СТРОИТЕЛИ ПУСТЫННЫХ ЗАМКОВ
Лет десять назад, когда компьютерных игр было еще на два порядка меньше,
чем сейчас, и отличные игры на общем фоне выделялись ярко, они годами не
сходили с десктопа. Сегодня даже самые отличные, безусловно, устарели.
Прежде всего в плане графики. Но юность есть юность. Даже компьютерная.
Меня нет-нет да и тянет снова вспомнить былое, погрузиться в старые
кампании, погромить старых врагов. Ведь было в тех играх что-то, чего не
заменит никакая графика, то, что можно назвать душой.
Но давайте ближе к конкретике, то есть к самой игре, к «Stronghold
Crusader». Говорить о таком старом и популярном продукте дело не очень
легкое. Ветераны помнят его, может быть, лучше меня. Молодежи показать
его прелесть на фоне современных игр довольно трудно. Но тем не менее.
Строго говоря, «Stronghold Crusader» - это самостоятельный аддон к более
ранней версии «Stronghold». Действие первой части сюжетно
сосредотачивалось в средневековой Англии. Аддон же переносит нас в
пустыни Ближнего Востока, в эпоху Крестовых походов. По сути же это
стратегия реального времени с хорошим балансом экономической и военной
составляющих.
В каждой миссии мы как бы играем за феодала, изображаемого на карте
фигуркой крестоносца или султана – в зависимости от стороны, за которую
в данный момент мы выступаем. В центре находится его поместье, донжон
или как там это называется у мусульман. Пространство вокруг будет
застраиваться хозяйственными, оборонительными, военными постройками.
Сначала ставим склад и амбар, куда будем складывать соответственно
товары и продовольствие. Продовольствие нужно для прокорма крестьян. Чем
больше у нас крестьян, тем больше нужно еды – все просто. Если пищи не
хватает, люди начнут покидать поместье, и у вас не останется рабочих.
Система же добывания еды очень хорошо вписана в экономическую часть.
Продукты есть нескольких типов – мясо, сыр, фрукты, хлеб и в некотором
смысле даже пиво. Мясо добывают охотники (доступно не на всякой карте),
фрукты и сыр добываются в один шаг в садах и на фермах. А вот хлеб и
пиво требуют большего количества действий. В-первых, зерно и хмель надо
вырастить в поле, отнести на склад. Со склада их заберут соответственно
на мельницу и в пивоварню. Из пивоварни выходит готовое пиво, а вот с
мельницы только мука. Муку еще нужно отнести в пекарню, где и испекут
булки, пригодные к употреблению.
Несмотря на такую многошаговость она только выглядит сложной. Все
процессы автоматизированы, рабочих не надо направлять, они сами все
прекрасно знают и выполняют. В нашу задачу входит только постройка ферм,
садов, булочных и так далее. Это требует стройматериалов – в основном
дерева. Но к стройматериалам можно отнести и камень. Дерево нам будут
добывать дровосеки, вырубая невозобновляемый ресурс – лес, а камень
возят на волах из каменоломни.
Камень – это основной материал для возведения главного атрибута
средневековой архитектуры – замков, башен и стен. Они поистине красивы и
замечательны в этой игре. У вас не будет практически никаких ограничений
в своем творчестве – возводите как хотите. Заодно полюбуйтесь, как
красиво строят компьютерные противники. Вообще крепости, система их
осады и штурма – одна из самых замечательных достопримечательностей этой
игры, во многом способная до сих пор (!) показать язык осадной системе в
Total War.
ДО ПОЛНОЙ ПОБЕДЫ
Так, может быть, не совсем плавно переходим к военным делам. Начнем с
того, что прежде чем поставить в строй солдата, мы должны изготовить для
него вооружений – деталь, которая так часто попадалась в старых играх и
которой все чаще пренебрегают сейчас. Опять же мы должны возвести
отдельные мастерские для мастеров лучников, бронников, кузнецов и
других. Работающие там будут брать необходимый материал (железо – для
брони и мечей, дерево – для луков, арбалетов, копий и пик, кожу – для
кожаных доспехов) и изготавливать комплекты вооружения. Сколько
комплектов – столько у вас и солдат.
Типов воинов также совсем немало. Самые слабые – копейщики и лучники.
Классом помощнее, уже в кожаных доспехах, арбалетчики и булавоносцы. В
металлической броне – пикинеры, пешие и конные рыцари. Кроме них,
доступно с дюжину видов наемников, нанимаемых запросто, за денежки. Тут
вам и конные лучники-туркополы, и пращники, и ассасины, и другие.
