На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ИГРА
STRONGHOLD-3
на internetwars.ru



Сайт разработчика


СКРИНШОТЫ:



Игры, стратегии на Internetwars.ru

Игры, стратегии на Internetwars.ru

НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

ЗАГАДОЧНОЕ САМОУБИЙСТВО ЛОРДА
Военные игры, стратегииПоместье лорда процветало. Поля колосились, свинарники были полны свиней, а коровники - коров. Амбар ломился от продовольствия, а досок, камня и железа на складе было столько, что пришлось остановить работу в каменоломнях и распустить лесорубов. По всему поместью бродили сытые и довольные простолюдины, снимая шляпы при виде своего Лорда и громко крича: "Слава нашему господину!". Непрерывно затевались пиры. Актеры, гадалки и шуты вовсю развлекали публику. А в поле стояло, охраняя все это, грозное войско, выставив пики и сверкая латами. Все были довольны. Кроме самого лорда. Он бродил посреди всего этого веселья с мрачным лицом, что-то бормоча и поводя вокруг себя мутными, почти безумными глазами. Вдруг он остановился, глядя на небольшое облако пыли в поле. Глаза его блеснули, он выхватил меч и с криком: "Враги! К бою!" - обернулся к своему войску.
"Что вы, ваша светлость, - миролюбиво ответил ему старый алебардщик, который изнывал под зноем, опираясь на древко своего оружия: "Это наши пахари возвращаются с полей".
"О, нет, нет!" -буквально взвыл наш рыцарь. "Хочу подвигов! Сражений! Славы!". Вдруг он кинулся к входу в свой доджон (он же - замок), стремительно взбежал на плоскую крышу и, как был, в своих тяжелых латах, кинулся оттуда вниз на глазах изумленного народа. Раздался глухой звук, словно кто-то раздавил жестянку из под пива и все закончилось. Кликнув по кнопке "выход из игры", я завершил свою "Одиночную кампанию" в игре Stronghold-3 и задумался. А задуматься было о чем.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ УТОПИЯ - МИР БЕЗ ВОЙНЫ
Военные игры, стратегииПочему покончил с собой мой лорд, поясню. Возьмем быка, то есть Stronghold-3, за рога. Напомним, что Stronghold-3 (название означает "Циатадель", но у нас в России игру так и называют - "Стронгхолд") - это симулятор феодального поместья с военным уклоном. Наиболее близко он похож на знаменитую игру Settlers. Вам, безусловно, такой тип стратегий знаком: мы строим поселок (город, замок и т.п.) с разветвленной сетью различных строений. Это хозяйство дает нам доход и рекрутов. Таким образом собираем армию и воюем с соседями.
Так было в Stronghold-1 и в Stronghold-2. Но не в Stronghold-3.
В игре есть несколько режимов. Первый - это кампании. Ну какая игра без кампаний - это уже просто игровая традиция. Так вот, в Stronghold-3 кампаний две. Одна классическая - военная, вторая - новинка, мирная. И первую, и вторую можно рассматривать как долгую обучающую кампанию, потому как традиционно из миссии в миссию нам по чуть-чуть добавляют от разных элементов игры: становятся постепенно доступны новые здания войска и карты.
