На главную страницу
сайта
ИГРА
ДИВЕРСАНТЫ: ВЬЕТНАМ Men of War:
Vietnam на internetwars.ru
Сайт разработчика
СКРИНШОТЫ:
МИССИЯ
ЗА ВЬЕТКОНГ
Здесь что-то подозрительно тихо
Бронекатер - лучшее средство передвижения на
Меконге
Вся надежда на советские танки
Держать позицию!
МИССИЯ ЗА США
Выдвигаемся, парни!
Рейнджеры на марше
Старый французский блокгауз кажется неприступным
Джим Волш - американский герой. На захваченной
батарее.
Зачистка деревни
Хороший гук - мертвый гук.
НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира
ТЕМНОЙ НОЧЬЮ В ЗАДНИЦЕ У ЯНКИ "Взрывай", - скомандовал старший лейтенант Федор Казаков.
"Toi khong hieu!" - прошептал
сержант Ли Ван Куан, что, наверное, означало "есть!", в смысле -
"понял,
выполняю!", или "не понял, но сделаю!" . А говорил он шепотом, потому что
была ночь и находились они в самом центре военной базы янки. И шла
война. Вьетнамская.
И они сейчас были в самой ее гуще.
"Чего ждешь, косоглазая твоя душа. Взрывай! - нетерпеливо повторил приказ
Казаков. "Сейчаса, начальник, - у же почти по-русски отрапортовал сержант и нажал кнопку
дистанционного взрывателя.
Ну и бабахнуло! В воздух взлетели сразу три гаубицы, расположенные в
разных концах американской базы. А еще танк, под который Казаков заложил
остатки взрывчатки (не пропадать же добру!).
Ночь озарилась пламенем пожарищ и вспышками осветительных ракет, которые
пускали ошарашенные часовые. Из бараков как тараканы высыпали
всполошившиеся солдаты. Но было поздно - ночь озарилась гулом
приближающейся бронетехники и раскатистым "Ура" - это пошли в
наступление на американский гадюшник подразделения регулярной армии
Северного Вьетнама. Встретить их янки было практически нечем:
спецназовцы Казакова хорошо поработали: гаубицы уничтожены, радиоуозел,
который мог вызвать авиаподдержку - тоже, пост управления минными
полями - вырезан вчистую. Пилот единственного, стоявшего на площадке, боевого вертолета - и тот убит. Как того
и требовал приказ.
По периметру базы между тем завязался хаотичный бой.
"А теперь, парни, выполним последнюю часть нашего задания, - скомандовал
Казаков. -Будем наносить точечные удары в спину американским
агрессорам!"
Он поднял РПГ и собрался было уже выпустить ракету по ползущему мимо
американскому танку, как вдруг на экране всплыло "Миссия выполнена".
И все закончилось. На самом, как говориться, интересном - моих бойцов и
меня вместе с ними лишили возможности принять участие в только только
завязавшемся сражении. Это после двух часов ползания по американской
базе без единого выстрела. Только ножичком работали, да закладывали
взрывчатку. И вот тебе, бабушка, Юрьев день. Уж могли бы разработчики
игры "Диверсанты: Вьетнам" дать возможность всласть повоевать в этой
миссии, тем более, что в кампании за Россию она была последней. Это все
равно что пригласить вас в ресторан, дать вволю напиться кока-колы, а
когда уже к столу несли великолепный обед, вас вдруг сцапали под руки и
выкинули на улицу.
Ну да ладно. Простим 1С и «СофтКлаб», сделавшим эту самую "Диверсанты:
Вьетнам" такое недоразумение. Во всем остальном, если говорить об игре в
общих чертах, она удалась на все 100% с хвостиком. А о частностях и
подробностях, а также небольших минусах мы сейчас поговорим.
ИЛИ ГРУДЬ В ДЫРКАХ, ИЛИ
ГОЛОВА ВСМЯТКУ
Игра
"Диверсанты: Вьетнам" - не
первая в своей серии (на Западе игра известна, как Men of War). Но какая
нам разница!
Перед нами оригинальный сюжет, прекрасная графика и анимация, совершенно
оригинальное поле боя - джунгли Вьетнама, и не имеет значения, что игра
продолжает тактически и практически известную предшественницу "В тылу
врага". Это все не важно. А важно то, что нам дают поучаствовать в
войне, на тему которой в мировом игропроме мало что создавалось за
последние годы.
