-

Книги и очерки Александра Морозова

Подводная лодка U-405. Атлантические конвои: SC 121, HX 227, ON 207. "Волчьи стаи": Trägertod, Westmark и Siegfried. Гибель транспортов Wade Hampton и Bonneville. Битва за конвой ON 207: U-405 против USS Borie.


Группа автора
"В контакте!"
Отзывы, общение


ВСЕ ОЧЕРКИ АВТОРА
Военно-исторические очерки Александра Морозова на internetwars.ru
На главную страницу раздела


ПОДВОДНАЯ ЛОДКА U-405. ЧАСТЬ-I                           (см. часть 2)
Атлантические конвои, гибель транспортов Wade Hampton и Bonneville
Гибель судна, торпедированного немецкой U-boat
Атлантический океан, с его бурными водами и непредсказуемой погодой, не зря называют усыпальницей моряков. Число человеческих жизней и кораблей, погребенных в его пучине, не поддается счету. В его мрачной глубине догнивают обломки испанских галеонов, ржавеет надменный "Титаник", покрываются морской коростой павшие с небес в пучину хрупкие корпуса "боингов" и "аэробусов". В южной Атлантике на дне покоятся две стальные эскадры и их экипажи: английская, адмирала Крэдока, и немецкая, вице-адмирала фон Шпее вместе с их амбициозными командирами.
Но наибольший урожай смерти собрала северная Атлантика, где из бездонных глубин глядят в пустоту черными глазницами бесчисленные черепа жертв морских конвоев, доставлявших в мясорубку Второй Мировой войны все, что требовалось, чтобы ее адское пламя не затухало: оружие, технику, снабжение, солдат...
На этом круизе смерти, в точке, с координатами, 49 ° 00' N 31 ° 14' W, в 700 морских милях от Азорских островов по дну разбросаны обломки двух кораблей и скелеты во флотских робах с истлевшими нашивками немецкого кригсмарине и американского ВМФ. Одни некогда были командой подводной лодки U-405, другие - американского эсминца Boriе. Сойдясь однажды в морском бою, они бились с такой яростью, что потопили друг друга - случай в истории войн на море крайне редкий.
Капризная судьба свела их вместе 1 ноября 1943 года, когда U-405 совершала свой 8-й боевой поход. Лодка по военным меркам считалась удачливой. Хотя количество потопленных ею транспортов было невелико, всего два, ее экипаж вправе мог считать себя везучим, ведь и не такие гордые морские асы уже ушли на дно, а они каждый раз возвращались без потерь и пили шнапс в ожидании следующего выхода в море, поднимая тосты за своего капитана, Рольфа-Хейнрика Хоппмана.

"СЕРЫЕ ВОЛКИ" - БИЧ АТАЛАНТИКИ. ОХОТА НА КОНВОЙ PQ 18. "ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ" КАПИТАНА  ХОППМАНА
В тот самый месяц и год, кода Гитлер объявил войну СССР, на верфях в Данциге торжественно разбили бутылку шампанского о борт новенькой, только что сошедшей со стапелей U-405. Пока ей только предстояли ходовые испытания. Как все лодки серии VII, новая субмарина была вооружена 5 торпедными аппаратами (4 носовых и один кормовой), палубным 88-мм. орудием и зенитной автоматической 20-мм. пушкой.
В сентябре того же года, когда битва за Москву была в разгаре, 35-летний корветтен-капитан Рольф Хоппман впервые поднялся на ее мостик и принял командование над экипажем в составе 49 человек.

