Хотели бы вы побывать в настоящем древнегреческом городе? Провести там денек-другой и обратно?
А пожить в этом древнегреческом городе несколько месяцев вы бы хотели? Уже затрудняетесь с ответом?
Тогда вот вам мой последний вопрос – хотели бы вы таким вот городом-полисом править? Нет? Категорически? Согласен, такой груз ответственности не каждому по плечу.
Ну а если город этот будет не настоящий, а виртуальный? Согласитесь вы в нем стать архонтом, тираном или другим античным правителем? Хватит ли у вас умения превратить захолустную деревушку в богатый полис, который и через века будут воспевать в своих стихах поэты? Если вы согласны испытать себя на этом поприще, то добро пожаловать в «ZEUS: MASTER OF OLYMPUS».
И БЫЛ «ЗЕВС» И БРАТ ЕГО "ЦЕЗАРЬ"
В те времена, когда согласно мифам и легендам Зевс-Громовержец еще только-только победил своего батюшку Кроноса и стал властвовать над миром, в те времена, когда на земле царил еще Серебряный век, а на компьютерах у подавляющего большинства пользователей стоял Windows98, существовала в Соединенных Штатах кампания «Impressions Games». Специализировалась эта кампания на разработке компьютерных игр, и, надо сказать, она на этом поприще преуспевала. Одним из самых узнаваемых (и продаваемых, конечно же) брэндов этой кампании по всему миру был «CAESAR». Под этим названием скрывалась игра – экономическая стратегия о жизни древнеримского города и его обитателей. Из-за своей оригинальности и продуманного геймплея «Цезарь» регулярно приносил своим хозяевам прибыль, и был так популярен, что имел к тому времени (а шел тогда 2000 год) на своем счету два сиквелла – «Цезарь 2» и «Цезарь 3». Но хозяевам этого было мало. И вот тогда-то и родилась в недрах «Impressions Games» идея о создании аналогичной «Цезарю» стратегии, но только не о Риме, а о Древней Греции. Итогом работы в этом направлении и стало появление в начале 2001 года игры «ZEUS: MASTER OF OLYMPUS».
Скажем честно, в плане игровых идей «Зевс» - почти точная копия «Цезаря». Как и в «Цезаре», в «Зевсе» вам придется управлять вверенным вам городом и заботиться о его процветании, ублажая горожан и поднимая престиж вашего города на международной арене. Как и в «Цезаре» вам надо будет постоянно заботиться о том, чтобы ваши амбары и склады ломились от запасов, а граждане не знали недостатка ни в чем – ни в питьевой воде, ни в развлечениях. Главное отличие «Зевса» от «Цезаря» - новая графика. В отличие от своего современника «Цезаря 3», где все изображения были очень мелкими и статичными, графика «Зевса» радует нас крупными насыщенными анимацией изображениями. Графические объекты в «Зевсе» прорисованы до того хорошо, что иногда они заставляют вас забыть об игре и посвятить минутку-другую созерцанию, скажем, того, как в больнице врач проводит операцию, или как на арене стадиона атлеты состязаются в борьбе и метании копья.
Об игровом процессе «Зевса» я вам рассказывать не буду – если вы зашли на эту страницу, значит с «цезарской» серией игр от «Impressions Games» (сейчас эта компания уже не существует, как не сохранился и официальный сайта игры) вы уже знаком, и что-то вам объяснять не имеет смысла. Вместо этого я расскажу вам о тех особенностях «Зевса», которые сделали его индивидуальным, и которые, к сожалению, не были реализованы в других играх той же серии. Речь пойдет о реализации в игре взаимоотношений игрока и богов, а также о военной системе. Начнем, пожалуй, с богов.
БОГИ И ГЕРОИ
В отличие от настоящей Эллады боги и герои в «ZEUS: MASTER OF OLYMPUS» вполне реальны и игроку придется считаться с ними на протяжении всей игры. В игре присутствуют 12 богов и богинь. Это Посейдон, Аид, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, Гермес, Дионис, Гефест, Деметра, ну и собственно сам Зевс-Громовержец. Каждый из богов надзирает за своей вотчиной и может занимать по отношению к игроку как доброжелательную, так и враждебную позицию. В каждой из кампаний различные боги будут то благоволить, то вредить вам. Причем благодеяния и вред каждого из богов будут проявляться именно в той области, которой этот бог заведует - так например Артемида может наполнить ваши амбары свининой, но может и наслать на ваши поля Каледонского кабана. Благоволение богов может проявляться в подарках, «одалживании» своих слуг (так Гефест может одолжить вам великана Талоса, а Арес – своих гоплитов), или самоличном присутствии в городе – находясь в пределах вашего поселения, бог охраняет его и своим видом вселяет в людей уважение к своему правителю. Вы спросите меня, как привлечь бога на свою сторону? Мой ответ – стройте храмы. Стоят культовые сооружения очень дорого, но ведь милость небожителей нам дороже всего.
Вредительство богов также имеет свою четкую градацию. Мелкое хулиганство обитателей Олимпа выражается в основном в накладывании проклятия на «подведомственные» производства. Ступенькой выше стоит появление враждебного бога в городе – затаивший злобу олимпиец совершит коротенькую прогулку по улицам вашего полиса, попутно круша все на своем пути. К слову сказать, при таком посещении хулиганящий бог вполне может встретиться со своим более мирным собратом, который посетил ваш город с дружественным визитом. Выяснения отношений между олимпийцами в этом случае не избежать.ЕСЛИ ПРИДУТ ЦИКЛОПЫ
Верхом же дурного отношения к вам небожителей служить насылание на город чудовищ. Светлые олимпийцы находят забавным натравливать на ваши поселения тугодумов-циклопов и здоровенных кракенов. Что ж, это их право. Вам же достается обязанность спасти свой город от такого непрошенного гостя. Благо, что время для этого обычно имеется – древнегреческие чудища по преимуществу предпочитают селиться на самых дальних окраинах ваших владений, и до поры до времени никого не трогают.
