Официальный сайт
ПРОБЛЕМА С
УСТАНОВКОЙ
"КАЗАКОВ-2"
Лечение проблемы
Другие игры серии:
"БИТВА ЗА ЕВРОПУ"
Официальный
аддон к "Казакам-2"
СКРИНШОТЫ
НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира
|
|
ОШИБКА НАПОЛЕОНА
- ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ - "КАЗАКИ 2"?
"Мы долго молча ожидали. Игрушки этой,
все ворчали: "Когда же, наконец..."
М.Ю. Лермонтов. "Бородино".
Может
быть стоило открыть эту страницу годом раньше,
когда "Казаки-2" впервые увидели свет? Уверен,
что - нет. Спешить не стоило. Понадобилось
время, чтобы ее хорошо узнали, восторженно
облобызали в прессе ("Лучшая стратегия года!"),
закидали гнилыми помидорами на казачьих
форумах ("Таких ли "Казаков"мы ждали!"),
чтобы появились и быстро омертвели фан-сайты,
лучшее доказательство того, что игра не
стала хитом, каким была первая. И вот теперь,
когда высказались и ее защитники, и ярые
противники, можно подвести итог этой дискуссии.
Так что же такое "Казаки-2"? Удача или провал?
Блистательный "Аустерлиц" фирмы GSC или
ее роковая "ошибка Наполеона"?
Если абстрагироваться от факта, что игра
вышла из недр той же студии, которая в свое
время подарила нам первых "Казаков", представить,
что ее разработчиками является какая-нибудь
малоизвестная зарубежная фирма, то, наверное,
следует признать, что перед нами - хоть
и не "лучшая стратегия", но и не худшая.
Прекрасная батальная графика, шедевр уходящей
2D анимации, красивые карты с "живой" природой
и оригинальным микроменеджментом селений.
Добавьте стремление, хотя и не без ошибок,
воссоздать колорит униформы наполеоновских
времен, неплохой AI, возможность интернет-сражений,
реконструкцию исторических баталий и небольшую
стратегическую кампанию "Битва за Европу".
Что еще надо?
Коротка
кольчужка. Для серьезной стратегии карта
маловата будет!
Но если все же исходить из того, что авторство
"К-2"
принадлежит GSC, разработчике одной из действительно
лучших стратегий последних лет - "Казаки",
то вывод однозначный - провал ! Не стоит
искать его причину в исторических ляпах,
допущенных в игре. Хотя о них стоит все
же сказать. О таких, например, как русский
гренадер, появляющийся на иконке в форме
пехотинца времен Крымской войны, а в игре
- в таком же кивере, как и обычная пехота,
а не в островерхом шако в форме митры. Но
аналогичные огрехи мы встретим и в другой
"наполеоновской" игре, появившейся в том
же году . Это "Imperial Glory", продукт
небольшой испанской фирмы "Pyro Studios".
Там русские гренадеры носят медвежьи папахи,
как у французской Старой Гвардии. Ополчение
же выглядит как толпа пьяных лавочников
в чулках. За эти недоработки IG вполне справедливо
и многократно критиковалась на форумах.
После таких исторических пассажей, российское
ополчение в "К-2" - просто образец исторического
реализма. Уж если ругать "К-2" за псевдо
историчность, так это за "великий и могучий"
Египет, вторгающийся со своими бедуинами
в Европу. Почему Египет, а не Турция, реальный
участник европейского противостояния того
времени? Или Испания с ее воинственной хунтой
и гверильей, сковавшая 200 000 солдат Бонапарта
в своих горах и не раз наносившая поражение
наполеоновским генералам? Или Персия, противник
Российской империи на ее южных границах?
"ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ НОВИЗНЫ" В КАЗАКИЗМЕ
(В.И.
Ленин, "Полное собрание сочинений", том..)
Стратегия
- жанр особый. Многие из его почитателей
- доки по части истории, игра для них -
логическое продолжение военно-исторической
литературы, которую они так любят и так
хорошо знают. Вольная трактовка истории
в любой стратегической игре лишь отпугивает
таких игроков, которые, будем помнить, еще
и покупатели. Обманете их раз, больше они
вам верить не будут и покупать ваши аддоны
и новые игры не станут!
Но эти замечания не главная беда "Казаков-2".
