НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы, и новинки игрового мира
Я давно ждал момента, когда можно эдак по-стариковски вздохнуть и проворчать «Эх не те нынче игры пошли что раньше были. Не те… А вот в наше время…» Не то чтобы раньше такого случая не представлялось. Но вот вдохновение клавиатурно-вордовское с такими настроениями редко совпадало. А теперь совпало. И пришло мне откровение - есть все-таки старая игра, которую еще никто не превзошел.
Я говорю о ней. Единственной. «Pax Romana». И пускай в остальные эпохи и жанры переполнены яркими, красивыми и интересными играми, в жанре глобальных стратегий на тему античности ничего совершеннее «Pax Romana» нет.
В этой игре не надо искать достоинства в отдельных ее составляющих. Можно брать любой элемент и рассказывать о нем – не промахнешься. Произошло чудо – когда эта игра только появилась в 2003 году, в сравнении с другими у нее были достоинства и недостатки. Но со временем, когда ничего подобного на тему древней эпохи не выходило – недостатки блекли, мельчали, ссыхались, пока совсем не исчезли.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ РАЙ
В «Pax Romana» можно все. И даже то, что нельзя, но очень хотелось. Дипломатические соглашения, которые можно здесь составлять, это, в самом деле, сложные соглашения, описание которых выглядело бы как серьезный международный договор, уточняющий и прописывающий массу деталей и нюансов. Подписание мирного, учитывает передачу территорий, разного рода контрибуции, возможность запретить вести военные действия без согласия победившей стороны, возможность потребовать распустить армию и сжечь флот (в разных пропорциях – от полного разоружения до частичного), возможность включения побежденного в состав государства победителя на условиях прямого подчинения, вассалитета, формального подчинения, передачи части территорий под опеку(!!!).
Возможность льготных условий торговли, возможность заставить побежденного объявить войну его бывшим союзникам, которые враждебны победителю или находятся в состоянии войны с ним, наконец, возможность запретить побежденному вступать в союзные, вассальные или подопечные отношения с любой третьей стороной, возможность ограничения постоянной численности вооруженных сил побежденного (!!!). И это только мирное соглашение.
Также существует огромная масса возможностей улучшения отношений и налаживания диалога с соседями. Помимо банальных финансовых субсидий (читай: взяток) существует возможность отправления посольств (которое может быть направлено как налегке, так и с подарками для правителя) признания прав соседнего монарха на трон, выдачи соседу разного рода беглецов, дезертиров и диссидентов, предоставления его купцам льготных условий торговли, а также выражение публичного одобрения тем или иным действиям вашего соседа.
Есть также разные союзные договоры. Договор о дружбе просто позволяет улучшить отношения и не накладывает никаких обязательств. Это просто декларация дружеских намерений. А вот союз – это уже более серьезное соглашение, требующее возможного вступления в войну на стороне союзника. Но союз-союзу рознь. Есть чисто формальные союзные договоры, есть возможность создания более конкретных коалиций где «дружат» против конкретного противника.
CASUS BELLI
Помимо массы средств улучшить отношения с соседями, есть также не менее обширный набор способов эти отношения ухудшить. И без них не обойтись, ведь в «Pax Romana» присутствует железный принцип Casus Belli. Никто не может объявить войну без соответствующего повода (как же мне этого не хватало в Total War!!!). Впрочем, в «Pax Romana» вполне можно обойтись и без войны, благо, набор дипломатических средств это вполне позволяет. Можно. Но нужно ли? Это решает каждый сам для себя (а также текущая политическая ситуация за него).
Итак, возникла необходимость начать войну. Для начала можно выразить официальное неодобрение поведению вашего соперника на мировой арене. Если он не отреагирует, или ответит что это «грубое вмешательство во внутренние дела…» то можно повышать таможенные пошлины для его купцов, принимать беглецов и противников режима в своем государстве, поддерживать претендентов на власть, поддерживать мятежников, провоцируя гражданские беспорядки и восстания, можно вообще наложить запрет на торговые отношения с этим государством (ну чем не экономические санкции современности!) наконец, можно провоцировать пограничные стычки и конфликты. Только после серии подобных враждебных действий, может произойти какое-либо событие, которое предоставит в ваше распоряжение тот самый Casus Belli.