Следующий режим - классическая сингл-игра, то есть, игра, рассчитанная на войну против компьютера. Это основа- основ большинства военных игр, стратегий в особенности, а Стронгхолд это не что иное, как тактическая стратегия. Ведь несмотря на популярность сетевых баталий, подавляющее большинство все таки предпочитает играть в одиночку, попивая чаек и не торопясь воюя, строя и раздвигая границы.
Ну и третий режим игры, как нетрудно понять, - это сетевой. Воюем онлайн.
Есть в Stronghold-3 еще "Исторические осады" - но о них немного ниже.
Вот и я, оставив кампанию "на потом", начал с сингл-режима. Тут неприятные сюрпризы посыпались прямо как снег. Первый сюрприз, но не страшный, заключается в том, что для этого режима игра предлагает всего две карты. Правда, после того, как я слегка размялся на них, открылась еще и третья - остров. Возможно там в запасе еще несколько, но мне и этих хватило.
А вот второй сюрприз был похуже. Ни на одной из карт не было противников. То есть, никакой конкуренции, даже мирной. Стройся себе, под ясным солнышком, и наслаждайся миром, покоем. Вот только половина построек при этом оказалась совершенно не нужными: все военные строения, как, собственно, и армия. Не нужно также возводить и стены, с башнями и катапультами. С кем воевать, если на карте ваш лорд и его поместье - единственная игровая сторона. Но все таки Стронгхолд, при всем его экономическом уклоне, считается и игрой на тему рыцарства и опять таки - тактической стратегией.  А рыцарство в Средневековье - это военное сословие, оно только и делало, что воевало. Вот почему мой лорд кинулся головой вниз с крыши собственного замка. Не вынес сугубо мирной жизни. Конечно, вы понимаете, что это метафора - выражение моего огромного разочарования в том, что в Stronghold-3 в сингл-режиме воевать нельзя в принципе. А вот в его предшественнице, игре Stronghold - 2 (см. мой старый обзор о ней),воевать можно было, хотя там были свои недостатки.
Возникла правда зыбкая надежда, что врагов можно выставлять себе на собственных, созданных в редакторе карт, картах. Благо, в Stronghold-3 предусмотрен еще и встроенный редактор карт, но, разрази меня гром, сколько не пыжился, в опциях, такого не обнаружил. Даже пошел на родной форум разработчиков и нашел там мало утешительного. Один игрок как раз задал такой вопрос : "Спасибо за редактор карт (!?), но почему я не могу в редакторе поставить себе одного или нескольких соперников?".
Ответ разработчиков шокировал: "Потому что все действия противника, атаки его войск направляются через "events", то есть такие события, которые заведомо прописаны в сценарии. Сам по себе противник ничего не строит и никаких военных действий не предпринимает".
Вы понимаете, что это значит? Что в Stronghold-3 совершенно отсутствует ИИ - электронный интеллект. Какая-то его доля ощущается в прохождении кампаний, юниты все таки маневрируют по карте. Но ИИ, как полноценного стратегического и тактического противника игрока здесь нет.

МАЛЬБРУК В ПОХОД СОБРАЛСЯ...
Военные игры, стратегииВойна в Stronghold-3 есть только в кампаниях. Вот тут игра действительно показывает себя как тактическая стратегия. Вернее, в одной компании - военной (вторая - мирная). Сюжет какой-то странный и называется "Возвращение Волка". Хотя это и не фэнтези, но герои почему-то явно не от мира сего. Злодей Волк, когда-то правивший королевством Стронгхолда, был свержен с трона лордами- патриотами и власть перешла в руки доброму королю. Но Волк решил взять реванш, собрал армию и пошел отбивать свое царство. С собой он привел помощников: Шакала, Крысу с сынками Серохвостом и Коростой (ну и имена!), а еще злого лорда с вполне обычным именем - Сильверберг и еще разных негодяев.
Вы, в смысле - игрок, молодой лорд, герой, который должен отбить нашествие и объединить дружественных рыцарей: Железного Герцога, сэра Блэкстаффа, Султана и других.
На протяжении более чем десятка миссий, каждая из которых идет от простого к сложному и сопровождается примитивными иллюстрациями в виде грубых черно-белых комиксов при переходе от одной миссии к другой.
Войска у вас вполне обычные, ничего сверхъестественного: лучники, ополчение с копьями, алебардщики, воины с булавами, пешие рыцари- меченосцы, и тяжелая рыцарская конница.
Но элитные юниты станут доступны ближе к финалу.
Миссии подробно описывать не стану. Не скажу, что они скучные. Есть интересные. Не столько по сюжету, который примитивен, сколько по азарту, который вызывают. Враг всегда сильнее, а вы слабее. Отсюда и интерес, когда мы ищем, где тот золотой ключик, который приведет нас к победе.
В миссии, где нужно защитить замок от ночной атаки врага, я долго не мог выиграть, пока не додумался - снести амбар и склад, стоявшие на удалении (предварительно продав товары), и поставить их в самом защищенном углу цитадели, где враг не мог маневрировать. А кроме того, в том же углу разместить башню с катапультой.
В мисси с Железным Герцогом, лучшей стратегией было - обнести подходы к своему поселку стеной, оставив узкий проход, а в нем понатыкав ловушек. И поставив напротив входа сильный отряд лучников. Заодно, ближе к финалу, снести бесполезные лесопилки и каменоломню, когда сырья уже достаточно и основная экономическая и военная структура уже была построена. А каждая лесопилка требует 3-х рабочих, вот вам уже высвободилось еще шесть рекрутов!
Stronghold-3, Стронгхолд - 3  - игра, обзор, прохождение, секреты, сюжет
Словом, в кампании надо активно шевелить мозгами и мышкой. Но компания - она кампания и есть: набор заданных карт и событий, с предсказуемыми, когда заходишь с сейва, действиями противника. Настолько предсказуемыми, что доходит до курьезов. В упомянутой миссии с Железным Герцогом сюжет постоянно подкидывал мне подлянки через те самые "events" - события, которые в Stronghold-3 подменяют ИИ. Эти самые "events" выпадали не случайным образом, а строго прописаны в сценарии. "Ваша светлость - свиней поразила чума"- вещал закадровый голос, - все свиньи подохли!". Но у меня не было еще ни одного свинарника, поскольку, строил я их уже после того, как "событие" проходило. "Все пчелы заболели какой-то болезнью!" - истошно кричал все тот же голос. Но у меня не было ни одной пасеки. "Все яблоневые сады поразила тля!" - продолжал пугать Голос, но у меня не было ни одного яблоневого сада!. Зная все это, поскольку миссию прошел, наверное, только с десятого раза, я мудро строил в начале одни коровники, поскольку коров в этом сценарии никакая зараза не брала. И только потом, остальные объекты, когда действие "эвентов" заканчивалось. Но Голос все равно вещал о подыхающих свиньях и пчелах.
Когда же кампания пройдена, то встает вопрос - что делать дальше? Остается, как говорилось, только сингл-режим. Где нет никакой войны. Но какая же это стратегия?
Теперь перейдем к интернет - режиму. Вот там война есть и некоторые фичи. Например, можно апгрейдить свой доджон из простого сарая в рыцарский замок, и прочие интересные детали, которых нет в сингле. Но Stronghold-3 не обладает той популярностью, когда в онлайн пойдут биться тысячи игроков. Запустив игру в интерент-режиме, я обнаружил только одну он-лайн партию, да и то подключиться не смог. Русифицированная интернет-версия не позволила мне заполнить пароль учетной записи. Не помогла и смена языка с русского на английский (Stronghold-3 привязан к Steam и там есть такая возможность). Увы. Не помогло - стало еще хуже - все надписи превратились в квадратики, а подключиться так и не удалось. Про фичи же я узнал из руководства пользователя.

