МАЛОЕ И БОЛЬШОЕ
«Total War: Shogun 2» одновременно вернулся к истокам
серии и ещё дальше отошёл от
традиций. Возврат ознаменовался
обращением во второй раз к теме средневековой Японии, а
отход – заменой глобальной кампании региональной,
сосредоточенной исключительно на трёх (даже не на четырёх)
японских островах.
Сделать из большого маленькое, из глобального региональное
относительно легко. Мы видели множество региональных модов к
RTW. К MTW2 «The Creative Assembly» уже выпустила
официальный аддон с мини-кампаниями – «Kingdoms». Небольшие
кампании уже изначально вшивались в ETW и NTW. А вот «Shogun
2» сразу вышел в ограниченном варианте. Создать на этой
основе какой-то принципиально новый мод, переносящий события
в другое время и в другую эпоху, как я понимаю, довольно
затруднительно. Чего-то радикально нового ждать не
приходилось – это было ясно с самого начала. Ну, подправят
баланс, ну изменять настройки дипломатии, как вершина
возможностей – дадут новых юнитов или тактические карты (в
оригинале уж больно неразнообразна тактика, особенно это
касается осад). Всё равно игра останется той же самой.
Вышедший через полгода после релиза «Shogun 2» аддон «Rise
Of The Samurai» («Рассвет самураев»), как мне кажется,
подтвердил высказанные выше опасения. Аддон включает одну
дополнительную кампанию и устанавливается поверх базовой
игры, сохраняя таким образом и старую Гранд-кампанию. Время
действия кампании аддона перенесено почти на 400 лет назад:
она стартует в 1175-ом году и завершается в 1219-ом. В году
по-прежнему 4 хода. Итого 180 ходов.
РАССВЕТ САМУРАЕВ
Что это за эпоха? Почему «Рассвет самураев»? Прежде всего,
бросим взгляд на другие континенты (вернее, вообще на
континенты, коль скоро Япония расположена на островах).
Всегда любопытнее рассматривать историю не как в учебнике,
то есть без параллелей, а, так сказать, он-лайн. На Руси эта
эпоха связана с именем Всеволода Большое Гнездо и усобицами
его сыновей. Под конец периода в степях Азии начинают
бурлить монголы Чингисхана. Европу и Ближний Восток
сотрясают Третий и Четвёртый Крестовые походы. Ричард
Львиное Сердце, Филипп-Август, сражение при Бувине. Об этом
хоть как-то, но слышали все. А что происходило в Японии?
Ничего особенного, то есть отличного от Европы, если
задуматься. В Японии этот период можно назвать борьбой за
власть влиятельных домов, усобицами, гражданской войной.
Читать о Японии, наверное, тяжело. Прежде всего, из-за
обилия трудно запоминаемых однозвучных имён. Ограничимся
упоминанием только фигурирующих в аддоне кланов Тайра,
Минамото и Фудзивара. Даже без конкретизации имён. Будем
соотносить их с русскими князьями или германскими крупными
феодалами.
Поднять борьбу друг с другом им помогло возникновение в XII
веке крупного класса мелких землевладельцев – самураев.
Постепенно в течение десятилетий, если не столетий земля из
императорского владения перетекала к крупным домам. К тем
самым «князьям». Они, соответственно, смогли пожаловать её
самураям, обеспечив себя частными армиями. В этом смысле
эпоха и носит наименование «Рассвет самураев».
Война середины XII века началась за контроль над
императором. Дело во многом осложнилось тем фактом, что в
Японии имелись не только действующий император, но и
несколько «отставных», отошедших от дел. Как правило,
сильнейший из них отходил от дел лишь формально, продолжая
влиять на политику императорского дома, на назначение
министров, на раздачу земель.
До 1156 года власть держал такой «пенсионер» - Тоба. В этом
году он умирает. И начинается борьба за контроль над
действующим императором. Который, следует отметить, и сам
порой был не прочь перебежать в противоположный его регенту
стан. Если несколько упростить, то изначально регентом был
представитель дома Фудзивара. На него пошли войной люди из
дома Тайра. За пассивных Фудзивара вмешались их родичи
Минамото. Это – очень упрощенная картина, так как на каждой
из сторон были представители того и другого рода. Точно как
в войнах наших Ольговичей с Мономашичами.
Окончательная победа осталась за Тайра, которые жестоко
расправились со своими противниками. Оставшиеся в живых
Минамото и Фудзивара забились в свои уделы, покорить которые
Тайра не смогли. Несколько десятилетий длилась эта вражда,
то переходя в открытую стадию, то снова затихая. В итоге
Минамото свергли власть Тайра.
В эту атмосферу нам и предстоит окунуться.
