"РУСЬ ПРОТИВ ХАЗАРИИ" - М. ЕЛИСЕЕВ и В. ФИЛИППОВ
Рецензия
internetwars.ru. Современная литература
©
Рецензия Владимира Полковникова
© Мы
публикуем только свои, оригинальные, авторские рецензии.
Начитавшись
о "10 мифах
Древней Руси", логично решил размасштабировать их кусочек,
коль скоро такая возможность есть. Авторы первой книги Михаил Елисеев и
Владимир Филиппов, проскакав "галопом по европам", по всей видимости,
решили углубить некоторые моменты, расписать их подробнее. Не только
разоблачить фальсификаторов, но и реконструировать события на основе
источников. И тут-то, выбив льдину из-под ног альтернативщиков, сами
историки вскакивают на нечто такое же хрупкое и неустойчивое.
Но ближе к делу. В "10 мифах" Хазарии была посвящена 3-я глава и отчасти
4-я. В новой книге авторы взялись расширить эти главы до нескольких
сотен страниц, сосредоточив все внимание на каганате и его отношениях со
славянами. То есть фокус здесь именно на отношениях Хазарии и русских
(извините, славянских, конечно) княжеств, а не на всей известной истории
этого иудаистского государства. Соответственно, книга получила название
"Русь против Хазарии. 400-летняя война".
Удался труд авторам или не очень? Чтобы не тянуть дешевую интригу,
отвечу сразу: по-моему, не очень. Проблема одна - скудость источников.
Письменных, археологических - каких угодно. Откровенно говоря, на
полноценную книгу для широкой аудитории их не хватает. Для книги,
рассчитанной на специалистов, где можно долго и нудно анализировать
различные аспекты, материала более, чем достаточно, но для
неподготовленной публики, на которую рассчитывают Елисеев и Филиппов,
нет. И неизбежно всплывают два момента. Во-первых, авторы для набора
объема текста щедро льют из пустого в порожнее. Во-вторых, сами начинают
домысливать. Далеко не всегда безупречно.
Хотя, что там спорить, многие их мысли выглядят логично и даже красиво.
Например, то, что касается первоначальных отношений еще дорюриковской
Руси с восточными "хищниками". По Елисееву и Филиппову эти отношения
складываются в принципе неплохо. Да, славяне платят дань хазарам, но
дань весьма умеренную. Взамен же они получают возможность развиваться,
особо не тревожимые набегами, грабежами и войнами.
Спокойное развитие и накопление сил позволяет славянам, скажем, при Дире
или Аскольде послать хазарам кукиш и начать формировать свое независимое
государство. И даже не суть важно, кто был Олег, за что и как он убил
Аскольда - политика киевских князей от этого не переменилась. Она
продолжала идти по пути от собственной независимости к покорению
соседних племен. Покорению, которое в учебниках тактично называют
"освобождением от хазарского ига". Правда, освобождаемых обычно никто не
спрашивает, а просто велит везти дань уже не в Итиль, а в Киев.
Отдельная тема - походы русов на Каспий и на Кавказ. Разумеется, через
земли хазар. Хазарский каганат в этом описании предстает образованием
относительно слабым, рыхлым, имеющим массу других проблем, не связанных
со славянами или русами. Поэтому он старается уходить от конфликта с
ними.
По доброй традиции попадает от авторов их, видимо, самому любимому
писателю Льву Прозорову (никогда не слыхал о таком), а заодно и более
профессиональному мечтателю Льву Гумилеву. Тут любопытно, что фактически
это огонь по двум крайностям. Если у первого Хазария - это "империя
зла", которую сокрушили отважные языческие князья, то у второго это
величайшее и уникальнейшее государство, беспощадно оболганное
победителями.
Теперь несколько слов о плохом. Как уже отмечалось, скудость источников
и узость темы заставила авторов искусственно раздувать объем книги. Это
достигается двумя способами. Первый: уход в сторону, повторение уже
сказанного в "10 мифах", обращение к побочным линиям. Второй:
многословные реконструкции событий. Можно было бы назвать еще и третий -
чрезмерная ругань и награждение всевозможными эпитетами альтернативщиков,
но да уж ладно. Привыкли.
Первый пункт можно проиллюстрировать снова вытащенной на свет божий
историей Рюрика. Это уж вообще чистейшее повторение главы их первой
книги. И не видно, почему этот кусок текста так необходим в разговоре
про хазар.
Вторая претензия серьезнее. Ведь и альтернативщиков бы не ругали так,
ограничься они лишь критикой слабых мест исторической науки. Так ведь
нет, они идут куда дальше, нагромождают голословно такое, что хоть стой,
хоть падай. Тут-то эти ребята и подставляются под удар. Традиционалисты
или историки частично повторяют ту же ошибку.
Как Елисеев и Филиппов, которые по одной-двум фразам начинают
реконструировать события. Я даже не говорю, что здесь они переполняют их
совсем уж литературными описаниями (по-моему, просто объем у книги
наколачивают). И без этого их выводы смелы. Иногда это сопровождается
осторожным "могло быть, например, так". Но тут можно возразить простым
"а могло и не быть". Нет, хоть реконструкция и выглядит привлекательной
для завлечения читателя, но она же способна запутать его, сделать
апологетом одной версии. Обойдись авторы без таких вольностей, и книга
только выиграла бы. А так что есть, то и есть.