Включив монитор и сев за клавиши, мы попадаем в 1968 год. Сюжет так или
иначе, не зависимо за кого вы проходите свою кампанию, за Советы или за
США, привязан к этому году и вращается вокруг камбоджийской границы.
СССР и Северный Вьетнам пытаются устроить там свои тайные базы, а янки
им всячески препятствуют и тоже строят пограничные базы. И с той и с
другой стороны действуют группы диверсантов, от четырех до восьми
максимум, что и составляет суть игры,
ибо именно вы ими и командуете.
Так получилось, что прежде, чем начать
"Диверсанты: Вьетнам", мне довелось написать обзоры на целый ряд игр и
модов, либо откровенно провальных (не будем указывать пальцем), либо так
себе, что называется, "игра на час". Все познается на контрасте - уже
вступительный ролик в "Диверсанты: Вьетнам", когда американские
вертолеты разносят в щепки идущую к границе колонну советских
грузовиков, заставил встрепенуться. А первый бой ввел в азарт. А первая
трудная боевая заставила долго чесать затылок и также долго заново
начинать с "сейва".
Сюжет, если играть за русских, таков. После разгрома упомянутой
автоколонны в живых остаются только четверо: Старший лейтенант Федор
Казаков, младший лейтенант Морозов и два вьетнамских "товарища",
пулеметчик Ли Ван Куан и автоматчик Фам Тинь Минь. Наплевав на модную
ныне политкорректность, замечу, что так называемы вьетнамские союзники,
за какую бы сторону вы не играли, по большей части полезны лишь как
пушечное мясо. Они вооружены попроще и боевые способности у них похуже.
Обычно я их пускал вперед - на "разведку", под пули снайперов и
узнать, где заложены
противопехотные мины. Кстати, в официальной игровой характеристике Фан Тинь Миня так прямо и сказано: "к Морозову и Казакову относится с
глубочайшим почтением. Готов пожертвовать собой ради спасения советских
инструкторов". Ну так давай, жертвуй. Не верите, загляните на официальный сайт игры в раздел
"Персонажи".
Правда, Фам Тинь Минь, который хорошо обращается только с автоматом (эка
невидаль) стал даже моим любимцем. Я нагружал его гранатами под завязку
и посылал уничтожать либо хорошо укрытого вражеского стрелка, либо
пулеметный расчет, словом, на такую позицию противника, которую в лоб не
возьмешь. И ничего, выживал.
Точно также в игре за я янки я использовал стриженого под бокс Била
Кирби. Такого же автоматчика, как Фам Тинь Минь. Вот он тоже носился у
меня по карте, разбрасывая всюду гранаты и постоянно рискуя своей
полубритой головой.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ Но мы слегка отвлеклись.
Итак, оставшись вчетвером, наши диверсанты поневоле решают добраться до
расположения ближайшей партизанской базы. Но на пути стоит американский
блокпост, за ним охраняемый мост, а за ним база с пулеметными вышками и
вертолетной площадкой с тремя боевыми вертолетами, которые и раздолбали
вашу колонну, а за базой снова река и разрушенный монастырь и...
Словом перебраться через карту - та еще задача. Перипетии миссии излагать
не буду, расскажу лишь об одном задании. Уничтожить американские
вертолеты.
Легко сказать - трудно сделать. База окружена забором из проволоки, его
охраняют часовые. Внутри периметра стоят группы солдат, а у вертолета
еще и пилоты. Сложность в том, что едва прозвучит несколько выстрелов,
пилоты бросаются к машинам и вертолеты улетают, что означает провал
миссии.
В общем, не в даваясь в подробности, скажу, что с трудом, но с помощью
ножа и приклада мы сняли нескольких часовых и проделали "коридор" в
оцеплении, чтобы подобраться к вертолетной площадке. Для уничтожения
вертолетов у нас были гранатометы, взятые на уничтоженном блокпосту
янки.