Но надо уточнить, что Casus Belli предоставляется лишь на строго определенный срок, продолжительность которого определяется масштабностью предоставившего его события. То есть, если случился мелкий торговый скандал и пострадали только финансы частных торговцев - Casus Belli представится на пару месяцев, а вот если случился вооруженный конфликт на границе – то в распоряжении будет не менее 30 месяцев. По истечении срока Casus Belli, объявление войны будет считаться незаконным. С точки зрения неписанного международного права, которое существовало уже в эпоху эллинизма. И, поверьте лучше дождаться другого повода для войны, а не объявлять ее без всякого повода. Это чревато тем, что никто просто не захочет иметь с вашей державой никаких дел. И весь набор средств войны и мира просто станет бесполезен.
ДОРВАТЬСЯ ДО ВЛАСТИ
Но дипломатическая составляющая это только часть этого шедевра. И не самая главная часть, хотя и одна из самых интересных. Главное в другом… Многие стратегические игры (в том числе и глобальные) предусматривают что игрок безраздельно управляет своим государством. Все его ресурсы, экономика, армия, внутренняя политика находятся полностью под контролем игрока. Для активных действий, где есть непредсказуемый ход событий, где есть хитрые и сильные соперники остается только международная политика и колонизация (где таковая предусмотрена).
В «Pax Romana» для начала нужно дорваться до власти, победить на выборах и только потом появится возможность активно влиять на внутренние и внешние дела государства.
Здесь реализована практически вся сложнейшая внутриполитическая система древнего Рима. Кто-то уже называл эту игру «исторической энциклопедией» и совершенно справедливо. Играть приходится, подобно «Крестоносцам» за одну из аристократических семей Римской республики.
У каждой из этих семей есть свой бизнес, свои предприятия и торговые связи, свои финансы, словом, своя частная экономика, обеспечивающая всю деятельность семейства. Главным образом – политическую.
Молодым и старым членам фамилии придется добиваться должностей путем сложной конкуренции с зубастыми и амбициозными представителями других фракций. Причем, существует целая система государственных постов, которые должен пройти человек, прежде чем получит возможность баллотироваться на высшие посты в государстве – Консула и Цензора. Сначала идет квесторская магистратура, потом должность эдила, претора и только потом (а каждую должность придется занимать ровно год) человек получает право выбираться на пост Консула и Цензора.
КОНСУЛ - ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО
Консул Рима – это не прямой и единоличный правитель государства. В его распоряжении только вооруженные силы и возможность преимущественного внесения в Сенат законопроектов по экономическим, политическим и дипломатическим решениям. «Преимущественного» - потому что все преимущество лишь в неограниченном количестве этих предложений и первенстве рассмотрения предложений консула перед предложениями других сенаторов. Отклонить предложения Консула Сенат способен также легко, как и любые другие.
Но помимо этого важного ограничения существует еще кое-что, не снившееся никакой современной демократии – Консулов всегда двое. И оба могут изрядно попортить друг другу жизнь, если они окажутся врагами. Например, войсками традиционно руководит старший консул, но младший, по решению Сената (если проголосовали за соответствующий закон), может возглавить войска на определенном театре военных действий. И в его силах будет все бездарно просадить, или просто не предпринимать никаких действий, если текущая война не входит в интересы его семьи или он хочет помешать вам добиться в ней побед и триумфов. Может случиться и так, что у двух консулов разные взгляды на приемы ведения войны и один поведет войска на Север, а другой – на Юг, в результате чего никаких слаженных боевых действий не получится. Наконец, командование войсками в определенном регионе может быть предоставлено не только консулам, но и другим должностным лицам (как правило, проконсулам или пропреторам – людям, ранее занимавшим эти должности) если за такое решение проголосует Сенат.
А там и год консульских полномочий минует. Так что Консулу потребуется немалое искусство, чтобы реализовать все свои замыслы.
ДРЕВНЕРИМСКАЯ ФЕМИДА
Кстати, о законопроектах. Да будет известно всем любителям авторитарной и абсолютной власти, полного подчинения экономической и культурное жизни государства своей единоличной воле, что Римская республика – государство правовое и демократическое. Здесь закон превыше всего. То есть объявить войну или заключить мир, вступить в союзнические или дружественные отношения, заключить торговое соглашение или выдвинуть дипломатическое требование, создать новую провинцию или сформировать новую воинскую часть – все должно быть санкционировано соответствующим законопроектом, прошедшим голосование в Сенате.
