ТЬМА НАД БРИТАНИЕЙ
Бритенвальда – название, пожалуй, самого масштабного по объёмам
проделанной работы исторического мода для Mount&Blade – Warband. Это не только новые юниты, новая карта и новый баланс. Это
совершенно новая эпоха, которая в Mount & Blade
еще не затрагивалась, глубоко продуманный сюжет и геймплей,
множество интересных задумок, секретов и неожиданностей,
подстерегающих игрока, если он задумал предпринять полное опасностей
путешествие в мир "Бритенвальды".
Перед нами – не абстрактная Кальрадия. Мы – в Британии второй трети VII
в н.э., в эпохе Темных веков, когда слава и престиж ценились, порою, даже
выше богатства, когда о рыцарях и сокрушительных кавалерийских наскоках
в тех краях ещё никто не слышал, а клинок и борода считались
неотъемлемыми атрибутами свободного мужчины, и на развалинах великой
Римской империи созидались новые варварские государства – прообразы
нынешних стран Европы.
ВОЙНА ЗА РИМСКОЕ НАСЛЕДСТВО
Прежде
чем начать свои приключения, следует понять, что это за время, в
которое вас погружает сей колоритный мод. Действие в нём
разворачивается, начиная с 636 г н.э., когда так называемое "бриттское
возрождение" (подъём кельтском культуры, начавшийся на Британских
островах после ухода оттуда в 407 г. последнего из двух римских
легионов, отозванных на защиту Рима от готов, и фактического признания Римом независимости Британии в 410 г.) уже было прервано
вторжением германских племён: англов, саксов и ютов.
До начала VI в. бритты более или менее успешно сопротивлялись вторжению –
в произведениях цикла о короле Артуре до наших дней дошли отзвуки битвы
при горе Бадон (ок. 496 г., предположительно возле современной горы
Бат), когда вождь бриттов Артриу наголову разгромил англосаксов.
Однако в течение VI в. англосаксы всё же захватили территорию нынешней
Англии, частью вытеснив, частью ассимилировав местных кельтов, которые
сумели сохранить свою государственность только западе и севере страны,
но, тем не менее, продолжали отчаянно сопротивляться.
В 613 г., незадолго до начала действия мода, по результатам битвы при
Честере, проигравшие её бритты оказались разделены на Думнонию, Уэльс и
северные бриттские земли (граничащие с современной Шотландией), и с
этого момента начинается историческое разделение дотоле единого бриттского языка на
местные языки.
Англосаксы же на покорённых землях создали свои государства, наиболее
стойкими и могущественными из которых оказались 7 королевств,
составивших так называемую англосаксонскую гептархию – "семивластье":
– 3 королевства саксов – Сассекс, Эссекс и Уэссекс;
– 3 королевства англов – Мерсия, Нортумбрия и Восточная Англия;
– 1 королевство ютов – Кент.
К слову сказать, королевствами их называют, лишь следуя исторической
традиции – сами себя правители англосаксов, как и вожди бриттов, никогда
так не называли (этот титул – "Каролус" – произошёл от имени франкского
короля Карла Великого, жившего позднее), и в моде этот тонкий момент
отражён в полной мере.
Каждый владыка носит свой национальный титул: англосаксонские короли
именуются кинингами, бриттские вожди – бренинами, а ирландские племенные
короли щеголяют гэльским титулом "ри".
Кроме того, в моде встречаются феодалы с титулами англосаксонскими
титулами этелинга (принца), элдормена (графа) и дрихтена (вождя,
дружинника), прописаны также бриттские "тивисог" и "этивед", ирландские
тигерны (вожди) и даже сам Ард Ри – Верховный король Ирландии.
Даже для пиктов разработчики не поленились воссоздать собственную
титулатуру.
ВЛАДЫКА БРИТАНИИ
Как нетрудно догадаться, в основе действия мода лежит борьба англосаксов
и бриттов с добавлением междоусобных распрей между завоевателями и
набегов воинственных ирландцев.
Конечной целью игры, как и в оригинальном Варбанде, является объединение
всей Британии и Гибернии (Ирландии) под властью одного короля, которым,
однако, в отличие от Варбанда, вполне может стать и сам игрок – эта
возможность не просто допускается, но подразумевается и тщательно
проработана (см. ниже). В истории правители англосаксов, которым удалось
если и не объединить под своей властью всю Британии, то хотя бы
подчинить значительную её часть и оказывать значимое влияние на
окрестные земли, назывались германским словом "Бритенвальда" (коротко –
"Бретвальда") – "Владыка Британии". Отсюда и название мода.
Определённую роль в геймплее и сюжете играет и религия. Христианство в
то время было широко распространено среди кельтов, но с трудом пробивало
себе дорогу в государствах англосаксов. Христианским королям наследовали
дети-язычники, а те, кто принимал христианство, зачастую позднее от него
отрекались.
В моде это отражено, прежде всего, возможностью строить в своих поселениях религиозные
здания христианского либо языческого толка, повышающие число
последователей вашей религии в поселении, что в свою очередь, влияет на
отношение населения к вам и, возможно, на доход.
Кроме того, по ходу действия, вам могут встретиться священники, которые,
если находятся при королевском дворе, могут обратить вас в веру Христову
и начать прославлять вас в своей земле для повышения вашего престижа (не
за спасибо, разумеется).
В странствиях вам могут попасться паломники различных религий, нападение
на которых ухудшит отношения игрока с фракциями той же конфессии.
А на десерт разработчики мода предусмотрели для игрока возможность
вступить в поиски священных реликвий христианства (уж нет ли среди них
Святого Грааля?), за обретение которых любой отважный вождь – даже
язычник – получит ценный дар.
ФРАКЦИИ
Количество информации, собранной и воплощённой авторами мода в игре,
воистину потрясает.
В моде всего 31 фракция, относящаяся к трём основным этническим группам,
доминировавшим на Британских островах VII в.: германцам-англосаксам,
бриттам-валлийцам и гойделам-ирландцам.
Присутствует также и одна пиктская фракция и фризские наёмники.
Англосаксы:
Англосаксы – это германские племена, проживавшие на севере Германии и в
Дании, откуда они, начиная с V в н.э., стали приплывать в Британию,
невозмутимо и методично заселяя её, несмотря на активные протесты со стороны
местных жителей. Первоначально они состояли из трёх племён – англов,
саксов и ютов, но впоследствии племена смешались, утратили национальную
идентичность и образовали английскую нацию, а англосаксонский язык, хоть
и здорово изменившись, послужил основной для образования английского
языка.
Кантваре
Под этим диковинным названием скрывается Кент – королевство германского
племени ютов, прибывших в Британию наряду с англами и саксами.
После ухода Бриттов на месте будущего Кента расположилось бриттское
королевство Кейнт, но уже в 450 г. н.э. верховный вождь бриттов
Вортигерн, очарованный красотой Ровенны, дочери вождя ютов Хенгиста, по
требованию последнего разрешил ютам поселиться в Британии, передав им
весь Кейнт (история этого сватовства описана в легендах о короле Артуре
и не без оснований считается началом германской экспансии на
островах).
Король Кейнта, Гвирангон, отчаянно сражался против ютов, но в одиночку
сделать ничего не смог.
