МОД
THE RIGHTS OF MAN ДЛЯ
EMPIRE: TOTAL WAR
Не
надо смотреть на название этого довольно крепкого и на наш взгляд
удачного мода. Сразу возникнет вопрос: при чем здесь права человека (The Rights
of Man). Это в эпоху-то, где полностью и безраздельно
господствовал абсолютизм, а у простого человека было только одно право,
сражаться за короля и умереть на поле боя.
Но уж так автор решил. И пусть это странное название останется на его
совести. Смеем лишь предположить, что имеется в виду известная
Декларация прав человека и гражданина времён Великой Французской
революции...
На самом деле моду подошло бы другое название: "Правильный мод". Или что
нибудь вроде "Да здравствует реализм", ибо автор всеми силами пытался
привести оригинальную Empire: Total War к
историческим рамкам. Добивался он этого тремя путями: введением системы
AOR - зон вербовки войск, ребалансом оружия
(штык-выстрел-артиллерия), и ребалансом экономики. Все вместе взятое
образовало довольно любопытный вариант "Империи". Всех изменений, где и
какие юниты вербуются, как происходят в TROM (так
принято сокращенно именовать мод) мы не станем. Все познается и
ощущается в процессе игры. Наиболее любопытных отсылаем к форуму
разработчика. Скажем лишь, что мод вобрал в себя также ряд мини-модов, в
том числе "дымный" и "кровавый" мод, которые могут вам и не понравиться.
Поэтому лучше запускать его с помощью популярной утилиты "Mod-Manager",
которая позволяет отключать не устраивающие вас мини-моды, не трогая
главного мода. Кроме того в последнюю версию TROM
включен знаменитый мод "Ornamentum",
который раньше загружался отдельно.
Мы же остановимся на игре за Россию, которая в TROM
сильно отличается от оригинала. Тут то и станут заметны и все изменения.
КАКОЙ ЗЛОЙ, НЕХОРОШИЙ КАВКАЗСКИЙ ДЖИГИТ
Россия, несмотря на свою большую территорию, в TROM- слабая экономически
страна.
У нее нет портов, поэтому нет и морской торговли. Единственный
доход - налоги и зависимость от инфраструктуры. Врагов же много. На
настройках Very Hard только с третьей попытки
мне удалось уберечь Россию от уничтожения.
Изначально Российская Империя
в войне с Турцией. Едва вы успеете сделать несколько ходов, как на
севере вам объявят войну шведы, а на юге - два воинствующих карлика:
Грузия и Дагестан. Кроме того есть заклятый враг России - Крымское ханство.
Армия же у вас невелика в силу вашей экономической слабости, к тому же
ее придется распылить, ведь шведы в три перехода могут достичь Москвы
(что и произошло у меня во время первой игры). Отбиваться же на
несколько фронтов, да еще совершенствовать инфраструктуру, очень трудно.
Трудно сражаться и с кавказцами. У них нет больше линейной пехоты, а все
войска - иррегулярные. Например, хевсурское ополчение, кавказская
иррегулярная кавалерия, кавказские горцы. У крымского ханства кроме
татарской конницы есть еще и казаки, что в принципе достоверно,
поскольку татары нередко объединялись с казачьей вольницей.
Воевать с крымцами и кавказцами окажется непривычно трудно. Русская
пехота без прокачки очень слабая, а войско старого строя (стрельцы и
поместная конница) и вовсе отстой. В стрельбе наши полки уступают
буквально во всем. Стрелковый баланс в моде сам по себе изменен.
Стрельба с дальней дистанции очень неэффективна: после залпа падает 2-3
противника. Поэтому стрелковое противостояние при условии "линейного
сражения" длиться дольше обычного. Но это еще не все. У русской пехоты
дальность стрельбы - 90, у кавказцев и крымцев - 130. Включая лучников.
У русских такой дальностью обладают только калмыки. Это конечно же
несуразица, чтобы лук стрелял дальше мушкета, но примем как есть. Помимо
всего прочего кавказские горцы обладают способностями "скрываться", как
индейцы, и могут появиться в самых неожиданных местах.
Поэтому справиться с горцами и крымскими татарами можно только двумя
путями. Первое - имея сильную артиллерию, за которой надо прятать свою
пехоту. Второе - атаками кавалерии. При большой дальности стрельбы и
меткости ( особенно у кавказских горцев) их боевой дух и рукопашная
очень низки. Горцы просто драпают, едва завидев, как на них мчится
конница, их можно рубить сотнями. А кавалерия у русских двух
типов: слабая казачья и более сильная (на раннем этапе) драгунская.
Драгуны - лучшее средство как против кавказцев, так и против татар. От
казаков же лучше постепенно отказаться. Даже прокачанные до предела, они
при относительно небольших потерях склонны бросаться в панику.
Пехота же годиться против этих нетрадиционных врагов только, если ее
бросить в штыковую атаку (знаменитый русский штык-молодец). Слабые в
ближнем бою горцы и татары как правило не выдерживают такого удара. Но
для начала их надо связать в рукопашную конницей, и только потом
направлять в атаку пешие полки. Иначе их могут расстрелять на подходе и
обратить в бегство. Как видим, совсем новая тактика и совсем новые
методы формирования нашей армии, которая на юге как минимум на половину
должна быть конной.
БЕДА, НАС ЛОМЯТ, РВУТСЯ ШВЕДЫ!!!
Война с Крымским ханством и горцами будет затяжной. На переговоры о мире
они не идут в принципе. Война с ними - только на полное уничтожение.