Однако вплоть до февраля 1942 года субмарина ходила только в учебные плавания. Наконец, она совершила переход из Киля в норвежский Тронхейм и с тех пор начала боевое патрулирование в составе 11-й подводной флотилии. Это было время, когда конвойная война в Атлантике и северных морях у берегов СССР уже набрала силу и немцы успешно применяли тактику "волчьих стай", разработанную гросс-адмиралом Дёницем. Правда, этот эпитет придумали не он, Дёниц называл этот прием "тактикой групповой атаки". Но громкое название оказалось столь метким, что таковым и вошло в историю, а еще и потому, что немецкие подводники называли свои подлодки "graue wölfe" - "серые волки".
"Стаи", если и дальше пользоваться этим термином, формировались на время очередной боевой задачи и в них включались лодки из разных флотилий. Если бороздившие Атлантику конвои союзников имели свои названия, главным образом цифровые, то и "стаи" тоже были именными. В Третьем Рейхе любили громкие и высокопарные названия, так что и волчьи стаи обзавелись собственными пафосными именами.
Немецкая подлодка серии VIIС. Cовременная реконструкция
Немецкая подлодка серии VIIС. Подводная лодка U-405 капитана Хоппмана
С того момента, как U-405 заступила на боевое дежурство, вплоть до лета 1942 года, она совершила несколько плаваний в составе подобных ударных формирований: Nebelkönig ("Король тумана"), Trägertod ("Несущие смерть") и тому подобные.
Охота поначалу велась у берегов Норвегии и Англии, подходы в этих широтах длились недолго, несколько дней, неделя...
Добыча, однако, доставалась другим, а U-450 возвращалась на свою базу, не потопив ни одного судна, но возвращалась, а это уже можно было считать везением.
Не все были такими удачливыми. Осенью 1942-го, когда на Волге гремела битва за Сталинград, волчья стая Trägertod была брошена на охоту за конвоем PQ-18, следовавшем в Мурманск. Незадолго до этого немцы буквально растерзали печальной известный конвой PQ-17. Союзники извлекли опыт из его гибели и в этот раз прикрытие PQ-18 было организовано куда эффективнее. Хотя кригсмарине совместно с авиацией люфтваффе удалось потопить 13 транспортов из 40, находившихся в конвое, но и сами немцы потеряли 3 из 10 лодок, входивших в состав "волчьей стаи".
Первой у берегов Шпицбергена под глубинные бомбы британского эсминца "Фoлкнор" попала U-88, затонув со всем экипажем, 46 моряков, и их капитаном Хейно Боменом.
Следующей стала U-589. Лодка готовилась к атаке в надводном положении, когда была замечена с эсминца сопровождения "Онслоу". Капитан субмарины Ганс-Иоахим Хоррер приказал немедленно погружаться, начав маневры уклонения. "Онслоу" продолжал упорно преследовать и после трехчасовой игры в кошки-мышки все таки утопил своего верткого противника. Все что осталось от экипажа - это галстук, который вместе с другим бортовым мусором вынесло не поверхность.
Третьей 16 сентября на посмертный пир к Нептуну угодила U-457 капитана Карла Бранденбурга. Буквально месяц назад она отличилась, когда потопила 2 транспорта из несчастного PQ-17 и еще один повредила торпедой. Но в этот раз удача ею оставила, недалеко от островов Новая Земля в Баренцевом море, пытаясь атаковать цель в конвое PQ-18, лодка попалась на асдик эсминца королевских HMS "Импульсив". Серией атак глубинными бомбами эсминец уничтожил ее.
Почти сто моряков и три капитана, участвовавших в этой охоте, остались на морском дне, а счастливая U-405, в числе других уцелевших из стаи волчиц Trägertod, как и прежде, вернулась домой без единой вмятины. Разве что несколько торпед были выпущены впустую. Но вот что характерно: хотя список ее боевых побед пока был пуст, все походы были столь сопряжены с опасностью и риском, что Рольф-Хейнрик Хоппман получил первую награду: Железный крест 2-й степени.