Вскоре, однако, получив в своё распоряжение хорошо укреплённые земли
Кейнта, юты разошлись и стали требовать себе всё больше земель, что
привело в 456 г. к мятежу против ютов и всё ещё потворствовавшего им
Вортигерна. В жестоком бою погибли брат Хенгиста, Хорса, но и вождь
бриттов, Вортимер, получил смертельное ранение.
Тогда бритты пошли на переговоры с ютами, но те коварно перебили их на
встрече и захватили их земли. Бывшая столица Кейнта, Дуровернум, была
переименована в Кантварабириг и стала столицей Кента. Ныне она известна
под названием Кентербери.
Ко времени начала действия в моде – 636 г., Кент – единственное
христианское королевство англосаксов.
Правителем ютов Кента в то время был Эдбальд. Хотя отец и
предшественник, Этельберт I, был христианином, Эдбальд в начале своего
правления отрёкся от христианства и принял язычество, однако
впоследствии был возвращен в лоно церкви св. Лаврентием и основан первый
в Англии женский монастырь.
Сассекс
Королевство южных саксов (South Saxons) было основано вождем Эллой в 477
г. н.э., когда его набеги за 15 лет опустошили южный берег будущей
Англии и позволили саксам переселиться в те края.
История Сассекса туманна и плохо освещена. Вплоть до 660-х гг.
более-менее достоверных данных о ней у нас нет, но в моде по состоянию
на 636 г. королем саксов выступает некто Кутвульф со столицей в городе
Селсей.
Эссекс
Земли восточных саксов (East Saxons), располагавшиеся на месте
кельтского королевства Кайр Колун, были покорены этими самыми саксами
около 520 г., но до 587 г., по сей видимости, подчинялись Кенту.
Впоследствии управлять столь обширными землями, видимо, стало тяжело, и
Эссексу предоставили автономию.
К 636 г. Эссекс – ещё языческое королевство во главе с Сигебертом I
"Малым" и столицей в старинном бриттском городе Кайр Линдейн (Кайр
Лондейн), который саксы называли Линденвик (Лонденвик). Ныне он
известен, как Лондон.
Восточная Англия
Бриттское королевство Кайр Вент, судя по источникам, было уничтожено
англами под предводительством вождя Веххи около 560 г., но единое
королевство народа англов сложилось на его месте лишь в 572 г. при
короле Вуффе (Wuffa). С тех пор потомки сына Веххи стали называться
Вуффингами.
При внуке Вуффы, Редвальде, Восточная Англия стала самым могущественным
королевством Британии – Редвальд носил титул Бритенвальды, но после его
смерти первенство в Британии перешло к Нортумбрии.
В 636 г. же году в Восточной Англии разразилась катастрофа: в страну
вторглись мерсийцы под предводительством короля Пенды.
Жители Англии, не слишком вдохновлённые правлением короля Эгрика (Этельрика),
призвали на помощь прежнего короля Сигеберта, ранее
добровольно ушедшего в монастырь. Тот, правда, не пожелал покинуть свою обитель, но его
похитили и привезли на место битвы силой. В итоге король-монах, не желая
брать в руки меч, всё-таки вышел на поле боя с посохом, но англов это не
спасло: их войско было разгромлено, а оба короля – убиты.
На троне Восточной Англии, что в городе Грантебридж (ныне – Кембридж)
оказался король Аннан (он же -– Анна), печальный и набожный правитель,
которому предстояло восстанавливать страну после мерсийского нашествия…
Гевиссе
Гевиссы представляли собой англосаксонские племена, проживавшие примерно
на той территории каковая отведена им в моде. Причина, по которой авторы
решили воссоздать именно это племя, обделив вниманием более значимые
королевства, вроде Дин Эйдина, не вполне понятна, но возможно, они
опирались на иные источники, нежели мы.
Столицей Гевиссе указан город Серобург.
Хвикке
Три кельтских королевства, образовавшиеся на территории современных
графств Вустершир и Глостершир после ухода римлян, были уничтожены
саксами уже в 577 г., но королевство Хвикке (предположительно названного по
имени основавших его саксонских племён) прослеживается только после 628
г., когда эти земли попали под власть мерсийцев.
До 650 г. история его туманна, но тем не менее, авторы мода включили
Хвикке в состав мода под началом дрихтена (т.е. вождя) Энхера, правящего
из города Киренкастер (ныне – Сиренчестер). Исторически у Хвикке упоминается
такой правитель около 675 г., но какие-либо сведения о нём найти не
удалось.
Мерсия
Пожалуй, самое колоритное англосаксонское королевство того времени. Название его – Mercia – образовано от слова “march”, которое трактуется в
одном вариант как "марка", т.е. приграничная земля (западная граница
англосаксов с бриттами), а в другом как "болото" – по климату тех земель
в то время. Впервые оно упоминается в 584 г., столицей его был город
Оксенафорда ("бычий брод", ныне – Оксфорд), а в 626 г. его возглавил
король Пенда, снискавший себе мрачную славу одного из самых жестоких и кровавых
правителей Британии.
Вмешавшись в войну английской Нортумбрии с валлийским Гвинедом, он
оружием принудил короля Гвинеда Кадваллона к союзу, женив его на своей сестре Эльфрите, а затем напал на
короля Нортумбрии Эдвина, считавшегося в то время сильнейшим правителем
Британии – Бритенвальдой.
В 633 г. Пенда и Кадваллон сообща разбили и убили Эдвина в битве при
Хэтфилде, после чего Кадваллон разграбил Нортумбрию, мстя за прежнее
разорение своей родины нортумрийцами, а Пенда вернулся в свои владения.
Но долго там не усидел. В 636 г. он атаковал Восточную Англию, ещё
хранившую память о своём Бритенвальде Редвальде, и разгромил её войско,
убив одним махом двоих английских королей – Эгрика и Сигеберта.
Восточная Англия была разграблена, и Пенда вновь вернулся победителем,
фактически, добыв титул Бритенвальды для себя и став самым известным
королём Мерсии (наряду с жившим много позднее Оффой).
С этого момента, собственно, и начинается мод. Игрок может
присоединиться к Пенде и грабить Британию дальше под языческим стягом
белого дракона, либо возглавить оппозицию жестокому королю, в том числе
и христианскую.
Внеигровая же история Пенды столь примечательна, что заслуживает
отдельного упоминания.
После разгрома Восточной Англии могущество Мерсии стало столь велико,
что у преемника Эдвина на троне Нортумбрии, Освальда, в конце концов, сдали нервы, и он
атаковал Пенду. Но тот опередил его со сбором войск и в 642 г. атаковал
при Мэсерфилде. В результате нортумбрийцы вновь были разбиты на голову, а их
король Освальд погиб. В назидание остальным, Пенда приказал расчленить
тело Освальда на куски.
В 645 г. Пенда вторгается в Уэссекс, король которого Кенвалх, также зять Пенды, возымел
дерзость прогнать свою жену – таким
образом, Пенда начал править и Уэссексом.
Впоследствии Пенда ещё несколько раз в профилактическом порядке нападал
на Восточную Англию и Нортумбрию, а также женился и крестился, но повадки у него
остались те же.
