ЧТИМ СТАРЫХ БОГОВ
Наши старые друзья из Paradox продолжают нас радовать новыми
возможностями игры "Crusader Kings II". После "Римского наследия",
"Исламского аддона" и "Торговых республик" очередь наконец-то дошла и до
язычников. Конечно, игроки со стажем и мододелы уже давно нашли способы,
как обойти ограничения игры, и успешно от имени Перкунаса, Перуна и
других богов покоряли Европу, но в игре явно чего-то не хватало...
С другой стороны, если язычниками управлял АИ, то соседские страны их
очень быстро уничтожали и язычество как религия исчезала.
Попробуем посмотреть, какие возможности нам дают новый аддон "Старые
боги" (The Old Gods), который вышел вместе с патчем 1.103.
Во-первых, разработчики сдвинули дату начала игры на две сотни лет назад
- до 867 года.
Для каждой этнической группы язычников теперь есть уникальные "случайные
события" и решения, предоставленные для выбора игрока.
К примеру, у литовских язычников есть праздник Užgavėnės, когда сжигают
чучело и прогоняют зиму со двора. Славянские язычники могут проводить
фестиваль в честь бога Ярило, финны почитают бога Укко. Каждый такой
фестиваль приносит много очков престижа и благочестия.
Если вы играете за скандинавов, то можете себе заказать рунный камень,
что тоже даст кучу престижа, но такое разрешено только один раз в жизни
вашего персонажа.
ВИКИНГИ ИДУТ!
Так уж получилось, что самыми сильными язычниками студия сделала
скандинавов. Это и не мудрено. Кто в те времена наводил страх на всю
Европу? Конечно же викинги!
В аддоне у язычников появилась возможность грабить своих соседей
иноверцев. Но и здесь разработчики викингам дали особые возможности.
Если, к примеру, литовцы или пруссы могут грабить только своих соседей
поляков или русских, то викинги устраивают набеги еще и на любые
прибрежные области. Помимо морей викингам разрешили плавать и по крупным
рекам, так что они могут забраться далеко вглубь материка. С другой
стороны, викинги смело отправляются и в дальнее плавания. Я много раз
видел, как они осаждали замок самого папы Римского.
Кроме того у викингов есть такое решение, как "Подготовленные
вторжения". Объявив о намерении, ваш персонаж обязан в течение двух лет
отправиться в поход, иначе ему спишут много очков престижа. Всё это
время к вам стекаются волонтеры. Обычно это викинги, но несколько раз ко
мне забрели и французы, испанцы. Цель похода должна быть солидной, к
примеру, разграбить целое герцогство или королевство. Если герцогство
состоит всего из 2-3 провинций, то цель слишком малая.
У таких набегов и грабежа есть несколько целей. Во-первых, можно
получить деньги (иногда даже очень солидные), во-вторых, захватываются
пленные, за которых можно потребовать выкуп (иногда тоже очень
солидный). В-третьих, разграбленная провинция в течений нескольких лет
перестаёт давать доходы их хозяину, а он сам теряет престиж.
Кроме того, в аддоне у язычников появилась такая фишка как наложницы. И
если захваченная пленница молодая, обладает высокими трайтами, то вождь
язычников вполне может её оставить себе. Кстати дети от таких связей
обладают всеми правами на трон, а законные жёны язычников спокойно
принимают в дом таких вот "подруг семьи". Так что нынешние "шведские
семьи" возникли не на пустом месте.
Странно, но христианские правители возможности набегов на иноверцев
лишены. А ведь из истории мы знаем много примеров, когда крестоносцы
грабили Прибалтику, феодалы из юга современной Франции ходили на
Пиренеи, чтобы поживиться золотом мусульман.
РЕФОРМЫ - ДЕЛО
ТРУДНОЕ
Казалось бы - язычники получили много преимуществ, но они также страдают
от некоторых ограничений. Прежде всего, они ограничены в выборе законов
наследования. Пока вы останетесь верны "старым богам", не сможете
поменять gavelkind на что-нибудь другое.
Другая беда заключается в том, что христианские миссионеры, раз за разом
навещают вас и ваших вассалов с предложением поменять веру. И нет
никаких гарантий, что ваши вассалы устоят перед соблазном. А вассал
другой веры, это уже, согласитесь, проблема и головная боль.
Чтобы избежать этих проблем, язычники, конечно, могут просто отказаться
от старых богов и поменять веру. Но есть и другой путь - языческие
религии могут быть реформированы и стать, так сказать, более
конкурентоспособными. Реформирование веры нелегкое дело, вам нужно
контролировать три святых места из пяти (они видны на карте религий) и
иметь много благочестия.
После реформы вы сможете объявлять священные войны, типа языческих
крестовых походов. Религия, которая не была реформирована, станет
ересью, а отсюда другие проблемы с вассалами и соседями.
В новом аддоне (вместе с патчем) заметно переработана научная система.
Теперь ваш персонаж рангом от герцога и выше генерирует и накапливает
очки в трех разных категориях: военный навык обеспечивает прирост очков
исследования в военной области, хозяйственный навык отвечает за знания в
экономике, а дипломатия дает очки культурных исследований.
В аддон также включены новые здания. К примеру в прибрежных провинциях
вы можете строить верфь, в которой будут производиться галеры.
Переработана система восстаний. Теперь бунтовщики делятся на три группы:
еретики, восставшие против захватчиков или бунтующие крестьяне. Иногда
восставшие, неизвестным способом, могут собрать очень большую армию. В
моей игре за литовцев, когда я захватил Готланд в 890-ом году, там,
спустя 5 лет, вспыхнуло освободительное восстание, в котором участвовало
18 тыс. мятежников. Подавить его я никак не сумел. Слишком мало у меня
было сил.
Конечно, со всеми тонкостями и возможностями аддона я вас здесь не
познакомил. Но, думаю, и этого достаточно, чтобы с большими надеждами
отправиться в мир раннего Средневековья. |
|