ЭХ, ЯБЛОЧКО, КУДЫ ТЫ КОТИШЬСИ
Stronghold-3, Стронгхолд - 3  - игра, обзор, прохождение, секреты, сюжет

В одном из интервью разработчики говорили, что они постарались упростить игру. Это действительно так. Исчезли противные нечистоты, работники, разленившись, больше не бросают работу, не воруют со склада. Но вместе с этим исчез и интересный анимационный ряд, когда, скажем, палач брал ленивца или вора и вел к месту публичной порки и там задавал ему трепку. От этой части игры остались только орудия казни. Но домика палача больше нет и мы просто ставим эти пыточные средства на устрашение нашим подданным - чтобы лучше работали (от этого на складах немного больше появляется ресурсов).
При этом, модель игры такова, что в целом ставит игроку слишком много вопросов без ответов. Пример: непонятно, насколько велик эффект, если мы не только поставим пыточное колесо, а добавим к нему еще и клетку, плаху и парочку других страшилок из богатого арсенала пыток и наказаний, которые есть в Stronghold-3.
В игре только одна информационная панель - популярности лорда. Там можно видеть, насколько стали меньше любить его крестьяне после установки всех этих жутких механизмов. Но насколько выше стала их работоспособность не указано. Отсюда неясно, достаточно ли поставить только виселицу, или нужно еще и плаху.
И где их надо ставить: там, где работают крестьяне, или возле замка лорда?
Тот же сплошной туман в экономическом механизме Stronghold-3. Вот разбили мы яблоневый сад и построили свиноферму. А сколько людей могут прокормить конкретно сад и конкретно свиноферма не знаем, но, учитывая, что денег на строительство, как и материалов, они требуют по-разному, то, наверное есть разница и в производстве еды. Но в панели популярности лорда мы можем только видеть, что у нас производство пищи в плюсах (сыты) или в минусах (голодны). Нет разъяснений на этот счет и в руководстве пользователя.
И вообще какая-то путаница с этими сельхоз строениями. В сингл режиме я специально проанализировал, как работает самая сложная в игре коммерческая цепочка: пшеничное поле. Это комплекс из трех объектов: само поле с 1 крестьянином, мельница с 2 мельниками и пекарня с 1-м пекарем. Получилась такая арифметика: 1 мельница полностью перерабатывает продукцию 2-х пшеничных полей. А вот чтобы полностью перерабатывать продукцию мельницы (муку) понадобилось... 8 пекарен! Зато продовольственный вопрос был решен.
Но это в сингл-режиме. А в режиме военной кампании, конкретно, в миссии N 10 ("Крысиная нора"), где игроку впервые дают возможность строить мельницы, такая арифметика уже не работала. Начал было массово строить пекарни, но не тут - то было. Уже при раскладе: 2 поля, 1 мельница, 5 пекарен мои пекари стали дружно выходить из своих домиков со словами "нет муки".
Кстати, нет в игре такого понятия или опции, как "уровень сложности". Из за чего и без того обделенный духом военного и экономического соперничества, синглплей превратился и вовсе в однообразную установку объектов на карту (они не строятся по бревнышку, а появляются сразу и целиком). Не выбегают из леса волки, как было в Stronghold-2, не приходят разбойники, крысы не шуруют в амбаре - ну ничего не происходит, чтобы хоть как то расшевелить игрока, занятого строительством своей средневековой утопии - феода без страха нападения со стороны враждебных лордов, нужды, голода и болезней.

