В ПОИСКАХ ИДЕАЛА
Автор этих строк по праву может считать себя ветераном игр от студии
Paradox Interactive. Ещё в далёком 2001 году в тогда одном из немногих
магазинов, торгующих компьютерными дисками, я приобрёл игру, изменившую
моё отношение к миру компьютерных игр. Тогда успех имели Герои, Дюна,
Варлорды и прочее-прочее. Мне же достался поистине волшебный проект от
шведской студии – Paradox Interactive – под названием «Европа 1492-1792:
Время перемен». С тех пор не было ни одной игры от данной студии, в
которую я бы не играл. И среди многих и многих «Парадоксы» порадовали
меня концепцией игры под названием «Crusader Kings» (в локализованной
версии «Крестоносцы»), вышедшей в далёком 2004 году и отшлифованной
адд-оном «Deus Vult» в 2007-ом. Именно в данном проекте продолжились
самые смелые идеи «Парадоксов» из промежуточной игры – «100 лет войны» –
вышедшей в начале 2004, то есть за 10 месяцев до оригинальных
«Крестоносцев».
Перед нами открывался новый мир – мир заговоров, убийств, династических
связей. В этой игре мы впервые ощутили, насколько личность может
повлиять на историю. Остальные серии предоставляли нам возможность
повлиять на ход истории, лишь абстрактными государствами. Так как данная
концепция надолго засела в моём мозгу, я могу с уверенностью сказать,
что «Крестоносцы» – самый шедевральный проект шведов, хотя и не
однозначный. И признаться, уж слишком сильно пригорюнился, когда после
третьей «Европы» (которая на старте, вызвала бурю негативных эмоций,
однако патчами и адд-онами «парадоксы» исправились) вышел ужасный «День
Победы 3», потерял веру в новые технологии шведов. И к «Виктории 2»
относился с сомнением, однако она и порадовала меня, на мой взгляд
максимально на тот момент завершённой, несмотря на кучу багов, стартовой
версией. После второй «Европы», конечно. И благополучно забыв о новом
трёхмерном движке, я снова вернулся к моим любимым «Крестоносцам».
Впрочем, возносить дифирамбы «Crusader Kings» не является целью данного
обзора, эта игра уже получила и признание, и негативное отношение, зато
выход «Crusader Kings 2» взбудоражил меня так же, как в своё время выход
адд-она к первой части. Читая дневники разработчиков и помня о провалах
стартовой «Европы 3», и об огромнейшей личной несовместимости меня и
«Дня Победы 3», я уже прикидывал, что «Крестоносцы 2» останутся
проектом, который пройдёт мимо и никогда не сможет повторить успеха
первой части.
Всё так и было вплоть до демо-версии…
Впервые установив демо-версию, я решил, что стоит отложить ознакомление
со всеми этапами игры до выхода самого релиза, однако, любопытство взяло
верх, и я всё же решил разобраться во всех перипетиях игры, которые
только могла предоставить нам демка. Честно говоря, не знаю, сколько раз
я переигрывал те 20 лет, что даны в демо… Но все пять дней, на
протяжении 5-6 часов я неустанно играл в «Крестоносцы 2», чего не
случалось ещё ни с одной демо-версией, которая попадала мне в руки. Для
такого традиционалиста как я, одно это уже свидетельствует об успехе
игры. Ну а сегодня, когда мой предзаказ на «Крестоносцы 2» наконец был
загружен, я окунулся в этот новый (старый) мир.
ЭПОХА КРЕСТОНОСЦЕВ
Во-первых, что следует отметить, игра по сравнению с первой частью
получила много нового. И сумела-таки сохранить всё самое лучшее, что
видели мы в первой части. Мы снова окунулись в 1066 год, когда Вильгельм
Незаконнорожденный (которому только предстояло стать Завоевателем, или
не предстояло, всё в ваших руках) собирал свои войска для вторжения в
земли законно избранного короля Англии Гарольда 2.
На этот раз, играть мы можем за любое графство, герцогство или
королевство, находящееся на карте, даже за мусульман и язычников. Первые
«Крестоносцы», напомню, обладали возможностью игры только за христиан.
Впрочем, о пользе или вреде такого решения судить пока рано. Лично мне
вполне хватало западной Европы в первой игре и данное расширение я
оцениваю, только как путь к разнообразию, не то, чтобы это было плохо.
Просто шлифование материала займёт ещё какое-то время. А шлифовать
восточную Европу и Азию надо. Впрочем, если вы не очень огорчитесь о
некоторых исторических несоответствиях, то можете сильно не
расстраиваться, играть за все государства по-прежнему интересно.
Подверглось изменению и переосмыслению фактически всё, от военной
системы, которая, на мой взгляд, сейчас лучшая в линейке игр от
«Парадоксов», т.к. наконец-то позволяет реализовать хотя бы минимальную
тактику, до политических возможностей. Но обо всём по порядку.
ДИНАСТИИ
В «Крестоносцах» и «Крестоносцах 2» вы фактически играете за
династию правителей,
правящих
определёнными владениями, а посему, когда умирает последний
представитель вашей династии, игра заканчивается. В прошлом, чтобы
просмотреть своих предков, а так же предков вашего будущего супруга,
приходилось тратить большое количество времени, изучая весь род, через
меню персонажа. Нынче же, существует особая кнопка, которая открывает
вам красочный вид династии – от основателя до сегодняшней главы. Более
того, теперь браки с различными династиями влияют на престиж, например
брак с династией Капетингов даст вам больше престижа, чем брак с
династией фон Бабенбергов.
Раз уж я коснулся браков, то стоит поговорить о них более подробно.
Браки совершаются между династиями, но как же определить, к чьей
династии отойдёт ребёнок? Существует два вида браков – обычный (ребёнок
попадает под династию отца) и Брак по женской линии – (соответственно
главой семьи будет женщина и ребёнок попадёт под её династию). Вторые
браки с владельцами титулов доступны лишь, если ваша культура Баски.
Впрочем, вы всегда можете жениться на придворном и продолжить свой род
по женской линии.
Отдельно стоит сказать о такой полезнейшей функции, как обручение.
Наконец-то мы можем видеть, как родители планировали будущее детей. Вы
просто обручаете персонажей и по достижении совершеннолетия (16 лет) они
смогут оформить свой брак официально. При обручении персонажи не могут
жениться на ком-то другом, а соответственно вы можете быть спокойны, что
выбрали достойного человека ( или всё же титул ?) для продолжения вашей
династии. ПЕРСОНАЖ
Переработано и меню персонажа, оно стало более удобным, хотя и не во
всём. Теперь мы
можем
посмотреть союзы, семью и вассалов, просто переключая вкладки в данном
меню. К слову о союзах. Союзы заключаются теперь путём родственных уз. К
примеру, вы выдаёте свою дочку за герцога Бургундского – он становится
вашим зятем, и вашим союзником.
В характеристиках персонажа также ввели новшества, появились
«добродетели» и «грехи». Притом большинство грехов дают минусы к
характеристикам вашего персонажа, а добродетели наоборот положительный
бонус к данным характеристикам. В общем же плане, не знаю, действительно
ли это так сильно влияет или мне «показалось», отношения между
персонажами – важнейший инструмент внутренней и внешней политики –
возрастают при добродетелях и понижаются при грехах.
Стоит отметить и так называемое «взросление» персонажа, насколько я
заметил, лицо персонажа изменяется коренным образом трижды – во-первых в
16 лет, когда он достигает совершеннолетия, в 30 лет, когда мы видим
персонажа в рассвете сил и в 50 лет, перед нами старик. На всё это есть
одно большое но, это коренные изменения внешности, порой я замечал
мелкие детали, как-то усики выросли, волосы немного выпали и так далее.
За это перед разработчиками снимаю шляпу.
СОВЕТ
Ваш придворный совет также подвергся серьёзному изменению. Ну, начнём с
того что как и было у вас пять советников, так и осталось: Канцлер (Chancellor),
Маршал (Marshal), Управляющий (Steward), Мастер над шпионами (Spymaster),
Придворный священник (Court Chaplain). Каждый из них добавляет бонус к
вашим характеристикам. Так же как и раньше: Канцлер даёт плюс к
дипломатии; Маршал к военному навыку; Управляющий к хозяйственному;
Мастер над шпионами – к мастерству интриги; наиболее интересен в данном
случае Придворный священник, т.к. он добавляет бонус к навыку Познания
(или Учёность, в оригинале он Learning). Данный навык является
нововведением вторых «Крестоносцев» и отвечает за обучение ваших детей и
распространение открытий на территории ваших владений. Это сделало
священника не бесполезным украшением двора, а несущим вполне
заслуживающую внимания и уважения миссию. К слову, раз уж заговорили о
бонусах к навыкам, стоит отметить, что и жена, так же добавляет вам
бонусы: по половине от каждого. К примеру, её военные способности 8, вам
в копилку государства идёт +4. Добавление военных способностей наиболее
спорный момент на мой взгляд, а вот остальное вполне логично.
Но, помимо бонусов к характеристикам вашего персонажа, отныне советники
могут выполнять миссии, скажу даже больше, для нормальной игры они
обязаны выполнять миссии. У каждого из советников на данный момент есть
три варианта его действий, рассмотрим каждого в отдельности
Итак,
начнём с Канцлера. Безусловно, одной
из важнейших фигур является канцлер, ведь от его умения дипломатии будут
зависеть отношения других персонажей к нашему аватару в игре. А без
хорошего отношения, все ваши вассалы просто поднимут бунт и разбегутся
кто, куда, и вновь надо собирать всё сначала. У канцлера существуют
следующие три миссии
- улучшить отношения с иностранным двором (Improve Diplomatic Relations).
Думаю, тут понятно без особого пояснения, что это нужно, для поднятия
отношения вашего персонажа с другими правителями, населяющими мир
Крестоносцев. Стоит однако заметить, что в зависимости от навыка
дипломатии, существует вероятность как положительного исхода данной
миссии, так и отрицательного, так, к примеру вместо подъёма отношений,
который вы ожидали, вполне возможно вас просто возненавидят.
- сфабриковать претензии (Fabricate Claims). Ну, тут тоже, чего греха
таить, война идёт за титулы, и не всегда титулы достаются нам законным
путём, для того, чтобы сфабриковать претензии, вам просто следует
отправить канцлера на интересующую провинцию. В случае успеха, вылетает
ивент на предъявление претензий, в случае неудачи у вас ухудшаются
отношения со знатью.
- посеять недовольство (Sow Dissent). Ухудшает отношения между вассалами
и сюзеренами любого вашего политического противника. Однако, существует
вероятность того, что Канцлера раскроют и придётся назначат нового.
Маршал. Военная мощь вашего
королевства, если вы абы какой полководец (6-9) целиком ложится на плечи
Маршала. Миссии, которые может выполнять маршал:
- Сдерживать восстания (Suppress Revolts) – В данном случае нет
вероятности неудачи, кроме как поднятия восстания, но не по вине
маршала, а только по вашей вине, потому как значит, вы не заметили
сообщение о возможном восстании или маршал не успел подавить слишком
большой риск. У меня бывали случаи, что маршал отлично справлялся при
риске восстания в 63%. Также отмечу, что данная опция влияет, только на
графов, которые собираются восстать, влияние её на восставших крестьян
я, пока не проследил.
- Тренировка войск (Train Troops) – отправляете маршала в одну из ваших
провинций, он проводит муштру, за счет чего у вас повышается количество
ополчения в данной провинции и скорость его пополнения
- Исследование военной технологии (Research Military Tech) - Дает бонус
к исследованию военных технологий в провинции, куда вы направите своего
маршала. Однако, существует вероятность несчастного случая в войсках или
раскрытия военной технологии вашему противнику.
Управляющий. Доходы от налогов и
размер вашего ополчения также зависят от этого человека. А как же иначе?
Кто будет собирать налоги и кормить армию, кроме него. Итак, что же он
может:
- Сбор налогов (Collect Taxes) – увеличивает проценты, которые платят
жители провинции, однако в тоже время это даёт шансы на сбор
дополнительных налогов. В случае неудачи вас ждёт недовольная толпа,
которая может избить или даже покончить с вашим управляющим.
- Контроль за строительством (Oversee Construction) – уменьшает время
строительства какого-либо здания. А также существует вероятность встречи
с архитектором здания. Однако есть и обратная сторона – саботаж
строительства.
- Исследование экономической технологии (Research Economy Tech) – даёт
бонус к исследованию экономической технологии в выбранном графстве.
Мастер над шпионами. Какой же
средневековый двор без заговоров и убийств? В этом нам поможет мастер
над шпионами, а именно:
- Раскрыть заговор (Uncover Plots) – мастер над шпионами изучает все
заговоры, которые совершают при дворе выбранного вами графства.
Существует вероятность провала расследования, а так же вероятность того,
что убийцы атакуют мастера над шпионами.
- Создать сеть шпионов (Build Spy Network) – направляя мастера шпиона в
нужную провинцию, с помощью сети осведомителей и предателей вы повышаете
ваши шансы на убийство неугодного вам персонажа. При этом ваша
деятельность может быть раскрыта, а также могут распространится ужасные
слухи о вас.
- Изучить технологию (Study Technology) – тут всё просто, вы отправляете
мастера над шпионами в чужую провинцию, где он будет изучать чужие
знания, и быть может поможет вам узнать их. Также в случае неудачи, он
будет раскрыт и вам придётся назначить себе нового шпиона.
И наконец, последний член совета, который в оригинальных «Crusader Kings»
был нужен только для галочки теперь обрёл одну из самых важных функций в
игре. Т.к. религия в то время была важнейшим элементом жизни, что же
умеет наш Дворцовый Священник:
-
Назначить главой местной инквизиции (Head Local Inquisition) – данное
действие может породить множество последствий, во-первых, он может
обратить еретиков-персонажей в истинную веру, во-вторых, если ересь
распространилась по провинции, он может вернуть ей истинную веру,
в-третьих, еретики могут повесить чересчур рьяного проповедника и
наконец последнее он может обнаружить знатного человека, впадшего в
ересь.
- Исследовать культурные технологии (Research Cultural Technology) – в
провинции, где работает наш Капеллан, помимо ускоренного роста
технологий, может обнаружиться местный философ, который поддерживает его
взгляды на истинную веру, а также может обнаружиться знатный еретик.
- Улучшить религиозные отношения (Improve Religious Relations) –
улучшает ваше отношение с епископами, или ухудшает отношение епископов с
папой.
Чтобы советники выполняли эти миссии вы должны выбрать интересующую вас
миссию у интересующего вас советника и отправить его в интересующую вас
провинцию. На скриншоте представлено, как это выглядит в игре. (Канцлер
фабрикует претензии). ЗАКОНЫ
Кто бы что ни говорил, а законы занимали, занимают и будут занимать
важное место в жизни общество, посему не обошло это и нашу игру. Система
законов здесь весьма интересна и отличается от всего, что мне доводилось
видеть в предыдущих играх от парадоксов. Начнём с того, что законы
существуют аж 3-х видов:
• Законы о наследовании (сюда входят
законы о наследовании по полу, а также законы о способе наследования,
например избирательный закон или закон старшинства)
• Королевские законы, особенно
важны, если вы не король, так как в королевские законы входят два
параметра - назначение епископов и сила королевской власти. От того, что
решил король вы вольны, назначать епископов без вмешательства папского
престола и создавать антипап (об этом подробнее чуть дальше) или будете
мириться с епископами присланными от самого папы, а в случае различной
силы королевской власти вы будете вольны принимать некоторые законы
наследования, например закон старшинства требует как минимум среднего
уровня королевской власти. Иначе вы просто не сможете создать его.
• Законы ленного владения. Здесь вы
можете принять законы по налогообложению и размеру ополчения,
поставляемого сюзерену от феодалов, городов, епископств.
При принятии любых законов, кроме законов наследования вам требуется
поддержка ваших вассалов, так что не забываем поддерживать хорошее
мнение о себе. ТЕХНОЛОГИИ А вот
с технологиями, всё куда скромнее, как и было, у нас остаётся три
направления технологий: военное, экономическое и культурное. Всё что мы
можем, это более удобно посмотреть уровень технологий и их прогресс в
вашем королевстве и только в ваших личных владениях (домене). Впрочем
теперь, при наведении мыши на прогресс технологии мы видим бонусы за
исследование и приблизительное время распространения технологии в наших
провинциях, больше по сути сказать нечего, кроме того, что в самому
верху указана общая сумма бонусов по каждой из ветвей технологий.
ИНТРИГА Не секрет, что в средние века
интриги занимали одно из центральных мест в борьбе за власть. Да что там
в средние века, они были на протяжении существования всех государств. Но
вернёмся к интересующему нас времени. Возможно, кто-то из читателей
данного обзора читал замечательный цикл Мориса Дрюона «Проклятые
короли», и, возможно, кому-то также хотелось почувствовать себя в шкуре
Робера 3 д’Артуа и устраивать тайные заговоры. В «Crusader Kings» вся
интрига сводилась к банальщине, по большому счёту, которая, однако, всё
же порой мешала игре. Первая часть располагала только опцией убийства
персонажа, да и то штрафы за это были жуткие, стоило дорого, а
вероятность была маленькая. Вторая часть пошла намного дальше. Начнём с
того, что в игровом меню появилась особая закладка – интрига. В данной
закладке отображаются выбранные вами цели или заговоры персонажа,
заговоры, к которым присоединился ваш персонаж, а так же важные решения.
Давайте рассмотрим всё по порядку.
Итак, что такое заговоры и цели. Каждый персонаж в игре теперь может
стать участником заговора, порой полезного, порой не очень, и выбрать
интересующую его цель. Цели выбираются различные от банальной цели –
жениться, родить сына\дочь, до цели – набрать 1000 престижа получить
прозвище Великий (да-да, после выполнения данной цели, мой герцог
бургундский, стал зваться вместо William II de Bourgogne – William The
Great de Bourgogne. Именно под таким именем игра будет помнить вас при
финальном подсчёте). Несмотря на то, какими бы интересными цели бы не
были, они выполняются исключительно вашим персонажем, и никто другой ему
для этого не нужен, разве что супруг поспособствует в рождении ребёнка.
Совершенно иная ситуация у нас с заговорами. Начнём с того, что заговоры
бывают
различными,
от убийства короля или придворного до понижения авторитета короны. Так
же существуют заговоры на притязания или один из моих любимых – на
изменение порядка наследования. Впрочем, вы можете действовать по
старинке, и убивать вам неугодных без заговора, с помощью функции
подослать убийц в меню дипломатии, только на это совсем уж небольшой
шанс. Как только вы выбрали цель заговора, вы увидите силу заговора –
она представлена в процентах, не удивляйтесь, если увидите напротив
цифру в 300% или в любом случае больше ста, это значит, что на данный
момент ваша интрига настолько высока, что персонаж, против которого
создан заговор, просто не в состоянии от него защититься, точнее шансы у
него минимальные. Но для успешного выполнения любого заговора, вам нужны
помощники, после того, как вы заручились поддержкой помощников и в
зависимости от силы заговора, в окошке «решения» появляется новая
возможность, конкретно по этому заговору. Стоит отметить, что нередко
заговоры на понижения авторитета короны приводят к самым интересным
последствиям. Моё любимое – это гражданская война. Да-да, наконец-то
реализована функция полномасштабной гражданской войны. Участники
заговора, против короля, могут объявить ему войну, если он откажется
удовлетворить их требования. Государство раскалывается на две части, не
редка ещё и интервенция в это время. А после конца войны, неважно, кто
победил, король или бароны наступает мир и королевство снова цело. С
новыми законами, естественно, ну или с новым королём.
Режим решений предоставляет нам стандартный набор таких решений, как
представить двору дворянина, епископа или человека низкого
происхождения, а так же покупка индульгенции за ваши грехи. Так же
существует группа решений, которые вызывают дальнейшие ивенты, к таким
относятся решения о летней ярмарке, великой охоте и о пире. У королей
есть особое решение о рыцарском турнире.
Однако, это ещё не всё. В «Crusader Kings 2» вы можете захватить на поле
боя, знатного врага в плен, или обнаружить заговор и арестовать
заговорщика. В меню интриги, вы увидите заговоры, которые вам известны,
но которые совершаются либо против вас непосредственно, либо против
кого-то другого. А так же пленников. Пленников вы в некоторых случаях
вольны отпустить, отпустить за выкуп или казнить, па иногда вы можете
изгнать за пределы королевства. Внимательно следите за тем, что вам
нужно в данный момент и читайте подсказки к модификаторам, чтобы не
попасть впросак. ДИПЛОМАТИЯ
Дипломатия стала намного обширнее, как я уже говорил, сюда входят все
виды свадеб и помолвка, существует возможность запросить у папы
отлучения, или запросить у папы разрешение на вторжение, без отлучения.
В некоторых случаях, это у королей, вы сможете отказываться от престола
в пользу родственника. Дипломатия настолько обширна, что описать все
варианты, просто не вижу смысла, просто изучайте дипломатические
возможности с разными персонажами, вы приятно удивитесь, поскольку чего
в этой игре только нет. РЕЛИГИЯ
Религия, как я и говорил, оказывало очень большое воздействие на умы
людей из средних веков, отчасти это удалось отразить и в игре. Начнём с
того, что каждое епископство платит налоги папе. Конечно, это вас
возмутит, почему, если вы король, а какой-то вшивый епископ на вашей
территории платит налоги в Рим? Для того чтобы это исправить вы должны
наладит отношения с вашими подвассальными – епископами. Если они будут
выше, Чем отношения епископа с папой - они будут платить налог вам. Папа
по прежнему вправе отлучать от церкви, для меня стало сюрпризом, в одной
из партий, когда я оспаривал свои герцогские права у разваливающегося
французского короля, что папа по этому поводу отлучил меня от церкви. И
приятно порадовало, что тут же он предложил мне снять отлучение, если я
приму участие в Крестовом походе. Делать нечего, завершил войну с
королём, естественно победив, посмотрел на то, как из-за отлучения упали
отношения с вассалами, собрал кого мог и пошёл в… нет, не в Святую
Землю, а всего лишь отбивать герцогство Тулузу от мусульман. Впрочем,
так как поход был объявлен именно за Тулузу мое отлучение сняли и я
снова стал получать большие налоги и смог собирать армию почти всех моих
вассалов.
Интересная функция создания антипапы. Безусловно мы знаем, что
французские короли любили это дело. Здесь это может сделать любой, кто
набрал 500 престижа, и если законы страны позволяют (у епископов
свободное назначение). При этом, возможности антипапы более скромные,
чем возможности папы. Так из того, что я заметил, он может вас только
развести, отлучением по прежнему занимается папа, хотя быть может если
вас всё же отлучили, антипапа вернёт вас в лоно церкви, к сожалению, не
сталкивался и проверить не удавалось. Так же бонус антипапы состоит ещё
и в том, что если в другом королевстве существуют епископы, которые
относятся к антипапе лучше, чем собственно к Папе Римскому, то налоги от
этих епископств будут идти к вам, естественно если у них не
замечательный сюзерен. Так же теперь существует фактор – моральный
авторитет церкви. Он отвечает за распространение ереси и успешное
обращение в истинную веру. Естественно, что при низком значении, ересь
расползается, как пожар, и обращение идёт вяло, а при высоком всё
наоборот. ВОЙНА Ну что ж.
Пожалуй, мы дошли до самого вкусного момента игры. Напомню, что в
«Crusader
Kings» мы не нанимали армию, как это было в «Европе» (наиболее
исторически приближенному по времени проекту). Нам надо было растить
армию в своих личных владениях и выставлять её на бои, при этом исход
битвы, особого значения не имел, можно было бегать от войск, которые вас
превосходят и медленно, но верно захватывать города противника, и вполне
возможно, что вы победите. Что же изменилось?
А изменилось многое. Ну, начнём с того, что теперь полностью
переработана система объявления войны и выплаты контрибуций. Теперь мы
объявляем войну по определённому Casus Belli, то есть формальному поводу
объявления войны. Изменить его мы не вправе, расширить или уменьшить
тоже не можем. То есть война идёт только до победного конца, хотя бы
одной из сторон, и очень редко. Когда ИИ соглашается на белый мир,
особенно если выигрывает. Более того, если у вас атакующий повод для
войны, и вы сидите слишком долго и не предпринимаете каких-либо
действий, то победные очки капают в сторону обороняющегося. На мой
взгляд, правильное решение. Как и писали разработчики в своих дневниках,
у нас есть три варианта заключения мира. Принуждение принять ваши
претензии по КБ, Белый мир и признание контрпретензий. В каждом
конкретном случае войны, внимательно смотрите, что для вас выгоднее,
скорее принять белый мир, или воевать до победного конца, а порой лучше
потерять кучу престижа и лишиться претензий, но сохранить уже имеющееся
государство.
Кстати, если вы созвали войска, то объявить войну не получится,. На мой
взгляд, заблокировали данную функцию разработчики верно, если у вас уже
существует созванная армия. Немного отвлекусь от темы, но как же
красиво, когда средневековые мечники, с различными гербами, начинают
сражаться на полях сражений средневековой Европы, честное слово – глаз
завораживает. Созвать войска вам поможет вкладка Войска (Military).
Изначально на ней вы увидите войска ваших личных владений, затем войска
ваших вассалов. Переключая кнопки, вы также сможете нанять наёмников, а
в будущем, когда появятся и рыцарских орденов.
Наёмники отныне представляют собой не какую-то абстрактную величину, как
в «Европе 3», а действительно интересную систему. Во-первых, наёмники
различаются по стоимости, более того, у каждого из них талантливейший
полководец во главе. И число наёмников растёт, до своего предела,
пополняясь постоянно, в отличие от ваших войск, если вы не созываете
знамёна вновь. Более того, наёмники являясь профессиональными военными
теперь не подспорье, а одна из самых грозных сил средневековой Европы.
Поэтому, опасайтесь воевать с папой, его деньги позволяют набрать
множество наёмников, которые сметут ваше ополчение в пух и прах.
Разработчики писали, что случалось однажды так, что папа сумел
уничтожить всю Священную Римскую Империю одними наёмниками.
Представляете размах, да?
Ордена нарисованы в игре очень интересно. Во-первых, только ордена (и
монголы) имеют спрайты рыцаря сидящего на лошади. Смотрится великолепно.
Войска ордена нанимаются не за золото, а за святость. И ордена не будут
воевать с единоверцами.
Теперь давайте рассмотрим немного улучшенную боевую модель. Армия теперь
состоит из трёх позиций: левый фланг, центр и правый фланг. Отряды,
сформировавшие армию, вы можете перемещать с позицию на позицию. Так же,
если авторитет (сила) королевской власти позволяет вы вправе назначать
командующих каждой позиции в соответствии из личных предпочтений.
ГРАФСТВА А теперь рассмотрим новую
систему построек в графстве. Во-первых, отмечу, что каждое графство
теперь имеет несколько земель, на которых могут располагаться три вида
владений – Замок, в котором правят бароны (baron); Город – который
управляется мэром (mayor); Епископство – которое управляется епископами
(bishop). Замок даёт больше воинов и лучше снаряжённых, города больше
денег, а епископства позволяет наращивать святость. В своих владениях вы
сможете строить набор построек. Так, например, теперь размер армий,
напрямую зависит от строений, построенных в вашем владении. Владеет
графством тот, кто контролирует его столицу, соответственно не
удивляйтесь, когда зайдёте за графа и обнаружите у себя в вассалах мэров
и епископов, а порой и баронов. Однако, не редки случаи, когда графство
принадлежит одному сюзерену (здесь имеется ввиду столица), но малые
владения принадлежат другому. В войне, кстати, для того, чтобы полностью
овладеть графством вам придётся взять все владения в данной провинции.
ВЕРДИКТ Я постарался рассмотреть все
возможности игры, которые она нам предоставляет. Не знаю, насколько
хорошо у меня это получилось, но основы, я уж точно рассмотрел. Ну, что
сказать? На мой взгляд, перед нами шедевр, проект, самый продвинутый
среди всех линеек «Парадоксов». Полностью играбелен при версии 1.00.
Пара багов, правда всё же присутствует. Например, появление монголов,
почему-то помимо самого появления их на востоке, отдаёт под вашу власть
часть их орды, и добавляет вам новых придворных (весьма умных, к слову),
а так же 5000 монет в казну. Со мной такое случалось дважды, в первый
раз, не помню, кто был это, а второй раз монголы. Для интереса, всё же
советую распускать эти армии. Впрочем, деньги можете вложить в громадную
войну или строительство. Ещё к багам можно отнести не очень хорошую
проработку восточной Европы, в историческом плане. Впрочем, если вы не
шибко из-за этого переживаете, то больше страшного там ничего нет.
Больше пока не обнаружил, смотреть старался внимательно.
Для меня плюсы очевидны – интереснейшие развязки в игре, «парадоксы»
сделали мирное существование благодаря морю ивентов и куче возможностей
не менее интересным, чем военное. Проработали военную систему и дали нам
великие династии в руки. Ах да, забыл сказать об одном интересном
новшестве, которое можно отключить в меню. Это ссылки на википедию. Во
время старта кампаний, вы встретите исторических личностей, и чтобы
узнать, чем они прославились, можете просто щёлкнуть на данную кнопку,
которая перенаправит вас на ваш браузер с открытой статьёй в вики о
данном персонаже.
С другой стороны, минусы, которые присутствуют, я считаю не
значительными, и правиться они будут одним-двумя патчами.
Всем любителям «Парадоксов», и в особенности ценителям «Crusader Kings»
к приобретению данный продукт обязателен. Поверьте на слово, не
пожалеете. |
|