ПРОКЛЯТИЕ "НЕПТУНА". СТАЯ СОБИРАЕТСЯ ВНОВЬ.
ГИБЕЛЬ ТРАНСПОРТА "УЭЙД ХЭМПТОН"
Атаки U-boat, транспорт Wade Hampton, потоплен германской U-405
Транспорт "Уэйд Хэмптон" (Wade Hampton) - потоплен U-405, фото из американской прессы времен Второй мировой войны
Наступил февраль 1943го, уже два года U-405 находилась в строю, но все еще не открыла боевой счет.  Ударное соединение Trägertod было давно распущено и лодка теперь ходила в составе новой, более многочисленной волчьей стаи "Нептун", оперировавшей в Северной Атлантике. Походы стали более долгими и опасными. Если в северных морях подлодки пользовались поддержкой береговой авиации и надводного флота, то теперь их экипажи и капитаны могли надеяться лишь на себя, свой опыт, и, разумеется, на удачу.
И вот 27 февраля 1943 года морской бог (или дьявол?) послал  для U-405 наконец-то долгожданную добычу, в перископе появился корабль под американским флагом, торговое судно "Уэйд Хэмптон" класса "Либерти", следовавшее из Галифакса в Ливерпуль в составе конвоя H 227. Затем, от берегов Англии, "Уэйд Хэмптон" должен был, в составе уже другого конвоя, направиться в Мурманск. Весь его груз предназначался для советского фронта.
Конвой уже прошел 250 миль от берегов Америки и находился в наиболее опасной точке, где его могли поджидать "серые волки". Океан штормил. Капитан Джон Ллойд Рейнолдс вынужден был дать приказ сбавить ход, опасаясь, что волны снесут ценный палубный груз - два торпедных катера, каждый весом по 35 тонн, предназначенные для советского Северного флота. Конвой ушел в пелену шторма, а "Уэйд Хэмптон", отстав на добрый десяток миль, плелся в одиночестве, когда попал в прицел U-405.
Лодка выпустила две торпеды, но они прошли мимо. На "Уэйд Хэмптон" заметили их след и пробили тревогу. Судно имело несколько палубных орудий небольшого калибра, но использовать их команда не успела - новый залп U-405 нашел свою цель, две вестницы смерти поразили корпус транспортника в области 5 отсека. Взрыв разворотил корму, палубу вспучило так, что грузовые люки вылетели из своих пазов, словно пробки из бутылки. Окутанный дымом и охваченный огнем, "Уэйд Хэмптон" стал оседать в воду.
Наконец-то! Корветтен-капитан Хоппман и его команда могли праздновать победу. В перископ хорошо было видно, как тонет, пылая, их беспомощная мишень, и лодка нырнула в океанские глубины, покидая место своего преступления.
Эпизод Битвы за Атлантику, Атлантические конвои и волчьи стаи, эсминец класса Clemson и U-boat класса VIIC
Эпизод Битвы за Атлантику. Современная реконструкция. Интересна тем, что ней изображена лодка, аналог U-405, а на втором плане слева - четырехтрубный эсминец класса Clemson - ее будущий убийца.
Экипаж "Уэйд Хэмптон" пережил все типичные ужасы, какие испытали участники атлантических конвоев, попавшие под удар торпеды. Орудийный расчет кормовой пушки погиб при взрыве. Уцелевшие спускали на воду спасательные шлюпки и плоты. Бурное море быстро разнесло их в разные стороны и моряки, цепляющиеся за борта и лееры своих утлых скорлупок, могли видеть, как скрывается вдали силуэт горящего "Уэйд Хэмптон", сильно осевшего на корму. Некоторое время еще можно было различить фигуру капитана Рейнолдса, оставшегося на мостике, но вскоре все поглотила мгла.
На следующий день к месту трагедии прибыл первый из спасателей - британский корвет "Вервэйн" капитана Хоуэлла. Обследуя зону катастрофы, корвет одну за другой нашел три спасательных лодки с "Уэйд Хэмптон", полные людей, и благополучно забрал всех к себе на борт. Продолжая поиски, Хоуэлл обнаружил едва заметный среди волн плотик с еще 3 уцелевшими, и, к своему изумлению, сам торпедированный транспортник, каким-то чудом все еще державшийся на плаву. Капитан Рейнолдс тоже был жив, как и старший корабельный механик, не захотевший покидать своего командира. Обоих немедленно эвакуировали.
А буквально через несколько минут "Уэйд Хэмптон" на глазах спасателей и своего экипажа камнем пошел на дно.
На этом "Вервэйн" закончил свою миссию и прекратил поиски.
Но оставались еще выжившие. Через несколько дней после того, как U-405 поразила свою цель, британский эсминец "Беверли" обнаружил в открытом море спасательный плот. На нем находились двое, живой и мертвый. Живым оказался матрос с "Уэйд Хэмптон" по имени Рексфорд Дикки, рядом с ним лежало тело другого моряка, скончавшегося от истощения и холода буквально за несколько часов до прихода помощи.
Всего в экипаже "Уэйд Хэмптон" числился 71 человек, 8 из них заплатили жизнями за успех U-405, советский фронт не получил 8000 военных грузов...
Но все эти жертвы и потери для подводников капитана Хоппмана были ни чем иным, как предметом гордости и признанием их боевых заслуг. Первый настоящий успех, ведь тоннаж потопленного вражеского транспорта, это как боевая медаль на корпусе лодки!
После этого похода волчья стая "Нептун" была распущена, вместо нее в ведомстве Дёница сформировали две новых: Ostmark (9 лодок) и Westmark (17 лодок, включая и U-405), для охоты на новый конвой SC 121, отправившийся через Аталантику в марте того же, 1943-го года. 
У "серых волков" кригсмарине в этот раз было преимущество - на 63 транспорта союзники смогли выделить только 9 эскортных кораблей, из них три были мало пригодными для такой задачи мелкими кораблями береговой охраны, еще 7 - корветы и только один эсминец - "Спенсер". Большинство из них еще не зализали раны, полученные в другой морской битве, при защите конвоя ON 166, когда асам Дёница удалось потопить 14 транспортов ценой потери трех своих субмарин.
Теперь те же корабли едва ли не в полном составе сопровождали SC 121. На каждом втором барахлили радар или гидролокатор, машины нуждались в ремонте, команды были измотаны.
Эскортом командовал капитан 1-го ранга Хейнеман, за транспорты отвечал коммодор Бирн.

Окончание - Часть II

Александр Морозов
© Авторские права:
Александр Морозов. Москва, февраль 2020 г.
Использование материала только с разрешения автора.

 

Об авторе:
Александр МорозовМорозов Александр Валентинович, родился в 1957 г.
Окончил факультет журналистики МГУ. Работал в различных московских СМИ, долгое время возглавлял международный отдел газеты "Московский комсомолец" (MK). Писатель. Учредитель и редактор сайта internetwars.ru

Примечание:
При работе над очерком автор использовал англоязычные источники справочного и энциклопедического характера по истории морских конвоев и "волчьих стай" в Северной Атлантике.

Подробности гибели транспорта Wade Hampton восстановлены по материалам международного сайта о жертвах конвойных войн uboat.net

История гибели корабля "Бонневилль" восстановлена по материалам слушания военно-морской комиссии (отчет радиста Акселя Рёма), размещенных на сайте warsailors.com

Хроника морского боя между U-405 и эсминцем USS Borie восстановлена по материалам:

"The Borie’s Duel to the Death",
By Howard R. Simkin, Naval History Magazine - 2019 г.

«Бори» топит U-405, из книги Роско Тердор: "В схватке с «волчьими стаями» (на русском).


Использованы иллюстрации из открытых интернет-источников.

© Материал написан для интернета, как просветительский проект и размещен с правами копирайта на сайте internetwars.ru.
Текст абсолютно оригинальный, авторский. Цитирование соблюдено.