ЧТО НОВЕНЬКОГО?
На выбор в кампании представлены шесть домов – по два от
каждой фамилии – Тайра, Минамото, Фудзивара. Тайра
расположены на западе, Минамото в центре, Фудзивара на
востоке. Вся остальная Япония по-прежнему разделена между однопровинчатыми домами. Они, кстати, ведут себя не столь
агрессивно, как в основной кампании, являясь, скорее,
разменной монетой в расчётах между главными противниками.
Пары однофамильных фракций со старта находятся в союзе,
который в принципе чтят. До поры, до времени, естественно.
Каждый дом имеет свои фамильные черты, оказывающие некоторое
влияние на игру. Впрочем, это было и в основной кампании.
Представляется, что проще играть за фланговые фракции Тайра
и Фудзивара, чем за расположенных в центре Минамото – у них
тыла нет.
Игра совсем бы не отличалась от чистого «Shogun 2», не
добавь разработчики в неё новых юнитов. Это 16 сухопутных
отрядов, 10 кораблей и 4 вида агентов. Естественно, у всех
фракций набор практически идентичный. Этим аддон «Рассвет
самураев» заметно уступает подобному же аддону «Кампания в
Испании» для NTW – там хотя бы можно было выбрать из
испанцев, англичан и французов. А здесь все – японцы.
Замена юнитов – тоже ведь нововведение по большей части
условное. Да, модели на тактической карте перерисованы, да
называются они теперь не «ассигару», а «ополчение», не с
яри, а с нагитанами, не «самураи с мечами», а
«вспомогательные войска с мечами» и так далее. Но за словами
не спрячешь того факта, что это те же самые лучики,
копейщики и мечники, параметры которых практически
соответствуют «сёгунским», и сражения на тактике, пожалуй,
ничем не будут отличаться от прежних.
Впрочем, не отметить пеших самураев нельзя. Что в
рукопашной, что в стрельбе из лука – это серьёзный отряд.
Параметры атаки и точности у них заметно выше, чем у рядовых
ополченцев. Имея вдвое меньше стрелков в отряде, чем
лучники-ополченцы, самураи тем не менее выкосят их даже без
ближнего боя. Преобразились и генеральские отряды, сбросив с
себя эти странные «шары» на спинах и вооружившись луками.
Наличие лука у конницы диктует ИИ принципиально иной подход
к использованию генерала – теперь отряд телохранителей
практически весь бой старается держаться позади линии своих
войск. Подловить его копейщиками (нагитанщиками)
проблематично. Впрочем, всегда есть добрая проверенная
стрела.
Стрела в аддоне продолжает господствовать на поле боя. Её
убойная сила да ещё при развитых «лучных» технологиях
продолжает поражать всё, что движется. Особенно лучники
нужны при штурме замка. Главное – вдвое, втрое превзойти по
количеству лучников армию противника. Сбить его стрелков и
безнаказанно расстрелять прочие отряды. Особенно действенно
при исследованной технологии, добавляющей 50% к запасу
стрел.
К слову о замках. С самого старта практически ни в одной
провинции нет укреплений со стенами. Просто деревня с
кое-где расположенными заборами, за которыми можно
укрываться. Тем не менее в обороне ИИ её воспринимает как
замок и не очень-то идёт на сближение с штурмующей армией.
То есть отсиживается «за стенами», которых нет. Что
заставляет (по крайней мере, меня) ещё более налегать на
эксплойт с лучниками. Отыграв с полсотни ходов, я так и не
увидел, чтобы ИИ хоть в одной провинции улучшил стены, хотя
возможность такая, конечно, есть.
Четыре вида агентов. Это сирабёси (танцовщица), дзюнсацуси
(полицейский), мономи (убийца) и соу (монах). В общем и
целом их задачи ясны да по большей части и не новы.
Танцовщицы в городе или при армии повышают лояльность, могут
охмурять армии врага. Дзюнсацуси могут следить за порядком в
городе или ловить вражеских агентов, могут они и
переманивать на свою сторону города. Мономи – это вообще
просто, теракты его стихия. Соу – монах он монах и есть,
ходит и убеждает, повышает лояльность в городе. Ничего
особенного.
Раз зашла речь о монахах, можно упомянуть и религию. А можно
и не упоминать, так как она из аддона исчезла. То ли все в
одно и то же верят, то ли вообще не важно, кто кому молится.
Место религиозных убеждений в провинциях занял склонность к
тому или иному дому. То есть вся Япония раскололась на
сторонников Тайра, Минамото и Фудзивара. Задача игрока,
естественно, убеждать жителей, что именно его фракция
самая-самая.
Временные рамки кампании диктуют полное исчезновение
гэйдзинов (европейцев), чёрного корабля и порохового оружия,
что, объективно говоря, тоже не идёт на пользу игре. В любом
случае на мой вкус XVI век со смешением видов оружия из
смежных эпох занятнее XII-го.
БОГИНЯ АМАТЕРАСУ ПОВЕЛЕЛА...
Дом Камакура Минамото имеет не самое выгодное
стратегическое расположение (в центре между всеми
потенциальными врагами), две провинции на старте и
особенности «Знаменитые лучники» (+10% к перезарядке) и
«Клятва верности» (-20% к содержанию самураев). Быстро
стреляющие лучники – это хорошо, лучников Минамото любит.
Семья состоит из даймё Минамото Еритомо и двух его меньших
братьев – Нориёри и Есицуне. Род Кисо Минамото находится с
нами в союзе.
С самого старта идём на однопровинчатых соседей. На втором
ходу захватываем Мусаси, на шестом Симосу. За эти подвиги
Минамото Еритомо удостаивается двух уровней «предводителя» -
плюс 20% к радиусу влияния генерала на поле боя. В свтиу к
нему с охотой (а кто его вообще спрашивает?) поступает игрок
на кото. Что такое кото, я не знаю, но плюс 2 к боевому духу
– знаю прекрасно.
В 1177 году (сделаем вид, что японцы знали о христианском
летоисчислении) единственная наша боеспособная армия
отправляется покорять Кадзусу. И тут нас предупреждает голос
с неба: малый дом Кадзивара готовит нападение. Очень любезно
со стороны голоса. Армия даймё Еритомо срочно
разворачивается на 180 градусов. Однако зря солдаты месят
ногами грязь, бегая туда-сюда. С коварными Кадзивара
разделывается наш союзник, дом Кисо Минамото. То есть не
такая уж и формальность, союзник, вещь однозначно полезная.
В 1178 году пришло отрадное известие: на далёком востоке
передрались меж собой два дома семьи Фудзивара. Это
случилось весной. А уже летом один из них объявляет войну
нам. Самоубийцы. Сэппукуманы. Но война – так война. К весне
1179 года армия даймё готова к вторжению в земли вассалов
коварных Фудзивара, во владения дома Сатакэ. И тут
сопровождающий нашу армию соу (монах) обнаружил
преисполненную коварных замыслов фудзиварскую сирабёси. Что
он там ей наговорил, история умалчивает, но мадмуазель
любезно согласилась отказаться от порочной профессии и уйти
на покой.
Летом 1179 года пала столица Сатакэ, деревенька Хитати. Не
успели мы порадоваться, как Кисо Минамомто затребовал нашей
помощи против Тайра, атаковавших его с запада. Мы обещали
всяческую моральную поддержку, а сами замыслили прибрать к
рукам ещё три однопровинчатых дома, зажатых между нашими
владениями, владениями союзника и Фудзивара.
Впрочем за кампанию 1179-1180 гг мне откровенно неловко.
Только двинулась армия даймё к границам одного из малых
домиков, как разведка донесла о появлении в сопредельной
провинции Фукусима (той самой) двух стеков Фудзивара. Даймё
немедленно повернул назад к ещё не утихомиренному Хитати.
Далее разведка доносит об уходе вражеских стеков. Тьфу ты
пропасть! Сколько времени потеряно на этот глупый маневр.
Снова идём на завоевание домика. Только отошёл, как – раз! –
и оба стека Фудзивара вторгаются в наши пределы. Чтоб им
пропасть! Опять поворачивай оглобли.
Только осенью 1180 года удалось подловить одну из армий
Фудзивара, неосторожно потерявшей связь со второй.
Фактически только на этот 23-й ход произошло первое
более-менее крупное сражение стек на стек. С обеих сторон
было приблизительно по 2,5 тысячи бойцов. Однако Минамото
имели 11 отрядов лучников против 5 у Фудзивара. Впрочем
Фудзивара имели трёх генералов против одного у меня. Но так
как генералы практически не участвуют в рукопашной, это
преимущество не в счёт.
Противник половиной армии занял высокий холм, второй –
прилегающую долину. Победная тактика оказалась
незамысловата. Идём на сближение, выдвигаем лучников,
осыпаем врага стрелами. Он спускается с холма и идёт в
контратаку. Перед нашими лучниками выдвигаются воины с
нагитанами. Их цель – на время остановить превосходящие силы
пехоты врага. Два резервных отряда мечников начинают
систематически вырезать остановленную пехоту с нагитанами.
Тем временем наши лучники превосходящим огнём сметают
лучников и генералов врага. Всё. «Командир убит, конница
разбита, армия бежит». Приблизительно эта же схема с
неизменным успехом применялась и во всех последующих крупных
сражениях.