Но как я не пытался, если стрелять из одного гранатомета, все три
"вертушки" не собьешь. Нужно как минимум два стрелка. Причем оба
смертники. На "дело" поэтому пошли оба вьетнамских "товарища", в то
время как оба русских инструктора залегли в зарослях за территорией базы
- "прикрывать" их отход. Ли Ван Куан пробрался внутрь базы, к самым
вертолетам и залег в кустиках (пока стрелок не сделает выстрела враг его
не видит, за исключением редких случаев). А Фам Тинь Минь дополз до
забора из проволоки и тоже приготовился к стрельбе. Дальше все было
предсказуемо: доблестный Ли Ван Куан сделал только один выстрел из базуки
и тут же пал под градом пуль. Пока янки его добивали, Фам Тинь Минь успел
перезарядить гранатомет и выпустить еще одну ракету в третий, последний
вертолет. Но как только он повернулся и стремглав кинулся бежать,
взбешенные американцы буквально расстреляли его.
Вообще в этой, самой
первой миссии в кампании за Советы,
выжил только один Морозов. Потому как он был мой однофамилец, я оберегал
его. И на моторной лодке по реке к спасительному горизонту он уплыл в
одиночестве, в то время как Казаков, мужественно отбивавшийся на пирсе
от янки и южновьетнамцев, пал смертью героя. Но на дальнейшем прохождении
игры это никак не сказалось. В следующей миссии все четверо явились
здоровехоньки.
Будем считать, что их нашли местные,
политические правильно ориентированные крестьяне, выходили, залечили
раны, накормили рисом и
указали дорогу к своим.
ПУЛЯ - ДУРА. СНАЙПЕР - МОЛОТОК! Как
вы поняли, если не играли раньше ни в "Диверсантов", ни в "Тылу вага-2",
у нас всего несколько бойцов с разными военными качествами. Кто то
подрывник, кто-то с пулеметом дружит, а кто - то - мастер резать
горло часовым. А еще есть снайпер. И у русских, и у американцев. И
хотите верьте, хотите - нет, половину всех миссий мы пройдем именно в
шкуре снайпера и половина убитых врагов будет на его счету. В русской
кампании это мой тезка - Михаил Морозов, в американской - Сони Армстронг.
В этом видится явный дисбаланс. Все остальные герои кажутся
малополезными. Взять хотя бы самого "крутого" из русской четверки -
старлея Казакова. У него в арсенале - "калашников" с глушителем. Но
сколько я не пытался с помощью Казакова, ночью ли, днем ли -
пристрелить "бесшумно", то есть, не поднимая тревоги, вражеского
часового - не получалось. А тогда на что глушитель? Причем его Казаков
так любит, что даже в самом обычном бою стреляет
короткими, "тихими", очередями. Единственное, что роднит обоих русских
"медведей" - это то, что они с одного удара штык - ножом валят часового без шума и пыли.
А вот хилые вьетнамские "товарищи" -
тем нужно пару ударов прикладом, чтобы завалить неприятельского солдата.
Причем, ведь если с первого удара его не завалить, то он сдачи дать может.
Тоже прикладом.
У кого-то из наших двух вьетнамских "друзей" был еще и
экзотический "наган"с глушителем. Так я из него стрелял три
раза в одного янки, и только на четвертом выстреле он упал замертво. Но
шум и пыль, в смысле - тревога, все равно поднялись, а нашим
диверсантам, сами понимаете, это не нужно.
ЧЕЛОВЕК С
МАСЛЕНКОЙ Вообще, оружие в
игре "Диверсанты: Вьетнам" - это
отдельная песня. Отнюдь не лирическая, а скорее минорная, потому что его
мало. Кроме стандартных для того времени русских "калашниковых" и
американских "М-14", есть устаревшее: несколько типов винтовок и
пистолеты (у американских "героев" - пистолеты с глушителем). Пистолеты,
не важно, с глушителем они или нет, по моему скромному разумению просто
бесполезны, как и винтовки. В "Диверсантах" все решает огневая мощь,
скорострельность. Даже старенький "ППШ", который во множестве можно
найти на трупах вьетконговцев, и тот на близком расстоянии, да еще в
джунглях творит чудеса. Своих снайперов я всегда старался
вооружить еще и автоматом, все равно каким - на случай боя на коротких дистанциях. В
первой миссии за США мой Сони Армстронг нашел себе на складе у вьетнамцев
диковинный короткоствольный автомат с длинным магазином. Как поначалу
подумалось, французский. Но поюзав на сайте игры и в интернете
определил, что это был все таки устаревший американский M3А1 Grease Gun,
на армейском жаргоне именуемый "масленкой". Эта масленка не раз в тот
день спасала жизнь Армстронгу и очень мне понравилась. Но вот беда - при
переходе в следующую миссию она пропала. Наверное, интендант отобрал, как
неуставное оружие. Вот ведь мерзавец.
