WOLFENSTEIN: ВОЗВРАЩЕНИЕ ВИЛЛИ
БЛАЖКОВИЧА
Вы, возможно, даже не подозреваете, но у нас состоялась, натурально,
встреча с прошлым. Никто, конечно, не ждал от Raven Software переворотов
и бархатных революций, но как-то совсем уж неожиданно вышло так, что
Wolfenstein оказался реально существующим воплощением машины времени.
Отбросить в сторону предательски восстанавливающееся здоровье, заменить
контрольные точки на "ручное" сохранение и… кажется, все - никто не
заметит подвоха и примет игру за Return to Castle Wolfenstein
восьмилетней давности. Практически ничто не выдает в Wolfenstein проект
2009 года.
По меркам игрового рынка, все это - маневр удивительной дерзости.
Wolfenstein функционирует на принципах, по которым делали игры десять,
двадцать и чуть ли не тридцать лет назад. Это бесхитростный шутер -
никаких укрытий - с весьма сомнительной графикой, сюжетом и вообще без
всех остальных вещей, которые давно появились в жанре. Еще невероятнее,
что Activision с большими усилиями продвигает его именно на консоли
современного поколения, где давно уже приняты совсем другие стандарты.
Wolfenstein, как очнувшийся от анабиоза неандерталец, не представляет,
что вокруг происходит, а поэтому, на всякий случай, сразу же бьет вас
дубинкой по темечку. В итоге, игрок, ошарашенный и оглушенный, просто не
может самостоятельно нажать на кнопку выхода...
Чтобы вы лучше понимали ситуацию: по "родословной" серии Wolfenstein
приходится продолжением ремейку игры 1992 года. Предполагалось, что это
будет подлая эксплуатация ностальгии, тур по местам боевой славы и
теплая встреча с Вилли Блажковичем - возможно, первым запомнившимся
героем видеоигр. И вдруг получилось практически наоборот: Wolfenstein
вместо того, чтобы ностальгию вызывать, ее полностью удовлетворяет.
Raven Software сознательно и с удовольствием игнорирует буквально все
последние достижения, рисуя на экране идеальный шутер 90-х.
Это, собственно, первый шутер за последние годы, который держится только
на одном - на стрельбе. Любой последний экшн со стороны выглядит
огромной конструкцией с кучей надстроек и пришитых частей из других
жанров. Шутеры объединяли с RPG, добавляли новые возможности и даже
отводили камеру за спину героя - все это, на самом деле, очень здорово,
именно так и должно быть. Но опыт Wolfenstein теперь наверняка будут
изучать и другие компании. С невозмутимым лицом он предлагает вам только
одно - стрельбу. И от этого, как ни странно, только выигрывает.
ТРУДНО ЖИТЬ БЕЗ АВТОМАТА
Wolfenstein
практически не дает расслабиться. Только Вилли прибывает на задание, как
на вокзал нападают фашисты, герой хватает трофейный автомат, закидывает
за плечо винтовку и прячется за ближайшими ящиками. Все остальные восемь
часов - чистой воды культ стрельбы из автоматического, мифического и
фантастического оружия. Отложившиеся где-то в коре мозга рефлексы
работают безупречно: быстрые перебежки, зажатая кнопка "присесть" и
привычка, простите, "стрейфить". На самом деле, не так уж важно,
понимаете ли вы, что это значит - Wolfenstein не обижает новичков и
охотно дает подсказки.
Здесь вас подробно инструктируют об улучшениях оружия, водят на какие-то
черные рынки и даже пускают слоняться по городу без особой цели, но,
поверьте, сами авторы ждут от вас только того, что вы возьмете в руки
автомат и расстреляете немецкий патруль. А потом еще один, еще, и так до
самого конца. Патрули сменяют целые взводы, потом из ближайших ворот
неожиданно выскакивает закованный в броню огнеметчик, появляются маги, а
чуть позже и весь спектр героев дешевой фантастики. Третий рейх опять
нагло эксплуатирует оккультные науки и с маниакальной настойчивостью
отправляет в бой ожившие мифы средневековой Европы. Хотя самому Вилли до
этого нет никакого дела: любую тварь он разглядывает не дольше
нескольких секунд и исключительно через прицел. Нацисты, как обычно,
громко предлагают Блажковичу выйти из-за угла и драться как мужчина, на
что Вилли отвечает такой же громкой очередью. А звуки очередного
взрывающегося дирижабля или завода порой перекрывают эти милые беседы.