"Смерть Пенды"
– витраж собора в Уорчестере
В 656 г., не желая допустить объединения королевств Берникии и Дейры (на
которые распалась Нортумбрия) в единых руках короля Освиу, брата и
преемника Освальда, Пенда собрал огромное войско с участием 30 танов
(иначе – тэнов, англосаксонской родовой аристократии) и в третий раз
выступил против Нортумбрии, осадив Освиу в замке Стерлинг. Тому не
оставалось ничего иного, как откупиться большими деньгами, но, когда
Пенда разделил выкуп между своими людьми и направился в обратный путь,
Освиу со своими людьми внезапно окружил и атаковал его, устроив ему
засаду в горах. Пенда принял бой и сражался яростно, но его валлийские и
дейрские союзники предали его. Самый беспощадный король Мерсии погиб в
бою вместе со всеми своими 30 танами, а Освиу в отместку за
надругательство над телом своего брата велел отрубить мёртвому мерсийцу
голову.
Берникия
Берникия возникла в 547 г. на месте кельтского королевства Бринейх, от
которого, по одной из версий, она заимствовала своё имя (по другой
версии, её название переводится с кельтского, как "страна горных
перевалов"). Столицей Берникии стал город Беббанбург (ныне – Бамбург).
Её история тесно связана с историей королевства Дейра (от кельтск. "дейвр"
– "воды"), основанного ок. 560-580 гг., периодически объединявшегося с
Берникией под властью одного короля.
Первая серьёзная заявка на полное слияние с Дейрой была сделана при
бритенвальдах Этельфрите и Эдвине, сделавших двуединое королевство
Нортумбрия (Northumbria – "к северу от р. Хамбер") сильнейшим в
Гептархии.
Однако гибель Эдвина в бою против короля Мерсии Пенды привела к развалу
союза Берникии и Дейры и переходу лидерства в Гептархии к Мерсии.
Освальд сумел собрать оба королевства вновь, но, в свою очередь, принял
смерть от людей Пенды (и был канонизирован). И лишь его брат Освиу,
победивший Пенду, сумел, наконец, окончательно объединить два
королевства в одно.
Однако это в будущем, а пока что в 636 г. на троне Берникии/Нортумбрии
правит Освальд, озабоченный ростом могущества Пенды. И как знать, быть
может, это ему будет суждено отрубить голову беспощадному владыке
Мерсии?..
Линдисваре
Это полунезависимое государство, известно также как Линдси, было
основано в 480 г., в его состав входил и знаменитый позднее остров
Линдисфарн с его монастырём, ставшим позднее первой мишенью викингов,
однако история этой глухой местности изучена плохо, и единой версии
относительно неё нет. Правителем Линдисваре на 636 г. в моде является
некто Энрит, правящий из города Линнуис.
Бритты и пикты:
Бриттами звались британские кельты – так их принято отличать от
французских кельтов, называемых галлами. Образ жизни и государственного
устройства у бриттов, соответственно, походил на галльский, но отличался
большей простотой и суровостью в силу удалённости от "просвещённого"
Средиземноморья и большей, по сравнению с Францией, суровостью климата –
т.е., они более походили на белгов.
Бритты долго и упорно сопротивлялись нашествию англосаксов, но отстоять
свою культуру более-менее сумели, по сути, лишь в Уэльсе и отчасти в
Шотландии, где до сих пор сохранились местные кельтские языки –
валлийский и гэльский. Ещё в XIX в. на полуострове Корнуолл существовал
и корнский язык, родственный валлийскому, но к началу XX в. он вымер
(хотя предпринимаются попытки его возродить).
Гластеннинг
Эти бриттские земли располагались на Северо-востоке Корнуэльского
полуострова. Они были отторгнуты от Думнонии ок. 500 г., и созданное на
них полунезависимое королевство подчинялось королевству Догвейлинг (не
фигурирующему в моде), пока не было захвачено саксами во второй половине
VII в.
В 636 г. им правил Морвайл ап Киндруин, владеющий городком Дин Драйту.
Думнония
Одно из наиболее могущественных бриттских королевств Британии, названное
по имени проживавшего на его землях племени думнонов, государство
Думнония со столицей в городе Кайр Уиск сохранялся независимость аж до
715 г., а сопротивление англосаксонскому нашествию продолжалось в ней
вплоть до 918 г.
На 636 г. в ней правил король Петрок по прозвищу "Треснувшее копьё".
Инис Манау
Под этим экзотическим на русский слух названием скрывается вполне
известный остров Мэн ("инис" по-бриттски и значит "остров"). Самое
маленькое из государств мода, как правило, погибающее первым.
Правивший там в 636 г. король Анллех на своём веку пережил оккупацию его
владений королём Нортумбрии Эдвином, имевшую место во время похода
последнего на Уэльс, но после смерти Эдвина Анллех сумел вернуть себе
трон.
Пенгверн
Земли Пенгверна вышли из состава валлийского королевства Поуис ок. 570
г. и просуществовали в независимом состоянии до 656 г., когда были
частично захвачены англосаксонской Мерсией, частично вернулись к Поуису.
В 636 г. Пенгверном из города Кайр Лиуткойт правил Киндила́н ап
Киндруи́н
Гододин
В качестве независимого государства валлийский Гододин (чьё название
образовано от имени проживавшего на его территории бриттского племени
вотадинов) появился ок. 470 г. и просуществовал до 638 г., когда был
захвачен англосаксами Нортумбрии и преобразован в подвассальное
Нортумбрии королевство Данбар.
В 636 г. в моде Гододином из Дин-Эйдина (ныне – Эдинбург) правил Минидог
Богатый (хотя есть мнение, что на самом деле это правитель Дин-Эйдина –
соседнего государства, образованного захватчиками из Аль-Клута – а
собственно Гододином из города Трапаин-Лау в то время правил некто
Килидог).
Сражение двух фракций
Регед
Это крупное бриттское королевство выделилось как независимое государство
ок. 450 г. и продержалось под напором англосаксов до конца VII в.
К 636 г. от Регеда осталась только северная часть (южную поглотили
англосаксы в 613 г.), с центром в городе Кайр Лигуалид (ныне – Карлайл)
и правителем по имени Ройд, выдавший свою дочь замуж на короля
Нортумбрии, каковая потом и унаследовала Регед.
Крави
Это маленькое поселение на западе Англии никак не отметилось в
британской истории, но, возможно, чем-то дорого авторам мода.
Исторически оно расположено на землях так называемого Южного Регеда,
захваченного англосаксами ещё в 613 г., когда его последний король
Лливарх Старый бежал в валлийский Поуис (где его потомки в IX в. станут
королями). Столицей его наречён Кайр Маунгуид.
Альт Клут
Одно из немногих бриттских королевств, отбившихся от англосаксов.
Возникшее ок. 400 г., оно благополучно просуществовало до 756 г., когда
по нему с сервера ударили пикты и, при помощи нортумбрийцев, взяли
столицу Альт Клута – крепость Дун Бреатанн (или Дун Британн – "крепость
бриттов"; ныне – г. Дамбартон). Впоследствии Аль Клут страдал от набегов
викингов и в итоге в XI в. вошёл в состав Шотландии.
В 636 г. Альт Клутом правил некто Били ап Нейтон.
Кередигион
Кередигион (названный по имени его основателя Кередига; иначе это
королевство именовалось Сейсиллуг), возник в первой половине V в. и
просуществовал до начала XIII в.
На 636 г. его королём в моде назван Клидог ап Артлуис, а столицей – Кайр
Перис.
Поуис
Первым номинальным королём Поуиса был никто иной как Кадеирн, сын
упомянутого выше Вортигерна, верховного короля бриттов.
В 636 г. им из Кайр Мегуайт правит Элван ап Киндруин – король
Догвейлинга и узурпатор трона Поуиса, который он отнял у малолетнего
Манугана – сына павшего в битве с англосаксами законного короля Поуиса
Селива Боевого Змея.
Гвинед
Гвинед впервые упоминается с IV в. н.э. и просуществовал до конфискации
валлийских титулов английским королём Эдуардом I Плантагенетом в 1282 г.
Традиционно он был самым могущественным из королевств Уэльса и активнее
всех сопротивлялся иноземным нашествиям, чему немало способствовала
пересечённая гористая местность королевства.
Именно королём Гвинеда был Кадваллон ап Кадван, Верховный король
бриттов, легендарный полководец, разгромивший Нортумбрию на пару с
Пендой Мерсийским. Однако, если после гибели короля Нортумбрии Эдвина в
битве при Хэтфилде в 633 г. Пенда вернулся в Мерсию, то Кадваллон
продолжил разграбление Нортумбрии, мстя за прежнее разорение своей
страны нортумбрийцами. Короли развалившейся на части Нортумбрии – Осрик
Берникийский и Энфрит Дейрский пытались остановить Кадваллона – один
мечом, другой уговорами – но тщетно: оба сложили головы в борьбе с
разбушевавшимся правителем валлийцев. И лишь вернувшийся из изгнания
брат покойного Эдвина Освальд в 634 г. сумел разбить Кадваллона в битве
при Уолле, в ходе которой Кадваллон погиб.
Его малолетний сын Кадвалладр был в ту пору ещё совсем ребёнком, поэтому
власть в Гвинеде захватил узурпатор по имени Кадавайл ап Кинведу, король-крестьянин, по
прозванию "Уклоняющийся от битвы". Именно его мы и застаём на престоле
Гвинеда в легендарном городе Дин Гонви в 636 г.
Дивед
Дивед возник в конце IV в. и просуществовал до 920 г., когда вошёл в
состав королевства Дейхенбарт.
Королём Диведа в 636 г. был некто Ноуи Старый, а столицей – Кайр Вердин.
Брихейниог
Небольшое королевство на юге Уэльса. Известно с V в. до середины XI в.,
когда перешло под власть Англии.
Столица его в 636 г. в моде названа так же, как и он сам – Брихейниог, а
правил им Риваллон ап Идваллон.
Гвент
Валлийское королевство Гвент просуществовало с IV по XI вв., пока не
было завоёвано норманнами.
В 636 г. королём Гвента был Мейриг ап Теудриг, король-воин, послуживший
по мнению ряда исследователей, прообразом артуровского короля Утера
Пендрагона (чьё имя, кстати, переводится как "прекрасный командир" и
могло быть эпитетом Мейрига), тем более, что сына Мейрига звали как раз
Артур.
Столицей Гвента был Кайр Вент.
Кайт
Очень специфическое пиктское королевство, по-видимому, тождественное
иногда упоминаемому в источниках государству Фортриу и располагающееся в моде на
крайнем севере современной Шотландии, на мысе Кейт. Сведений о пиктах
сохранилось очень мало, серьёзные разногласия вызывает у историков даже
вопрос происхождения пиктов, однако авторы мода воспроизвели
специфическую систему отрядов и титулов, отличную от таковой у бриттов и
ирландцев.
В 636 г. Кайтом правит Гартнарт мак Фохел, носивший титул "тойшех".
Ирландцы
Ирландцы по крови тоже кельты, но долгое время развивались обособленно
от остальных, так что применительно к ним в историографии иногда
употребляется термин "гойделы" (который, впрочем, на кельтском и значит
"кельты"). Гойдельский язык, в виде нескольких диалектов, к слову
сказать, сохранился до сих пор (теперь он называется ирландским), и хотя
число говорящих в Ирландии на нём невелико, его активно возрождают, и
следует признать, что он по своей фонетике и грамматике он является одним из самых оригинальных языков
Европы. Его ближайшим родственником является гэльский язык горной
Шотландии.
В древности Ирландия формально состояла из пяти королевств: Коннахта на
западе, Лагина на востоке, Улада на севере, Мона на юге и Мида в центре.
Над всеми формально стоял Верховный король Ирландии, но его власть была
отнюдь не абсолютна, а титул то и дело переходил от менее удачливого
вождя к более удачливому.
Коннахт
Самое западное из пяти крупнейших ирландских королевств ("пятин").
Название его переводится как "потомки Конна", и вероятно, относится к
мифическому верховному королю Ирландии по имени Конн Ста Битв, жившему
во II в н.э. (его потомки, кстати, подобно потомкам пророка Мухаммеда,
прослеживаются до наших дней).
В 636 г. в Конахте со столицей в городе Круаган правил Рогаллах мак
Уатах (Матах) из рода И Брун, прославившийся, помимо прочего, интимной
связью со своей собственной дочерью и убитый на охоте.
Дал Риада
Хотя королевство Дал Риада располагалось, в основном, на землях
современной Шотландии, оно было образовано в конце V в. эмигрантами из
Ирландии и включало в себя часть северных ирландских земель и островов.
В течение многих лет Дал Риада с переменным успехом вела войны с
соседними пиктами, но значительных успехов не стяжала, а 843 году, в
конце концов, объединилась с пиктами в королевство Шотландия.
В 636 г. во главе Дал Риады в городе Дун Ат стоял Домналл мак Эхдах по
прозвищу Конопатый. К этому времени он уже успел в 625 г. повоевать с
пиктами, которые разбили его войско.
Впоследствии, в 637 г. он ввяжется в войну с Ирландией и будет разбит её
верховным королём Домналлом мак Аэда, после чего будет вновь разбит
пиктами в 638 г. и убит в бою против Альт Клута в 642 г.
Лагин (Ленстер)
Восточное из пяти больших королевств Ирландии, столица его – Килл Дара.
В 636 г. на его престоле находился Фаэлан мак Колман из рода И Дунлайнге.
Мон (Манстер, Мов, Мув, Муму)
Южное из пяти крупнейших королевств Ирландии со столицей в городе Дун
Кетерн. Название её происходит от имени кельтской боги по имени Мува.
В 636 г. Моном правил Фальве "Фланн" ("Алый") мак Аэдо.
Улад (Ольстер)
Северная "пятина" из числа больших королевств Ирландии, примерно
совпадающая с территорией современной ирландской провинцией Ольстер.
Столицей её определён Дун Келтайр.
В 636 г. Уладом правил Конгал Кэх, проведший на своём веку множество
битв, и сам убитый через год верховным королём Ирландии Домналлом мак
Аэдо.
И Нейл
"И Нейл" буквально переводится как "дети Ниалла", т.е. потомки Ниалла
Девяти Заложников – легендарного верховного короля Ирландии, жившего по
преданию в IV в н.э. Различные ветви его потомков в разное время носили
титулы королей Тары, Мида, Иснеха, Алеха, Тир Эогана (Тирона), Тир
Хонала (Тирконнела) и Бреги, а также титул Верховных королей Ирландии.
В моде под этим именем объединены владения так называемых северных и
южных И Нейлов (что чётко видно по карте), со столицей в городе Темайр.
В число этих владений входит и пятая из ирландских "пятин" – Мид (ныне графство Мит), в
котором на холме Тара располагается легендарный камень Лиа Фал, по
преданию выкрикивавший имя законного верховного короля Ирландии, когда
тот ступал на него ногой.
По состоянию на 636 г. главой потомков Ниалла был Домналл мак Аэда,
носивший по совместительству титул Верховного короля Ирландии.
Аргиалла (Оргиалла, Ориель, Уриель)
Это маленькое королевство прослеживается как раз около VII в. н.э. В
качестве его столицы в моде выступает Эмайн Маха. История названия этого
государства весьма примечательна: по преданию, основатели его
королевской династии выторговали у верховного короля Ирландии условие,
по которому, если они или их потомки будут взяты в заложники ("гиалл"),
то оковы их должны будут быть из золота ("ор").
В 636 г. Аргиаллой правил Маэль Оур Кэх.
КАРТА И УНИКАЛЬНЫЕ ЛОКАЦИИ
Глобальная карта, как и следовало ожидать, представляет нам Британские
острова с более чем сотней различных поселений и правдоподобным
рельефом. Все населённые пункты носят исторические названия, и хотя с
подбором городов и замков для воплощения в моде можно, пожалуй, и
поспорить, но объём трудов, вложенных в поиск сведений по ним, уже сам по себе внушает
уважение.
Однако подлинная красота и масштаб "Бритенвальды" открывается только
на локальной карте, карте битв. Ибо сколь ни велика заслуга исторических
консультантов мода, но всё же следует признать, что уж кто тут воистину
постарался на славу – так это сценоделы. Сцены городов, замков, таверн и уникальных локаций
не имеют аналогов в модостроении для Warband.
Уникальные ландшафты "Бритенвальды"
Они не взяты ни из какого другого мода, да и не могли быть взяты, ибо
отражают специфическую архитектуру того времени: низенькие деревянные
хибары на берегу реки, огороженные частоколом – таким престаёт
англосаксонский город.
Замок в те времена – это высокая деревянная башня на насыпном холме,
огороженная одним-двумя рядами деревянных палисадов, подчас довольно
сложной конфигурации, с воротами и засеками. Штурм таких сооружений –
процесс поэтапный и чрезвычайно увлекательный, но требующий больших и
сильных армий, способных последовательно преодолеть сопротивление
противника не нескольких рубежах обороны.
Ну а в качестве деликатеса авторы мода припасли для игроков пару особых,
уникальных локаций.
Прежде всего, это соляные копи. Постройка подобного рода присутствует во
многих модах, но функции её, как правило, сводятся к скупке
военнопленных для подневольной работы на промысле. В Бритенвальде
механика работы копей кардинально отличается. Удачливый вождь может, как
обычно, придти в копи, дабы привлечь своих пленных к труду на
производстве, однако делается это иначе: пленники не поступают в полное
распоряжение местного начальника, но постоянно работают на вождя,
который может позднее подъехать за своей долей. Однако такое скопление
рабов требует охраны. И будет здравым решением оставить вместе с
пленниками небольшой отряд воинов.
На худой конец, можно побатрачить и самому, но для военного вождя это
неподобающее занятие, не правда ли?
Помимо копей, в моде присутствует целый ряд других особых локаций, не
до конца, правда, проработанных, ибо мод пока ещё находится в развитии.
Так, однажды, мой персонаж очутился в особой древней роще, где его
встретил… древний герой в полном боевом облачении. Впрочем, встреча
оказалась довольно своеобразной – герой молча атаковал персонажа и вынес
его без особых усилий. Позднее, придя в сознание, последний обнаружил,
что тот его не убил и даже ничего не взял, после чего вновь попробовал
победить чудаковатого героя.
Замечу, что с энной попытки это удалось-таки сделать при помощи
дротиков, но вот толку от этого оказалось ноль – ничего ценного у героя
не оказалось. И даже гром не прогремел над головой героеубийцы.
Также скучающий (или голодающий) вождь может развлечься охотой: в
определённых местностях водятся кабаны (пока что похожие, правда, на
мастодонтов) и олени, которых разрешено преследовать на тактической
карте, и с которых получить мясо, которым можно накормить отряд.
ТЕХНИКА БОЯ
Главная специфика мода с точки зрения "боёвки" – это, конечно, манера
ведения боя.
По словам авторов мода, они провели большое число полевых исследований,
пытаясь восстановить механику обращения с оружием времён Тёмных веков,
используя реконструированное вооружении и снаряжение. Итоги подобных
проверок были учтены при разработке мода.
И это сразу чувствуется. Баланс оружия и снаряжения значительно
отличается от того, который мы все привыкли видеть в классическом Mount&Blade.
Во-первых, моде, фактически, отсутствует ударная рыцарская кавалерия и
арбалетчики (мне даже не попался в моде арбалет), что и понятно – первая
ещё не появилась, а вторые уже вышли из обращения (вплоть до высокого
Средневековья).
Во-вторых, доспехи того времени – слабые, ибо никаких лат нет и в
помине, самое дорогое и эффективное, что может позволить себе тогдашний
воин – качественная кольчуга.
В-третьих, заметно усилены метатели – бросок умелого застрельщика может
быстро вывести из строя вражеского бойца даже без попадания в голову,
так что застрельщики при правильном расположении на поле боя могут
серьёзно облегчить задачу ударной пехоте, если им не помешают щиты
противника, но их надо беречь от вражеской пехоты и кавалерии.
Любопытное новшество состоит в том, что застрельщиков можно послать
организовать засаду наступающего врагу, дабы ослабить или задержать его.
В-четвёртых, основу войска, в полном согласии со старой древнегерманской
традицией, составляет пехота – чем тяжелее, тем лучше. Именно на её
плечи ложится основанная тяжесть боя, и хотя застрельщики и лучники тоже
могут внести свою лепту, но если у противника заметно больше тяжёлой
пехоты – вы обречены.
Стена щитов
В-пятых, кавалерия тут лишена рыцарского удара (хотя на турнирах он
почему-то сохранён – недоделка бета-версии, видимо) и пик, и вынуждена
орудовать короткими копьями, что, вкупе с относительной слабостью
доспеха, делает её хорошей мишенью для пехоты, так что использовать её
можно, по сути, лишь для отвлечения противника да для борьбы с
застрельщиками.
Правда, для этого вам придётся-таки освоить громоздкую систему
управления войском, свойственную Варбанду, которую Бритенвальда
дополняет рядом своих новшеств.
Можно, конечно, попытаться переломить ситуацию за счёт личного
мастерства, проредив ряды противника самолично. Что ни говори, это,
конечно, очень по-германски – ведь у германцев как раз считалось, что
вождь должен быть, помимо прочего, и наилучшим воинов дружины – однако
сделать это будет не так-то просто.
На младших уровнях с не прокаченным мощным ударом и владением оружием,
вам будет трудно даже поранить тяжеловооружённого противника – урон от
ваших ударов будет мизерным. Зато сами такие противники вполне способны
завалить вас с пары ударов, поэтому даже дуэль один на один порой
превращается в прямо таки стратегическое мероприятие – что уж говорить о
массовых баталиях.
Так что, если боец из вас пока что неважный, то возможно, имеет смысл
вооружиться двуручной секирой, типа тех, которыми позднее вооружатся
хускарлы короля Гарольда II – это воистину мощное оружие в моде. Оно
способно уложить самого мощного противника за те же 2-3 удара, что
незаменимо в групповом бою.
Сам автор этих строк неоднократно, прячась за спинами своих бойцов,
обходил противника сбоку и начинал крушить его сзади, нанося один удар
за другим – не очень отважная тактика, быть может, но очень эффективная,
смею вас уверить.
СЕКИРА, МЕЧ И ЩИТ
Учтите, впрочем, что, получив по балде секирой, вражеский воин не будет
стоять аки болван, а тут же развернётся к вам, так что будьте готовы
прикончить его со второго же удара, в противном случае в отсутствие щита
обладателям не прокаченного альтер эго может придтись туго.
В-шестых, щиты в моде, кстати, значительно усилены. Если верить авторам
мода, то щитом можно даже и удары наносить, зажав обе клавиши мыши.
Правда, мне лично этого сделать не удалось.
Но и без этого щиты теперь весьма важны, ибо они исключительно прочные,
как ни в одном другом моде, пожалуй. Даже вооружившись топором или
секирой, которые по-прежнему сохраняют бонус против щитов, вы должны
будете потратить немало времени, чтобы расколотить щит противника. А уж
сделать это при помощи меча или тем более стрел и вовсе не
представляется возможным. Зато противники бьют очень больно, что
особенно заметно в начале игры, когда у персонажа ещё нет дорогущего
доспеха.
Так что умение правильно блокировать удары оружием (или
выставить автоблок в настройках игры)) будет иметь большое значение. Это обстоятельство
делает крайне желательным наличие щита и у самого игрока – поверьте, он
не раз и не два спасёт вам жизнь.
Тем более что мечи в бою могут поломаться, и восстановить их не
получится – придётся искать другой (к счастью, отвечающий за поломку оружия сабмод
можно отключить).
И наконец, в-седьмых, в моде значительно снижена мощность всех луков.
Нет, для слабенькой пехоты они по-прежнему опасны, но для
тяжеловооружённого бойца они уже не опасность номер один, а наличие
почти у всех воинов щитов сводит ценность стрелков почти к нулю. Если
только они не стреляют в фланга или с тыла.
Единственное исключение из этого печального правила – осады. Вот тут
лучники в состоянии оказать весомую поддержку своей пехоте, как со
стороны штурмующих, так и – особенно – со стороны осаждённых.
Отвлечённые подъёмом по лестницам и прорывом на стены, бойцы нападающих
становятся идеальной мишенью для стрельбы, как и в классическом Warband.
Что, в сочетании с мощностью ударной пехоты мода, значительно затрудняет
штурмы.
ШТУРМУЕМ ЗАМКИ
Поэтому гарнизоны замков, хотя не больше, чем в оригинальной игре, но
достаточно тяжелы на вынос. И кстати, прикинуть их численность и состав,
будучи снаружи не получится, что и понятно – за стенами бойцов не видно, а
считать чужих солдат внутри вас никто не пустит. Поэтому для
любопытствующих и просто предусмотрительных на такой случай существует
специальное средство. Да, именно они – лазутчики. Нанимать их можно в
таверне, как и любых других наёмников, и так же, как и любые другие
наёмники, они последуют за вами, принимая участие во всех ваших боях в
качестве лёгких застрельщиков. Однако главная их особенность не в этом:
они единственные, кто может добыть для вас сведения о чужом замке. Для этого их
через специальных интерфейс следует послать в интересующий вас замок,
куда они через какое-то время доберутся, и откуда пришлют данные о
численности и составе гарнизона, а также количестве провизии на случай
осады – бесценные сведения для рачительного полководца. Более того,
оставаясь в замке до дальнейших указаний, шпионы смогут обновлять свои
сведения, а также устраивать диверсии – от пожара и отравления воды до
организации массовых беспорядков.
Поэтому лазутчиков во время боя крайне желательно беречь (как это
сделать – отдельная головная боль), ибо число их ограничено и попадаются
они для найма нечасто.
А вот гарнизоны городов в моде видны вполне хорошо, и это логично: в
суматохе городской жизни всех шпионов не отловишь.
Дополнительной "фичей" мода являются уже традиционные для модов поздней
волны боевые формации: каре, действенное против кавалерии; стена щитов,
удобная против пехоты; клин, в который можно построить конницу, и
простой ряд, в который, в принципе, можно построить кого угодно, но
удобнее всего – стрелков и застрельщиков.
Лично на наш взгляд, это сомнительное нововведение, ибо не секрет, что
использование формаций в Варбанде всегда сопряжено с целым рядом
трудностей и условностей, отнимающих кучу столь ценного в бою времени на
создание построений и заметно снижающих их эффективность.
Зато забавной особенно мода стала возможность издавать боевые кличи:
один вдохновляющий союзников (и отчасти восстанавливающий их здоровье за
счёт потери части их очков опыта) и другой – наводящий страх на врагов.
Можно даже подудеть в рог.
КОРОЛЕВСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ
На наш взгляд, это одна из самых вкусных плюшек мода, но добраться до
неё, как правило, удаётся не скоро: для доступа к меню дипломатии вам
придётся основать собственное королевство, а для этого нужно, как
минимум, захватить в собственность город или замок. Тогда в ваших покоях
появится сенешаль (им можно назначить одного из спутников, но можно и
выбрать из местных), с которым можно будет обговорить вопросы внешней и
внутренней политики.
Спектр вопросов на повестке дня брадатых монархов Британии весьма
широк: определение уровня феодальной эксплуатация крестьян (влияет на
доход и отношения с лордами), установление степени централизации власти
(влияет на параметры пополнения армии короля и лордов и их отношения),
качества армии (влияет на скорость восстановления числа доступных
рекрутов), дипломатическая переписка с главами иных стран – со всеми
варварскими изысками: подарками, комплиментами и т.п. – заключение и
расторжение союзов и торговых договоров и конечно же объявление войн и
заключение мира.
Придворные барды и священники за скромную плату будут прославлять вас в
песнях и проповедях.
Вы также можете сменить веру, свою и ваших подданных, поговорив со
священником или языческим жрецом.
Добавьте к этому посылку даров лордам и королям, управление
государственной казной (которая не тождественна королевскому кошельку,
хотя перекладывать из одного в другую и можно) и мероприятия по переносу
столицы со всеми вытекающими отсюда последствиями (да, есть в моде и
такое) – и вашему взору предстанет модель государственного управления,
как-то потягаться с которой по степени детализации сможет разве что не
менее знаменитый мод the
Sword of Damocles.
В СТРАНСТВИЯХ И СРАЖЕНИЯХ
В начале долгого пути, правда, придётся совсем не сладко. Сколь ни храбр
будет будущий вождь, но поначалу ему придётся резво бегать почти ото
всех встречных отрядов. Ибо большинство из них будут мародёрами, которые
отнюдь не прочь поживиться за счёт потенциального Бритенвальды и имеют
досадную привычку объединяться для достижения этой цели. Причём перемещаются
они по карте едва ли не быстрее, чем главный герой. Поэтому вначале
вождю придется в полной мере проявить качество, которое древние германцы
традиционно ценили не менее отваги – хитрость. Прямое боестолкновение
даже с малой горсткой воров может возыметь фатальные последствия: в моде
реализована так называемая система "реалистичных ранений", которая
грозит серьёзными травмами в по итогам каждого нокдауна (её, правда,
можно отключить, но эффект это этого как-то не заметен). И вуаля – из-за
банальной случайности или заглючившей мыши персонаж получает травму с
минусами к силе, ловкости или интеллекту. И теперь жди, покуда с
течением времени эти последствия неумеренной отваги пройдут.
На ранних этапах игры подобные ляпы, накладываясь один на другой, могут запросто загубить игру, так
что ввязываться с бой следует с предельной осторожностью и лишь тогда,
когда ты полностью уверен в своей победе – совсем как в реальной жизни.
Пастухи с острохарактерными клюками, которых можно нанимать в деревнях,
плохо пригодны даже для войны с ворами, не говоря уже более сильных
врагах – те просто нашинкуют их в капусту – поэтому попервоначалу ставку
следует делать не столько на своих сподручных, сколько на свои
собственные силы. Вот тут может очень пригодится конь, которого нам всё
же выдают на старте и которого имеет смысл беречь, как зеницу ока. Кружа
вокруг орущей банды, опытный воин сможет перебить их по одиночке, атакуя
отбившихся от основной группы противников и тех, кто одет полегче.
Можно задействовать и своих пастухов, но в этом случае им следует
непременно помочь, сбивая конём с ног вражеских бойцов. Однако помните, что
этот метод не панацея, и своих колхозников лучше как можно скорее
прокачать...
В бой со своей дружиной
Кстати, если кто забыл, прокачка в Варбанде стоит денег и немалых, так
что, хотя главным вопросом для вас на этом этапе будет элементарное
выживание, поиск золота также будет немаловажной задачей. Тут могут здорово
помочь разнообразные задания.
В доставку товаров в другие города лучше
пока не ввязываться – путь может оказать долгим и опасным, а
вознаграждение – мизерным. Рискованно и тренировать крестьян в деревнях
– можете не справиться с наездом бандитов.
Перспективнее подвязаться на истребление мелких банд мародёров и тому
подобные мелкие задания, не требующие ни большой армии, ни долгих
походов.
Мародёров, кстати. Можно привлечь и под свои флаги, но у малоизвестного
и слабого вождя на это мало шансов.
Однако выгоднее всего браться за задания лордов по истреблению логова
бандитов. Разузнать про таковые можно в тавернах, поспрошав про
"работу". Тавернщик порекомендует наняться наёмником к местному королю,
и если у кого из лордов есть серьёзные проблемы в бандитами –
обязательно об этом упомянет. Едем к лорду и подряжаемся их перебить. К
этому времени надо непременно иметь с собой несколько более-менее
прокачанных бойцов или спутников – одному будет нелегко справиться.
Но результат того стоит: помимо кучи лута и гигантского опыта (3000
очков единым духом), который положен за успешное выполнение этого задания,
осчастливленный лорд отвалит вам на радостях 1500 шиллингов (местная
саксонская монета), а уровень вашего персонажа, если невелик, может подняться сразу на
несколько ступеней.
Малость прокачавшись, не грех отправиться на турниры, каковые здесь
также присутствуют и на которых тоже можно поднять немало деньжат, но
учтите, что бойцы тут неслабые и для победы понадобятся сверхконцентрация и определённая удача.
Никуда не делись и квесты на освобождение пленных феодалов, которые
приобретают особую пикантность благодаря тому обстоятельству, что
переодетому бедным пилигримом главному герою, вооружённому одним лишь
посохом, придётся отбиваться от матёрого бойца-тюремщика со щитом и
топором в руках (вломиться в замок со своей армией на раннем этапе игры,
само собой, не получится). Следует учесть, впрочем, что подобная деятельность чревата
ухудшением отношений с той фракцией, которая держала в плену
освобождённого вами лорда. Так что если вы ещё не решили для себя, к
кому пойдёте на службу, этот квест, возможно, брать пока не стоит.
Добытые средства, помимо оплаты бойцов, стоит потратить и на вооружение.
Оно в моде традиционно имеет ограничения по минимальному уровню
профильного навыка (сила для оружия и доспехов, владение щитом для
щитов, верховая езда – для коней), но имеет весьма кусачие цены, плюс в
игру встроен мод (слаба богу, отключаемый), дающий штрафы ко
всем статам при использовании тяжёлого снаряжения, так что тратиться на обновку следует,
дважды подумав.
ПРИКАЗАНО – СТАТЬ ГЕРОЕМ!
Когда таким макаром вождь сумет сколотить более-менее стойкий в бою
отряд настанет время охоты на тех, кто ранее охотился на вас. Замечу,
что на юге Англии делать это будет легче, чем в средней ещё части –
бродящие там франкские налётчики не носят кольчуг, ни вообще какой-либо
брони на торс, поэтому перебить будет заметно проще, чем ошивающихся в
центральной Англии данов, одетых в неплохую броню.
Боёв этих вам предстоит великое множество, и вступать в них вам надлежит
с превеликой осторожностью, тщательно оценивая количество противников
сравнительно с числом боеспособных воинов в вашем отряде и не забывая
про наличие у врагов метательного оружия (что особенно опасно для
всадников).
Главным вопросом для вас в это время станет денежный: растущая и
постоянно совершенствующаяся армия способна пожрать целое состояние.
Поэтому тут уже сойдут любые квесты, сулящие более-менее приличную
денежную награду.
Неплохой доход, кстати, будет давать продажа пленных и особенно выкупы
за пленённых вами лордов. Последних, кстати, можно не только отпускать или
бросать за решётку, но и казнить – впервые в истории игры! – тогда
казнённый лорд более никогда не появится в этой кампании. Однако идти на
столь крайний шаг следует, только самым тщательным образом взвесив все
"за" и "против", т.к. все лорды сочтут такой поступок бесчестным, и
крупные неприятности вам будут гарантированы.
И лишь когда вы сумеете взрастить в боях приличное число закалённых и прокачанных бойцов, можно будет подумать о дальних странствиях и большой
политике.
Известность ваша к этому времени, скорее всего, уже вполне позволит вам
предложить свои услуги одному из королей Британии и Гибернии, а если
гордость не позволяет просить, то можно милостиво принять предложение
поработать наёмником на службе у кого-либо из местных правителей. Оплата
скромная, но опыт бесценный, да и добыча немалая, хотя и риск
соответствующий.
К кому конкретно поступать на службу – дело вкуса и отчасти –
идеологических убеждений, ибо древо прокачки воинов у всех фракций
одинаковое или почти одинаковое: пастухи-рекруты, ополчение, лёгкие
бойцы с мечами либо копьями, профессиональные воины и тяжёлая элита.
Отдельные ветки дают лёгких стрелков и застрельщиков, а также среднюю
кавалерию. Это для всех. Некоторое разнообразие в этом отношении вносят, разве что, пикты, с их
раскрашенными по старинке вайдой воинами, но и то, разница лишь
декоративная.
Снаряжение тоже можно при желании подобрать той фракции, которой идёте
служить. Как правило, оно встречается в магазинах городов этой самой
фракции и тех, что близки ей по культуре, так что далеко ходить за этим не придётся.
Король Аннан в своем знаменитом шлеме
И надо сказать, тут есть, на что посмотреть: почти все модели оружия и
доспехов – новые, не ванильные, выполненные на высоком уровне.
Попадаются и вовсе редкой красоты образцы, так, король Аннан щеголяет не
в чём-нибудь, а в своём знаменитом шлеме из Саттон-Ху. Правда, в
магазинах я такого не видал, но на то он и эксклюзив... В общем, в плане
снаряжения выбор тоже широк.
Так что, если вы не прочь разделить радость победы (и звонкую монету) с
победителями – вам дорога в одно из государств англосаксонской
Гептархии; если же вы желаете помочь бриттам отстоять свою независимость
в справедливой войне против германских захватчиков – добро пожаловать в
ряды бойцов кельтского сопротивления.
Ну а если же вам по душе суровая романтика туманных далей, древних саг и
непрестанной кровавой борьбы за власть, то можете сплавать на своём
собственном судне до берегов загадочной Гибернии.
Есть, правда, и сухопутный путь в те края – через остров Мэн, к которому
разработчики протянули невидимый пост с обоих главных островов – однако
он долог, небезопасен и может заставить путника сделать большой крюк на
пути к цели.
Корабли же, хотя и стоят безбожно дорого – 3000 шиллингов – но зато
позволяют причалить, где угодно. Брошенное судно, кстати, никуда не
денется, и впоследствии, вернувшись на место высадки, его можно будет
забрать, и сухопутные отряды врага по воде преследовать вас не смогут.
Это открывает заманчивую перспективу морских набегов а-ля викинги (чей
золотой век ещё впереди), но стоит помнить, что вражеские лорды также вполне
способны нанимать суда, а потому могут навалять вам и в море.
Но и без них в море неспокойно. По всему западному побережью Уэльса (а
возможно, и не только – я уж и не осмелился проверять) на местное
население наводят страх скоттские налётчики. И они действительно
скотские. С небольшим, но сильным экипажем, с невероятной скоростью они
бороздят морские просторы, выискивая жертву, и могут стать настоящим
проклятием для побитого лорда, спасающегося по морю, или бедного
приключенца. Удрать от них практически невозможно, а отбиться малыми
силами – чрезвычайно трудно.
Бой, между прочим, будет проходить непосредственно в море, на судах, с
которых и свалиться недолго, что ещё более усложняет задачу.
Но так или иначе, вы станете подданным и вассалом того или иного короля
Британии (есть, правда, старый альтернативный способ – захватить
чей-либо замок, не принадлежа ни к одной фракции, но такая дерзость
чревата войной со всеми соседями и может стать фатальной – право на трон
никто не отменял).
Только с этого момента, на наш взгляд, начинается самое интересное.
Развитие вашей армии в этот момент может снова приостановиться, т.к. в
отсутствие тяжёлой кавалерии ваше личное участие в боях на стороне своего
короля далеко не всегда гарантирует ему победу, и вам придётся часто и
много пополнять своё войско.
При этом если вы преследуете опасного врага, сидите под стенами крепости
или же вам просто влом объезжать все свои владения, собирая с бору по
сосенке, то вы можете послать вербовщика, который сделает эту работу за
вас. Однако следует учесть, что на собранный рекрутёром отряд могут
напасть и уничтожить его.
Также можно забрить крестьянам лбы в принудительном порядке в любой ближайшей деревеньке, но это
резко ухудшит ваши отношения с нею (что грозит падением вашего
дохода от неё, если вы будете её владельцем).
Для поддержания финансового баланса, вы можете создавать торговые
караваны и посылать их торговать в чужие города, но, как и в случае с
вербовкой, на караван могут напасть и разорить его.
Мораль отряда можно поддержать как традиционными способами – славными
победами и выпивкой – так и новыми методами, например, присутствием в
отряде священников/жрецов или "женщин сопровождения" (мне, правда, таковые ещё не попадались).
В тавернах, кстати, также появились женщины особого рода, готовые за
разумную плату восстановить ваше здоровье… Ну а если повезёт, и в
таверне окажется симпатичная официантка, то с нею можно и пофлиртовать.
К слову, флиртовать можно не только с нею, но и со… своими спутниками
(реализовано через систему диалогов, увы, без анимаций). Начать с
безобидных шуток и подмигивания, и вплоть до поцелуя (впрочем, над иметь
прокачанную харизму, а иначе может не сработать).
К этому времени спутники уже должны стать важной составляющей вашего
отряда. Кандидатов в соратники можно встретить много (более 30) – как с
собственной историей, так и без неё – они имеют свою национальность
(есть бритты, англосаксы и даже франк) и специализацию. Например, среди
них есть и представитель духовенства. Соответственно, навыки у всех тоже
разные и подбирать им вооружение придётся с учётом этого обстоятельства,
но оно того стоит – впоследствии из них можно будет сделать надёжных
вассалов и командиров для себя.
На этой стадии игры вам также пригодятся две фичи, доступные с самого
начала кампании, но нерентабельные до сего момента: обоз и форт.
Обоз ("вагон снабжения") можно организовать, имея в инвентаре двух пони
и инструменты (для изготовления повозки, что потребует некоторого времени),
– тогда по окончании следующего боя вы можете сложить туда добычу, не
влезающую в ваш личный инвентарь. А если у вас есть спутники, то можно
будет даже послать одного из них в ближайший город по вашему выбору,
дабы продать там добычу и пленных.
Форты – они же полевые укрепления – можно обустроить, при наличии в инвентаре инструментов, в любое время на
месте стоянки, что даст вам некоторую защиту от нападающих, если биться
с ними в открытом поле опасно, а убежать не выходит. Но учтите, что
постройка укреплений также требует времени.
Ну и конечно, серьёзный лорд обязан отслеживать политическую ситуацию в
стране и за её пределами. В этом нелёгком (31 фракция, 168 лордов) деле
вам поможет модернизированная таблица отношений между фракциями,
отражающая их отношения друг с другом и с игроком: союз, торговый
договор, пакт о ненападении, война... да, есть над чем подумать.
А для личной связи введена особая система гонцов, готовых в любую минуту
доставить другому лорду послание или дар своего господина, а то и вызов
на поединок.
Ну, а когда отношения с кем-либо из лордов поднимутся на приличную
величину под впечатлением совместных побед и передачи дружественным
лордам бойцов (да, и такое возможно), не грех завести речь и о
сватовстве – женитьба как инструмент политической борьбы весьма полезна,
да и родстве с историческими личностями Британии есть что-то, льстящее
самолюбию.
И лишь когда у вас будут уже достаточные права на трон, стабильная и
обширная партия сторонников, спаянных множеством совместных боёв, а
также ряд сочувствующих за рубежом, восхищенных вашей отвагой и
великодушием, имеет смысл поднимать восстание против своего монарха и
провозглашать себя королём.
Тогда вы сможете управлять своим государством по своей воле, назначать
феодалов, карать неугодных (их можно обвинить в измене) и покорять
государства (которые, впрочем, могут возродиться, если вы потеряете одно
из поселений, ранее принадлежавших ему), раз за разом подавляя мятежи,
но это у же совсем другая история.
УСТАНОВКА
Установка стандартная, ничем не отличающая от установки других модов,
имеющих инсталлятор: запустите программу и укажите место расположения
корневой папки Warband. И всё – остальное инсталлятор сделает за вас.
Более-менее полного перевода мода на русский язык пока что, увы, нет, но следует отметить, что на нашем форуме он ведётся, и будет обновляться по мере выхода новых версий мода. |
|