А если серьезно, одна из главных недоработок и в "Диверсанты: Вьетнам" и
вообще в серии "Диверсанты" - это невозможность забирать с собой
трофейное оружие в следующую миссию. Для такой игры, которая буквально
копирует классический
Jagged Allience,
это совершенно не простительно. Есть же
аналоги, да и игровой движок вроде бы не слабый, с перспективами. Обидно
было, когда командир американских спецназовцев Джон Мерилл снял с
советского танка тяжелый пулемет, уложил из него не один десяток гуков,
а в следующей миссии это чудо-оружие тоже отняли.
Продолжая наш разговор об оружии в "Диверсантах: Вьетнам", скажу, что у
американцев (в их группе не 4, как у наших, а 5 бойцов) - добавился
гранатометчик, вооруженный легкой базукой
M79. У американцев также
есть на вооружении огнемет, чего у наших нет совсем. На сайте
разработчиков найдете еще пяток разных стрелялок, но мне что-то
интересное, экзотическое, как упомянутая "масленка", на поле боя очень
редко попадалось, а если попадалось - тут же отбирали.
Похоже, я перечислил почти все, что там можно использовать в этой игре
(не считая ножей и нескольких типов гранат). Согласитесь, невелик
арсенал. Будь он больше - играть было бы, несомненно, интересней.
ОДИН НА ОДИН С
МОНСТРОМ
Да, конечно нельзя обойти вниманием такое чудовище, как станковый
пулемет Browning M2HB. Он вездесущ - есть буквально во всех миссиях и в обеих
кампаниях. И страшен, как боевой треножник марсиан из "Войны миров". С
ним даже снайперу не справиться, потому что стоит эта смертоносная
тренога, как правило, в укрытии, за мешками с песком, и у него боевой
расчет из двух человек. Снайпер едва успеет сделать один
выстрел, и пусть даже убьет одного из пулеметной обслуги (а это трудно
из за мешков и пулемет как щит своего стрелка прикрывает), но в ответ
этот монстр скосит его как соломинку, поскольку дистанция стрельбы у
него не меньше, чем у снайпера, а огневая мощь - просто сокрушительная.
С "браунингами" можно бороться, только тихо обойдя их с тыла и забросав
гранатами.
Зато, если захватите один такой, вам сам черт не страшен. В американской
кампании я с помощью одного только браунинга M2HB остановил и полностью
уничтожил советскую автоколонну с бронетранспортером во главе. До
последней машины и до последнего человека, в чем вы можете наглядно
убедиться по следующему скриншоту.
Но такие страшилки, как Browning M2HB -
скорее уже из области военной техники, чем стрелкового оружия. С
техникой в "Диверсанты: Вьетнам", пожалуй "все ОК", как сказал бы
сержант Джон Мерилл. Есть разные танки, советские и американские той
поры, прекрасно анимированные и максимально подобные аналогу. Есть
бронетранспортеры: и на тех, и на других вам дадут шанс повоевать, хотя
и не часто. В основном бои здесь идут с применением ручного оружия. Есть
пушки и минометы. Немного, но все же. И, конечно, вертолеты - но
они вам не подвластны. Что вам подвластно во множестве - это грузовики и
джипы. В качестве трофеев их можно добыть во множестве, но толку от них
ноль, разве что поездить ради развлечения. Ваши диверсанты и так
передвигаются по карте быстро и , если изредка не наступят на мину
или свалятся яму с кольями, обычно без особых проблем.
Единственный неординарный и полезный транспорт - это бронекатер с двумя
пулеметами, вроде того, что вы могли видеть в знаменитом фильме Копполы
- "Апокалипсис сегодня". С его помощью я прошел большую часть второй
миссии за Советы. Есть еще и моторные лодки. Вроде бы совсем
бесполезные, но на одной такой мой Фам Тинь Минь лихо удрал, когда на
берегу его застукали янки.