Да, я не опечатался – если в других стратегиях, по крайней мере, создание войск всегда находится под контролем игрока, то в «Pax Romana» сначала необходимо внести в Сенат законопроект о создании определенного количества подразделений или кораблей, его обсудят и проголосуют и вполне возможно не примут.
Чтобы повысить или понизить налоги в государстве, произвести выдачу населению хлеба или раздачу земель за счет государства, выделить средства на проведение триумфа или награждение отличившихся в войне полководцев, произвести чеканку новой монеты – на все необходимо законодательное решение, прошедшее голосование в Сенате.
Если же вы до того не любите демократию что попытаетесь выражать свое недовольство взятками, шантажем политических противников, шантажем избирателей, подкупом избирателей, избиением сторонников конкурирующего кандидата, подкупом народных трибунов, воровством из государственной казны и заказными политическими убийствами (все это возможно в игре), то придется иметь дело с самой совершенной системой правосудия античности. Члены фракции довольно часто будут представать перед Судом, даже те, кто обладает большим влиянием и богатством.
На «десерт» стоит упомянуть о знаменитом римском изобретении – праве вето. Им, во времена Республики, как известно, обладал Народный Трибун. Стоило такому человеку сказать «Вето» и любой законопроект даже не допускался на голосование. В игре тоже есть Народные Трибуны. Но, прошли те времена, когда они действовали только в интересах народа. В игре они могут быть подкуплены. Чем больше Народных Трибунов подкупит конкретная фамилия, тем большее число законов они могут провалить, даже если большинство сенаторов будет склоняться в их пользу.
НАМЕСТНИКИ И ПРЕТОРЫ
Стоит отметить должности проконсулов и пропреторов. То есть бывших консулов и бывших преторов. Люди, занимавшие когда-то эти должности, находятся в большом почете и из их числа назначаются региональные командиры и губернаторы провинций. Хотя старший Консул командует всеми войсками Республики, командиром, скажем, в Сицилии или в Африке может стать проконсул или пропретор по решению Сената. И в командование его войсками Консул уже не будет иметь права вмешиваться. Проконсул сохраняет командование войсками в определенном регионе в течении трех лет.
Назначение на должность губернатора какой-либо провинции осуществляется жеребьевкой. Надо сказать, что у Италии тоже есть свой губернатор, хотя она не считается провинцией. Роль губернатора Италии выполняет городской претор или Претор Рима. Но он назначается только на один год.
Пропретор или проконсул провинции назначается на срок в три года. Вот тут игроку полное раздолье. Бесконтрольность власти наместника над провинцией, характерная для времен Республики, реализована блестяще – игрок полностью контролирует строительство дорог и оборонительных сооружений, распоряжается доходами от провинции, командует римскими войсками, находящимися в провинции и фактически никому не подчиняется. Во многом такая свобода обеспечена тем, что у провинции собственная казна и собственный бюджет, которые формируются провинциальными налогами. Общегосударственные налоги, также собираемые в провинции, уходят непосредственно в распоряжение Сената.
Но по истечении срока полномочий наместнику придется возвращаться в Рим. И в столице будет проведен подробнейший «разбор полетов». Вполне возможно и судебное преследование, если за время управления губернатор не избежал заражения коррупцией.
В РОЛИ ИМПЕРАТОРА
Если события в игре сложатся так, что на территорию Италии вторгнутся вражеские войска, создавая угрозу Вечному Городу, то в Сенат можно внести проект о назначении Диктатора. Срок его полномочий определяется в один год, что немного не соответствует исторической правде, но мало что можно успеть за каких-то 6 месяцев. В помощь Диктатору назначается Начальник конницы и вместе они осуществляют командование над всеми войсками Республики. Начальник конницы в игре ни за что на самом деле не отвечает, это скорее дань истории, но и полномочия Диктатора касаются только военных действий. Никакой вам власти казнить любого за пределами Рима, никаких неограниченностей. Спас отечество – свободен.
Предложение о Диктаторе может быть внесено также в случае масштабной войны с более чем 3 противниками одновременно и если довольство римского населения, плебса, упало слишком низко и возможно народное восстание.