STRONGHOLD-3 - СКУЧНАЯ СЕРОСТЬ
Взявшись за этот обзор, вовсе не ставил перед собой задачи писать заведомо критическую рецензию. Игра сама заставляет подойти к ней критически. Про самый главный недостаток я уже сказал, даже дважды - полное отсутствие конкуренции в синглплее, где нет ни военных, ни мирных соперников. Уже за одно это истинный любитель стратегий и военных игр крепко почешет в затылке, раздумывая, стоит ли ее приобрести, эту Stronghold-3...
Stronghold-3, Стронгхолд - 3  - игра, обзор, прохождение, секреты, сюжет
Другой большой минус - графика. В игре преобладают мрачные тона, весь наш феод, даже под ярким солнцем (погоду можно регулировать) выглядит угрюмо, даже если его и слегка приукрасить. Возможности к украшательству тоже не велики: несколько уродливых серых статуй, пара щитов по сторонам от входа в замок и пара флажков на стенах и бастионах. Только цветочные клумбы слегка оживляют вид. Вероятно, создатели игры полагали, что в Средневековье жизнь такая и была: серый камень замковых стен, коричневые бревна хижин, грязь, убогость и нищета. Сплошная серость, так сказать.
Да, это правда, но ведь это не иллюстрации к учебнику истории, а все таки игра, у которой, к тому же, есть конкурент - блещущие красками Settlers. Можно было бы и поярче сделать разработчикам свой мир Стронгхолда.
Эта же графическая убогость распространяется и на войска. Юниты в военных играх вообще и в стратегиях в частности - важнейший элемент. И как правило их стараются сделать максимально красивыми. Здесь же даже нет намека на геральдику хотя бы, даже примитивной эмблемы на куртке воина, или расцветки щитов - ничего этого нет. Формации есть (линия, квадрат и "вольный строй"), но когда дело доходит до стычки, то обязательно куча-мала. А малый размер солдатиков превращает эту кучу в какой-то клубок, где мелькают чьи-то ноги, шлемы, оружие.
По сравнению со Stronghold-2 в Stronghold-3 есть некоторые новшества. Ночные бои, осветительные башни, разнообразилось как осадная, так и защитная техника. Появились горящие бревна, обмазанные смолой, которые можно скатывать на головы штурмующих. И есть интересный юнит - разбойник. Но это очень небольшие улучшения, чтобы сделать игру притягательной.
Численность вашего войска, как была в Stronghold-2, так и осталась очень ограниченной в Stronghold-3 - чуть больше сотни воинов.
Я намеренно не упомянул в начале еще один режим игры - осады, где нет экономики, а есть только бои. Это тоже новшество, по сравнению со  Stronghold-2, но очень сомнительное с точки зрения исторического реализма. Опять таки из за мизерного числа войск, участвующих в каждой из таких исторических реконструкций, когда нам предлагают принять участие (за любую из сторон) в вошедших в историю осадах и штурмах знаменитых цитаделей Средневековья. Так при штурме замка Шато- Гйаар нам даны порядка 130 солдат, в то время как у защитников их около трех десятков. Сам же замок - огромен.
Если судить по осадам, вероятно, максимально число войск, которые движок игры допускает вывести на поле - это 200, с обоих сторон, вместе взятых. Но в обычном режиме и даже режиме кампании из - за большой "прожорливости" армии, требующей огромного числа провизии, собрать сотню воинов - сущая проблема.
Ради интереса подсчитал: на мирной карте в сингплее при населении 60 у меня было рекрутов (свободных крестьян) 30, то есть каждого воина теоретически кормил один крестьянин со своим зданием или земельным участком. А ведь есть еще юниты, обслуживающие не продовольственные строения: лесопилки, рудники, портняжные мастерские, пожарные колодцы, трактир, свечную мастерскую и т.п. Следовательно, при населении в 100 (максимальное число юнитов на карте с одной стороны), ваша армия была бы 50 солдат, это при идеальном (без помех и войны) развитии феода. Но скорее в всего и того меньше, если бы был противник, который тут лишь в теории.
В игре есть новации, которые мне не встречались. Поскольку меня угораздило купить подарочное издание с вложенным печатным руководством, я там прочел про нейтральные поселки, базы разбойников, аббатства, захватив которые вы можете строить там сарай возчика и возить оттуда товары в свой главный Стронгхолд, включив эти захваченные селения в свою экономическую систему. Возможно это есть в онлайн режиме, к которому не удалось подключиться по причинам, указанным выше. Или в последних уровнях кампаний, но пройти главную удалось только до 10 уровня, после чего стали нарастать вылеты, вплоть до того, что игра вылетала даже при попытке сохраниться. Так что, где спрятаны эти нейтральные селения, аббатства и разбойничьи логова - не знаю.
На мой непредвзятый взгляд Стронгхолд-3 не удался. Если не сказать больше - это провал разработчиков. Игра получилась хуже даже, чем Стронгхолд-2. Причины подробно описаны выше.
Даже странно, ведь выход в 2001 году "Стронгхолда-1" был хитом, с той поры к игре еще и теплится интерес. Чем же тогда заинтриговала та, первая версия? Может быть тем, что в то время ее единственный конкурент, Settlers (в том же году вышли Сеттлеры-4) тоже разочаровала игроков, сменив свою классическую тематику Средневековья на сомнительный триптих: Древний Рим, викингов и майя. Игрокам не понравились ни майя, ни новый новый вид самих сеттлеров. А знаменитая средневековая стратегия Medieval: Total War еще не вышла, ее релиз состоялся только через год, да и не сразу стало ясно, что перед нами - шедевр, рождение игры-легенды.
Сейчас, оценивая Stronghold-3, невольно сравниваешь игру с роскошными и массовыми битвами в Medieval -2 и ярким, красочным, оригинальным очарованием Settlers -7. И сравнение почти по всем пунктам не в сторону нового Стронгхолда.

© Обзор подготовил Александр Морозов (King Augustus), специально для Internetwars.ru
© Любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается .