На главную страницу

КАЗАКИ-II
НАПОЛЕОНОВСКИЕ
ВОЙНЫ

На internetwars.ru



Официальный сайт

ПРОБЛЕМА С УСТАНОВКОЙ
"КАЗАКОВ-2"

Лечение проблемы

Другие игры серии:

"БИТВА ЗА ЕВРОПУ"

Официальный
аддон к "Казакам-2"



СКРИНШОТЫ


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

ОШИБКА НАПОЛЕОНА - ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ - "КАЗАКИ 2"?
"Мы долго молча ожидали. Игрушки этой, все ворчали: "Когда же, наконец..."
М.Ю. Лермонтов. "Бородино"
.
Может быть стоило открыть эту страницу годом раньше, когда "Казаки-2" впервые увидели свет? Уверен, что - нет. Спешить не стоило. Понадобилось время, чтобы ее хорошо узнали, восторженно облобызали в прессе ("Лучшая стратегия года!"), закидали гнилыми помидорами на казачьих форумах ("Таких ли "Казаков"мы ждали!"), чтобы появились и быстро омертвели фан-сайты, лучшее доказательство того, что игра не стала хитом, каким была первая. И вот теперь, когда высказались и ее защитники, и ярые противники, можно подвести итог этой дискуссии.
Так что же такое "Казаки-2"? Удача или провал? Блистательный "Аустерлиц" фирмы GSC или ее роковая "ошибка Наполеона"?
Если абстрагироваться от факта, что игра вышла из недр той же студии, которая в свое время подарила нам первых "Казаков", представить, что ее разработчиками является какая-нибудь малоизвестная зарубежная фирма, то, наверное, следует признать, что перед нами - хоть и не "лучшая стратегия", но и не худшая. Прекрасная батальная графика, шедевр уходящей 2D анимации, красивые карты с "живой" природой и оригинальным микроменеджментом селений. Добавьте стремление, хотя и не без ошибок, воссоздать колорит униформы наполеоновских времен, неплохой AI, возможность интернет-сражений, реконструкцию исторических баталий и небольшую стратегическую кампанию "Битва за Европу". Что еще надо?
Коротка кольчужка. Для серьезной стратегии карта
маловата будет!

Но если все же исходить из того, что авторство "К-2"
принадлежит GSC, разработчике одной из действительно лучших стратегий последних лет - "Казаки", то вывод однозначный - провал ! Не стоит искать его причину в исторических ляпах, допущенных в игре. Хотя о них стоит все же сказать. О таких, например, как русский гренадер, появляющийся на иконке в форме пехотинца времен Крымской войны, а в игре - в таком же кивере, как и обычная пехота, а не в островерхом шако в форме митры. Но аналогичные огрехи мы встретим и в другой "наполеоновской" игре, появившейся в том же году . Это "Imperial Glory", продукт небольшой испанской фирмы "Pyro Studios". Там русские гренадеры носят медвежьи папахи, как у французской Старой Гвардии. Ополчение же выглядит как толпа пьяных лавочников в чулках. За эти недоработки IG вполне справедливо и многократно критиковалась на форумах.
После таких исторических пассажей, российское ополчение в "К-2" - просто образец исторического реализма. Уж если ругать "К-2" за псевдо историчность, так это за "великий и могучий" Египет, вторгающийся со своими бедуинами в Европу. Почему Египет, а не Турция, реальный участник европейского противостояния того времени? Или Испания с ее воинственной хунтой и гверильей, сковавшая 200 000 солдат Бонапарта в своих горах и не раз наносившая поражение наполеоновским генералам? Или Персия, противник Российской империи на ее южных границах?

"ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ НОВИЗНЫ" В КАЗАКИЗМЕ
(В.И. Ленин, "Полное собрание сочинений", том..)
Стратегия - жанр особый. Многие из его почитателей - доки по части истории, игра для них - логическое продолжение военно-исторической литературы, которую они так любят и так хорошо знают. Вольная трактовка истории в любой стратегической игре лишь отпугивает таких игроков, которые, будем помнить, еще и покупатели. Обманете их раз, больше они вам верить не будут и покупать ваши аддоны и новые игры не станут!
Но эти замечания не главная беда "Казаков-2". Добавление в название cлова "Казаки", давно ставшее брэндом, предполагало, что игра рассчитана на фанов первой знаменитой игры . Сам будучи таковым, признаюсь, был совершенно убежден, что "К-2" и по концепции, и по интерфейсу станут логичным продолжением "К-1". Устаревшая графика сменится новой, современной, будут проанализированы и устранены ошибки, улучшится и появятся новые возможности в интернет-баталиях, а к 17 и 18 векам развития, добавиться во всей красе 19-й, век - эпоха наполеоновских войн.
Выход "К-2" разочаровал. Фанаты "К-1" в целом ее не признали. Оценили ее те, кто раньше не сражался в "казачьих" войнах, для кого "К-2" оказались первым знакомством с продукцией GSC.
Отличная графика, ставим высший балл! Но тормозит даже на сильной машине.


И ГЕНЕРАЛОВ НАДОБНО? И ГЕНЕРАЛОВ ДАВАЙ!
(Н.А. Некрасов," Кому на Руси жить хорошо?")
Стремление сделать "Казаков-2" принципиально другой игрой и одновременно сохранить в ее лагере многочисленных фанатов первой, привело к тому, что конечный творческий продукт забуксовал между двух сосен. Как глобальная стратегия он состоялся лишь отчасти. "Битва за Европу" в нынешнем ее виде, с ее более, чем скромной картой, с одним (!) генералом для каждой из воюющих сторон, с примитивной дипломатией, выглядит просто убогой. Кампанию за любую страну можно пройти за один вечер. После двух-трех кампаний интерес к игре, как к глобальной стратегии, остывает. Тем же, кстати, грешит и главный конкурент "К-2" прошлого года, "Imperial Glory". Но в IG есть то, чего нет в "Казаках-2": многообразие воющих наций, "безлимитные" числом генералы, и даже, в принципе излишние в такого рода стратегии, красочные морские сражения. Поэтому в нее продолжают играть, к ней появились МОДы. Но в целом интерес тоже увял, форумы опустели...
А как встретили "Наполеоновские войны" в интернете? Сражаются в них мало - ветка "К-2" на игровых серверах почти пуста. Причины очевидны. В "К-1" можно было сражаться командами и набирать до семи игроков, здесь - только 2-х. Нет привычного дерева технологий, выбора эпох, но, пожалуй, самый грубый просчет в дисбалансе наций. Пика в руках русского ополченца оказалась сильнее мушкета наполеоновского вольтижера и штыка шотландского гвардейца. Так называемый раш (уничтожение соперника в самом начале игры с использованием ее заведомых просчетов) заменил стратегию. Много и других несуразиц. Да и графика подтормаживает - только на сильных машинах можно выставить максимальное разрешение 1280 х 1024, без чего юниты и природа в "К-2" теряют всю свою привлекательность.
Какой же сделаем вывод? А вот какой:авторы так и не смогли выработать четкой концепции - что это будет за игра : глобальная стратегия, интернет-войны, или классические "Казаки-1", но только в одной, наполеоновской эпохе. Попытка угнаться за тремя зайцами привела к тому, что не получилось ни то, ни другое, ни третье.
Еще задолго до выхода вторых "Казаков" руководство студии приоткрыло карты: да, "К-2" будет другая игра. Меня очень при этом позабавило выражение "казаки повзрослеют", промелькнувшее в одном из интервью с разработчиками. Имелось в виду, конечно же, стремление самой фирмы выйти за рамки одного, пусть и удачного проекта. Отсюда - растрата средств и мозгов сразу на несколько новых игр ("Сталкер", "Герои уничтоженных империй"), и в то же время - попытка удержать в руках золоту жилу, "Казаков". Для еще неокрепшей фирмы - слишком тяжелое бремя.
На уровне и качестве "К-2" это не могло не отразится, складывается впечатление, что ее делали по остаточному принципу. Потому-то в ней столько недоработок и недоделок. Перспективный аддон "Казаки-2:Битва за Европу" , ожидаемый летом 2006 г, делает уже не главная команда, а некое дочернее "подразделение GSC – GSC World Publishing".

ГРАБЛИ СИДА МЕЙРА - КУДА ИДЕТ GSC?
"Рука бойцов колоть устала? Богатыри -не вы!" М.Ю. Лермонотов, "Бородино".
Готовясь написать эту рецензию, просмотрел все какие нашел интервью с основателями GSC. Пытался понять, почему они фактически забросили прославивший и сделавший их состоятельными людьми проект - собственно "Казаков"? Ведь о "Казаках-2", не в том виде, как они явились миру, а в том, какими их ждали фаны, их создатели думали всерьез, еще в период, когда готовили к выходу "Завоевание Америки". Вот выдержки из древнего чата, в котором участвовали Антон Большаков (менеджер проекта), Андрей Шпагин (программист "Казаков"), Сергей Григорович (продюсер), и
Андрей Заволокин (художник, сценарист)
:
- Что будет собой представлять проект "Казаки 2"? И когда выйдет игра?
- Предварительная дата выхода Казаков 2" - 2003 год.Сейчас все работы ведутся над "Завоеванием Америки" (American Conquest). Но могу сказать, что для "Казаков 2" разрабатывается новый трехмерный движок...
-
А можно будет в "Завоевании Америки" ставить стрельцов на стены, или каких-нибудь других особенных юнитов?
- В "Казаках 2", вероятно, мы сделаем такую возможность...
Отсюда следует, что мы должны были теоретически получить "Казаков-2" уже в 2003 году. И судя по всему, речь все же шла о концептуальном продолжении "К-1" (стрельцы на стенах!) и новом 3D движке. Сами разработчики активно делали родственный "Казакам" проект "Завоевание Америки" - с улучшенной графикой и продвинутым интерфейсом.
Но в "К-2" - юниты двухмерные, движок, как утверждают программисты, старый. Что произошло? Что помешало?

Может, в "Битве за Европу" мы получим больше пушек а, главное, генералов?
Ответ я нашел в биографии другого талантливого разработчика игр Сида Мейера. Выпустив свою первую "Цивилизацию" в 1991 г. и в 1195 -м вторую, Сид пал жертвой собственного успеха. В какой -то миг ему показалось, что все, к чему они прикоснется, превратиться в золото. Пока десятки тысяч фанов по всему свету кричали: "Хотим новую Цивилизацию!", что же делал ее "крестный отец"?
Он, не смейтесь, "взрослел". Пытался, выйдя за рамки жанра, создать игру «Дино-генерал» - о войнах динозавров. Никто ее так никогда так и не увидел. Проект технически устарел раньше, чем был закончен. Затем, сотворил «Геттисбург» - игру хорошую, но не ставшую культовой. Это - другая игра, для других фанов. Подозреваю, что Сид делал их "для себя", без оглядки на рыночные реалии. Остановился маэстро лишь тогда, когда партнеры развернули его лицом к проблеме: реально пока у них есть лишь один популярный, а главное - прибыльный проект, им и стоит заняться, иначе вся их фирма “Fireaxis” просто обанкротиться. Только после этого появилась, наконец, "Цивилизация-3”. И как, следовало ожидать, имела огромный успех, потому что ее – ЖДАЛИ. У нее заведомо были десятки тысяч покупателей. И маховик “Fireaxis” закрутился в полную мощь – ежегодно – по аддону к Цивилизации: “Civilizaion-3:PtW”, "Civilizaion-3:Conquests", не считая патчей. И вот уже – "Цивилизация-IV", в чем – то удачная, в чем-то не очень, но все еще ожидаемая и востребуемая фанами, лежит в магазинах, словно говоря: "Вы меня хотели? Вы меня получили!". И к ней уже грядет первый аддон...
Сам старина Сид больше не наступает на старые грабли. Он нехотя поставил их в сарай, смирившись перед тем, что его же творение во многом диктует ему финансовую и творческую политику. Он понял, что даже гении ошибаются.
Но однажды в тот сарай зашли полные задора и огня молодые ребята. Они только что сотворили своих первых "Казаков", их окружала туча фанов и кланов, их любили, почти боготворили. И кто-то из них обнаружил грабли с вензелем великого Сида. И наступил на их. И родился странный проект "Сталкер". И "Герои уничтоженных империй". И шумно разрекламированные, но плохо продуманные, скудно профинансированные "Наполеоновские войны".
©Обзор подготовил Александр Морозов (King Augustus). Специально для Internetwars.ru
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru