ОТ ВЕЛИКОГО ДО СМЕШНОГО...
Все мы, любители стратегий, уже не раз участвовали в переделе доступного
нам мира. Кто-то делит феодальные земли, прилегающие к замку, кто-то
перекраивает карту Европы или вторгается в Америку, капитаны звездолётов
пуляют друг в дружку бластерами и ракетами с самонаведением, сражаясь,
как минимум, за Галактику, а то и за всю Вселенную. Все мы великие
захватчики, готовые жертвовать жизнями своих виртуальных подданных и
своим же реальным временем для достижения глобальных и эфемерных целей.
Но случалось ли вам с тем же упоением драться за рваный башмак,
брошенный на помойке? Или за дырявый мяч, оставленный за ненадобностью в
грязной луже?
Думаете, я спятил? Вот это – напрасно. Представьте себе: пятница, конец
страшно напряжённой рабочей недели (для учащихся рабочую заменить на
учебную). Начальники (преподы), все неприятности, с ними связанные,
остались на работе и вы их не увидите пару дней. Добираетесь до своего
компьютера, желаете заняться переделом мира и понимаете, что мозгу
рабочая неделя нанесла такой урон, что думать над высокой стратегией он
решительно не в состоянии. Но расслабиться-то тем более необходимо! Ага!
Тут-то и придут на помощь некогда знаменитые Червячки или просто Worms.
Вы про них конечно же слышали, вы их конечно же видели. Не может быть,
чтобы нет. Ведь это такая классика, как… как… как Моцарт в музыке, как
Т-34 в танках, как камикадзе в Японии, как начинка в пироге – все их
видели или уж точно о них слышали. Серия игр Worms стала знаменитой уже
тогда, когда и компьютеров-то у нас с вами не было (а многих из вас и на
свете не было), то есть в страшно далёком 1994 году. И вот уже более
полутора десятилетий они продолжают жить и обзаводиться аддонами. Что,
какие-нибудь хвалёные Казаки или Total War могут похвастаться такой
историей? Не-а, не могут. И Червячки до сих пор не затухли, не умерли, а
продолжают жить (не то, что какие-нибудь Казаки или Стронхулд Крусадер).
В частности, в 2010 году вышла игра Worms: Reloaded, на примере которой
мы и посмотрим, как сегодня Червячки бьются за передел помоек. На новом
техническом и графическом уровнях, конечно.
СЛЕДУЯ КАНОНАМ
Принципы, заложенные в Червячках, можно обнаружить в ряде
предшественников. Да-да, даже у игр эпохи доисторического материализма
могут оказаться предшественники. Например, мне на ум приходят Замки (Castles),
игра, в которой два неподвижных замка пускали друг в друга снаряды через
сложный рельеф местности и с учётом ветра. Даже не помню точно, когда я
впервые увидел их. Тоже где-то в начале девяностых. Условно
Червячков
можно отнести к жанру походовых стратегий. Скажем так, к самому
примитивному подвиду данного семейства. Ведь что такое Червячки? Это –
две команды из нескольких беспозвоночных ползучих воинов, по очереди
пуляющих друг в друга из всевозможного оружия, до полного уничтожения
одной из сторон. Всё. Больше и сказать нечего. То есть самое оно для
изношенного работой мозга.
В Worms: Reloaded присутствуют режимы игры, подходящие и для
десятиминутной разминки (на рабочем месте) и для засиживания за полночь
в попытках пройти очередную миссию кампании. Беспроигрышное сочетание.
Годится и для школьника с прорвой свободного времени и для офисного
сотрудника, делающего вид, что он страшно занят весь день и полночи. Для
любителей рейтингов и прочих сетевых штучек за проведённые бои
начисляются очки, которые можно тратить в магазине, закупая карты,
оружие, ещё что-то. Точно не знаю, так как к таким любителям не
отношусь.
Мне – только мозги поправить. Для этого отлично подошёл режим локального
матча. Это игра двух игроков за одни компьютером. Две команды по четыре
червячка в каждой. Борьба до победного конца. Победного, естественно, не
для всех. Самое оно для семейных баталий. С детьми конечно же. Надо
заметить, что играют эти жулики, как правило, гораздо сноровистее нас,
взрослых. И если вы беспокоитесь за свой имидж непобедимого покорителя
Европы или двадцатикратного чемпиона сражения при Ватерлоо, то с
«цветами жизни» на полях червячных сражений лучше не связывайтесь –
забодают и сильно занизят самооценку.
БАЗУКА - ОРУЖИЕ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ
Арсенал Червячков впечатляет. Вооружены они прямо скажем – до
зубов или до чего там у беспозвоночных есть. В наличии гранаты, динамит,
мины. Из активного оружия базуки, дробовики, ракеты с наведением. По
команде вылетает авиация и наносит авиаудар,
плюётся
напалмом или химикатами. Разве что танков нет. Но их с успехом заменяют
такие курьёзные штуки, как супер-овца или неукротимый бизон. Овца,
выпущенная червячком, носится с блеянием по карте и взрывается. Не
иначе, как кормили её тротилом. Неукротимый бизон тоже та ещё зверюга.
Бегает и бодает всё, что попадётся на пути, пока не забодает насмерть.
Зарывшегося глубоко под землю червяка можно достать бункеропроломом. В
рукопашной в ход пускаются бейсбольные биты, паяльные лампы, приёмы
Джеки Чана или просто пощёчины. Неровности преодолеваются с помощью
прыжков, верёвок ниндзя, турборанцев и даже телепортов.
Борьба происходит на случайно генерируемых картах. Окружение и антураж
можно выбирать по желанию – городская помойка, вокруг которой снуют
автобусы, такси и трамваи; стройка со всеми сопутствующими атрибутами;
джунгли вблизи истуканов с острова Пасхи; льды Арктики (да-да, и там
червячки готовы биться до последнего кольца на своём теле); или даже
лунный ландшафт (туда червячки попали, зацепившись за сапоги Нила
Армстронга). Большую опасность представляют разбросанные по местности
мины или бочки с горючим. Грамотный червячок никогда в них не вляпается,
а вот противника обязательно аккуратно подтолкнёт.
И всегда, даже на Луне, поле битвы окружает грязная лужа. Если не
закончить бой за отведённое на него время, вода в луже начинает
прибывать, постепенно вытесняя бойцов на самые вершинки помойки и в
конечном итоге, поглощая всё. Не хотите утонуть в вонючей жиже –
замочите врага как можно быстрее.
Стратегией игру называют тоже не просто так. Червячки – это вам не
алгебра, в них думать надо. Игра хороша тем, что в ней нет раз и
навсегда определённого пути к победе. Широкий выбор оружия нападения или
защиты определяет приличное количество всевозможных комбинаций его
применения. Случайная генерация карт тоже играет в ворота множественной
вариативности (во загнул, сам не понял что сказал). Практически
отсутствует вундерваффе, так как против любого вроде бы чудо-оружия
всегда найдётся контрприём. Простейший вариант контрприёма – тупо
зарыться на пятнадцать сантиметров (для червячка это очень глубоко) в
грунт, и никакая вундервафля вас не достанет.
Впрочем, и это совсем не то, что обеспечило Червячкам долголетие и
процветание. Главное, наверное, это обаяние игрушки, поддерживаемое
абсурдностью сюжета и прекрасно выполненной озвучкой. Не сказать про
озвучку – ничего не сказать про игру. Любое действие сопровождается
великим спектром звуков и комментариев от главных действующих лиц. Вы
спросите: а что, у червяков есть лица? Есть-есть, у них и руки есть, и
голоса мультяшные. При этом варианты звучания можно изменять в меню.
Кричащие, вопящие, отдающие команды червячки не могут не заставить
улыбаться. Обречённое «о май гат» взирающего на летящую прямо в лоб
ракету червяка в рыцарском шлеме или потирание ушибленного места,
пританцовывание после удачного выстрела – анимация при всей своей
простоте тоже дышит обаянием прямо в ухо.
Жаль, что в обзоре я просто не в состоянии передать всей прелести игры.
Так что вы уж поверьте мне на слово. Или ещё лучше: загрузите Червячков
вечером в пятницу и устройте им форменный Армагеддон. Если при этом
возникает желание бормотать «Вот вам, Дмитрий Анатольевич или Владимир
Владимирович!» (как там вашего начальника или препода зовут?), то вечер
удался на славу.
|
|