АННИГИЛИРУЙ ЭТО
Raven Software, пусть и не специально, учитывает ровно один современный
тренд - феномен "кидалтов". Средний возраст играющей части населения
сегодня перевалил за 30 лет, и среди целевой аудитории Wolfenstein
обязательно найдутся люди с нужными воспоминаниями и впечатлениями. На
них, в общем-то, и рассчитывают авторы, для всех остальных, будто в
оправдание, добавлены какие-то куски из современных игр. Проблема в том,
что Wolfenstein это совершенно не идет. Якобы открытый город на самом
деле служит только для того, чтобы добираться от одной ключевой точки к
другой, злобно расстреливая фрицев на пути. Так же странно выглядит
желание уложить приключения Блажковича в дорогую и интересную историю.
Ирония в следующем: американец, истребляющий оккультных немцев - само по
себе уже веское оправдание для существования игры.
Raven Software из этого делает какую-то дикую фантастику: Вилли топит "Тирпиц",
находит паранормальный амулет древних цивилизаций и практически в
одиночку собирается сорвать немецкие планы мирового господства.
Иначе выходят несуразицы и глупости: организация сопротивления, в версии
"1C" почему-то названная "кружком", полностью оправдывает свое
локализованное название. Подпольщики прячутся за дверями,
проштампованными их секретным знаком, и действуют совсем не скрытно. И,
конечно, не обошлось без предателя и финала с пошлым многоточием.
За игру Вилли успевает перестрелять чуть ли не всех средневековых
мифических чудовищ и половину германской армии. В этом, наверное, можно
усмотреть издевку разработчиков: какие позиционные бои, какая тактика,
какие тонкие ходы? Блажкович, что называется, бьет ногой с разворота в
прыжке - за плечами весь немецкий арсенал, оккультный амулет с
суперспособностями и четыре ящика патронов.
Типичный
бой в Wolfenstein выглядит как сценка из комикса о гипертрофированном
супергерое. Вилли выпускает в фашистов весь магазин, добивает кого-то из
снайперской винтовки, и тут неожиданно появляются подозрительно быстрые
солдаты или полуобнаженные окровавленные медсестры. В руках же героя в
этот момент обычно оказывается фотонная пушка, ручная базука или вот
ручной - мы не шутим - аннигилятор.
ГЕРОЙ НАЦИИ
Если бы Wolfenstein только и состоял из таких вакханалий, никто бы
всерьез не обиделся. Но у Raven Software проскакивает порой что-то
похожее на амбиции - эта не та студия, которая довольствуется малым.
Буквально через двадцать минут после начала игры повстанцы взрывают
подозрительный поезд, и вы вместе с фашистами вдруг оказываетесь в
невесомости. Минутная заминка - перестрелка продолжается уже в воздухе,
без гравитации. И так постоянно - только вы привыкаете равномерно
расстреливать немцев, как в кадре неожиданно что-то взрывается, горит
или появляются солдаты с ракетными ранцами и полуразложившиеся маги.
Окружение также меняется в такт: взяв штурмом готическую церковь, внутри
которой фашисты, конечно, установили портал в другое измерение, вы
отправляетесь захватывать пугающий госпиталь или подозрительную ферму.
Без другого измерения тоже не обошлось, хотя выглядит оно скучнее, чем
огромный цеппелин с модифицированной армией рейха на борту.
Удивительнее летающих лабораторий или паранормальных немцев может быть
только амулет Блажковича - странная штуковина открывает измерение Тени.
Среди достопримечательной там не только враги, которых нельзя увидеть в
мире обычном, но и летающие червяки, собирающие электроэнергию. Кому и
зачем - непонятно, но если их расстрелять, кольчатые "замкнутся" на
ближайших врагах. По ходу своих приключений Вилли собирает кристаллы с
определенными суперспособностями, но это уже не столь важно. В
Wolfenstein, как всегда, играть надо как минимум на предпоследней
сложности, а амулет чаще всего только опошляет затянувшееся
противостояние Блажковича и нацистов.
В зависимости от того, занимает ли серия Wolfenstein место в ваших
воспоминаниях и готовы ли вы мириться с установленными правилами,
Wolfenstein образца 2009 года может показаться как громким провалом, так
и лучшим шутером года. |
гер |