Итак, чудовище напало на ваш город. Кто будет защищать его? Ясно, что ни стража, ни ополчение чудищу не противники. Но кто тогда будет защищать слабых и обездоленных граждан вашего полиса. Ответ ясен – это должен сделать герой. И вам остается только позвать героя.
Но древнегреческие герои знают себе цену. И для того, чтобы заполучить в свои руки такой вот образчик homo heroicus, вам придется порядочно поработать. Для начала городу потребуется обеспечить нашего героя жилплощадью. В игре есть строение для подобных нужд, оно зовется Залом героя и строится бесплатно. Что вроде бы и хорошо – наш герой пока еще почти ничего не стоит городу. Но, построив Зал Героя и войдя в него, вы обнаружите, что герой уже составил для вас список требований, которые нужно выполнить к его приезду. А требования у этих героев, скажу я вам… по сравнению с некоторыми из этих требований сверхтяжелое задание русских народных сказок «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» покажется вам до смешного простым и понятным. Ну зачем, скажите мне, герою Ясону понадобились 28 мешков овечьей шерсти? И что будет делать Геракл с 16 амфорами вина? Особенно, если предыдущим его условием было завоевание принимающим городом главных призов на всех панэллинских играх. Воистину героическая душа – потемки!
Но вот амфоры с вином собраны, шерсть упакована в тюки, а количество лавровых венков на головах ваших атлетов уже перевалило за два десятка. Самое время позвать героя. А позвать его можно из того же Зала. Проходит некоторое время и вот спаситель Эллады появляется на улицах вашего полиса. Вот он чинно проходит мимо городского дворца и заходит в свой зал – там он готовится к битве с чудовищем. А вот он уже во всеоружии выходит на поединок со своим ужасным противником. Дальше следует серия,… хотя нет! Про сам поединок рассказывать я вам не буду – лучше посмотрите на него сами. Тем более что в «Зевсе» прорисовка и анимация героев и чудовищ сделаны, на мой взгляд, очень красиво.
А теперь об армии и военном деле…
ВОЙНА ПО ОЛИМПИЙСКИ
Военная система греческих городов в «Зевсе» в корне отличается от военной системы «Цезаря» и, как ни странно, насквозь пропитана духом историчности. Постоянного войска у полисов нет. Но каждый гражданин города-государства считается военнообязанным, и должен служить в ополчении. Бедняки служат в легкой пехоте и на флоте, а аристократы – в тяжелой пехоте и кавалерии. Все как в настоящих Афинах периода демократии.
Сбор ополчения производится следующим образом: рядом с царским дворцом выставлены шесты со значками отрядов ополчения. Щелкаете по значку – отряд призывается на службу. Около десятка псилов или гоплитов подбегают к дворцу и ждут ваших распоряжений. Теперь вы можете командовать ими. Таким же образом можно командовать и переданными вам богами элитными подразделениями – значки лучниц-амазонок и Черных гоплитов ищите возле храмов Артемиды и Ареса соответственно. Сбор же моряков производится непосредственно в порту, где стоят триеры. Наблюдать за мобилизацией ополчения интересно, но нужно помнить одну простую вещь – большая часть ваших ополченцев относится к занятому населению, и трудится на своих рабочих местах от зари до зари. Так что не увлекайтесь военными сборами – это может негативно сказаться на экономике вашего полиса. Ведь в «Зевсе» даже в тяжелую военную годину никто «за себя и за того парня» вкалывать не будет.
В отличие от системы комплектования армии стратегия и тактика военных действий в «Зевсе» до обидного проста. Все сражения за ваш город производятся на суше. Вы извещаетесь о нападении, вам тут же показывается тот участок карты, где сосредотачивает свои силы враг. Впрочем, написав слово «силы», я явно погорячился. В нападении на ваш город обычно участвует 1-2 соединения гоплитов и 3-4 отряда легких пехотинцев. Вражеских же кавалеристов я вообще видел только один раз. Учитывая это, а также то, что обычно ко времени нападения ваш город уже насчитывает 1-2 тысячи жителей (что при стандартной 10% мобилизации дает вам сотню-другую воинов), любое нападение вам удастся отбить даже легкой пехотой – достаточно будет просто объявить тотальную мобилизацию, собрать свои войска и всей этой огромной толпой навалиться агрессора. Положительный результат гарантирован в ста процентах случаев.
ЭПИЛОГ
С момента выхода игры «ZEUS: MASTER OF OLYMPUS» прошло уже семь лет. Для индустрии компьютерных игр это очень большой срок. За это время появились десятки, если не сотни, новых игр. Далеко шагнули вперед игровая графика, анимация и искусственный интеллект. Но даже на фоне многих современных игр старенький «Зевс» смотрится на редкость уверенно и актуально. Почему так вышло, мы можем только догадываться. Наверное, это результат хорошего воплощения хорошей идеи. Или, другими словами, шедевр…
Если по прочтении этой статьи вам все-таки захотелось поиграть в «ZEUS: MASTER OF OLYMPUS», то я должен вас предупредить – ни на Windows XP, ни, тем более, на Windows Vista «Зевс» не установится. Решение этой проблемы только одно – установка Windows 98 или Millennium на ваш компьютер. |
|