Еще два титула – это Пожизненный Консул и Император. То ради чего всю игру придется терпеть капризы парламентской демократии – стать, наконец, единоличным правителем. Сам проект, идея пожизненного консульства может прийти в голову только после того, как одна из римских фамилий наберет более 4000 очков влияния. Лишь тогда законопроект о выборе Пожизненного Консула можно внести в Сенат.
Пожизненный Консул это шаг на пути к созданию поста Императора. Только после его избрания можно внести законопроект об избрании Императора. Если Сенат примет таковой, то игра не закончится. Целый год можно наслаждаться неограниченной властью.
Но для Императора очень высок риск стать жертвой заговора сенаторов, недовольных гибелью Республики. Кстати, он и для Пожизненного Консула велик. Если за первый год пребывания у власти Императора не убьют – можно считать, что игра закончена. Можно и не считать, но она все равно закончится. Потому что посвящена Римской Республике, полностью воспроизводя, ее сложные политические, военные и экономические особенности, а Империя это уже тема другой игры.
СЕНАТ И НАРОД РИМСКИЙ
В этой формуле недаром Римский Народ стоит на одном уровне с Сенатом, носителем законодательной власти. От Римского народа – плебса, зависит исход любых выборов. Кроме того, он поставляет рекрутов в римскую армию и на флот. То есть на рабов и тех, кто не имеет римского гражданства можно не обращать внимания – они могут бунтовать, могут проявлять недовольство налогами и создавать целые мятежные армии, но успеху игры это не повредит. Однако если взбунтуется плебс – простые римские граждане, то они могут просто перебить все аристократические фракции во время бессмысленного и беспощадного бунта. Это приведет к коллективному поражению и концу игры.
Кроме того плебс всегда кое-чего требует. Что требует плебс? Ответ на этот вопрос должен знать любой желающий сделать политическую карьеру в Риме. И не в Риме тоже, между прочим. «Хлеба и зрелищ!». Хлеб можно раздавать народу особым постановлением Сената. А зрелища устраивать за свой счет – трагические и комические пьесы, гонки колесниц и бои гладиаторов.
Драматургия позволяет не только развлекать толпу, но и наносить удары по политическим противникам. Можно заказать постановку сатирической пьесы на одну из римских фамилий, поскольку они исповедуют идеологии, в каждой из которых есть что-то смешное. Империалисты – «вымоем сандалии в Понте Эвксинском», Аристократы – утонченные богемные пижоны, Плутократы – хитрые и жадные торговцы, за денарий мать продадут, за два – купят, Популисты – пустые демагоги, всегда готовы лизать народную…народный анус, Изоляционисты – эмм… нормальные ребята (я всегда играю за них).
Для успеха в игре важны влияние и популярность. Влияние зарабатывается путем успеха на выборах, успеха в военных действиях, триумфов, отличий...
ВОЙНА
Можно и о войне… Вопросы погодных условий, теплого и холодного времени года, снабжения, состояния транспортных путей, местности, осадков, качеств вооружения и морали войск проработаны не менее детально, чем в ДП. Более того, битвы в ДП практически не контролируемы игроком, управляемы лишь стратегические перемещения, а в «Pax Romana» возможен выбор построения и тактики, которую применят ваши войска в грядущем бою. Более того, возможно применение разного рода стратегм, доступных командирам в зависимости от их способностей. Стратегм – хитростей, позволяющих применить засаду или ложное отступление, открыть новые построения,
отдать предпочтение обороне или наступлению, вызвать во вражеских войсках мятеж или дезертирство, а также много других возможностей, как в стратегическом режиме, так и прямо на поле боя (который разворачивается отдельным экраном). Режим осады и режим морского сражения также имеет свои особенности и нюансы, говорить о которых было бы долго.
Словом, война – это почти отдельная самостоятельная игра, органически входящая в «Pax Romana».
Резюме:
Много интересных моментов игры вообще не было упомянуто, так что если кому-то это описание покажется слишком длинным, то, заглянув в manual этой игры, можно будет сказать что оно сверх-лаконичное. Ничего не сказано ни о религии, ни о частной экономической деятельности, об особенностях романизации и многом, многом другом. Историзм этой игры настолько высок, что практически все детали жизни Римской республики нашли здесь свое воплощение. Описать их все – еще на много листов работы. А мне уже пора… Ведь скоро придет родня и мне нужно срочно выключить компьютер и одеть темные очки, чтобы скрыть свои красные глазки… Надо спешить, иначе они заберут ее у меня, понимаете? Заберут!