ОТ КАЙЗЕРА ДО ВЬЕТКОНГА
В 2012 году мы почти с восторгом поведали сообществу об игрушке «Toy
Soldiers». Это удивительно симпатичная и атмосферная
стратегия в жанре tower defence да еще выполненная в 3D, да еще про
солдатиков (игрушечных, чтобы убивать не жалко) из первой мировой войны.
Нас восторгали и сами фигурки, и данная игроку возможность погонять на
биплане, полупить из пулемета. Можно было руководить боем с высоты
птичьего полета, можно переключиться на любую башню и самому бить врага
на тактическом уровне, а остальные башни продолжают самостоятельный и
совсем неглупый бой. Короче, плюсов столько, что появление продолжения в
виде «Toy Soldiers Complete» воспринято нами с не меньшим энтузиазмом.
Чем же нас встретила долгожданная игрушка? «Toy Soldiers Complete» можно
перевести как «Полная версия игрушечных солдатиков». Полнота здесь
заключается в том, что новая игра включает в себя не только вновь
разработанные кампании, но и всё, что было в оригинальной «Toy Soldiers».
Причем старые кампании не просто включены, в них оживлены все только что
созданные «фишки». То есть к миссиям о первой мировой войне и вторжению
пришельцев добавлена кампания «Холодная война» и еще кое-что. Если вы не
играли в первую часть, вы ничего не потеряете, сразу принявшись за это
продолжение. В нем есть всё. Как в Греции.
Перед тем, как изложить здесь наши впечатления от игры, кратко
постараемся описать процесс геймплея.
Имеется ряд независимых миссий, объединенных в кампании. Миссии внутри
кампаний связаны не сюжетом, а как бы временем и местом действия. Или,
что точнее, доступным вооружением. Где-то это типовые наборы первой
мировой, где-то безумное смешение средневековых рыцарей и космических
пришельцев, где-то этакий стандартный фильм про Рембо, бегающего по
джунглям Вьетнама.
Если вам хорошо знаком жанр tower defence, смело пролистывайте этот
абзац, так как мы не можем отказать себе в удовольствии пройтись по
прописным истинам. Суть в следующем. Игрок обычно – это обороняющаяся
сторона, компьютер атакующая. Игрок может выставлять на заранее
определенных местах защитные башенки различных типов. Компьютер посылает
атакующие волны юнитов. Наша задача – не пропустить никого. Задача
компьютера – прорваться в количестве, достаточном для уничтожения нашего
штаба. Обычно штаб имеет какой-то уровень жизнеспособности. Каждый
прорвавшийся юнит уменьшает этот параметр на единицу. Жизнь падает до
нуля – мы проиграли. Отбили все атакующие волны, сохранив штаб, -
выиграли.
Главное отличие «Toy Soldiers» заключалось в 3-дэшности. Прежде все
игрушки такого рода ограничивались мелким 2д. Переход в третье измерение
создал превосходное ощущение присутствия на поле боя. Юниты проносятся
мимо камеры, пушки грохочут прямо над ухом, игрок может сесть за штурвал
самолета или вертолета, подавить на гашетку пулемета или пустить залп
ракет «воздух-воздух». Прямо как в симуляторах. Этот подход заведомо
должен был расширить аудиторию любителей tower defence.
Новые кампании в дополнении названы «Холодной войной».
Соответственно изменилось и вооружение. Все его типы – пулеметные башни,
минометные, газовые, артиллерийские и зенитные – внешне выглядят
по-другому. Честно говоря, это мало, как влияет на игру и даже на ее
восприятие. Из-за динамики боя нам просто некогда вдаваться в
подробности звучания оружия. Да и пулемет, он пулемет и есть. Начало у
нас 20-го века или конец. Единственным исключением, пожалуй, являются
зенитные установки. Всё-таки ракеты значительно отличаются от ствольного
оружия. Эти ракеты в игре даже не раз напоминают от так часто
упоминавшихся этим летом ЗРК «Бук».
В целом динамика в новых кампаниях увеличилась. Начала ли бегать быстрее
пехота – не скажу. Но современные танки и всякие БМП и БТР носятся не в
пример быстрее тихоходов первой мировой войны. Реактивные
самолеты-истребители, само собой, не оставляют шансов не только
дирижаблям, но и фанерным бипланам. На наш вкус, это не пошло на пользу
игре. Совершенно не остается места любованию графикой, а также есть
проблемы со временем переключения игрока с башни на башню для ручного
управления.
С другой стороны, начинаешь по-настоящему ценить правильное расположение
башен. Это ведь классика – пулемет должен стоять не по фронту, а на
фланге. В этом положении он требует куда меньших углов поворота для
охвата огнем протяженного фронта. Артиллерию или танки, управляемые
игроком, должны занимать позицию в таких местах, откуда удобно вести
огонь вообще не вращая башней. То есть ствол должен быть направлен на
всевозможные узости, в которых колонны атакующей бронетехники неизбежно
будут скучиваться и выстраиваться гуськом. Тогда, раз поймав прицел,
можно почти непрерывно лупить в одну точку снарядами, всякий раз поражая
противника.
Вопрос: если у нас есть выбор, кого завалить раньше – танк или БМП,
кого валить первым? Ответ: конечно, БМП. Дело в том, что танк, даже
прорвавшийся к штабы, снизит его жизнеспособность на одну единицу. А из
БМП может выскочить пехотный десант из десятка бойцов и быстро
прорваться к штабу, срезав сразу десять единиц жизни. Кстати, поэтому
последней башней перед входом в штаб неплохо бы выставлять хорошо
прокачанный пулемет.
Что это за «прокачанный»? Тоже классика жанра. В tower defence, в целом,
и в «Toy Soldiers Complete», в частности, любая башня может быть
улучшена за энную сумму денег. Виртуальных, конечно. Заработанных на
уничтожении юнитов противника. Кроме того, деньги нужны для двух вещей.
Первая полезная – ремонт поврежденных противником башен. Вторая на
любителя – для повышения своего рейтинга и чувства собственной важности.
В эпоху развития мультиплеера и Steam'а эта вторая функция совсем не так
уж неважна.
Что еще появилось в дополнении, чего не было раньше, но также появилось
в базовых кампаниях первой мировой? Учет всяких там комбо и многократных
поражений врага. Накопив определенное число очков, игрок получает
возможность использовать какую-либо крутую фишку. Например, что более
банально, вызвать артудар по определенной площади. Более забавная
возможность – вызов Героя и управление непосредственно им. Применительно
к «Холодной войне» это такой Рембо с крутой повязкой на голове, который
может крушить «чарли» (вьетконговцев или красных вьетнамцев). Причем
крушить с двух рук. В одной у него пулемет, в другой гранатомет. Время
действия Героя ограничено, но эта зверюга способна в одниочку, даже без
поддержки башен отразить вражескую волну. Если, конечно, выберет
правильную позицию.
Наверное, можно было бы еще много рассказать об игре «Toy Soldiers
Complete». Наверняка за неполные два часа игры мы видели далеко не все
фишки и особенности. Но дело в том, что дополнение, что называется, не
торкнуло. Всё в нем развивается как надо, добавлено все хорошо и
правильно, а вот того прежнего ощущения уже нет. Что-то ушло. То ли
годы, то ли атмосфера. Тем не менее авторы молодцы и продолжают развитие
игры. Может быть через год она станет объективно еще лучше. |
|