ВРАГ ГОСУДАРСТВА
1181-й год выдался опасным. Будь враги поактивнее, пришлось
бы отступать. В
окрестностях Хитати сконцентрировались
полтора стека Фудзивары, полстека мятежников и стек карлика
Асикага, решившего лягнуть попавшего в затруднительное
положение гиганта. В самом Хитати заперлась потрёпанная в
сражении армия даймё Еримото. Благо, удалось к тому времени
возвести хоть какой-то частокол вокруг города.
Даймё приказал младшему брату Есицуне поскрести по сусекам,
набрать хоть какую-то армию и двинуться с ней прямо на
столицу Асикаги. Даже если не возьмём, авось отвлечём хоть
один стек противника. Пришлось практически прекратить мирное
строительство, пустив все средства на армию. И практически
все они поступали от внешней торговли. Надо сказать, что в
«Рассвете самураев» я не столкнулся ни с одним отказом
торговать. Кто мог, делал это с удовольствием не в пример
старой Гранд-кампании. Беда лишь в том, что не имея флота,
Минамото никак не могли воспрепятствовать Тайра и Фудзивара
регулярно блокировать порты.
Перелом наступил осенью 1181 года. Есицуне взял столицу
Асикага, выведя из игры их стек, а Есимото в отчаянной
вылазке из осаждённого Хитати уничтожил армию Фудзивара. На
какое-то время активных противников близ наших границ не
стало. Тайра от нас отделяли истекающие кровью самураи дома
Кисо Минамото, Фудзивара зализывали раны, карлики притихли.
Затишье было использовано на формирование и расстановку трёх
армий. Одна предназначалась для бдения за Фудзивара, вторая
для охоты на карликов, третья стояла в сердце страны на
всякий случай. Дело в том, что Кисо Минамото явно
проигрывали войну Тайра. Значит, мы должны быть готовы
открыть новый фронт.
Весной 1183 года даймё обрушился на очередного карлика,
княжество Нитта. Княжество это оказалось в союзе с Кисо
Минамото, который тут же нас и предал. Всё, мы мало того,
что остались в полном одиночестве, имея фронт по всему
периметру границы, так ещё и серьёзно пострадала казна,
лишившаяся серьёзного дохода от торговли с домом Кисо.
Впервые бюджет ушёл в минус.
Впрочем, ни карлик Нитта, ни почти уничтоженные Кисо
Минамото серьёзного сопротивления не оказали. Города падали
один за другим. Оскудевшая казна настоятельно требовала их
разграбления не взирая на честь даймё. И с 1183 года армии
Минамото начали наступление в трёх направлениях сразу. Особо
удачно сложились дела на фронте с Тайра осенью 1184 года,
когда в Северном Синано мы заперли в замке стек воинов с
кучей шевронов, двумя генералами и 5-звёздочным даймё.
Пассивно приняв при штурме полноценный удар стрелами, лучшая
армия Тайра безвозвратно погибла.
Наконец, в 1187 году, захватив 16 провинций, я удостоился
признания Японией, получив почётное звание «Враг
государства».
НИЧТО НЕ НОВО ПОД ВОСХОДЯЩИМ СОЛНЦЕМ
Если сжато сформулировать впечатления от игры, то можно
сказать так. Никаких принципиальных отличий кампании
«Рассвет самураев» от старой Гранд-кампании я не обнаружил.
Экономика по-прежнему сбалансирована довольно жёстко,
содержать многочисленные армии очень трудно. Это и
сдерживает перманентную экспансию. Тактический уровень
отыграл в отрицательную сторону в том, что касается осад и
штурмов. Армия ИИ, сама зажимающая себя в периметре
отсутствующих стен, слишком соблазнительная приманка для
града стрел. Та армия, которая в поле, если и проиграет, то
нанесёт серьёзный урон, да и сама частично отступит, в осаде
уничтожается подобно стаду баранов.
Даже без анализа, просто по ощущениям кампания практически
та же. Отсутствие пороха? Честно говоря, я им и в «Shogun 2»
не особо пользовался. Заменена религия на политические
пристрастия? Фактически это просто замена слов, а не игровой
сущности. Пожалуй, главное, что могло бы дать какую-то
новизну – это новая расстановка сил на карте. Раздробление
её на те же однопровинчатые княжества просто повторяет
прежнюю расстановку. В этом смысле игра совершенно не
изменилась.
Тогда что это? Просто ещё один платный набор новых юнитов? В
каком-то смысле так оно и есть. Стоит ли платить за него 200
рублей? Каждый решает для себя сам, много это за 16 новых
юнитов плюс 10 кораблей или нет. Я во всяком случае,
несмотря на общий тон обзора, не пожалел. |
|