Стоит дать им "размножится", как они станут появляться с большими
отрядами, рваться в глубь страны, а мелкими жечь вашу инфраструктуру, а
это чревато падением экономики и общим поражением, потому что у нас
кроме проблем на юге есть более сильная угроза - шведы. Они - самый
главный враг. У шведов сильная армия европейского образца. Будьте
уверены, что где-то уже на 5-6 ходу они вам объявят войну, и если у вас
не будет резерва в центре России, то легко возьмут Москву. Или разорят
весь промышленный центр империи, что тоже чревато поражением.
Единственный путь противостоять им - первыми отбить у них Ингрию (
Санкт-Петербург) или Карелию. Шведы идут на переговоры, но только при
условии территориальных уступок. Отдав им Карелию, можно выиграть
десяток ходов мира, и "разобраться" с южными врагами. Можно даже
пожертвовать Архангельском - и до поры до времени не вкладывать средства
в эту провинцию.
Очень важно завоевать Ингрию, поскольку это дает вам в руки два
порта: военный и торговый (таким образом "закладываем" Санкт-Петербург").
И тогда вы сможете заключить больше торговых договоров, что укрепит
экономику лучше, чем налоги. Получается, что в игре за Россию, ценнейший
кроме Москвы город - Санкт-Петербург.
Но как сдержать многочисленные шведские армии, когда у вас войск
значительно меньше? Средство только одно - сильная артиллерия. Только
это и помогает бить шведа. А еще "окапываться" при обороне городов,
ставить рогатки и туры, если это возможно.
Словом, игра за России в этом моде на уровне Very
Hard - это настоящий хардкор, но именно такой расклад и вызывает
интерес. При всех трудностях, есть и некоторые факторы, которые помогают в
игре за Россию. Это устойчивость союзников. А их только двое -
Польско-Литовское государство и маленькая Курляндия. Поляки сохраняют
верность, если их не провоцировать и оказывают существенную помощь. В
моем случае они, например, облегчили мне задачу покончив с Крымским
ханством и создав буфер между Оттоманской империей и моими границами.
К моду "The Rights of man" следует относится
снисходительно. Делал его не наш соотечественник, поэтому имена русских
генералов вызывают улыбку. В целом же играть стало труднее и интереснее.
Что и показала мне российская кампания, которую удачно я смог пройти
только с третьего раза.
Альтернативное "Ватерлоо" - реконструкция знаменитого сражения, где
победа остается за французами. Великолепный постановочный ролик,
сделанный на базе TROM
ЧТО ЕЩЕ НОВОГО
Уже по тому, что она выросла вчетверо, ясно что автором проделано
большая работа. Стало больше разнообразных юнитов, но главное все же не
в этом. Отмечу лишь нововведение, которое не встречал ни в одном из
модов для ETW. В игре появились кавалерийские
колонны. Или конные корпуса. Они становятся доступны в позднее время
после открытия технологии "Большие соединения"
(Massed formations)
Такие конные подразделения действуют как одно целое, хотя и медленнее
одиночных конных полков. Ух удар может сминать даже плотное каре.
Франция: Кирасиры или тяжелые драгуны: (3 отряда);
Австрия : Кирасиры (1 отряд) + тяжелые драгуны (2 отряда);
Пруссия: Кирасиры (1 отряд) + тяжелые драгуны (2 отряда);
Россия: Кирасиры (1 отряд); + тяжелые драгуны (2 отряда);
Британия, Испания, Дания, Швеция: Тяжелые драгуны (2 отряда);
Кроме того есть корпуса иррегулярной кавалерии, которая есть только у
России и Турции:
Это казаки (2 отряда в "лаве") и конники-дели (4 отряда) в "лаве".
Еще одно интересное нововведение, хотя и не новое - осада городов.
Никчемное городское ополчение теперь представлено только 2 батальонами.
Кроме этого на защиту города призывается:
городское регулярное ополчение (140 в отряде);
крепостная пехота (120 в отряде);
1 местное формирование, если город находиться в зоне набора таких войск
(казаки, тирольские стрелки и т.п.)
Помимо этого в мод добавлено еще ряд саб-модов и новаций, которые вы
найдете на форуме разработчиков. Теперь The Rights of
Man смело можно ставить в ряд самых крупных и интересных модов к
Empire: Total War
САБМОДЫ ДЛЯ
THE RIGHTS OF MAN
В последней версии TROM
обзавелся тремя сабмодами, в основном - графическими.
Для него адаптирован знаменитый мод "Ornamentum"
И создан еще один специальный мод Units
variety mod, который добавляет еще юнитов различным фракциям, в
особенности - различные именные полки, а также новые юниты для фракций -
миноров.
Трейтий сабмод - Minor Nations Unlocked
позволяет играть за малые нации. Это просто файо
StratPos.esf которым надо
заменить оригинальный - тогда можно будет воевать за любую малую нацию.
УСТАНОВКА
Уберите все другие моды для Empire,
если они были установлены ранее. Установите trom2_core.pack, из 2_text.pack,
trom2_enable_campaigns_01.pack и файлы кампании в папку/campaigns. The
trom2_extras.pack is optional as are all other mods with the label
submod in their name.
1. Скопируйте все разархивированные файлы в папку:
\Steam\SteamApps\common\napoleon total war\data
2. Используйте программу ModManger, чтобы запустить мод и сабмоды или
включите мод в ручную используя файл
user.empire_script.txt
Будем надеяться, что вы хорошо знакомы, как работает этот файл и что
нужно сделать, чтобы установить мод. Файл
user.empire_script.txt находится:
В Win XP:
C:\Documents and Settings\User
Name\Application Data\The Creative Assembly\Empire\scripts
В Win
Vista:
C:Users\User Name\AppData\Roaming\The Creative Assembly\Empire\script