Добавление в название cлова "Казаки", давно
ставшее брэндом, предполагало, что игра
рассчитана на фанов первой знаменитой игры
. Сам будучи таковым, признаюсь, был совершенно
убежден, что "К-2" и по концепции, и по
интерфейсу станут логичным продолжением
"К-1". Устаревшая графика сменится новой,
современной, будут проанализированы и устранены
ошибки, улучшится и появятся новые возможности
в интернет-баталиях, а к 17 и 18 векам развития,
добавиться во всей красе 19-й, век - эпоха
наполеоновских войн.
Выход "К-2" разочаровал. Фанаты "К-1" в
целом ее не признали. Оценили ее те, кто
раньше не сражался в "казачьих" войнах,
для кого "К-2" оказались первым знакомством
с продукцией GSC.
Отличная
графика, ставим высший балл! Но тормозит
даже на сильной машине.
И ГЕНЕРАЛОВ
НАДОБНО? И ГЕНЕРАЛОВ ДАВАЙ!
(Н.А.
Некрасов," Кому на Руси жить хорошо?")
Стремление
сделать "Казаков-2" принципиально другой
игрой и одновременно сохранить в ее лагере
многочисленных фанатов первой, привело к
тому, что конечный творческий продукт забуксовал
между двух сосен. Как глобальная стратегия
он состоялся лишь отчасти. "Битва за Европу"
в нынешнем ее виде, с ее более, чем скромной
картой, с одним (!) генералом для каждой
из воюющих сторон, с примитивной дипломатией,
выглядит просто убогой. Кампанию за любую
страну можно пройти за один вечер. После
двух-трех кампаний интерес к игре, как к
глобальной стратегии, остывает. Тем же,
кстати, грешит и главный конкурент "К-2"
прошлого года, "Imperial Glory". Но в IG
есть то, чего нет в "Казаках-2": многообразие
воющих наций, "безлимитные" числом генералы,
и даже, в принципе излишние в такого рода
стратегии, красочные морские сражения. Поэтому
в нее продолжают играть, к ней появились
МОДы. Но в целом интерес тоже увял, форумы
опустели...
А как встретили "Наполеоновские войны" в
интернете? Сражаются в них мало - ветка
"К-2" на игровых серверах почти пуста. Причины
очевидны. В "К-1" можно было сражаться командами
и набирать до семи игроков, здесь - только
2-х. Нет привычного дерева технологий, выбора
эпох, но, пожалуй, самый грубый просчет
в дисбалансе наций. Пика в руках русского
ополченца оказалась сильнее мушкета наполеоновского
вольтижера и штыка шотландского гвардейца.
Так называемый раш (уничтожение соперника
в самом начале игры с использованием ее
заведомых просчетов) заменил стратегию.
Много и других несуразиц. Да и графика подтормаживает
- только на сильных машинах можно выставить
максимальное разрешение 1280 х 1024, без
чего юниты и природа в "К-2" теряют всю
свою привлекательность.
Какой же сделаем
вывод? А вот
какой:авторы так и не смогли выработать
четкой концепции - что это будет за игра
: глобальная стратегия, интернет-войны,
или классические "Казаки-1", но только в
одной, наполеоновской эпохе. Попытка угнаться
за тремя зайцами привела к тому, что не
получилось ни то, ни другое, ни третье.
Еще задолго до выхода вторых "Казаков" руководство
студии приоткрыло карты: да, "К-2" будет
другая игра. Меня очень при этом позабавило
выражение "казаки повзрослеют", промелькнувшее
в одном из интервью с разработчиками. Имелось
в виду, конечно же, стремление самой фирмы
выйти за рамки одного, пусть и удачного
проекта. Отсюда - растрата средств и мозгов
сразу на несколько новых игр ("Сталкер",
"Герои уничтоженных империй"), и в то же
время - попытка удержать в руках золоту
жилу, "Казаков". Для еще неокрепшей фирмы
- слишком тяжелое бремя.
На уровне и качестве "К-2" это не могло
не отразится, складывается впечатление,
что ее делали по остаточному принципу. Потому-то
в ней столько недоработок и недоделок. Перспективный
аддон "Казаки-2:Битва за Европу" , ожидаемый
летом 2006 г, делает уже не главная команда,
а некое дочернее "подразделение GSC – GSC
World Publishing".
ГРАБЛИ СИДА МЕЙРА - КУДА ИДЕТ GSC?
"Рука
бойцов колоть устала? Богатыри -не вы!"
