SHOGUN 2:
FALL OF THE SAMURAI
Когда
Sega объявила о том, что намерена делать аддон
ко второму Сёгуну - Shogun 2 - Fall of the Samurai (Закат самураев), фанаты
Total War, конечно, обрадовались. Мы всегда
радуемся, когда выходит еще одно дополнение любимой серии. Но вряд ли
кто-то задумался, что собственно, за этим дополнением стоит? А за ним
просматриваются, как нам кажется, вполне очевидные планы
Sega и Creative Assembly
о новой игре. Не о дополнении, а об игре, на тему, которой
в Total War еще не было. Впрочем, не будем забегать вперед. Посмотрим пока, что нам принес новый аддон и немного вспомним о прежних. Аддоны для
Total
War - явление привычное. Обычно их было
по-одному. Даже, начиная с самого первого Сегуна
за ним последовало «Вторжение Монголов», за первой
Medeieval TW – «Вторжение Викингов». У
Rome: Total War было продолжение "Barbarian
invasion", переносившее нас из эпохи расцвета Древнего Рима во
времена его упадка. Был и слабенький Alexander:
Total Wаr. Medieval 2: Total War тоже обзавелась аддоном
- Kingdoms. Были аддоны и у
Empire: Total War и у
Napoleon: Total War. Сегун 3 тоже пошел по этому пути. Первое дополнение - «Рассвет самураев»
было в
какой-то мере предсказуемым. Обычный аддон:
набор новых юнитов, другая расстановка сил на карте, другой
исторической период. Все как и в прочих аддонах из
классического Total War
набора.
Это
дополнение переносило нас ко временам войны Гемпей, между шестью
сильнейшими кланами Японии, принадлежащих трем знаменитым фамилиям:
Тайра, Манамото и Фудживара. Война закончилась образованием Первого
Сегуната. Однако принципиально саму игру оно не меняло
и было как бы приквелом к основной кампании из
Total War Shogum 2, развивавшуюся во время великой японской
смуты, эпохи воюющих провинций
- Сенгоку Дзидай. Если бы вышли еще аддоны, скажем, относящиеся к тем
временам, когда в Японию пытались вторгнуться монголы, или сама
Япония вторглась в Корею, где вела долгую и затяжную войну, в
этом тоже не было бы ничего удивительного, хотя, наверное,
играть было бы очень интересно. Но после «Рассвета самураев» никто, наверное, никаких крупных дополнений,
кроме так называемых DLC (небольших платных
добавок, распространяемых через Steam, в виде
новых юнитов для разных кланов), уже не ждал. И вдруг широко анонсируется Shogun 2 - Fall of the Samurai. И
беспрецедентно быстро происходит релиз. Похоже, что он прогнозировался
уже на стадии разработки самого Сегуна-2, что говорит о далеко идущих
планах создателей очередного бестселлера от Sega.
ВОЙНА В ГОД ДРАКОНА
Сюжетно
в Shogun 2 - Fall of the Samurai мы
делаем большой скачок в будущее, на два столетия по сравнению с
событиями, имевшими место в оригинале игры. Сегунат себя изжил и власть,
опираясь на примкнувшие к нему кланы, пытается вернуть себе Император,
при сёгунах остававшийся чисто номинальной фигурой. Начинается новая
война - между старой феодальной (Сёгун и поддерживающие его знатные
фамилии) и новой, прогрессивной, Японией, которую представляет Император
и его союзники. Хотя, если вспомнить, чем обернулся
в XX веке для остального
человечества, японский "прогресс", право же, думаешь, что лучше бы
Япония так и осталась феодальной, со своими катанами, гейшами и шелковыми кимоно. Но это лирика. Перед нами новая игра и новый, сильно изменившийся
геймплей. И Император с его союзниками, и Сёгун с его кланами, каких бы воззрений
они не придерживались, не брезгуют воспользоваться новейшими
достижениями цивилизации: нарезным оружием, пушками, пулеметами и
паровыми кораблями.
В этой войне самураям действительно не место, так
что название Fall of the Samurai вполне оправдано. К слову, война эта
имеет свое название - в историю она вошла как Война Босин («Война года
Дракона», 1868—1869 гг.). Карта все та же и на ней 6 основных фракций, за которые вы можете
играть. Выбирать изначально следует одну из сторон конфликта. Из трех
фракций за Сегуна или из трех противоборствующих - за
Императора.
Кланы, поддерживающие Сегуна: Дом Хаяси (столица - Дзедзай), Дом
Токугава (столица Айдзу) и дом Макино (столица - Нагаока).
Кланы поддерживающие Императора: Симадзу (столица Сацума), дом
Ямаути (столица Тоса) и дом Мори (столица Тёсю).
Но есть и множество других, мелких, меняющих свои политические
воззрения как перчати, так что врагов у вас всегда много,
как и в традиционном Shogun 2:
Total War. Да, очень существенная деталька. В интерфейсе есть неприметная опция,
позволяющая сменить сторону, за которую вы сражаетесь. Были вы,
допустим, стойким сторонником Императора, но "подельники" Сёгуна вас так
прижали, что иногда имеет смысл, пусть даже и временно (или не временно)
перейти на сторону сильного. Что ж, коварство - тоже составная часть
войны. Сконцентрировал ваше внимание на этом лишь потому, что опция "измены"
так неприметна, что и не каждый догадается, что она есть.
ЗАКАТ САМУРАЕВ. ПРОЩАЙ, КАТАНА!
С самого начала доступно огнестрельное оружие. Даже
простое ополчение можно вооружить мушкетами. Не беда, что они морально
устарели, важно, что если в оригинале Shogun 2 мушкет, хотя и был грозным
оружием, но все же оставался экзотикой, то сейчас в основном все решает
огневая мощь. Ваши первые армии какое то время еще будут состоять из традиционных
войск, которые можно разделить на 2 типа: простые и элитные. Простые -
это ополчение двух видов ( - копейщики и стрелки с
мушкетами. Мушкетов полно - раздаем простолюдинам.
Вторая группа войск
раннего этапа: самурайские войска, еще традиционно сильные.
И катана, и нагината и даже лук - пока способны смести с поля боя вражеское
войско.
Но очень быстро это оружие и эти типы войск становятся
архаичными. Самурайские войска уступают место регулярным формированиям,
регулярной пехоте с нарезным оружием, лук и копье навсегда уступают
первенство пулемету и нарезной артиллерии. Причем юнитов нового типа,
олицетворяющих армию индустриального века, так много, как их не было ни
в одном аддоне в истории Total War. Практически перед нами новая, или почти во всем новая игра на движке Shogun
2, столько в ней изменений! При этом новые войска сделаны не какой-то там простенькой
ретекстурой или перекраской 3D модели одного
солдатика. И мундиры, и даже фигурки генералов на стратегической
карте - разные, и по цвету и по экипировке, и по униформе.
Что происходит на море, так вообще не вписывается в рамки
Total War серий. Никаких парусов, а тем более
- весел. На волнах безраздельно господствует паровой двигатель и броня.
Мачты отмирают, как и холодное оружие на суше.
Правда, поначалу
"броненосцы" - это всего лишь "айронклады"
(ironclads), прикрытые железными плитами паровые фрегаты. Но по
мере апгрейда ваших портов вы получает все более мощные корабли,
деревянный корпус уступает место железному, а железо - броне. На самых
высших ступенях своего индустриального развития вы можете спустить со
стапелей уже полноценный броненосец конца XIX века. И где-то на горизонте уже маячит мрачная тень будущей Цусимы. Но,
не в этой игре. Пока речь о Fall of the Samurai. И мы пока еще на территории Японии, где
от прежней славы самураев остается лишь самурайская гордость и честь.
Помимо новой эпохи и множества новых юнитов, совершенно иных методов
ведения войны, мы получили вместе с аддоном и несколько других новаций.
Появилась принципиально новая возможность - корабли могут
обстреливать побережье, разрушать не только форты, но и другие
сооружения ваших провинций. Это настолько серьезный фактор, что будь вы
ярый приверженец сражений исключительно на суше, флот вам все равно
понадобиться - не обойтись без него. Другая особенность флота в том, что теперь он может оказывать поддержку
огнем своим войскам, если они вступили в сражение не побережье. В этом
случае орудия кораблей будут обстреливать ваши войска. Конечно же, и дерево технологий в аддоне совершенно иное, нежели в Shogun
2. Ведь вам предстоит строить новую Японию, следовательно и науки здесь - из
индустриальной эпохи. Но развивать вы их традиционным способом не сможете. Появился такой
фактор, как "развитие" самой фракции. Насколько она готова принять
веяния времени и освоить новые достижения военно-технического прогресса?
А для этого надо много строить самых разнообразных
зданий. Прежде всего - превращать свои селения в города с фабриками и
мастерскими, современной финансовой системой и управлением.
ОТ ВОЙНЫ БОСИН К ПЕРВОЙ МИРОВОЙ?
Конечно, война Босин была не такой, какой на предстает в "Закате
самураев". Там не сражались броненосцы и не было такого множества боев,
сражений, кампаний и битв.
Но это и не суть проблемы, если таковая вообще есть - аддон явно удался и
фанам он пришелся по сердцу. Здесь же
хотелось поговорить совсем о другом, о том, о чем денно и нощно ломают
копья любители Total War игр. О чем, спросите?
Хороший вопрос.
О том, какой будет следующая игра великой серии!
После выхода Fall of the Samurai, кажется, у нас ответ на него
появился. В "Закате самураев" мы распрощались с катанами, гладиусами,
средневековыми доспехами, даже мушкетами - и вообще, всем тем, что до
сих пор составляло основу всех Total War
бестселлеров. Ведь все войны в них шли в более менее далеком прошлом.
Даже Napoleon: Total War - это все таки война,
когда красивая форма имела значение, а штыковой удар в нужном
месте и в нужное время решал, по крайней мере очень часто, исход
многотысячных сражений.
В Fall of the Samurai на сцену впервые вышли пулеметы и броненосцы,
войска и оружие, которым предстояло участвовать в Первой Мировой. Штык
превратился скорее в признак доблести, чем в реальное оружие.
Если посмотреть, подумать, то мы увидим, что с каждым релизом
очередная игра Total War все дальше
уходила от древности и все больше приближалась к современности.
За Римом последовало Средневековье, за Средневековьем - "войны в
кружевах", воплощенные в Empire:
Total War, за "войнами треуголок" пришли
Наполеоновские - Napoleon: Total War.
Правда, Shogun 2 вновь неожиданно отбросил нас в прошлое. Но
только для того, чтобы рывком переместить в будущее - в век пара и
электричества, пулеметов и броненосцев.
Нет, Shogun 2 отнюдь не оказался простым римейком, проходным проектом,
как могло показаться впервые, после его выхода. Он стал настоящим
полигоном, на котором Creative Assembly
отрабатывала свои творческие и коммерческие планы. И эти планы явно
устремлены в будущее. Есть еще поле не паханное, на котором еще не
сражались фанаты Total War. Это Первая
Мировая. И первая фракция для нее уже готова - это Япония. А кроме того,
в игре, уже засветились мини-фракции: США, Франция...
И уже созданы броненосные паровые корабли, и уже есть пулеметы и новая
анимация, необходимая для игр, посвященных индустриальной революции.
Не
хватает пока первых самолетов танков...
Но, уже зная, что все игры Total War "двуступенчатые",
в них обязательно присутствуют две эпохи: ранняя и поздняя, можно
предположить, что Creative Assembly не станет
делать тупой симулятор Первой Мировой. Скорее всего нам предложат игру в
жанре "Виктории", с постепенным переходом от раннего индустриального
периода, когда пар и электроэнергия были еще в диковинку, до того
времени, когда авиация и танковые войска стали общепринятым родом войск,
и, может быть, вплоть до Второй Мировой, когда они пережили свой
"Золотой век".
Конечно, рынок и финансирование диктуют свои условия. Новая игра в жанре
Total War может быть и совсем не такой. Хотя
чутье и опыт подсказывают, что в своих предположениях мы на верном пути.
Но в любом случае это будет новый культовый проект. Ведь проколов ее
создатели за более чем десятилетнюю историю существования знаменитого
брэнда, практически не допускали.
|
|