Их тут несколько: Полководец и Адмирал (юниты сражаются на 20%
сильнее), Верховная Жрица - умножает производство благосклонности. Администратор
(городской советник).
Последний казалось бы не так нужен, как другие, особенно первые два.
Однако без него не будет доступа к одной очень важной панели интерфейса:
обзору войск, их вербовки и маршей,
а также некоторых других элементов
деятельности вашего полиса. Без этой панели играть можно, но не очень удобно, что делает интерфейс Grepolis не
очень дружественным.
Советники нанимаются на срок 14 дней и стоят 100
игровых золотых каждый. Затем ваша воля, оплачивать их дальше или нет. К
слову, премиум (или вип, так называются платные возможности в сетевых
играх) здесь относительно не дорогие. Минимальный премиум - 600 золотых
за 235 р. За 470 рублей вам дадут уже 1500 золотых. За 1000 - в разы
больше 4000.
Чем больше вносимая сумма, тем дешевле золотые. Лучше всего
вносить их через вездесущие Webmoney. Если вам
игра понравилась и вы хотите воевать активно, вам понадобятся все 5
советников. Нетрудно посчитать, что в месяц они обойдутся вам в 500
золотых или 156 р. (если брать из расчета). Совсем не много. На худой конец можно
исключить и Жрицу (она дает ускорение прироста маны на 50%). Тогда
получиться еще дешевле.
С пятью советниками - вы уже крепкий игрок и у вас есть все шансы
преуспеть.
А вот что невозможно купить ни на какие донаты - это ресурсы. Их можно
только собирать с помощью фарма селений, грабежа "призраков" и городов
противника, с помощью фарм-бота,
но купить не получиться. Иначе бы в
игре рулила только кучка донатных игроков. Но вечный дефицит ресурсов в
этом плане устраняет дисбаланс. Хороший активный, но бедный фармер может
собрать армию больше, чем, богатый, но ленивый донатный игрок.
Впрочем, донатные игроки редко бывают ленивыми. Деньги все считают и
если уж вкладывают, то стараются по полной реализовать свой премиум.
GREPOLIS - БУДУЩЕЕ ИГРЫ
Традиционный вопрос, играть или не играть в Grepolis,
хорошая это стратегия или плохая, мы обсуждать не станем. Игра собрала
большой круг фанов, в нею играют тысячи и тысячи энтузиастов по всему
свету. Это уже отчасти ответ на вопрос.
Поговорим немного о другом - будет ли игра развиваться дальше? Пожалуй
что нет. Правда, разработчики внедряют разные фичи, вроде новых иконок
или, например, "кошелька", куда можно складывать разные бонусные
предметы. В планах, введение системы героев, которых можно вооружать и
снаряжать на свое усмотрение, что внесет в стратегию элемент
RPG.
Но все таки это не кардинальные
изменения. Чего не хватает в Grepolis, чтобы
сделать его кумиром миллионов, это анимации. По морям не плавают
триремы, по карте не ходят торговцы. Гоплиты не колют копьями,
лучники не пускают стрелы, а сведение сражений к простой калькуляции уже
не оправдаешь слабостью вашего броузера. Grepolis
скорее всего войдет в историю как последний из могикан броузерных игр
подобного рода. Создавшая его немецкая фирма InnoGames все свои средства в
настоящее время вкладывает в развитие нового проекта -
Forge of Empires - градостроительный симулятор
в стиле Цивилизации и с военным элементом, сочетающий фантастически
красивую графику с неплохой боевой анимацией юнитов.
Grepolis шлифуется в мелочах, но не
кардинально. К тому же игры, превосходящей его, пока нет.
Grepolis воплотил в себе все базовые принципы
интернет-стратегий, все лучшее и не самое лучшее. Двойники и
подобия у него - есть. А вот конкурентов нет.
Так что ему можно прогнозировать
еще не один год успешной жизни и приумножения многочисленной армии фанов.
|
|