МИССИОНЕРЫ НОЖА И АВТОМАТА
Миссии...
Как уже говорилось (а те, кто играл другие игры серии, знают), что вся
она построена на миссиях, привязанных, правда весьма условно, к одному
сюжету. Но по сути миссии - это самостоятельные сюжеты на конкретной
карте. Какие миссии интереснее в "Диверсанты: Вьетнам", за Советы или
США? Отвечу, что большой разницы нет. И за тех, и за других по-своему
интересно. Но вот что определенно, стрельбы было больше, когда играл за
янки. Уже в первой же миссии за США и бойцов дано вдвое больше (8) и
заданий тоже. После того, как с трудом разделались с гуками, засевшими в
двух старых французских бункерах, оказалось, что прибывшее по мосту
вьетнамское подкрепление отбивать практически нечем. Патроны кончились.
Да и гранаты. Пришлось прибегнуть к сейву и спешно обшарить трупы, пока
грузовик с "духами" не появился на мосту.
После чего пришлось зачищать
большую вьетнамскую деревню и патроны опять кончились. А после деревни
надо было атаковать базу вьетнамцев. В русских миссиях я почти всегда
проходил их на начальном боекомплекте, только гранаты подбирал, да
иногда пулеметные ленты, они реже попадаются, чем автоматные рожки.
И в других миссиях за США боезапас расходовался хронически быстро.
Ну и другое отличие двух кампаний - это войска. Когда играешь за янки,
перед тобой всегда один противник: вьетконг. Русских "добровольцев" нет.
Однако есть еще один подленький враг - опьяненные идеями Хошимина
крестьяне.
В любой момент с виду безобидный житель деревни или рыбак может достать
револьвер или винтовку и пальнуть тебе в спину.
В игре за "наших", за Казакова с Морозовым и их "товарищей", мы имеем
дело с тремя типами вражеских солдат. Во-первых, конечно, это кадровая
армия США. Во-вторых, южновьтнемские солдаты, которые чуть послабее. А в
одной миссии, на островах, будем иметь дело южновьетнамским спецназом -
рейнджерами, которых янки специально тренировали для борьбы с
партизанами.
В американской кампании досталось и одно не традиционное задание - найти
и спасти сбитого летчика. Он хорошо вписался в команду, было интересно
искать ему походящее оружие - это был единственный случай, когда
мой боец стрелял из винтовки, поскольку автомат ему почему-то долго не
попадался.
В миссии за "наших" мы никого не спасали - только убивали.
Локации в кампаниях разные, общих нет, так что, повторюсь, и за тех и за
других играть интересно.
СЛАВА ГЕРОЯМ!
А теперь можно перейти и к обобщению всего вышесказанного. Игра
"Диверсанты: Вьетнам", на мой взгляд - добротный, интересный проект. Я
бы очень рекомендовал ее тем, кто не играл прежде в прошлые игры серии,
а также "В тылу врага-2". Тогда вы оцените сполна и прекрасную графику,
и баллистику и динамику боев. Но даже ветеранам, которые играли прошлые
игры из той же "диверсионной" оперы, которым уже приелись ее штампы, все
же тоже рекомендую. Все таки поле боя в джунглях очень отличается от
снежных полей под Сталинградом или цветущих виноградников Нормандии.
Здесь густая зелень затрудняет обзор, среди зарослей прячутся ловушки, а
на ближайшей пальме вы можете обнаружить не банан, а вражеского
снайпера.
Повторять ставшую уже привычной критику в адрес отдельных недоработок
"Диверсантов", которые свойственны всем играм этой серии в целом,
намеренно не стану. Вы их найдете в обзорах, посвященных ей на других
ресурсах. Я отметил те, что мне показались принципиальными, а именно:
ограниченный арсенал оружия, невозможность переносить его в следующую
миссию, а также "бессмертность" героев. Так ли уже трудно вводить новых
персонажей в замен погибших.
А в целом, повторюсь, игра "Диверсанты: Вьетнам" вполне удалась. Саму же
серию, начиная с ее истоков - "В тылу врага-2" можно считать одной из
лучших производных российской игровой индустрии.