М.Ю. Лермонотов, "Бородино".
Готовясь
написать эту рецензию, просмотрел все какие
нашел интервью с
основателями
GSC. Пытался понять, почему они фактически
забросили прославивший и сделавший их состоятельными
людьми проект - собственно "Казаков"? Ведь
о "Казаках-2", не в том виде, как они явились
миру, а в том, какими их ждали фаны, их
создатели думали всерьез, еще в период,
когда готовили к выходу "Завоевание Америки".
Вот выдержки из древнего чата, в котором
участвовали Антон Большаков (менеджер проекта),
Андрей Шпагин (программист "Казаков"), Сергей
Григорович (продюсер), и
Андрей Заволокин (художник, сценарист):
- Что будет
собой представлять проект "Казаки 2"? И
когда выйдет игра?
- Предварительная дата выхода Казаков 2"
- 2003 год.Сейчас все работы ведутся над
"Завоеванием Америки" (American Conquest).
Но могу сказать, что для "Казаков 2" разрабатывается
новый трехмерный движок...
- А можно будет
в "Завоевании Америки" ставить стрельцов
на стены, или каких-нибудь других особенных
юнитов?
- В "Казаках 2", вероятно, мы
сделаем такую возможность...
Отсюда следует, что мы должны были теоретически
получить "Казаков-2" уже в 2003 году. И
судя по всему, речь все же шла о концептуальном
продолжении "К-1" (стрельцы на стенах!)
и новом 3D движке. Сами разработчики активно
делали родственный "Казакам" проект "Завоевание
Америки" - с улучшенной графикой и продвинутым
интерфейсом.
Но в "К-2" - юниты двухмерные, движок, как
утверждают программисты, старый. Что произошло?
Что помешало?
Может, в "Битве за
Европу" мы получим больше пушек а, главное,
генералов?
Ответ я нашел в биографии другого талантливого
разработчика игр Сида Мейера. Выпустив свою
первую "Цивилизацию" в 1991 г. и в 1195
-м вторую, Сид пал жертвой собственного
успеха. В какой -то миг ему показалось,
что все, к чему они прикоснется, превратиться
в золото. Пока десятки тысяч фанов по всему
свету кричали: "Хотим новую Цивилизацию!",
что же делал ее "крестный отец"?
Он, не смейтесь, "взрослел". Пытался, выйдя
за рамки жанра, создать игру «Дино-генерал»
- о войнах динозавров. Никто ее так никогда
так и не увидел. Проект технически устарел
раньше, чем был закончен. Затем, сотворил
«Геттисбург» - игру хорошую, но не ставшую
культовой. Это - другая игра, для других
фанов. Подозреваю, что Сид делал их "для
себя", без оглядки на рыночные реалии. Остановился
маэстро лишь тогда, когда партнеры развернули
его лицом к проблеме: реально пока у них
есть лишь один популярный, а главное - прибыльный
проект, им и стоит заняться, иначе вся их
фирма “Fireaxis” просто обанкротиться. Только
после этого появилась, наконец, "Цивилизация-3”.
И как, следовало ожидать, имела огромный
успех, потому что ее – ЖДАЛИ. У нее заведомо
были десятки тысяч покупателей. И маховик
“Fireaxis” закрутился в полную мощь – ежегодно
– по аддону к Цивилизации: “Civilizaion-3:PtW”,
"Civilizaion-3:Conquests", не считая патчей.
И вот уже – "Цивилизация-IV", в чем – то
удачная, в чем-то не очень, но все еще ожидаемая
и востребуемая фанами, лежит в магазинах,
словно говоря: "Вы меня хотели? Вы меня
получили!". И к ней уже грядет первый аддон...
Сам
старина Сид больше не наступает на старые
грабли. Он нехотя поставил их в сарай, смирившись
перед тем, что его же творение во многом
диктует ему финансовую и творческую политику.
Он понял, что даже гении ошибаются.
Но однажды в тот сарай зашли полные задора
и огня молодые ребята. Они только что сотворили
своих первых "Казаков", их окружала туча
фанов и кланов, их любили, почти боготворили.
И кто-то из них обнаружил грабли с вензелем
великого Сида. И наступил на их. И родился
странный проект "Сталкер". И
"Герои уничтоженных
империй". И шумно разрекламированные,
но плохо продуманные, скудно профинансированные
"Наполеоновские войны". |
|
|