С упорством, достойным уважения, фирма AGEOD совершенствует свой движок, на котором она дебютировала менее двух лет назад, выпустив игру Birth of America. Затем последовала стратегия "Синие и Серые" - о гражданской войне в США. И вот в ноябре 2007-го вышли "Кампании Наполеона". Принцип игры все тот же: вы воюете на обширной стратегической карте. Тактический режим отсутствует. Это значит сражения есть, но управлять ими вы не можете. Их исход просчитывается компьютером. Кто победит, зависит от того, насколько опытен командующий, насколько обеспечены войска провиантом и боеприпасами, насколько они далеко в глубине вражеской территории, от опыта их личного состава и какие рода войск представлены в армии, от количества артиллерии от... - словом от множества факторов, которые в итоге делают игру интересной и весьма сложной.
Napoleon campaigns - это глобальная стратегия, только такая и никакая иначе. Суть ее сводится к борьбе за контроль над Европой наполеоновского времени. В ней 15 кампаний, включая 3 учебные. Самая ранняя начинается в 1805 году, самая поздняя - бельгийская, 1815 года, которая закончилась, как мы помним, Ватерлоо, но а в игре - это уж как карты лягут.
ВОЙНА В 3D ИЗМЕРЕНИИ
Если сравнивать с тем, с чего игра начиналась, с Birth of America, то невооруженным взглядом видно, что прогресс движка налицо. Ту, достаточно скромную прибыль, которую AGEOD сумела извлечь из своих прошлых проектов, она потратила с большой эффективностью. Прежде всего, улучшилась графика. Появился трехмерный режим. Раньше юнит отражался на карте портретом полководца, который вел за собой армию. Сейчас такая возможность сохранилась, если вы выберите игру в двухмерном варианте. Если переключитесь на 3-х мерный, то карта резко изменится, армии превратятся в симпатичные живые военные миниатюры, для каждой нации - в своей классической униформе. Причем, разработчики во всем стараются следовать исторической правде. Например, в российской кампании 1812 года среди наполеоновских войск, готовых перейти Неман, я заметил фигурку в странном четырехугольном кивере, как у улан. Оказалось, это польский корпус, или дивизия, Понятовского. Мелочь, но истинные ценители истории оценят. Флоты тоже ожили и по карте поплыли миниатюрные линейные корабли. Над городами развиваются красочные национальные флаги. При этом меня лично все время мучило де-жа-вю. Казалось, я попал в игру "Европа" (Europe Universalis), не третью, а вторую, которая была для своего времени графическим шедевром. Не удивительно, если вспомнить, кто ее автор.
ЕВРОПА ВРЕМЕН НАПОЛЕОНА
О карте стоит сказать особо, поскольку карта - это основа всей игры. Здесь создаются и размещаются войска, развиваются кампании и происходят битвы. Неудивительно, что AGEOD, которая уже доказала, что у нее хорошие художники, постаралась. Карта не просто красивая, она роскошная, со сменой времен года и отдельным обширным театром военных действий для каждой из 13 основных кампаний. В мире игр вряд ли можно найти ей аналог. Поражает масштаб: десятки исторически существовавших провинций со своей разветвленной инфраструктурой, дорогами, географическими особенностями и национальной спецификой. Одних городов на ней 20 типов, от небольшого сельского, до помпезной имперской столицы. Однако большинство из них не имеют стратегической ценности, они важны лишь в тактическом отношении. Поэтому большая карта дает пространство для маневра, но не требует бесконечного захвата каждого клочка вражеской территории. Проходя ту или иную провинцию со своей армией, вы там не задерживаетесь, а стремитесь овладеть такими ключевыми центрами, как, скажем, Смоленск или Брюссель.
Мелкая же провинция обладает скудными ресурсами, она может затормозить движение войск, если в ней присутствуют леса и болота и нет дорог. А если армии будут проходить ее слишком часто, она обнищает и в ней вас ждет голод, если только вы не построите здесь военный склад. А это удовольствие не из дешевых, на такой военный магазин уходит 2 дефицитные обозные фуры. И если его не охранять, то его могут разорить местные инсургенты, партизаны или захватит противник.
ХОРОШИЙ СОЛДАТ - СЫТЫЙ СОЛДАТ
Снабжение войск - отличительная особенность Napoleon's campaigns. Войскам здесь постоянно нужны два типа припасов: порох и продовольствие. Хорошо снабженная армия может выдержать только 2 битвы, после чего ей срочно нужно пополнить свои запасы. Сделать это можно либо из полевого склада или, отведя войска с ближайший крупный город. А поскольку во время кампаний приходится преодолевать большие расстояния и удалятся от родных границ, то, зачастую, такой возможности нет, и единственный источник провизии - это обозы, идущие из тыла, и временные склады.
Есть на карте еще один вид стратегических объектов - это крепости. Они тоже разные, большие и малые, некоторые построены по системе знаменитого фортификатора Вобана. Взять крепость можно либо долгой правильной осадой, либо штурмом, чреватым большими потерями. Во время осады появляется анимация: мортира стреляет по крепости или из нее. Если стрельба ведется по стоящим у берега кораблям, то взлетает фонтан воды. Не бог весть, конечно, какое достижение, но я специально обращаю на эти элементы внимания. Ничего этого не было в двух прошлых проектах AGEOD, которые по своим возможностям, хотя и на том же движке были на много скромнее.
РУССКО-ШВЕДСКАЯ ВОЙНА
Выбирая себе кампанию, обнаружил что в игре есть русско-шведская война 1908 года. Французов в ней нет, только русские и шведы. С нее и решил начать, разумеется, за русских.
У нас в начале игры только одна армия - в Санкт Петербурге, под командованием Буксгевдена. В заместителях у него Раевский и Эссен. Полки в их дивизиях именные: каргопольские и ингерманландские драгуны, калужские и пермские мушкетеры и проч. Не знаю, были такие в истории, но все таки национальный расклад армии лучше, чем просто номера полков. Городские гарнизоны трогать в этом сценарии запрещено, они заперты на замок, всю Финляндию надо пройти с изначально данными войсками. Нет возможности рекрутировать резервы - они доступны в крупных кампаниях. И, в частности, дивизии ополчения, сформированные в определенных исторических провинциях, в этих провинциях сражаются лучше.
Ну а мы начинаем с того, что идем на Выборг, представляющий собой город средней величины. Шведская армия бежит, не приняв боя и мы начинаем осаду - над значком города появляется соответствующая иконка. Мы начали военные действия зимой, когда Финский залив еще находится подо льдом и только когда он растает появляется возможность привести из Ревеля наш Балтийский флот. Слабая шведская эскадра не рискнула ему помещать. Подойдя к осажденному городу, флот начинает его бомбардировку.
Выборг оказался крепким орешком, мы осаждали его до июня. Флот конца осады не дождался - опустошив свои пороховые погреба, он отошел в Санкт-Петербург.
Цель сценария - захватить ключевые шведские города в Финляндии. Крупных здесь всего два и один из них, Выборг, уже в наших руках, в середине лета над ним уже развивался русский флаг. Шведская армия только один раз попыталась помешать осаде, но была разбита. Оставив в городе дивизию Тучкова, Буксгевден выступает к Свеаборгу. Это так, на словах, просто сделать. На самом деле я три раза переигрывал шведскую кампанию и все время с плачевным для себя результатом. Лихие наступательные действия здесь не уместны. Дороги плохо проходимы и отправить за один марш в соседний сектор более чем одну дивизию нельзя. Наконец, приходится создавать коммуникацию, расположив в каждой провинции, соединяющий меня с Санкт Петербургом, фуры снабжения и на конце этой цепочки, перед самым Свеаборгом, построить магазин. Тогда мы сможем вести осаду зимой, а иначе придется отступить, в то время как шведы будут усиливаться за счет подкреплений. Мы тоже получаем помощь - 6-ю пехотную дивизию и продолжаем свой трудный марш.
Шведская кампания самая простая, я бы даже сказал примитивная. И ее можно рекомендовать как обучающую. Здесь без спешки можно освоить все команды, научится снабжать войска и приводить к присяге завоеванные территории. Несколько осад, два-три сражения, одна морская битва - и, если вы все сделали правильно, то победа ваша. Другое дело, например, испанская кампания (см. скришот). Тут сам черт ногу сломит, одна карта чего стоит...
ОГНЯ ХОЧУ, ОГНЯ!
Пора подвести некоторый итог. Итак, что же это за игра - "Кампании Наполеона"? Прежде всего она не для каждого. Игра сложная, приходится очень много работать мозгами. Отсутствие тактического режима - ее большой минус. Впрочем, это минус всех игр, созданных в лаборатории AGEOD , об этом я писал, еще когда делал обзор Birth of America. Нужно обладать очень большим воображением, чтобы, глядя на экран статистики очередного сражения, представить его ход. Там указано, сколько войск погибло от ружейного огня, что вы пытались отступить, но неудачно, что одно из ваших подразделений было разбито и бежало. Но всего этого вы не видите, а можете только вообразить. Если б я управлял сражением сам и водил в битву мои гордые батальоны, таких бы вопросов и не возникло. А уж какой наградой была бы тактическая битва во всем ее великолепии, после стольких маршей, возни со снабжением и прочими издержками войны! И тогда, кстати, "Кампании Наполеона" мгновенно стали бы стратегией N1 среди фанов наполеоники.
Но пока AGEOD просто физически не может себе этого позволить, не позволяют скромные ресурсы. В остальном, перед нами очень красивая и прекрасно продуманная глобальная стратегия, для вдумчивых и усидчивых любителей жанра.
|
|