Дальше – изюминка, осадные приспособления. Считайте сами, есть ли такое
разнообразие в Total War? У нас есть таран, катапульта, требюше,
баллиста и осадная башня. Скажете: такое в Total War есть. Ага, а как
вам штурмовые лестницы и подкопы? Опять есть. Ага, а переносные щиты,
закрывающие штурмовой отряд от обстрела со стены? А катапульты и
баллисты, которые вы собственноручно устанавливаете на башнях? А ловушки
«волчьи ямы», а нефтяные ловушки, которые в нужный момент поджигаются
горящими стрелами? А рвы, наполненные водой с перекидными мостами? А
поливающие врагов кипящим маслом воины? То-то же! И это ведь еще не все.
Там много и других «фишек». Такого разнообразия до сих пор нет ни в
каком Total War отдельно, ни во всех вместе взятых. У них там до сих пор
башни сами стреляют, в «Stronghold Crusader» уже в 2002 году реализма
больше было.
В итоге штурмы сводятся к очень и очень упорному и зрелищному
противостоянию. Порой битва за контроль над одной башней может длиться
чуть ли не бесконечно. Противник способен неоднократно отбить уже
потерянный участок стены, взяв его арбалетчиками под обстрел с соседних
башен и бросив в контратаку мечников.
Да, к сожалению, в «Stronghold Crusader» нет военных формаций, нет
колонн или каре. Войска не требуют содержания – ни денег, ни еды. Нет
морали или боевого духа. Любая схватка сводится к куче малой до полной
победы одной из сторон. Да и юнитов одновременно на карте отнюдь не
тысячи, а всего лишь сотни. Что ж, недостатки даже фанаты должны
признавать честно.
СВИНЬИ, КРЫСЫ И ВОЛКИ
Кто сильнее – Волк, Свинья или Крыса? Не торопитесь с ответом,
если не знаете, что это – имена компьютерных противников в «Stronghold
Crusader». Каждый из них обладает своим характером, своими
архитектурными предпочтениями и излюбленными типами воинов.
Вообще исходно в первых версиях было восемь персонажей – Крыса, Змея,
Халиф, Султан, Волк, Свинья, Саладин и Ричард Львиное Сердце. Самым
слабым признан Крыса – плохой строитель и экономист, солдаты самые
примитивные. Наиболее опасны Волк и Саладин. Первый не так активно
атакует, зато возводит архисложную фортификацию, штурмовать которую
придется очень и очень долго. Второй опасен в принципе. У него сильные
войска, много денег, хороший замок.
Впрочем, каждый имеет и свои слабые стороны, к которым надо подобрать
ключик. Ну, например: Султан имеет всего один выход из замка, если его
взять под обстрел, то рабочие не смогут ходить в каменоломни, на фермы и
на другие объекты за пределами города. Экономика постепенно загнется и
его можно будет брать почти голыми руками. Или тот же Саладин так тесно
строит свои здания, что достаточно поджечь (да-да, здесь можно поджигать
здания, равно как и тушить их) одно, и пожар распространится на весь
город, выжигая заодно и вражеских солдат.
Где же нам предстоит столкнуться с этими врагами? Во-первых, на
случайных картах. Выбираете тип карты (а можете и создать в редакторе
свою), количество и персоны игроков, объединяете их или нет в союзы – и
вперед! Во-вторых, в игре присутствуют четыре кампании примерно из пяти
миссий каждая. Здесь мы не вольны в выборе врага, карты или начальных
условий. Наша задача – решить заданную военную головоломку. Иногда за
ограниченное время.
Но самый интересный, на мой взгляд, тип миссий – это набор из 50 миссий
«Путь Крестоносца». Они никак не связаны друг с другом. Сложность их
нарастает по мере роста порядкового номера миссии. Каждый раз мы
начинаем практически «с нуля», имея од одного до пяти-шести врагов, так
же стартующих «с нуля». Чаще всего, правда, с чуть большего «нуля» в
смысле большего стартового капитала. В некоторых миссиях у нас есть
союзники и зачатки дипломатических отношений с ними. Например, можно
запросить помощь, можно послать им товары, можно согласовать время и
объект для общей атаки. Пройти все 50 сражений – задача для настоящего
крестоносца. Я, кстати, прошел.
Вообще «Stronghold Crusader» - игра где-то даже милая, затягивающая, что
называется, с душой. Несмотря на выход более графически совершенных
«Stronghold-2» и «Stronghold-3», на мой взгляд, она остается лучшей
игрой серии. Да и чего греха таить, до сих пор стоит на моих компах. |
|